Главные вкладки

    "Причины и формы проявления детской агрессии".
    консультация (младшая группа) на тему

    Винникова Наталья Ивановна

    Консультационный материал для родителей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Родителям на заметку.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ

    В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

          Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.

        В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослых. Выражается это чаще всего вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью. Причиной такого поведения является блокирование желаний или намеченной программы действий в результате применения воспитательных воздействий. Такое поведение ребенка вызвано состоянием дискомфорта, фрустрации или беспомощности. Такое поведение  агрессивным можно считать весьма условно, так как у ребенка нет намерения причинить ущерб окружающим .

    В более позднем возрасте на первый план все активнее выдвигаются конфликты и ссоры с ровесниками, связанные с обладанием вещами, чаще всего игрушками. По данным Х.Хекхаузена, доля таких конфликтов у полуторагодовалых детей составляет 78%. В этот же период развития более чем в пять раз возрастает число случаев использования детьми физического насилия, вспышки ярости становятся более целенаправленными и в поведении ребенка отчетливо прослеживается реакция нападения. В этом возрасте усиливается исследовательский инстинкт и значительно расширяются социальные контакты ребенка. С другой стороны, ребенок  сталкивается с системой новых для его опыта запретов, ограничений и социальных обязанностей. Попадая в конфликтную ситуацию между любознательностью и родительским «нельзя», ребенок испытывает депривацию – ограничение возможности удовлетворения своих потребностей, и воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что  в ребенке  просыпаются злость, отчаяние, агрессивные тенденции.

    В дошкольном возрасте проявления агрессии во многом обусловлены социально-психологическими факторами и связаны с процессами полоролевой идентификации ребенка,  особенностями взаимоотношений  в семье, особенностями воспитания и в частности наказания ребенка, научением агрессии в общении со сверстниками и в масс-медиа, индивидуально-личностными особенностями ребенка. Причем, именно дошкольный возраст исследователи называют сензитивным для закрепления агрессивного поведения. Исследования показывают, что агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей дальнейшей жизни .

    Рассмотрим причины и факторы возникновения детской агрессии подробнее.

    Гендерные различия в агрессивном поведении детей. Родители в старшем дошкольном возрасте  начинают занимать  более дифференцированную позицию в отношении поведения ребенка, то есть воспринимают его не только как «ребенка» но и как «мальчика» или «девочку», запрещая и поощряя при этом разное поведение. В связи с этим и начинает различаться агрессивное поведение детей. Так, например, игра мальчиков отличается большей агрессивностью, чем игра девочек. Также, исследователи отмечают различия в проявлениях агрессивности: если в 2–летнем возрасте в арсенале средств проявления агрессивности мальчиков и девочек примерно в одинаковой пропорции встречаются плач, визг и взаимные шлепки, то к 4 годам фрустрация, неудачи вызывают у них неодинаковую реакцию: мальчики большей частью дерутся, а девочки визжат. В дальнейшем у детей разного пола наблюдаются существенные различия в форме выражения агрессии: у дошкольников и младших школьников соотношение форм выражения агрессии противоположно: у мальчиков преобладает физическая агрессия, у девочек– вербальная. Позднее у мальчиков младшего подросткового возраста тенденция изменяется: вербальная агрессия становится доминирующей и они чаще прибегают к словесному способу выражения негативных чувств, чем девочки того же возраста. С возрастом эти модели закрепляются: число проявлений агрессии в поведении девочек постепенно сокращается, они становятся менее агрессивными, даже если в раннем детстве они были очень драчливы.

    Агрессивное поведение и условия семейного воспитания детей. На становление агрессивного поведения влияет (1) структура семьи (наличие или отсутствие отца) и  (2) стиль воспитания и взаимоотношений в семье.

    (1) Структура семьи. Мальчики, имеющие отца, проявляют больше агрессивности, чем мальчики, выросшие без отца; в  семьях же, где нет отца, основы мужских черт у сыновей возникают медленнее и мальчики – менее агрессивны и более зависимы .

    (2) Стиль воспитания и взаимоотношений в семье. По данным исследователей, на социализацию агрессии оказывают влияние два основных фактора. Первый – это образец отношений и поведение родителей: в семьях агрессивных детей выявлена большая распространенность агрессивных проявлений со стороны взрослых по сравнению с семьями неагрессивных детей. Второй  фактор -  характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих, в частности, была установлена связь между родительским наказанием и агрессией у детей. Выделяют ряд деструктивных типов воспитания, наиболее характерными из которых являются гиперопека, характеризующаяся чрезмерным вниманием родителей к ребёнку, подавлением самостоятельности, лишением ребенка возможности взаимодействовать с другими детьми и чрезмерным контролем; и гипоопека, при которой отмечается недостаточное внимание к ребенку со стороны родителей и недостаточное участие родителей в жизни ребёнка в целом. Родители, применяющие крайне суровые наказания, использующие чрезмерный контроль или, напротив, не контролирующие своих детей, чаще сталкиваются с агрессией своих детей. Также было обнаружено, что мальчики, чьи родители применяли суровые методы воспитания, были высокоагрессивны во взаимодействии со сверстниками и взрослыми вне дома, хотя проявляли мало прямой агрессии по отношению к родителям. К тому же, данные ряда исследований свидетельствуют, что мальчиков родители чаще подвергают физическим наказаниям, чем девочек, а более частые и сильные наказания воспитывают у мальчиков и большее сопротивление.

