Доклад «Агрессия - как форма проявления девиантного поведения»
консультация по коррекционной педагогике на тему

Проблема отклонения в поведении – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Причины и предпосылки девиации необходимо искать, начиная с дошкольного возраста (от 3 до 7 лет), так как именно в этом возрасте закладывается фундамент для формирования и развития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gmo_agressiya.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА»

Выступление на ГМО по теме:

«Агрессия - как форма проявления

 девиантного поведения»

Подготовила

педагог-психолог

Артамонова Р.Ф.

В настоящее время термин «девиантное поведение» используется в двух основных значениях. Первое – в значении поступка, действий человека, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам. Второе – в значении социального явления, выражающегося в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным в данном обществе нормам и ожиданиям.

Девиантное поведение человека – многоплановое социальное явление. Оно проявляется в самых различных сферах его жизнедеятельности. Каждому из них свойственны определённые признаки и формы проявления.

Проблема отклонения в поведении – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Причины и предпосылки девиации необходимо искать, начиная с дошкольного возраста (от 3 до 7 лет), так как именно в этом возрасте закладывается фундамент для формирования и развития личности.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, возникающих в работе с детьми дошкольного возраста. Считаю важным изучение агрессивности в дошкольном возрасте, в то время,  когда эта черта находится в стадии своего становления и когда ее можно корригировать.

Многие психологи справедливо отмечают, что об агрессивности нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям, необходимо знать ее мотивы и сопутствующие ей переживания. Думаю, многие согласятся с тем фактом, что агрессивное поведение это достаточно обычное явление для детского сада.  

Наблюдая за поведением детей в адаптационный период, мы отмечаем такие проявления агрессивного поведения как  желание отобрать игрушки, драки, кусания и прочее. Эти  действия совершаются импульсивно и неосознанно, поэтому причину вышеописанного поведения мы видим во внутрисемейных отношениях. Именно в семье ребенок проходит первичную социализацию. На примере отношений  с родителями он учится взаимодействовать с другими людьми.

В настоящее время семья признается основным социальным источником формирования агрессивного поведения. Это могут быть прямое физическое насилие, холодность, оскорбления, негативные оценки, подавление личности или эмоциональное неприятие ребенка. Члены семьи могут демонстрировать агрессивное поведение сами или подкреплять агрессивное поведение ребенка, выражая гордость его победой в драке. Проблема недостатка общения с родителями усугубляется ростом разводов. Известно, что для полного преодоления такой ситуации, как развод родителей, ребенку требуется не менее двух лет. Для развития ребенка также неблагополучной является ситуация, если  он один в семье. Также взаимоотношения малыша с братом или сестрой являются основополагающими для научения агрессивному поведению.

Вследствие вышеизложенного, психологическую помощь на данном этапе развития необходимо начать оказывать в форме консультирования родителей, педагогической коррекции выявленной семейной ситуации. С воспитателями группы предлагается проведение бесед, так как игнорирование агрессивного действия со стороны ребенка способствует повторению девиантного поведения.

Кроме того, родителям и воспитателям необходимо помнить, что их личная агрессивность способствует закреплению у детей такого же поведения. На агрессию никогда нельзя отвечать агрессией, взрослый должен показать ребенку пример конструктивного разрешения возникшего конфликта. За агрессию нельзя строго наказывать – это также закрепляет негативизм. Наверное, невозможно полностью устранить агрессию из повседневной жизни, однако необходимо научиться контролировать, сдерживать, предотвращать агрессию, избегая при этом грубости. Это достаточно сложная, но вполне посильная задача для каждого взрослого человека. Обучение родителей и воспитателей способам купирования агрессивных выходок – это одна из задач психологического консультирования.

Далее хочется отметить специфические различия агрессии у детей трех и пяти-шести лет. В три года ребенок еще не может свое недовольство спрятать в себе, поскольку его поведение не регулируется волевыми усилиями. В раннем возрасте он может лишь подражать близким взрослым, ведь подражание – это один из главных путей познания мира. А вот в пять-шесть лет агрессивный характер поведения – это специфическая форма взаимоотношения ребенка с другими сверстниками.

В результате наблюдений за дошкольниками пяти-шести лет отмечаются разнообразные формы агрессивного поведения. Наиболее часто отмечаются: жалобы, агрессивные фантазии, оскорбления; фиксируются случаи физической агрессии, такие как поломка чужих игрушек и даже прямая агрессия.

Были установлены причины проявлений агрессивности: стремление привлечь к себе внимание сверстников, ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть свое превосходство, защита и месть, стремление быть главным, стремление получить желанный предмет.

При более углубленном обследовании детей с амбивалентным поведением, выделяется недостаточное развитие коммуникативных навыков, сниженный уровень саморегуляции, повышенное количество страхов, тревожность, неразвитость игровой деятельности, нарушения в отношениях со сверстниками.

Усилия нужно направить на поиск позитивных способов работы с гневом.

