Главные вкладки

    ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

    Малышева Ирина Андреевна

    «ПУТЕШЕСТВИЕ В ДЕРЕВНЮ»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt.doc39.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

    ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА

    У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

    «ПУТЕШЕСТВИЕ В ДЕРЕВНЮ»

    Тема: «Путешествие  в деревню к бабушке»

    Цели:

    Коррекционно-образовательные:

    • Расширить и углубить представления детей о домашних животных.

    Коррекционно-развивающие:

    • Развивать связную речь, слуховое внимание, фонематическое восприятие, мышление, зрительную, образную память, мелкую моторику.
    • Закреплять образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
    • Развивать диалогическую речь, речевое дыхание, артикуляционный аппарат.
    • Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать слова гиперболы.
    • Развивать умение чётко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.

    Коррекционно-воспитательные:

    • Воспитывать любовь и заботу о домашних животных.
    • Формировать навыки сотрудничества: умение работать в коллективе.

    Ход занятия:

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

    Логопед: 
    Ребята посмотрите, сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся!
    (Дети здороваются) 

    Логопед: 
    А как ещё мы можем поприветствовать наших гостей, как ещё мы можем поздороваться?

    Дети: 
    - Доброе утро!
    - Хорошего дня!
    - Я вас приветствую!
    - Мы рады вас видеть!

    Логопед:
    Я приглашаю вас в гости в деревню. Это далеко. И отправимся мы с вами в путешествие необычным транспортом - на ковре-самолёте. Для того чтобы наш ковёр-самолёт взлетел, нам с вами нужно сделать упражнение «Моторчики».

    ПРОВЕДЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ «МОТОРЧИКИ»

    Дуй нам ветер, ветерцо,
    Дуй не в спину, а в лицо,
    Дуй сильней, сильней, сильней,
    Чтоб ковёр летел быстрей.
    (Сделать вдох носом, на выдохе протяжно тянуть звук [м], одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)


    ДИДАКТИЧЕСКАЯ СЛОВЕСНАЯ ИГРА «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

    - Вот мы с вами и оказались в деревне. Посмотрите, кто это нас встречает?
    (На столах муляжи домашних животных: свинья, корова, собака...)
    - Кто это?
    - Животные.
    - Давайте их назовём.
    (Дети дают полный ответ):
    - Это корова, это собака и т. д.
    - А как вы думаете, какие это животные?
    - Почему?


    ИГРА «УЗНАЙ СИЛУЭТЫ»

    Логопед:
    Детки, приехали мы с вами в гости к бабушке Наташе, а у неё беда. Все животные перепутались. Давайте поможем бабушке Наташе разобраться кто где.
    (Использование зашумлённых силуэтов домашних животных) 


    РЕЧЕВАЯ ИГРА С МЯЧОМ «БОЛЬШОЙ-БОЛЬШУЩИЙ»

    Логопед:
    А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, поиграть на полянке. Но игра наша непростая. Я буду кидать мяч и называть часть тела маленького животного (детёныша), а кто мяч поймает, будет мне называть часть тела большущего животного.

    У щенка лапки, а у большой собаки - лапища.
    У котёнка усики, а у большого кота...(усищи).
    У жеребёнка хвостик, а у лошади...(хвостище).
    У поросёнка пятачок, а у свиньи...(пятачище).
    У телёнка глазки, а у коровы...(глазищa).


    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА-УПРАЖНЕНИЕ «ПРАЗДНИК»

    Логопед:
    Пока мы с вами отдыхали, совсем забыли, что у поросёнка бабушки Наташи сегодня день рождения. Она хочет приготовить ему сюрприз - пригласить в гости всех его друзей. Друзья живут в своих домиках, а из каких домиков они придут, и что подарят, мы с вами сейчас выясним.
    (Игровое пособие-коллаж с изображение домашних животных, их домиков, и чем они питаются)

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ХАВРОНЬЯ»

    Логопед:
    Хорошо гости веселятся, давайте покажем, как Хавронья веселится.

