Гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
консультация по логопедии

Система упражнений для тренировки мозга, развития нейронных связей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie._gimnastika_mozga.docx35.54 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Тополёк» г.Волгодонска

Гимнастика мозга как средство коррекции и развития

интеллектуальных способностей детей

с ограниченными  возможностями здоровья.

Учитель-логопед  Михайленко Н.И

Мозг – это сложная система, которая является частью нас и управляет нашим телом.   Мы живём в дуальном  мире (правое и левое, чёрное и белое, верх и низ, хорошо и плохо, тело и душа, мужчина и женщина,..).  

Как известно  наш мозг состоит из двух полушарий.  Скажите, коллеги, за что, условно, отвечает левое полушарие?  (речь, логика, анализ).   Левое полушарие обрабатывает информацию и хранит её в словах, объясняет логически, всё расставляет по «полочкам», формирует логическое, абстрактное  мышление.  Левое полушарие отвечает за то, что мы осознаём свою «самость», своё Я, как индивидуума, то есть Я – как центр, вокруг которого всё происходит. 

Правое полушарие перерабатывает информацию и выражает её в образах, символах, формирует образное мышление.  Здесь человек ощущает себя частью  целого, частью Вселенной, коллектива, общества. Согласитесь, что часто бывает так, что сталкиваются интересы личные и общественные. 

Исходя из этого, можно сказать о том, что гармоничное развитие и гармоничное проживание в этом мире возможно как с учетом  логики, правил так и эмоций, символов, образов. Да и  сама жизнь заставляет нас не впадать в крайности, а удерживать равновесие и устремляться к золотой середине.

Всем известно, что важно, постоянно тренировать мозг, увеличивать связи между клетками мозга, тем самым удерживать свой когнитивный (интеллектуальный)  статус.   Это поможет  препятствовать  вырождению нервных клеток, тем самым избежать  влияния болезни Альцгеймера.

Предлагаю вместе проделать 4 упражнения для тренировки мозга.

        

Разноцветный текст

Перед вами перечень слов, написанных разным цветом. Начинайте по порядку с первого слова называть вслух цвет, которым написан текст. Дойдите до конца и затем повторите в обратном порядке. Вначале будет сложно, так как за восприятие текста и цвета отвечают разные полушария головного мозга.

Польза: Эффективная профилактика болезни Альцгеймера: помогает устанавливать новые связи между полушариями, тренирует концентрацию и переключаемость внимания.

Таблица Шульте

Сосредоточьтесь на цифре 19 в центре квадрата. Ваша цель — найти 1 и затем все остальные цифры по возрастающей, фиксируя найденную цифру взглядом. Впоследствии, для выполнения этого упражнения таблицу можно нарисовать самостоятельно с хаотичным расположением цифр в ячейках.

Польза: Увеличивает  скорость принятия и обработки информации, а также развивает периферийное зрение.

Знаки пальцами.

Сложите пальцы правой руки так, чтобы они показывали знак «мир», пальцами левой руки покажите «ок». Затем поочередно смените положение пальцев так, чтобы уже левая рука показывала «мир», правая — «ок». Повторите несколько раз. А теперь выполните это упражнение одновременно правой и левой рукой.

Польза: Тренирует внимание и умение быстро переключаться с одной задачи на другую.

Существует много упражнений из этой серии, они  требуют некоторого терпения и настойчивости при их разучивании. («прокручивание, «окей+окей»).  Мастера этого дела, говорят о том, что кто готов освоить такие упражнения готов к переосмыслению и изменениям в своей жизни.

Синхронное письмо.

Возьмите 2 листа бумаги и в каждую руку — по удобному пишущему инструменту. Начинайте одновременно рисовать обеими руками геометрические фигуры. Также можно писать буквы или слова с одинаковым количеством символов.

Польза: Синхронное письмо учит мозг одновременно справляться с несколькими задачами, активизирует деятельность обоих полушарий.

Нейробиолог Лоуренс Катц,  разработавший  систему упражнений для мозга советует:

  • Тренируйте недоминантную руку, выполняя ею привычные ритуалы, такие как чистка зубов, расчесывание волос.
  • Принимайте душ и выполняйте другие обычные действия с закрытыми глазами.
  • Меняйте маршрут, добираясь до работы, магазина и других привычных мест.
  • Смотрите видео без звука, пытаясь понять по жестам, движениям, о чем идет речь. 

Сегодня, впрочем, как и всегда популярен здоровый образ жизни, который служит основой профилактики когнитивных нарушений и болезни Альцгеймера. Выполняя эти простые правила, к которым мы также приучаем наших воспитанников,  мы сможем быть активными и счастливыми: регулярные физические упражнения; социальная активность; регулярная умственная деятельность; полноценный сон; умение справляться со стрессом.

А сейчас продолжим играть. Представляю вашему вниманию несколько игровых заданий, тренирующие мозг.

        Чтобы продолжить наше общение, предлагаю восстановить гармонию и осознанно подышать.

Исходное положение — лежа на спине, но мы с вами выполним его сидя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации.

Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.

Все мы  обращаем своё внимание на то, что в последнее десятилетие возросло количество детей, имеющих тяжелые, а иногда и сочетанные патологии.  Неврологические и психические нарушения носят стертый характер и выражаются в поведенческих реакциях.  Дети затрудняются или не умеют пользоваться своими эмоциями и волей,  а тем более контролировать их.  

         Напомню, что наша коррекционно-развивающая деятельность направлена на преодоление недостатков познавательной, коммуникативной  и эмоциональной сферы у детей с ОВЗ.

  • Коррекция основных психических процессов  - восприятие, внимание, память,  мышление, воображение, речь.
  • Коррекция познавательной (когнитивной) сферы воспитанников.
  • Коррекция и развитие коммуникативных навыков воспитанников, навыков межличностного общения, формирование адекватной самооценки своих возможностей.
  • Развитие гностических процессов (зрительное  и слуховое  восприятие), произвольности и самоконтроля.
  • Развитие и оптимизация межполушарного взаимодействия.

Педагоги используют в своей работе когнитивные методы  - развитие  ВПФ (высших психических функций) и двигательные методы. Но опыт показывает, что, к сожалению,  желаемые результаты не достигаются, так как в современной популяции детей преобладают системные нарушения психических функций с обилием мозаичных, внешне разнонаправленных дефектов.

Но мы знаем, что в дошкольном детстве психомоторное и когнитивное развитие неразделимо, причём двигательное развитие становиться основой не только для когнитивного, но и для эмоционального и социального развития ребёнка.

Таким образом, в сложившейся актуальной ситуации оптимальным является системный подход к коррекции психического развития ребенка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния.  Это называется нейропсихологической коррекцией.  Это такая целенаправленная система, которая направляет деятельность детей на развитие воли, эмоций, самоконтроля.

Нейропсихогимнастика  предназначена для работы с детьми с сохранным интеллектом. Ее основой является идея последовательного развития в ребенке способности самоконтроля, развития познавательной активности, готовности к решению познавательных задач и готовности к интеллектуальному усилию, при наличии определенных условий, способствующих этому.

Нам знаком этот вид коррекции, как кинезиология.  Кинезиология – это изучение движений тела в любом их проявлении. Движение необходимо для учения, оно  пробуждает и активизирует многие умственные способности.  Учение требует овладения навыками, а навыки любого вида связаны с освоением движения мышц. Все наши умения – это часть работы мышц, играющих важнейшую роль в развитии навыков человека.  Последние исследования доказывают:  движение приносит непосредственную пользу нервной системе. Мышечная активность, особенно координированные движения, стимулируют продукцию нейротропинов, природных веществ, отвечающих за рост нервных клеток и увеличивающих число нервных связей в мозге.

Средства кинезиологии идеально подходят для того, чтобы “…ум ребёнка развивать так, чтобы противоречие служило ему не поводом для истерики, а толчком к самостоятельной работе над проблемой”.

