ПРОЕКТ «Весело играем – речь развиваем». Для группы раннего возраста.
проект по логопедии (младшая группа)

Дороженко Людмила Владимировна

Описание проекта.

Для стимулирования развития речи детей в нашем МДОУ организована планомерная систематическая работа по развитию мелкой пальцевой моторики, постановки дыхания и укреплению мышц глаз начиная с раннего возраста. Осуществляют эту работу воспитатели группы раннего возраста под руководством учителя-логопеда во время режимных моментов, на всех занятиях, в играх.

Цель проекта: развивать (совершенствовать) речь детей через укрепление и развитие общей и мелкой моторики. Научить детей и родителей правильно управлять дыхательным аппаратом. Закрепить мышцы глаз детей. Научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях, пропагандировать педагогические знания среди родителей.

Для реализации цели были определены следующие задачи:

  • Выявить индивидуальные способности детей в развитии.
  • Развивать тактильную чувствительность рук детей.
  • Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей, для постановки дыхания, укрепления мышц глаз.
  • Вызвать интерес у родителей к занятиям с детьми дома.
  • Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр и пособий, способствующих развитию мелкой моторики рук, дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Весело играем – речь развиваем».

для группы раннего возраста.

Составили: учитель-логопед Дороженко Л.В.

        воспитатель – Соколова Н.М.

Актуальность проекта:

          С каждым годом в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. В группах раннего и младшего возраста всё чаще появляются так называемые «неговорящие дети»: дети, у которых в 2-4 года отсутствует активная речь, что безусловно отрицательно влияет на общее развитие ребенка, и его мышление. Кроме этого, всё чаще в садах появляются дети с тяжёлыми нарушениями речи, с проблемами в общении (дети с ОВЗ).                                 Проведенные диагностические исследования показали, что у таких детей значительно отстает от нормы: развитие общей и мелкой моторики, нет четкого дыхания, внимания.
Учеными доказано, что совершенствование мелкой мускулатуры руки влияет на речевое развитие и формирование мыслительных операций. Дыхательная гимнастика влияет на работу мозга и наполняет сосуды кислородом.
 Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, что очень важно в период адаптации ребенка. Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой. Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.

Если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норме), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт – отстаёт и развитие речи. И это неслучайность, а закономерность. Не услышав от ребёнка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь? До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся. В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функций руки и речи. Сгибание и разгибание пальцев левой руки ведёт к активизации правого полушария и наоборот.

Таким образом, можно сказать, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Следовательно, если с детьми больше заниматься развитием мелкой моторики, то у них будет более развита и речь.  Кроме этого, основным запросом родителей в дошкольном учреждении является грамматически правильная и чистая речь ребёнка.

        В соответствии с ФГОС в дошкольном возрасте основная деятельность – это игра, через игру идёт накопление опыта и развитие.

 Следовательно, самым оптимальным эффективным средством по совершенствованию общей, мелкой моторики и речи будут пальчиковые игры, лежащие в основе пальчикового игротренинга и все возможные гимнастики на постановку дыхания и укрепления глазных мышц. Все занятия должны быть разнообразными, эмоционально-приятными, неутомительными, динамичными. К нетрадиционным игровым приемам в коррекционной работе с детьми относятся развлечения и досуги, которые включают самомассаж, пальчиковые игры, сопряженную гимнастику и др. Проводимый в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз "театр пальчиков и языка" очень нравится детям.

          Кроме этого необходимо помнить, что при помощи родителей никак не обойтись, только в тесном сотрудничестве «педагоги-дети-родители» можно добиться положительных результатов. Поэтому так же на разработку проекта повлияла необходимость ориентировать родителей на правильный выбор пальчиковой гимнастики для детей, взаимодействие с ребёнком в процессе этих упражнений.

Вид проекта: творческий, практико-ориентированный, долгосрочный, групповой.

Участники: дети раннего возраста, «неговорящие», дети с речевыми нарушениями, дети с ОВЗ, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Данный проект реализуется в группе раннего возраста МДОУ №16.

Сроки реализации: сентябрь - май.