Группа детского является, по сути, первым детским обществом, где ребенок приобретает начальный социальный опыт контактирования со сверстниками. Группа сверстников помогает ребенку оценивать свое поведение, сравнивать его с поведением других детей и прислушиваться к их мнению о себе. Не надо забывать, что сверстники могут давать пример положительного поведения. Дружелюбие, сотрудничество, доброта могут усиливаться под воздействием детского коллективизма. Ведь дети дошкольного возраста добрых и отзывчивых сверстников любят больше, чем агрессивно настроенных.

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию и сопереживанию можно проводить через ролевые игры, где ребенок будет ставить себя на место других, и оценивать свое поведение со стороны. Необходимо обучать детей навыкам распознавания и контроля; умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

Работа воспитателей и психолога строится на формировании чувства общности с другими детьми, желании видеть и понимать сверстников, а также на преодоление внутренней изоляции ребенка, чтобы уже к 6-7 годам (к обучению в школе) развилась способность к адаптации и саморегуляции.

Итак, актуальность данной проблемы определяется необходимостью более глубокого изучения, а также проведению психопрофилактической и психокоррекционной работы.

Приложение

Игры с агрессивными детьми


Подвижные игры. 

"Обзывалки" (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: "Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: "А ты, ..., морковка!" Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: " А ты, .... солнышко!" Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

"Два барана" (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность "легальным образом" выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: "Рано-рано два барана повстречались на мосту". Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки "Бе-е-е". Необходимо соблюдать "технику безопасности", внимательно следить, чтобы "бараны" не расшибли себе лбы.

"Тух-тиби-дух" (Фопель К., 1998)

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

        "Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований.. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: "Тух-тиби-дух". Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово
    Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово "Тух-тиби-дух" сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

"Попроси игрушку" — вербальный вариант (Карпова 6.В., Лютова Е.К., 1999)

Цель: обучить детей эффективным способам общения.

Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1:" Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать". Инструкция участнику 2: "Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали". Затем участники 1 и 2 меняются ролями.
"Попроси игрушку" — невербальный вариант (Карпова Е. В., Лютово 6. К., 1999)

Цель: обучение детей эффективным способам общения.

Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д.). После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: "Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?", "Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?" Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия.

"Прогулка с компасом" (Коротаева Е.В., 1997)

Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.

Группа разбивается на пары, где есть ведомый ("турист") и ведущий ("компас"). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом "туриста не может общаться с "компасом" на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий — других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.

"Зайчики" (Бордиер Г. Л. и др., 1993)

Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их.

Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.

Например, ведущий говорит: "Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит... А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения". Кроме упражнения "Зайчики" рекомендуется проводить упражнения на релаксацию мышц, которые подробно описаны в разделе "Как играть с тревожными детьми". "Я вижу..." ( Карпова Е.8., Лютова Е.К.. 1999) Цель: установить доверительные отношения между взрослым и ребенком, развивать память и внимание малыша. Участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание словами: " Я вижу..." Повторять один и тот же предмет дважды нельзя.

"Толкалки" (Фопель К., 1998)

Цель: научить детей контролировать свои движения.

Скажите следующее: "Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: "Стоп". Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.

"Жужа" (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.

"Жужа" сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. "Жужа" терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет "Жужей". Взрослый должен следить, чтобы "дразнилки" не были слишком обидными.

"Рубка дров" (Фопель К., 1998)

Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и "истратить" ее во время игры.

Скажите следующее: "Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: "Ха!"" Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

"Головомяч" (Фопель К., 1998)

Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу. Скажите следующее: "Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате". Для детей 4—5 лет правила упрощаются: например, в исходном положении можно не лежать, а сидеть на корточках или стоять на коленях.

"Аэробус" (Фопель К., 1998)

Цель: научить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по "команде" дает уверенность и спокойствие.

"Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу "летать"". Один из детей (по желанию) ложится животом вниз на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета. С каждой стороны от него встает по три человека. Пусть они присядут и просунут руки под его ноги живот и грудь. На счет "три" они одновременно встают и поднимают Аэробус с поля... Так, теперь можно потихонечку поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит "полет" по кругу и снова медленно "приземлится" на ковер".

Когда Аэробус "летит", ведущий может комментировать его полет, обращая особое внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Вы можете попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда вы увидите, что у детей все получается хорошо, можно "запускать" два Аэробуса одновременно.

"Бумажные мячики" (Фопель К., 1998)

Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.

Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик. "Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: "Приготовились! Внимание! Начали!" Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду "Стоп!", вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию". Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.

"Дракон" (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — "голова", последний — "хвост". "Голова" должна дотянуться до "хвоста" и дотронуться до него. "Тело" дракона неразрывно. Как только "голова" схватила "хвост", она становится "хвостом". Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

Игры за партами 

"Глаза в глаза" (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.

"Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: "я грущу", "мне весело, давай играть", "я рассержен", "не хочу ни с кем разговаривать" и т.д. После игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.

"Маленькое привидение" (Лютова Е. К., Монина Г. Б.)

Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев. "Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук "У". Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить "У", если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить". Затем педагог хлопает в ладоши: "Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!"


Авторы: Лютова Е.К., Монина Г.Б. : "Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми"