Развитие фонематического слуха
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Кузьмина Мария Сергеевна

Фонематический слух - основа правильной речи.

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить.    

Вашему вниманию представляю игры на развитие фонематического слуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры для развития фонематического слуха

Подготовил учитель-логопед Кузьмина М.С.

Фонематический слух - основа правильной речи.

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить.

Работа по развитию фонематических процессов проводится поэтапно.

Первый этап – узнавание и различение неречевых звуков.

Второй этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звукоподражаний, слов, фраз.

Третий этап – различение слов, близких по своему звуковому составу.

Четвертый этап – дифференциация слогов.

Пятый этап – дифференциация фонем.

Шестой этап – развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

   Вашему вниманию представляю игры и упражнения первого этапа.

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развиваются способности узнавать и различать неречевые звуки. Эти упражнения способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

   Игра «Отгадай музыкальный инструмент».  На столе перед ребенком находятся несколько музыкальных инструментов. Ребёнку предлагается назвать инструменты, запомнить звучание каждого инструмента.   Затем малышу предлагается без зрительной опоры (ребенок или отворачивается, или игрушка закрывается ширмой) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество игрушек увеличивается постепенно с трёх до пяти.  

   Игра «Отгадай звучащую игрушку». Для игры понадобится несколько звучащих игрушек, издающих разные звуки (свисток, дудочка, погремушка, музыкальная шкатулка и т.д.). Игра проводится аналогично предыдущей

   Игра «Угадай, что звучит». Ребёнку предлагается послушать звук (шум дождя, шелест листьев, звук мнущейся бумаги, звук переливающейся воды и т.д.).

Затем малышу предлагается без зрительной опоры (ребенок или отворачивается, или игрушка закрывается ширмой) отгадать, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество звуков увеличивается постепенно. 

  Игра «Транспорт». Ребёнку предлагается прослушать звуки, которые издают разные виды транспорта (гудок паровоза, сигнал машины, стук колёс трамвая, работа мотора самолёта, вертолёта), и отгадать, какой вид транспорта издаёт такой звук.

 Игра «Баночки». В маленькие стеклянные или пластиковые баночки насыпать разные наполнители (соль, гречку, макароны и т.д.). Ребёнку предлагается рассмотреть баночки с наполнителем, назвать, что в баночке, прослушать как звучит и запомнить звучание каждой.   Взрослый издаёт звук одной из баночек, ребёнок отгадывает, какая баночка издаёт такой звук.

 

  Игра «Чей голос?». Ребёнку предлагается прослушать запись голосов животных (ржание лошади, лай собаки, мычание коровы, мурлыкание кошки, блеяние овцы), а затем отгадать, кто из животных   так подает голос.  Аналогично проводится с определением пение и голоса птиц (гусь, индюк, петух, курица, утка...)

Игровые упражнения — научит ребенка слушать и слышать

Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь.Желаю удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.

Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....