Цель проекта: развивать (совершенствовать) речь детей через укрепление и развитие общей и мелкой моторики. Научить детей и родителей правильно управлять дыхательным аппаратом. Закрепить мышцы глаз детей. Научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях, пропагандировать педагогические знания среди родителей.

Для реализации цели были определены следующие задачи:

  • Выявить индивидуальные способности детей в развитии.
  • Развивать тактильную чувствительность рук детей.
  • Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей, для постановки дыхания, укрепления мышц глаз.
  • Вызвать интерес у родителей к занятиям с детьми дома.
  • Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр и пособий, способствующих развитию мелкой моторики рук, дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз.

Предполагаемый результат:

  1. Активизация (появление) и совершенствование речи у неговорящих детей (детей с речевыми проблемами, детей с ОВЗ).
  2. Появление и повышение у детей интереса к выполнению всех упражнений.
  3. Совершенствование у детей мелкой моторики, развитие глазомера, точности движений пальцев рук, четкого дыхания.
  4. Умение детей самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственные действия.
  5. Повышение интереса у родителей к совместным пальчиковым играм с детьми, к развитию (совершенствованию) речи и мелкой моторики у детей дома и т.п.
  6. Пополнение развивающей среды групп и логопункта.

Описание проекта.

Для стимулирования развития речи детей в нашем МДОУ организована планомерная систематическая работа по развитию мелкой пальцевой моторики, постановки дыхания и укреплению мышц глаз начиная с раннего возраста. Осуществляют эту работу воспитатели группы раннего возраста под руководством учителя-логопеда во время режимных моментов, на всех занятиях, в играх.

Требования к проведению пальчиковых игр:

1. Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки.

2. Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.

3. Подбор упражнений с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

4. Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.

Требования к проведению дыхательной гимнастики:

1.Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах).

2.Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком», подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.

Требования к проведению гимнастики для глаз:

1.Проводится регулярно, не менее 2 - 3 раз в день по 3-5 минут.

2.Упражнения разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер.

Этапы реализации проекта.

I этап - подготовительный (1 - 3 неделя сентября )

 - Выбор темы проекта и его разработка.

 - Изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме.

 - Подбор методического материала по данной теме.

-  Разработка системы работы по развитию общей и мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями.

 - Разработка системы работы по постановке дыхания и гимнастики для глаз.

- Диагностика(первичная) уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук у детей – с 1,5 лет .

 -  Разработка консультаций для родителей.

II этап – основной (сентябрь – апрель)

Работа выстраивалась в трёх направлениях:

• С детьми – в специально-организованной деятельности, в совместной деятельности педагогов и детей (согласно плану).

  • С воспитателем – посредством проведения методической и организационной работы.

• С родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечение родителей в единое пространство «семья – детский сад»

III этап – заключительный (май)

• Диагностика (повторная) уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук, поставленного дыхания и укрепленных мышц глаз.

• Разработка дальнейших рекомендаций в зависимости от результатов диагностики.

  • Открытое занятие с привлечением родителей.

Условия реализации проекта:

  • В группе раннего возраста создан уголок по развитию мелкой моторики.
  • Учитель-логопед в начале учебного года проводит мастер-класс для педагога и родителей по развитию мелкой моторики и изготовлению пособий, систематически знакомит педагогов с новым комплексом игр (постепенно формируется картотека).
  • Каждое утро (по мере прихода детей) индивидуально воспитатель проводит 1 пальчиковую игру с элементами массажа или с мячом Су-Джок (см. комплексы).
  • После мытья рук проводится массаж кистей рук и пальцев с помощью полотенца с детьми раннего возраста-пассивно, с помощью воспитателя;
  • В течение дня воспитателем проводятся (закрепляются) пальчиковые игры (см. комплексы), дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз.
  • В уголке для родителей вывешиваются папки – передвижки с играми, которые используются в данный период времени (для закрепления в домашних условиях).
  • Родителям предлагается принять участие в конкурсе по изготовлению игр и пособий по совершенствованию мелкой моторики рук и дыхательной гимнастики.

Каждый комплекс рассчитан на 3- 4 недели. Игры постепенно разучиваются; дети ежедневно заучивают движения и слова; предполагается, что на 4 неделе дети договаривают, самостоятельно выполняют совместно со/за взрослым каждую игру (в зависимости от возраста и возможностей каждого ребёнка), повторяются игры по желанию детей.