    Некоторые современные психологи  в качестве основной причины, порождающей агрессию в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте,   рассматривают депривацию. Ю. М. Антонян, М.А.Панфилова считают основной причиной  агрессии тревожность, которая как  свойство формируется в глубоком детстве  в результате  нарушения эмоциональных связей с матерью, т.е. депривации. Тревожность создает охранительное поведение и в свою очередь  порождает пониженную самооценку.

    В качестве основных причин проявления агрессивности в детском возрасте   рассматривают:

    1) стремление привлечь к себе внимание сверстников;

    2) ущемление достоинства другого с целью подчеркивания  собственного превосходства;

    3) защита и месть;

    4) стремление быть главным;

    5) стремление получить желанный предмет.

     Дошкольный возраст исследователи называют основополагающим для формирования агрессивного поведения детей.  Биологические процессы протекают в социальном контакте, а внешняя среда в значительной мере влияет на характер реакций; оба фактора (социальный и биологический) сочетаются с личностными, - их взаимодействие в совокупности и приводит к формированию агрессивного поведения ребенка и агрессивности как личностной черты.

    Родители должны быть максимально внимательны к поведенческим реакциям своих детей, чтобы на раннем этапе выявить какие-либо проблемы.

      В работе с агрессивными детьми важно занять безоценочную позицию: не делать оценочных замечаний таких как «нехорошо так говорить», «нельзя так поступать», поскольку подобные замечания не способствуют установлению контакта с ребенком.

    В целях проведения успешной коррекции можно выделить следующие принципы, на которых строится взаимодействие взрослого с ребенком  в ходе совместной работы:

    - Контакт с ребенком;

    - Уважительное отношение к личности ребенка;

    - Положительное внимание к его внутреннему миру;

    - Безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом;

    - Сотрудничество с ребенком – оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля.

    Работа со старшими дошкольниками с учетом соблюдения принципов проведения занятий, приведет по нашему мнению к снижению агрессивного поведения. Это будет обусловлено тем, что у детей снизится тревожность, дети научатся снимать внутреннее напряжение неагрессивными способами, научатся регулировать свое поведение, осознавать его, решать возникающие конфликтные ситуации вербально, продуктивно.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Агрессия у детей и подростков: Учебное издание / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб.:Питер, 2006. 204с.
    2. Бабкина, Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе:
      пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Н.В. Бабакина.  М.: Айрис пресс, 2005.  78 с.
    3. Беневольская Т.Б. Диагностика агрессивных проявлений в старшем дошкольном возрасте // Психологическая наука и образование. 2007. №1.– C. 49 – 59.
    4. Берковиц, Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль / Л. Берковиц– М., 2002. – 512 с.
    5. Калинина С. Б. Психология агрессии. Тверь, 2008.  - 120с.
    6. Колосова С. Л. Детская агрессия. М., 2004. – 108с.
    7. Колосова С.Л. Особенности дезадаптивных проявлений у детей с агрессивным поведением при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному // Вопросы психологии.  2006.  № 6. - C. 24-30.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Причины и последствия детской агрессии

    Статья о причинах детсой агрессии, её влиянии на поведение ребёнка. Пути преодоления детской агрессивности. Роль семьи в проявлении детской агрессии. Памятка для родителей....

    Причины детской агрессии и способы решения

    В этой статье говорится о причинах проявления агрессии у детей дошкольного возраста, а также о том, что предпринимать педагогам и родителям....

    Памятка для родителей «Детская агрессия. Причины и способы её преодоления»

    Среди существующих нарушений у детей дошкольного возраста данная проблема самая распространенная. Детская агрессивность выражается в готовности к поведению, которое противоречит нормам поведения в общ...

    Доклад «Агрессия - как форма проявления девиантного поведения»

    Проблема отклонения в поведении – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Причины и предпосылки девиации необходимо искать, начиная с дошкольного возраста (от 3 до 7 лет), так как именно...

    Проявление детской агрессии

    Агрессивное поведение — это наиболее распространенный способ реагирования на срыв какой-то деятельности, на непреодолимые трудности, ограничения или запреты. В обществе такое поведение называют неадек...

    Курсовая работа на тему "Причины формирования агрессивного поведения детей дошкольного возраста, формы проявления, пути преодоления."

    Курсовая посвящена теоретическому исследованию причин формирования агрессивного поведения у детей дошкольного возраста....

    Проявление детской агрессии

    Из этой статьи Вы узнаете как проявляется агрессия у дошкольников и какими методами ее устранить!...