Доказано, что систематическое использование кинезиологического комплекса людьми, отнесёнными как к психической норме, так и имеющими мозговые дисфункции с задержкой или нарушением психического развития, приводит к достоверному увеличению у них продуктивности, объёма и устойчивости внимания, восстановлению нарушенных межполушарных связей, улучшению  психоэмоционального состояния, уменьшению степени агрессивности и улучшению аналитико-синтетической способности (способность к обобщениям и умозаключениям).

Использование кинезиологического комплекса на специальных занятиях, а также в качестве физкультурной паузы, даёт как срочный, так и кумулятивный (накопительный) эффект  в плане повышения умственной работоспособности и оптимизации психоэмоционального состояния, наиболее оптимально  для коррекции отклонений и развития компенсаторных способностей воспитанников.

Существует, так называемая, гимнастика мозга, упражнения которой активизируют полноценную деятельность ума и тела, помогают управлять своей эмоциональной, физической и умственной жизнью. Эти интегрирующие упражнения пробуждают систему “интеллект-тело” и приводят её в готовность к обучению.

Комплекс «Гимнастика мозга» был разработан психологом Полом И. Деннисоном.   Сегодня этот метод успешно используется в школах, детских садах,  спортивных секциях, психологических консультациях. Это комплекс несложных упражнений, каждое из которых поможет ребенку быть более внимательным,  улучшить отношения с окружающими, да и просто хорошо себя чувствовать.

Главная идея, которую пропагандируют кинезиологи, такова – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. 

Это специально подобранные упражнения, в основе которых лежат естественные движения детей в раннем возрасте, дополненные разработками нейропсихологов.

Человек может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте, для повышения эффективности того, что он в данный момент делает.

Выполнение упражнений ГМ требует осмысленности и высокого уровня саморегуляции.

Осуществление такого движения и доведение его до автоматизма возможно только при условии создания в коре головного мозга  новых нейронных сетей, что в свою очередь расширяет резервные возможности мозга.

Гимнастика мозга способствует:

  • снятию стрессовых телесных зажимов, помогает «включить» и интегрировать различные отделы мозга, восстанавливает проводимость сигнала между мозгом и другими частями тела;
  • гармоничному развитию двухполушарного мышления;
  • развитию интеллектуальных и творческих способностей;
  • улучшению работы долговременной и кратковременной памяти;
  • развитию способностей к обучению и усвоению информации;
  • повышению эффективности выполняемых действий при  работе на   компьютере;
  • восстановлению работоспособности и продуктивности;
  • снятию стресса, нервного напряжения, усталости;
  • формированию абстрактного мышления.

Как же улучшить концентрацию внимания, повысить активность и энергичность, помочь более гибко принимать решения? Пейте воду! Особенно важно делать это перед началом и в процессе любой умственной деятельности или в ситуации возможного стресса.

Все электрохимические процессы, происходящие и в мозге, и в теле, зависят от проходимости нервных импульсов. Вода – наилучший проводник электрического сигнала в нашем теле. Она необходима для оптимальной работы лимфатической системы, выполняющей защитную функцию организма.

Вода наполняет клетки крови кислородом, что снижает нагрузку на сердце и легкие. Для работоспособного и энергичного состояния необходимо пополнять свои водные запасы.

Внимание! Соки, чаи и другие напитки не выполняют тех замечательных функций, которые несет вода.

Итак, переходим к упражнениям гимнастики мозга.

Такие движения обеспечивают приток обогащенной кислородом крови к клеткам головного мозга. Вследствие этого лучше воспринимается новая информация, снижается визуальное напряжение, становится больше энергии, быстрее находятся пути решения сложных вопросов. Параллельно улучшается одновременная работа глаз, что важно для любых продуктивных видов деятельности, быстрого и грамотного чтения и письма.                                

«Кнопки мозга».