Данные игры закрепляются родителями в домашних условиях.

Деятельность участников проекта

1.Разработка комплексов пальчикового игротренинга.

 2.Подготовка и проведение мастер-класса, консультаций для педагогов и родителей по развитию мелкой моторики, дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз.

3. Проведение (заучивание)пальчикового игротренинга с детьми на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

4.Изготовление новых пособий по совершенствованию мелкой моторики и постановке дыхания.

5.Проведение диагностики уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук и дыхания.

6.Подбор литературы, методического материала по теме.

7.Участие в мастер-классе по теме.

8.Закрепление пальчиковых игр с речевым сопровождением в домашних условиях.

9. Участие в конкурсе на лучшее пособие(игру) для развития мелкой моторики.

10. Посещение мастер-классов и консультаций по данной теме.

11.Заучивание, выполнение пальчикового игротренинга, дальнейшее самостоятельное выполнение пальчиковых игр по желанию.


Предположительная эффективность проекта:

-положительная динамика речевого и моторного развития;

- положительная динамика дыхательного развития

- укрепление мышц глаз, удерживание внимания ребенка.

-успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;

-выработка интереса к совместным играм, устойчивой мотивации к речевой самореализации.

-положительная оценка деятельности ДОУ;

-готовность и желание помогать;

-активизация педагогического потенциала родителей;

-приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей, развития мелкой моторики и мимической мускулатуры;

-овладение родителями регулярной рефлексией достижений ребенка.

-положительный психологический климат между всеми участниками проекта;

-заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

-удовлетворенность собственной деятельностью;

-повышение профессионального мастерства педагога через разнообразные формы и методы работы;

-пополнение развивающей среды ДОУ.

Итоговый продукт проекта:

  • создание системы по совершенствованию речи и мелкой моторики с помощью пальчикового игротренинга;
  • создание системы по усовершенствованию работы органов дыхания и зрения.
  • картотека комплексов на весь учебный год;
  • пополнение развивающей среды ДОУ;
  • сформированная устойчивая мотивация детей к выполнению упражнений и речевой самореализации;
  • повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями;
  • повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с нарушением речи.

Приведённые ниже комплексы пальчикового игротренинга составлены учителем-логопедом Дороженко Л.В.


Массаж кистей рук и пальцев

(с помощью полотенца)

Для детей раннего возраста:

  1. руки ребёнка положить на полотенце, руки взрослого под полотенцем охватывают снизу руки ребёнка («охватывающее» движение)
  2. взрослый через полотенце растирает ребёнку :
  • ладошки
  • каждый пальчик, правой-левой руки («растирающее» движение)
  1. поглаживание ладошек и тыльной стороны кистей рук: правая, левая, обе.

Данный массаж с помощью полотенца можно проводить подгруппами (утром, днём или вечером), так же он как бы заменяет или дублирует само вытирание рук полотенцем после мытья рук. Можно проводить как однократно, так и многократно в течение дня-по желанию детей.

Длительность проведения массажа (вытирания рук) не выходит за рамки проведения гигиенической процедуры, т.е. 1-3 мин однократно.

Чтобы было веселее, можно использовать ниже приведённый стишок:

Любим пальчики, ладошки,

Мы погладим их немножко.

Полотенцем проведём,

Каждый пальчик разомнём.

Пальчик умный, пальчик славный,

Помогает нам во всём.

Каждый пальчик разомнём:

Большой, указательный и средний,

Безымянный и последний,

Самый мелкий-малышок.

Снова гладим мы ладошки.

Поиграли мы немножко!

Комплекс № 1

Утро – индивидуально (воспитатель).

  1. «Где же?»

Воспитатель проговаривает весь текст (сопряжённо с ребёнком: вместе с ним, «за него», если ребёнок неговорящий) и сопряжённо (совместно) выполняет все действия.

В-ль: Где же наши ручки?

Реб: Вот они! (показывает вытянутые руки вперёд, ладошками вниз)

В-ль: Где же наши ладошки?

Реб: Вот они! (повернуть ладошки вверх)

В-ль: Где же наши пальчики?

