Конспект занятия Зимние забавы
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Корсак Мария Сергеевна

Тема: «Зима, зимние забавы!»

Цель: Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

- Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков.

- Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.

- Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы»).

- 2. Коррекционно-развивающие:

- Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.

- Развитие речевого слуха.

- Развитие зрительного анализа и синтеза.

- Развитие диалогической речи.

-Развитие сенсорного восприятия

- Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.

3. Воспитательные:

- Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

- Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_zimnie_zabavy.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида

детский сад № 73 Красносельского района  г Санкт – Петербург.

Тема: «Зима и зимние забавы»

 Санкт – Петербург

2016

План - конспекта

Тема: «Зима, зимние забавы!»

Цель: Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

- Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков.

- Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.

- Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы»).

- 2. Коррекционно-развивающие:

- Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.

- Развитие речевого слуха.

- Развитие зрительного анализа и синтеза.

- Развитие диалогической речи.

-Развитие сенсорного восприятия

- Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.

3. Воспитательные:

- Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

- Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.

Организация детских видов деятельности: игровая, познавательная, динамические паузы, дыхательная гимнастика, массаж.

Тип, форма и методы используемые в НОД:

  • Тип  - интегрированная НОД

  • Метод – словесный,  практический, исследовательский, игровой, наглядный.

  • Форма – фронтальная и индивидуальная

Вид детской деятельности: коммуникативный, двигательный, игровой, здоровьесберегающий.

Активизация словаря: зима, снег, снежинки, снежки,

Материалы и оборудование: Интерактивная доска (экран), ноутбук с установкой mimio, снежинки, индивидуальные зеркала, сундук, снеговик, картинки снеговиков для прорисования ,  «Волшебный снежок», простые/цветные  карандаши, перчатки с ленточками, массажные коврики для рук, сенсорная дорожка, снежинки для зрительной гимнастики, снежинка, снеговик, камни «Марблс», запись звука метронома.

Ход непосредственно - образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Вводная часть (организационный момент)

Подготовка к НОД, раскладка атрибутов,

включение музыки,

встреча, знакомство с детьми.

На ковре разложена сенсорная дорожка.

Логопед говорит детям, что занятие сегодня необычное, и посмотреть его пришло много гостей.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с Вами идем в гости. А кто нас пригласил, скоро узнаем. Давайте познакомимся, а поможет нам  снежок.

Ребята, Вы готовы отправиться в гости?

Пока мы идем по дорожке, поиграем в игру.

Отвечайте четко и громко.

Игра «Наоборот»

Скажу я слово «высоко»,

В отвечайте…(низко)

Скажу я слово «далеко»,

Вы отвечайте.. (близко.)

Вот в чащу мы зашли. Темно

А на опушке нам .. (светло)

Дети входят, встают в круг, здороваются и называют свои имена, передавая друг другу игрушку - снежок.

-Да.

Дети снимают обувь, проходят по сенсорной дорожке и садятся в круг в центр ковра

Вводная часть (мотивационный момент)

На экране появляется картинка зимней опушки. В центре круга импровизированный костер – светильник. Стоит сундук, на нем снеговик.

Вот мы вышли на опушку.

-Давайте посмотрим, кто же нас здесь встречает? Так это же веселый снеговик. А вот и загадка Слушайте внимательно.

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила».

О  каком времени  года эта загадка? (О зиме.)

Дети отгадывают загадку, слушают сказку.

Основная часть

Проблемная ситуация:

Звучит нежная музыка, на экране картинки соответствующие сюжету сказки, из сундука появляются персонажи.

Дети выполняют различные  виды деятельности (игровую, познавательную, динамические паузы, дыхательная гимнастику, массаж, техники расслабления) на ковре.

Включается звук метронома. Два режима. (60/100 ударов в минуту)

У каждого ребенка на столе зеркало и по 2 ложки.

На столе бумажные снежинки.

Снежки логопед убирает в сундук.

На экране задание созданное в системе Mimio.

А сейчас я Вам расскажу зимнюю сказку:

В некотором царстве, в некотором государстве жила-была маленькая Снежинка. Однажды захотелось ей узнать, откуда же она появилась.

И полетела она за три горы, за три моря, в тридесятое царство. Летит, смотрит, в густом лесу стоит избушка на курьих ножках. Интересно стало Снежинки: кто же в ней живёт?. А в этой избушке жила Баба Яга –  Костяная нога.., но она улетела в своей ступе по каким-то важным делам. Нечего делать –полетела дальше . Летела-летела, видит большущий снеговой ком лежит. Присела на него Снежинка и спрашивает: - Комочек, Комочек, скажи, откуда я появилась?

И стал снежный комочек рассказывать: Сначала  Ты Снежинка была просто водой и жила себе в море-океане. Стало солнце припекать, и превратилась вода в пар, и стала испаряться: капельки пара поднимались всё выше и выше. Сначала собирались в облачка, затем облачка превратились в тучу, большую, чёрную. Жили-жили капельки в тучке, скучно им стало, начали они капризничать. Отпустила их тучка погулять. А пока они спускались вниз, капельки превращались в красивые звёздочки-снежинки. А когда много снежинок - это снегопад. Вот одной из них и была наша Снежиночка. А из снега можно лепить снеговика, строить горки, снежные постройки. Поблагодарила Снежинка снежный комочек – теперь – то она знала, откуда появилась. Вот и сказочке конец- а кто слушал - молодец!

Игра «Поймай снежинку»

Как приятно посидеть у окошка  и понаблюдать за снегопадом. Одни снежинки падают быстро, а другие медленно. Сейчас мы попробуем их поймать. Но будем мы их ловить необычным способом. Кладем ладони на коврики и слушаем ритм. Если снежинки падают быстро, то и ладошки ловят снежинки быстро. (Руки работаю поочередно)

Молодцы! Снежинки Вы поймали хорошо. Ушки были внимательные, а теперь разомнем наши язычки и губы. У вас волшебные зеркала. В них не девчонки и мальчишки, а настоящие мартышки!!!

Массаж для лица ложками

Играли со снежинками замерзли, давайте согреваться. Все у нас сегодня необычное. Сейчас мы сделаем массаж ложками

Ой, мороз, мороз, мороз-

Щиплет щечки,

Щиплет нос,

Подбородок щиплет тоже ,

Щиплет губки

Щиплет лоб

Чтоб согреться—посмотри,

Все, как следует, потри:

Щеки, носик, уши, губы

Пар пошел даже от шубы.

 Молодцы! 

Фонопедическое упражнение.

1,2, 3, 4, 5.- будем зиму мы встречать

Что зима нам принесла?

Ветер, снег и холода

Поет вьюга песню свою -  ОООООО

Завывает ветром- УУУУУУ

Кружит снегом - ААААА

Метет по земле поземку –ШШШШШ

Игра «Доскажи словечко».

 Логопед:  Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со  словом «снег». (Читает  стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом  «снег»).

«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... (Снег.)

С неба всё скользят пушинки —
Серебристые ... (Снежинки.)

На дорожки, на лужок
Всё снижается ... (Снежок.)

Вот веселье для ребят —
Всё сильнее ... (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (Снежки.)

Словно в белый пуховик
Нарядился ... (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой ... (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ... (Снег.)»

Логопед:

Как много родственников у слова «снег». Что можно сделать из снежинки. Конечно снежок. Скатайте из снежинки снежок. Каждый снежок – это зимнее слово и мы их подарим снеговику. Давайте ещё раз вспомним родственные слова.

Отлично молодцы!

задания на экране.

Садитесь на стульчики и посмотрите на экран. Снеговик приготовил для вас еще интересное задание.

Игра «Найди лишнее слово».(страховочное задание)

 Логопед: Вы так хорошо подбирали родственные слова к слову «снег». А теперь поиграем в игру «Найди лишнее слово». (Дети находят лишнее слово и объясняют свой выбор.)

 «Мороз, морозильник, мороженое, моросит».

 «Снег, снегирь, снасти, снеговик».

 «Холод, хороший, холодильник, холодок». 

 «Лёд, ледышка, лекарство, ледяной».

Дети слушают экологическую сказу «Откуда прилетела Снежинка» .

Дети пересаживаются за стол, у каждого по два массажных коврика для рук. Дети отбивают ритм под звук метронома. Проговаривая

- Вот так, вот так!

Дети выполняют массажные упражнения ложками.

Дети произносят звук [о] с разной динамикой на одном дыхании.

Ставят руки перед грудью, развернув ладони друг к другу. Когда руки разводят в сторону, звук становиться громче, когда приближаются друг к другу, - затихает

Тянут звук [y]  пропевая его в разных регистрах на одном дыхании и показывая высоту звука рукой

Звук [а] произносят то выше, то ниже, делаяglissando и показывают рукой вращение

Делают руками движение как при плавании произнося при этом звук [ш]

За каждый правильный ответ ребенок получает бумажную снежинку

Дети называют слова и складывают в мешочек.

Дети сидят на стульчиках и выполняют задание, которое представлено на экране.

Из сундука достаются перчатки с ленточками.

На большой палец надевается снежинка на резинке.

Дети работают за столом. Используют «Баянную технику» Звучит музыка

На столах порошок и вода для приготовления искусственного снега

Логопед: Дети все в кружок вставайте. Физкультминутку начинайте.

(Дети встают в кружок).