  1. Встаньте удобно, ноги параллельно друг другу, колени расслаблены.
  1. Положите одну руку ладошкой на пупок.
  1. Вторую руку разместите под ключицами. Имейте в виду: под ключицами, слева и справа от грудины, между первым и вторым ребром, находятся так называемые кнопки мозга, воздействие на которые волшебным образом помогает сосредоточиться.
  1. Массируйте «кнопки мозга» с одной стороны большим, а с другой стороны – средним и указательным пальцами. Можно и просто активно гладить эту область всей ладонью. Рука на пупке остается неподвижной.
  1. Поменяйте руки и повторите упражнение.

       После того как движения станут привычными, попробуйте дополнить их слежением глазами слева  направо и наоборот.
Голова при этом остается неподвижной. Это поможет расширить угол зрения, что необходимо детям для быстрого усвоения нового материала.

«Перекрёстные шаги».

Для начала мысленно проведем линию от лба к носу, подбородку и ниже – она разделяет тело на правую и левую половины. Движения, пересекающие эту линию, интегрируют работу полушарий мозга. Поэтому «Перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота. 

1. Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено.

2. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.

3. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторить 4–8 раз.

     «Перекрестные шаги» желательно делать  в медленном темпе и чувствовать, как  работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, проследите, не низко  ли опускается локоть, не слишком ли  высоко поднимается колено,  нет ли излишнего наклона в пояснице.

«Крюки Деннисона».   

Стоит выполнить перед занятием, уроком, контрольной работой, экзаменом, публичным выступлением.

Это упражнение актуально в ситуации, когда необходимо успокоиться и принять правильное решение, а также в состоянии возбуждения или подавленности.
Упражнение призвано гармонизировать эмоции и процессы мышления. Оно ослабляет душевное напряжение, способствует адекватным действиям и поступкам, помогает воспринимать новую информацию, лучше понимать точку зрения другого и свою собственную. Упражнение состоит из двух частей.
Часть 1

Встаньте, скрестив ноги. При этом ступни устойчиво опираются на пол.
Вытяните руки перед собой параллельно полу. Скрестите их таким образом, чтобы ладошки встретились друг с другом, и переплетите пальцы в замок.
Согнув локти, выверните кисти вовнутрь и прижмите их к груди таким образом, чтобы локти оказались направленными вниз.
Прижмите язык к твердому небу сразу за верхними зубами. Глаза поднимите вверх и удерживайте взгляд в этом направлении. Подбородок при этом опущен, голова не задрана. Дыхание спокойное, тело расслабленное. Вас может слегка покачивать – это нормальная реакция организма. Если качает сильно, лучше в этой же позе сесть.

Часть 2

Поставьте ступни параллельно. Разомкните замок из кистей, опустите руки и соедините кончики пальцев обеих рук друг с другом. Разместите их таким образом, чтобы соединенные большие пальцы располагались параллельно полу, а остальные были направлены вниз.

Смотреть теперь надо в пол, но голову не опускайте. Язык по-прежнему упирается в твердое небо. Постойте так, расслабившись, еще немного. По времени данное упражнение занимает от двух минут и больше.

«Ленивые восьмерки»

Упражнение поможет снять усталость глаз, напряжение шеи, боль в спине после работы за компьютером. Улучшает работу глазных мышц, укрепляет связь «рука–глаз», стимулирует желание фантазировать и активно творить. Улучшает учебные навыки чтения, письма, слушания, усвоения информации. Интегрирует работу обоих полушарий мозга, способствует развитию координации движений всего тела, улучшению ориентации в пространстве, прорабатывает стрессовые зажимы глазных мышц.

        Представьте перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку. Ее центр проходит на уровне переносицы.

        Вытяните вперед руку, чуть согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец поднимите вверх. Ведите рукой в воздухе от центра влево-вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр. Продолжайте «рисовать» вправо-вверх, возвращаясь в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным. За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной. Повторить три раза каждой рукой.

Соедините руки в замок. Снова рисуем  ленивую восьмерку и следим взглядом за пальцами. Повторить три раза.