    Вот двор.
    (Показывает ладонь)
    Во дворе лужа.
    (Круговые движения указательным пальцем одной руки по ладони другой)
    В луже Хавронья.
    Она всегда спросонья
    Делает зарядку:
    Поднимает по порядку
    Ножку переднюю левую,
    Ножку переднюю правую,
    Ножку заднюю левую,
    Ножку заднюю правую.
    Потом хвостиком махнёт,
    И снова заснёт.
    (Сгибают-разгибают пальцы обеих рук; рука сжата в кулак; разгибают и сгибают поочерёдно пальцы на одной руке другой рукой; соответствующее движение мизинцем)


    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧТО ЗАБЫЛИ»
    УПРАЖНЕНИЕ «СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ»

    Логопед:
    Хотели гости сфотографироваться на празднике. Да фотоаппарат сломался. Посмотрите, что получилось.
    (Использование индивидуальных карточек, с изображение домашних животных, без чего либо; с возможностью дорисовать недостающее)

    Логопед:
    - Это кто?
    Ребёнок:
    - Это кролик, у него нет ушей. Он безухий.
    Логопед:
    - Ты дорисовал уши, и теперь кролик какой?
    Ребёнок:
    - Ушастый.


    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАЙДИ ОТЛИЧИЯ»

    Логопед:
    Посмотрите, у бабушки есть еще фотографии, какие они все разные. Давайте посмотрим и найдём различия.


    ДИДАКТИЧЕСКАЯ СЛОВЕСНАЯ ИГРА «КТО ЧЕМ ЗАЩИЩАЕТСЯ»

    Логопед:
    Вы знаете, у бабушки Наташи хозяйство большое. Не уследишь. Иногда бывает, и звери лесные нападают. А кто чем защищается, мы сейчас узнаем.

    Чем защищается корова, коза - копытами.
    Кошка защищается (чем?) - когтями.
    Лошадь защищается (чем?) - копытами.
    Собака защищается (чем?) - зубами.
    Кролик защищается (чем?) - лапами.

    РЕЧЕВАЯ ПОДВИЖНАЯ ИГРА «КОШЕЧКА»

    Логопед:
    Посмотрите, кошечка пришла, что-то мурлычет. А какая хитрая поиграть хочет. Вставайте в кружок, немного поиграем.

    Села кошка под кусточек.
    (Сесть на корточки)
    Сыра скушала кусочек.
    (Похлопать, погладить себя по животику)
    Встала кошка, потянулась.
    (Встать, потянуться)
    Её шёрстка развернулась.
    (Погладить друг друга) 


    ИТОГ

    Логопед:
    Пора нам возвращаться в детский сад. Бабушке Наташе помогли, узнали много нового, интересного. Скажите, что вам запомнилось в нашем путешествии. А ещё бабушка Наташа прислала нам гостинцы. Усаживайтесь на наш ковёр-самолёт. И можно в полёте немного отдохнуть, подремать.

            -  -


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    методические рекомендации для воспитателей "Использование лексико-грамматических тем с детьми младшего и старшего дошкольного возраста"

    Уважаемые коллеги!Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает формирование и развитие слова...

    Формирование лексико-грамматических представлений в процессе речевого развития ребенка дошкольного возраста.

    этапы формирования лексико-граматических представлений у детей дошкольного возраста...

    Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР

    В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...

    Изучение языка и культуры родного края как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

    опыт работы по изучению родного языка в старшей и подготовительной группе детского сада...

    картотека лэпбуков по лексико-грамматическим темам учебного года для детей среднего дошкольного возраста

       Работая в коррекционной группе я обратила внимание на то, что у детей трудно усваивается и закрепляется материал. Эффективным и продуктивным решением оказалось использование лэпбук...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности по теме "Путешествие в деревню к бабушке Кате"

    НОД с детьми старшего дошкольного возраста по лексической теме "Домашние животные" по развитию лексико-грамматических категорий:образование существительных с уменьшительно-ласкательными суфф...