«Отчет по самообразованию за 2017-2019 учебный год»
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Плюснина Александрина Анатольевна

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста как средство развития речи»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию за 2017-2019 учебный год

учителя-логопеда Плюсниной Александрины Анатольевны

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста как средство развития речи»

План самообразования рассчитан на 3 года.

Работа начата в сентябре 2017 г.

Первый год был направлен на ознакомление с литературой. В конце учебного года, в период 15.03.2018 – 30.03.2018 гг., прошла курсы по повышению квалификации по теме: «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи».

2018-2019 учебный год был рассчитан на определение цели и задач.

Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.

Важной составляющей готовности ребенка к письму является наличие у него развитой мелкой мускулатуры. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук в дошкольном учреждении.

Актуальность: Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось.

Целью самообразования является достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов как средство развития речи.

Для достижения цели были обозначены задачи:

  1. Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;
  2. Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;
  3. Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи;
  4. Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.

Для достижения поставленных задач я использую различные формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей;

- консультативная работа с родителями.

В кабинете создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая развитие и коррекцию отдельных сенсорных систем и полисенсорики. Данная среда максимально насыщена материалами, стимулирующими сенсорное развитие. Оборудование (демонстрационное, игры, пособия, раздаточный материал): наборы цветных предметов; мозаики; пирамидки; цветные пособия; наборы геометрических фигур; парные картинки, буквенные и цифровые лото; трафареты и вкладыши к ним в виде целостных и разрезных предметных изображений и геометрических фигур; разрезные картинки (пазлы); картинки с реалистичными и стилизованными изображениями; интерактивная панель.

Материал для развития тактильного и тактильно-кинестетического восприятия: различные виды массажных инструментов; объемные резиновые игрушки; мячи, колечки и валики «Су-джок»; различные крупы, камни, семена; пособие «Почтовый ящик»

Применяю следующие методы и приемы работы:

  • пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
  • пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
  • пальчиковый театр;
  • лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);
  • нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.;
  • различные виды аппликаций;
  • рисование по трафаретам, штриховка;
  • лабиринты;
  • дидактические игры;
  • шнуровка;
  • игры с мелкими предметами;
  • пазлы, мозаика.

В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек. Такую работу необходимо проводить регулярно.

Выполняя эти упражнения, кисти рук у детей становятся гибкими, а движения свободными.  Я продолжаю учить детей правильно держать карандаш во время выполнения задания в тетради, в результате чего пальчики приобретают ловкость и сноровку, что в будущем поможет детям избежать дисграфию, приобрести хороший почерк.  Планирую продолжать искать, развивать и применять в работе новые методические формы и приемы по развитию мелкой моторики рук, общей моторики. Весь этот материал играет положительную роль в развитии мелкой моторики, а также в коррекционном обучении детей с нарушениями речи.

В течении года выкладывала консультативный материал для родителей и воспитателей: «Как заниматься с детьми дома», «Развитие фонематического слуха у детей», «Развитие речи ребенка – залог успешного обучения в школе», «Упражнения, развивающие моторику пальцев рук»…

Провела родительское собрание в форме круглого стола, на котором я познакомила родителям с различными играми на развитие мелкой моторики.

Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности и в их личных достижениях.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Панаевский детский сад «Красная шапочка»

План по самообразованию

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста как средство развития речи»

Панаевск, 2017 г

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста как средство развития речи»

Работа начата – 01.09.2017 г.

Предполагается закончить – 30.05.2020 г

Предполагаемый результат: Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня, соответствующего данному возрасту.

Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.

Важной составляющей готовности ребенка к письму является наличие у него развитой мелкой мускулатуры. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук в дошкольном учреждении.

Актуальность: Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось.

Целью самообразования является достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов как средство развития речи.

Для достижения цели были обозначены задачи:

  1. Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;
  2. Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;
  3. Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи;
  4. Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.

Этапы реализации плана

Этапы

Содержание

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме

2017-2018

Изучение методической литературы, подбор статей, изучение опыта других педагогов из интернет – ресурсов

Прогностический

Определение целей и задач темы; определение форм, методов, приёмов, технологий, направленных на решение проблемы, прогнозирование результатов; составление перспективного плана

2018-2019

Внедрение инновационных технологий в практическую работу с детьми и свободную деятельность, индивидуальную работу

Практический

Внедрение опыта работы; формирование методического комплекса;

корректировка

2019-2020

Использование разработок в деятельности педагога, проведение открытых занятий, выступление на семинарах, педсоветах, консультативных часов

Обобщающий

Подведение итогов, оформление результатов работы

2019-2020

Отчёт, самоанализ по результатам работы

Внедренческий

Распространение опыта работы

2019-2020

Разместить методический материал на сайте


Перспективный план

Сроки

Содержание работы

Результат

Сентябрь

Обследование детей. Мониторинг развития детей воспитателями и педагогом-психологом.

Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций.

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию мелкой моторики дошкольников.

Заполнение речевых карт. Заполнение индивидуальной карты ребенка.

Обогащение развивающей среды.

Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития мелкой моторики детей в дошкольном учреждении.

В течении года

Разучивание пальчиковых игр, физкультминуток, скороговорок;

Д/и.: «Прищепки», «Шнуровка».

Развитие мелкой моторики рук. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

Четкое проговаривание звуков, слогов, слов и фраз в свободной речи.

Октябрь

Д/упражнение «Допиши букву»;

Выкладывание из крупы и чтение букв, слогов, слов;

Д/игра «Собери в корзину»;

Рисование по трафаретам, штриховка, лабиринты.

Развитие мелкой моторики, зрительного внимания и ориентира на листе бумаги.

Развивать переключаемость общих и мелких движений.

Совместная работа родителей и детей: «Коррекционные возможности массажа»

Познакомить родителей с положительным влиянием игры на обучение логопата.

Ноябрь

«Письмо в воздухе». Печатанье на доске, в тетрадях;

Различные виды аппликаций;

Д/игра «Собери картинку»;

Анализ и синтез слогов и слов с пройденными звуками (использование криотерапии);

Д/упражнение «Назови слова со звуком...»

Улучшать координацию движений кисти, активизировать речевые центры мозга, движения пальцев рук.

Консультация «Игры на развитие мелкой моторики»

«Играем пальчиками и развиваем речь»

Познакомить родителей со значением пальчиковой гимнастики в речевом развитии ребенка.

Закрепить знания родителей по играм на развитие речи и мелкой моторики.

Декабрь

Создание разнообразного «Пальчикового театра»;

Составление описательного рассказа о зиме по схеме;

Д/игра «Найди котенка»;

Игра «Украсим елку»

Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей. Развивать мелкую моторику рук с использование пальчикового театра.

Развитие внимание, употребление предлогов.

Поделки из различного материала.

Январь

Д/и с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на крупе)

Заучивание пальчиковых игр

Укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам; развитие мелкой моторики

Февраль

Д/игра «Пересчет»;

Д/упражнение «Составь слово»;

Рисование по трафаретам, штриховка, лабиринты.

Согласование сущ. с числительными.

Выкладывание и чтение слогов

Развивать переключаемость общих и мелких движений.

Консультация «Подготовим руку к письму»

Знакомство родителей с прописями, умение правильно развивать руку ребенка в домашних условиях.

Март

Формирование мелкой моторики посредством пластилинографии.

Игры с мелкими предметами;

Пазлы, мозаика.

Д/игра «Четвертый лишний»;

Игра «Допиши букву»

Развитие и совершенствование движения кистей и пальцев рук.

Развивают моторику, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, интуицию, помогают познакомиться со свойствами разных предметов и поверхностей.

Закрепление зрительного внимания, орфографии.

Составление памяток, буклетов для родителей.

Ознакомление родителей с работой по развитию речи и мелко моторики рук. Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.

Апрель

Д/игра «Чудесный мешочек»;

Д/и «С крышками»;

Д/игра «Что около?»

Рисуем нетрадиционным способом.

Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка;

Употребление родительного падежа с предлогом «около»;

Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности.

Анкета для воспитателей по проблеме "Развитие мелкой моторики рук у дошкольников"

Мастер-класс «Логопедические игры в песочной стране»;

Познакомить родителей со значением тактильные ощущения, кинестетические ощущения, развития мелкой моторики и готовности руки к письму.

Май

Проведение контрольного диагностического исследования.

Отчёт о проделанной работе за учебный год, обмене опытом с коллегами.

Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.


Литература:

  1. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей о ОНР с 3 до 7 лет. – Нищева Н.В., СПб.: Детство-Пресс, 2013;
  2. Азбука: для детей дошкольного возраста с нарушениями речи. - Сергина Н.М., Кот Т.С., М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999;
  3. Шипим, свистим, рычим: для развития речи малыша. – Валявко С.М., Куликовская Т.А., М.: Карапуз, 2015;
  4. Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи. – Филатова И.А., М.: национальный книжный центр, 2013 (- Развитие и коррекция);
  5. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. (3-7 лет) - Новикова В.П., Тихонова Л.И., М.: Мозаика-Синтез, 2010;
  6. Развитие словаря дошкольника в играх – Филимонова О.Ю., СПб.: Детство-Пресс, 2011;
  7. Инновации в логопедическую практику - Громова О.Е., М.: Линка-Пресс, 2008;
  8. Обучение детей грамоте в игровой форме - Быкова А.И., Санкт-Петербург, 2005;
  9. Песочная терапия в развитии дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2014;
  10. Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика. – Еромыгина М.В., СПб.: Детство-Пресс, 2017;
  11. Жужжалочка и Шипелочка. Логопедические игры. – Баскакина И.В., ЛынскаяМ.И., М.: Айрис-пресс, 2014;
  12. Цоколочка. Логопедические игры. – Баскакина И.В., ЛынскаяМ.И., М.: Айрис-пресс, 2015;
  13. Свистелочка. Логопедические игры. – Баскакина И.В., ЛынскаяМ.И., М.: Айрис-пресс, 2014;
  14. День рождения Р. Логопедические игры. – Баскакина И.В., ЛынскаяМ.И., М.: Айрис-пресс, 2015;
  15. Приключения Л. Логопедические игры. – Баскакина И.В., ЛынскаяМ.И., М.: Айрис-пресс, 2014;
  16. Звенелочка. Логопедические игры. – Баскакина И.В., ЛынскаяМ.И., М.: Айрис-пресс, 2014;
  17. Чаепитие на даче у Ч.  Логопедические игры. – Баскакина И.В., ЛынскаяМ.И., М.: Айрис-пресс, 2014;
  18. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. – Микляева Ю.В., М.: Айрис-пресс, 2015;
  19. Научно-методический журнал «Логопед в детском саду»: №1 2014, №2 2014, №1 2015, №2 2015, №3 2015, №4 2015;
  20. Всероссийский научно-методический журнал «Коррекционная работа в ДОУ»: №7 2015, №9 2015, №10 2015, №11 2015, №2 2016.

Плюснина А.А.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Панаевский детский сад «Красная шапочка» Докладчик: Плюснина Александрина Анатольевна, у читель-логопед Панаевск 2019г

Слайд 2

«Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста как средство развития речи»

Слайд 3

Цель Д остижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов как средство развития речи. З адачи : Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи; Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности; Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности; Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.

Слайд 4

Прежде чем приступить к работе, я выработала план работы : 1. Изучить литературу по данной теме. 2. Внедрить в работу с детьми разнообразные формы, методы и приемы по развитию мелкой моторики. 3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук. 4. Составить для родителей консультации, буклеты; провести тематические родительские собрания, мастер-классы.

Слайд 5

Предметно развивающая среда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию в первой младшей за 2013-2014 учебный год "Сенсорное развитие ребенка".

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значени...

Отчет по самообразованию 2019-2020 учебный год

Отчет по самообразованию на тему: "Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр"....

Презентация "Отчет по самообразованию 2021-22 учебный год"

Успешное развитие двигательных умений активизирует психику и речь, происходит стимуляция двигательных функций, взаимосвязь мелкой моторики и речи.От высоты двигательной активности  напрямую,...

Отчет по самообразованию воспитателя за учебный 2022 -2023 год

Отчет по самообразованию воспитателяза учебный 2022 -2023 годЯ, Сазыкина Алевтина Васильевна, работаю в первой младшей группе.Целью моей работы по самообразованию в учебном году было:- продо...

Отчет по самообразованию за 2022 учебный год.

laquo;Истоки способностей и дарования детей –на кончиках пальцев. От пальцев, образноговоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источники творчества мысли.Другими словами, чем б...

Отчет по самообразованию 2021- 2022 учебный год.

Привитие ребёнку нравственных и духовных ценностей — актуальная задача дошкольного образования. Это направление работы педагогов активно развивается, включает всё новые методы развития личностны...

Отчет по самообразованию 2022-2023 учебный год.

Целью моей работы по нравственно -  патриотическому воспитанию, в рамках реализации ФГОС ДО, является: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивно...