ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Малышева Ирина Андреевна

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ДЕРЕВНЮ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ДЕРЕВНЮ»

Тема: «Путешествие  в деревню к бабушке»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • Расширить и углубить представления детей о домашних животных.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать связную речь, слуховое внимание, фонематическое восприятие, мышление, зрительную, образную память, мелкую моторику.
  • Закреплять образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Развивать диалогическую речь, речевое дыхание, артикуляционный аппарат.
  • Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать слова гиперболы.
  • Развивать умение чётко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать любовь и заботу о домашних животных.
  • Формировать навыки сотрудничества: умение работать в коллективе.

Ход занятия:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Логопед: 
Ребята посмотрите, сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся!
(Дети здороваются) 

Логопед: 
А как ещё мы можем поприветствовать наших гостей, как ещё мы можем поздороваться?

Дети: 
- Доброе утро!
- Хорошего дня!
- Я вас приветствую!
- Мы рады вас видеть!

Логопед:
Я приглашаю вас в гости в деревню. Это далеко. И отправимся мы с вами в путешествие необычным транспортом - на ковре-самолёте. Для того чтобы наш ковёр-самолёт взлетел, нам с вами нужно сделать упражнение «Моторчики».

ПРОВЕДЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ «МОТОРЧИКИ»

Дуй нам ветер, ветерцо,
Дуй не в спину, а в лицо,
Дуй сильней, сильней, сильней,
Чтоб ковёр летел быстрей.
(Сделать вдох носом, на выдохе протяжно тянуть звук [м], одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)


ДИДАКТИЧЕСКАЯ СЛОВЕСНАЯ ИГРА «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

- Вот мы с вами и оказались в деревне. Посмотрите, кто это нас встречает?
(На столах муляжи домашних животных: свинья, корова, собака...)
- Кто это?
- Животные.
- Давайте их назовём.
(Дети дают полный ответ):
- Это корова, это собака и т. д.
- А как вы думаете, какие это животные?
- Почему?


ИГРА «УЗНАЙ СИЛУЭТЫ»

Логопед:
Детки, приехали мы с вами в гости к бабушке Наташе, а у неё беда. Все животные перепутались. Давайте поможем бабушке Наташе разобраться кто где.
(Использование зашумлённых силуэтов домашних животных) 


РЕЧЕВАЯ ИГРА С МЯЧОМ «БОЛЬШОЙ-БОЛЬШУЩИЙ»

Логопед:
А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, поиграть на полянке. Но игра наша непростая. Я буду кидать мяч и называть часть тела маленького животного (детёныша), а кто мяч поймает, будет мне называть часть тела большущего животного.

У щенка лапки, а у большой собаки - лапища.
У котёнка усики, а у большого кота...(усищи).
У жеребёнка хвостик, а у лошади...(хвостище).
У поросёнка пятачок, а у свиньи...(пятачище).
У телёнка глазки, а у коровы...(глазищa).


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА-УПРАЖНЕНИЕ «ПРАЗДНИК»

Логопед:
Пока мы с вами отдыхали, совсем забыли, что у поросёнка бабушки Наташи сегодня день рождения. Она хочет приготовить ему сюрприз - пригласить в гости всех его друзей. Друзья живут в своих домиках, а из каких домиков они придут, и что подарят, мы с вами сейчас выясним.
(Игровое пособие-коллаж с изображение домашних животных, их домиков, и чем они питаются)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ХАВРОНЬЯ»

Логопед:
Хорошо гости веселятся, давайте покажем, как Хавронья веселится.

Вот двор.
(Показывает ладонь)
Во дворе лужа.
(Круговые движения указательным пальцем одной руки по ладони другой)
В луже Хавронья.
Она всегда спросонья
Делает зарядку:
Поднимает по порядку
Ножку переднюю левую,
Ножку переднюю правую,
Ножку заднюю левую,
Ножку заднюю правую.
Потом хвостиком махнёт,
И снова заснёт.
(Сгибают-разгибают пальцы обеих рук; рука сжата в кулак; разгибают и сгибают поочерёдно пальцы на одной руке другой рукой; соответствующее движение мизинцем)


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧТО ЗАБЫЛИ»
УПРАЖНЕНИЕ «СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ»

Логопед:
Хотели гости сфотографироваться на празднике. Да фотоаппарат сломался. Посмотрите, что получилось.
(Использование индивидуальных карточек, с изображение домашних животных, без чего либо; с возможностью дорисовать недостающее)

Логопед:
- Это кто?
Ребёнок:
- Это кролик, у него нет ушей. Он безухий.
Логопед:
- Ты дорисовал уши, и теперь кролик какой?
Ребёнок:
- Ушастый.


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАЙДИ ОТЛИЧИЯ»

Логопед:
Посмотрите, у бабушки есть еще фотографии, какие они все разные. Давайте посмотрим и найдём различия.


ДИДАКТИЧЕСКАЯ СЛОВЕСНАЯ ИГРА «КТО ЧЕМ ЗАЩИЩАЕТСЯ»

Логопед:
Вы знаете, у бабушки Наташи хозяйство большое. Не уследишь. Иногда бывает, и звери лесные нападают. А кто чем защищается, мы сейчас узнаем.

Чем защищается корова, коза - копытами.
Кошка защищается (чем?) - когтями.
Лошадь защищается (чем?) - копытами.
Собака защищается (чем?) - зубами.
Кролик защищается (чем?) - лапами.

РЕЧЕВАЯ ПОДВИЖНАЯ ИГРА «КОШЕЧКА»

Логопед:
Посмотрите, кошечка пришла, что-то мурлычет. А какая хитрая поиграть хочет. Вставайте в кружок, немного поиграем.

Села кошка под кусточек.
(Сесть на корточки)
Сыра скушала кусочек.
(Похлопать, погладить себя по животику)
Встала кошка, потянулась.
(Встать, потянуться)
Её шёрстка развернулась.
(Погладить друг друга) 


ИТОГ

Логопед:
Пора нам возвращаться в детский сад. Бабушке Наташе помогли, узнали много нового, интересного. Скажите, что вам запомнилось в нашем путешествии. А ещё бабушка Наташа прислала нам гостинцы. Усаживайтесь на наш ковёр-самолёт. И можно в полёте немного отдохнуть, подремать.

        -  -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации для воспитателей "Использование лексико-грамматических тем с детьми младшего и старшего дошкольного возраста"

Уважаемые коллеги!Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает формирование и развитие слова...

Формирование лексико-грамматических представлений в процессе речевого развития ребенка дошкольного возраста.

этапы формирования лексико-граматических представлений у детей дошкольного возраста...

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР

В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности по теме "Путешествие в деревню к бабушке Кате"

НОД с детьми старшего дошкольного возраста по лексической теме "Домашние животные" по развитию лексико-грамматических категорий:образование существительных с уменьшительно-ласкательными суфф...

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языкау детей старшего дошкольного возраста с ОНР...