«Зима»

«Наконец пришла зима,  (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома,  (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт,  (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт,  (Имитируют)

Мы катаемся на санках,  (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги,  (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах,  (Имитируют)

И играем все в снежки.  (Лепят и бросают снежки)

- Молодцы!

Гимнастика для глаз

Мы снежинки увидали,
Со снежинками играли.

Снежинки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели.

Снежинки влево полетели
Глазки влево посмотрели
.

Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал.
Все на землю улеглись.
Глазки закрываем.
Глазки отдыхают.

Игра «Веселые  художники?»

Логопед показывает снеговика:

«Я, ребята, Снеговик, к снегу, холоду привык.

Вы меня лепили ловко,

вместо носа тут морковка.

Я пришёл к вам в детский сад, чтоб порадовать ребят».

Ребята, вот какой веселый снеговик! Мы сейчас нарисуем снеговиков необычным

 способом. Нам понадобятся по два карандаша. Мы будем рисовать сразу двоих.

Какие замечательные у вас снеговики! А из чего лепят снеговиков?

А какой бывает снег (холодный, искристый, мокрый, липкий…)

А если снег не настоящий, то он какой?

Сейчас мы с вами приготовим  искусственный снег.

Приготовление искусственного снега

Игра со снегом. Льдинками на память выкладываем снежинки.

Дети выполнят движения в перчатках.

Дети фиксируют внимание на большом пальце (на снежинку), выполняют зрительную гимнастику.

Дети берут снежинки в руки, сфокусировав на ней взгляд

Взгляд вправо
Взгляд влево

Дети смотрят вверх и вниз

Присесть, опустив снежинки на пол

Закрыть глаза

Дети работают с приготовленными карточками. Снеговики нанесены пунктирной линией.

Дети отвечают на вопросы

 

Дети участвуют в эксперименте по приготовлению снега.

Выкладывают снежинки на подносе со снегом.

Физкульминутка/
динамическая пауза:

Физ.минутка с перчатками «Зима»

См. выше

Рефлексия: итог НОД.

Оценка деятельности детей

Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось? Что у каждого из вас получилось лучше всего? (Дети  передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают).

Логопед: Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание! Сюрпризный момент. Прощание со снеговиком.

Дети встают в круг и передают друг другу «Волшебный снежок». Дети прощаются и возвращаются в по сенсорной дорожке.

Нормативно - правовое и методическое обеспечение.

Нормативно-правовые акты федерального уровня

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

2.  Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р  «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»

3. Конвенция дошкольного воспитания. 1989г.;

4. Федеральный закон об Образовании в РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

5. Об утверждении санпин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями на 27 августа 2015 года)

Методическое обеспечение

1.Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004.

2.Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2000. – 48 с.

3.Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб.: ”СОЮЗ”, 2004. – 192 с.

4.Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий). Составитель Марцинкевич Г.Ф. – Волгоград. Изд. “Учитель”, 2001. – 129 с.

Интернет источники

http://imc.edu.ru/    «Информационно-Методический Центр»  Красносельского района Санкт-Петербурга

http://deti.spb.ru – Региональный сайт детских библиотек.

http://detskiy-mir.net/rating.php - Детский мир. Каталог детских ресурсов. Все сайты детской тематики.

http://gumer.info – Библиотека Гумер. Включает в себя библиотеки по истории, психологии, праву, филологии, культурологии, журналистике, педагогике и др.

http://kidsbook.narod.ru – Kidsbook: библиотека детской литературы.

http://lukoshko.net – «Лукошко сказок». Детская электронная библиотека - народные и авторские сказки, стихи и рассказы для детей.

http://www.psy.org.ru - Нейропсихология детского возраста. Сайт создан сотрудниками «Центра интеллектуального развития ребенка», основанного на базе кафедры клинической психологии Московского Психолого-Социального института. Содержит статьи, аннотации книг по нейропсихологии детского возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Зимние забавы"

Комплексное занятие в рамках реализации познавательно-речевого и художественно эстетического направлений....

Конспект занятия "Зимние забавы. Рисование снеговика"

Занятие для старшей группы детского сада....

Конспект занятия "Зимние забавы"

Конспек открытого занятия по развитию графическиз навыков и подготовки руки к письму у дтей подготовительной группы с ФФНР...

Конспект занятия "Зимние забавы"

Интегрированное занятие включает несколько образовательных областей. Во время занятия постоянно происходит  смена деятельности детей. Интерес у детей к образовательной деятельности поддерживается...

Конспект занятия "Зимние забавы"

Конспект занятия "Зимние забавы" в средней группе....

Конспект занятия "Зимние забавы"

«Зимние забавы». Программное содержание.  1.Упражнять детей в диалогической речи, составлению рассказов-миниатюр из 3-4 предложений по представлениям детей.  2.Учить детей отгадывать за...