«Сова»

Правая рука захватывает левую надостную мышцу (между шеей и плечом). Ладонь должна быть мягкой, как бы «приклеенной» к мышце.

        Сжимайте мышцу и медленно поворачивайте голову слева направо. Доходя до крайней удобной точки, начинаем движение в обратную сторону. При этом губы сложены трубочкой и на выдохе произносят «ух».

Шея слегка вытягивается, подбородок движется вперед, а глаза при каждом «уханье» округляются, как у совы. Обычно на один поворот головы приходится 5 звуков. Все движения выполняются синхронно! Проделайте упражнение не менее 3 раз.

        Поменяйте руки и повторите, расслабляя правую надостную мышцу. Упражнение снимает напряжение в районе шеи, улучшает приток крови к головному мозгу, тем самым активизируется сосредоточение, внимание и навыки понимания, совершенствуется внутренняя речь, мышление.

        Упражнение способствует развитию таких учебных навыков, как слушание и математические вычисления. Благодаря «уханью» снимаются челюстные зажимы, что делает речь более  связной. Это упражнение особенно полезно после длительного письма, работы с компьютером.

«Думательный колпак»        

Можно выполнять стоя и сидя.

Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок.

Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди.

Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка.

Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее. Повторите упражнение 4 раза.

Эти движения обостряют слух, помогают работе кратковременной памяти, повышают умственные и физические способности. Кстати, они отлично улучшают равновесие.

По мнению психологов, «думающий колпак» будет полезен воспитанникам и школьникам перед началом занятий, так как поможет быстро сконцентрировать внимание.

Упражнение также весьма кстати перед публичными выступлениями и для сосредоточения при работе с компьютером.

 «Брюшное дыхание»

Вдохните через нос. Выдох производится маленькими порциями через сжатые губы. Выдыхая, представьте, будто пытаетесь удержать на весу над губами пушинку. Данный пункт является подготовительным к упражнению.

        Положите руки на живот. Вдохните воздух через нос таким образом, чтобы под вашими руками образовался шарик. Задержите дыхание и медленно сосчитайте до трех. Медленно выдыхайте, при этом живот сдувается и немного втягивается. Задержите дыхание на 3 секунды и сделайте вдох. Повторите упражнение не более 3 раз.

Обратите внимание: дыхание во время упражнения должно быть ритмичным.
        Данное упражнение развивает диафрагмальное дыхание, улучшает дыхательный процесс, расслабляет центральную нервную систему, способствует гибкости и точности выполняемых движений, помогает снять избыточное возбуждение и успокоиться.         

        Оно улучшает навыки чтения – кодирование и декодирование, а также способствует связной эмоционально окрашенной речи. Его хорошо выполнять перед контрольными работами или в ситуации напряжения.

«Энергетическая зевота»

Займите удобную позицию стоя или сидя. Положите ладони на щеки.

Откройте и закройте рот, чтобы почувствовать под руками точки соединения верхней и нижней челюстей. Переместите пальцы на эти точки.

Представьте, что вы зеваете: широко откройте рот и на высоте «зевка» массируйте пальцами найденные точки. При этом попробуйте произносить расслабляющий длинный звук «ва-а-а-а-у-у-у».

Повторите упражнение 3–6 раз. При правильном выполнении упражнения вы непременно зевнете по-настоящему!

Это упражнение улучшает навыки устного чтения, творческого письма, выразительной речи, помогает при выступлениях

За счет ослабления напряжения мышц лица упражнение способствует улучшению зрительного внимания и восприятия, помогает в общении, стимулирует творческие процессы, развивает способность отбирать нужную информацию.

Рекомендуют энергетически зевать в те моменты, когда вы начинаете сердиться и сжимать зубы. После упражнения вы найдете нужные слова, чтобы донести свою мысль до собеседника, не обидев его при этом.

Желаю,  чтобы мы и  наши воспитанники развивали новые нейронные связи, что обеспечит нам полноценную радостную жизнь!

Спасибо за внимание!