Автоматизация звуков через игры и упражнения в условиях семьи
консультация по логопедии (старшая группа)

Романова Наталия Николаевна

Данная консультация поможет родителям  ввести в речь своих детей поставленные учителем - логопедом звуки на индивидуальных коррекционно – логопедических занятиях. И так, звук или звуки поставлены, т.е.  ребенок может изолированно произносит звук. В свободном общении он еще данный звук не употребляет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r_avtom.zvukov.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Автоматизация звуков через игры и упражнения в условиях семьи.

Уважаемые родители, данная консультация поможет вам   ввести в речь своих детей поставленные учителем - логопедом звуки на индивидуальных коррекционно – логопедических занятиях. И так, звук или звуки поставлены, т.е. ваш ребенок может изолированно произносит звук. В свободном общении он еще данный звук не употребляет. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на  этапе так называемой «автоматизации».

   Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.  С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление  условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

   К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

   У детей с нарушениями  звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д.    Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

   Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

автоматизация звука в словах (прямой/ обратный слог);        

автоматизация звука в предложениях;

автоматизация звука в чистоговорках, потешках, загадках, скороговорках и стихах;

автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

автоматизация звука в разговорной речи.

  В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.

   Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи,  на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

   Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных  звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 5-15 минут в день.

   Чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Задача учителя - логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть.

   Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения для автоматизации звуков, к которым не обязательно готовить речевой материал и они не займут много времени, в них можно играть вы идете домой, гуляете на площадке возле дома, в магазине совершаете покупки и т.д.

«Посмотри вокруг». Играть можно когда вы идете домой с ребенком из детского сада, прогулки и т.д.

-Посмотри вокруг, найди и назови слова, в названии которых есть звук…, называете тот звук, который в данный момент находиться в стадии автоматизации. Можно сначала взрослому найти и назвать несколько слов – предметов, чтобы ребенку было интереснее играть с вами, ведь мама или папа тоже ищет слова вместе с ним.

«Назови со звуком…». Подумай и назови с заданным звуком слова, которые обозначают: посуду, одежду, животных и т.д. Данная игра позволит закрепит сложный звук, а так же формировать фонематическое восприятие, активизировать словарь по лексическим темам.

«Найди картинку». Предлагаем ребенку найти картинки, в названии которых слышим заданный звук,  из старых журналов, газет, вырезать их и наклеить в тетрадь. Закрепляем данным упражнением не только звук, но и развиваем мелкую моторику, внимание.

«Один - много». Взрослый называет слова с заданным звуком, а ребенок должен четко произнося изучаемый звук, назвать данные слова во множественном числе. Закрепляем звук в речи, совершенствуем грамматический строй речи, внимание.

«Веселый повар». Можно предложит дома приготовить блюда, которые будут состоять из продуктов, в названии которых есть заданный звук. Поверьте, ваш ребенок с удовольствием будет вам помогать и старательно искать и произносить слова с заданным звуком.

   Можно очень долго перечислять упражнения,  которые помогут преодолеть трудный звук вашему ребенку. Главное, старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.

Литература: Л.А.Комарова «Автоматизация звука в игровых упражнениях».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Автоматизация звука [Л] в игровых упражнениях"

Презентация  предназначена  для индивидуальных занятий логопедов и родителей....

Тетрадь по автоматизации звука Р в игровых упражнениях

Использование игровых  приемов при автоматизации звука Р  способствует успешному формированию звукопроизношения у детей с нарушениями речи....

Автоматизация звука [Л] в игровых упражнениях.

Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и упражнениях....

Мастер-класс для родителей "Автоматизация звуков через расширение семантических полей слов".

Система работы по автоматизации звукопроизношения через расширение семантических полей слов, развития валентностей и функции словоизменения является апробированной и эффективной формой речевой работы ...

Буклет для родителей по автоматизации звуков через расширение семантического поля.

Слово усваивается ребёнком быстрее и прочнее, если обучение его употреблению связано с его смыслом, а в процессе работы над словом устанавливаются ассоциативные связи....

Мастер-класс для родителей по автоматизации звуков в играх и игровых упражнениях " Учимся, играя"

Мастер-класс дл родителей  по автоматизации звуков в играх и игровых упражнениях " Учимся, играя"Цель мастер-класса: повышение мотивационной готовности родителей к активному участию в к...