Реб: Вот они! (перебирать пальчиками, как «на пианино» или «щупальца»)

В-ль: А теперь мы их потрём! Вот так, вот так…..

(воспитатель растирает подушечки каждого пальца ребёнка на одной руке ребёнка)

А теперь мы их встряхнём!....(встряхнуть кистью ребёнка)

И на другой ручке пальчики потрём….(так же потереть каждую подушечку на другой руке)

А теперь и тут встряхнём! (встряхнуть и эту кисть)

Две руки теперь потрём…. (потереть ладонь о ладонь)

.и руками мы встряхнём….(встряхнуть обеими кистями перед собой)

А теперь играть пойдём! («фонарики» обеими руками)

Примечание: для массажа можно использовать шарик су-джок(по ладоням, а спиралькой – по пальчикам), при этом следить за ощущениями ребёнка (необходимо, чтобы ему это нравилось) и при этом называть каждый пальчик, который массируется (это большой пальчик, это указательный….)

  1. «Сорока» - сначала на одной руке, потом на другой. Воспитатель выполняет совместно с ребёнком (в-ль на своей руке, ребёнок – на своей по подражанию).

В течение дня: перед занятиями, перед/после прогулки, вечером…(фронтально, проводит воспитатель). Порядок игр может варьироваться. Время, затраченное на все игры 5-10 мин. По желанию детей можно повторять.

«Гусь». 

Воспитатель: -  Где ладошка? Дети: Тут! (показать ладошку)

скользить «гуськом» по «пруду» медленно и гоготать

Улетел гусь: га-га-га…

имитация «полёта птицы»

«Этот пальчик….»

Пальцы сжаты в кулак, отгибать пальцы, начиная с большого. Сначала на одной руке, потом – на другой, потом – две руки одновременно.

Можно использовать шарик су-джок (растирать каждый пальчик спиралькой).

«Этот пальчик хочет спать…»

Пальчики раскрыты, постепенно загибать в кулачок, начиная с большого - мизинец

Затем поднести пальчик к губам: тсссс

Братиков не разбуди!

Погрозить пальчиком

Встали пальчики! Ура!

Нам играть(гулять, писать, рисовать) уже пора!

энергично сжимать-разжимать пальчики

«Этот пальчик в лес пошёл….»

Этот пальчик в лес пошёл.

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик – шишечку.

Этот пальчик – ягодку.

Пальцы сжаты в кулак, постепенно разгибать, начиная с большого.

А этот пальчик - маленький

Потрепать мизинчик

Прыг на завалинку. Спрятался. Ай!

Спрятать пальчики за спину.

Комплекс № 2

Утром проводятся игры из комплекса №1 (утро).

В течение дня: упражнения проводятся за столом.

«На полянке»

«По дороге к дому»

«Замок»

Вошли мы в дом. Кто живёт в нём? А живёт там бабушка, испекла она оладушки.

«Оладушки»

Пекла бабушка оладушки.

Маслом поливала…

гладить ладошку о ладошку, сильно прижимая (или по поверхности стола)

Деткам раздавала.

энергично сжимать-разжимать ладошки (локти на столе)

Даше – 2, Маше – 2……(называть имена детей группы)

загибать пальчики

Хороши оладушки у нашей бабушки!

погладить ладошки

Во! Будем есть: ам, ам, ам…

Показать жестом «во!» похлопать.

Комплекс № 3 (ноябрь)

Утро – индивидуально (воспитатель).

«В гости»

И Ивану-блин,

И Степану – блин,

И Матвею-блин, а Никитушке-мятный пряничек!

Массаж каждого пальчика (можно использовать спиральки су-джока)

Сначала на одной руке, потом – на другой.

«Кулачки-ладошки»

Воспитатель одновременно с ребёнком выполняет задание. Следить, чтобы ладони были полностью раскрыты, кулачки плотно сжаты. Выполняется обеими руками одновременно.

Кулачок о кулачок: тук-тук-тук

Тук-тук-тук

Стучать кулак о кулак сверху вниз, поменять руки

А ладошка о ладошку: хлоп-хлоп

Хлоп-хлоп

Похлопать

«Игра в пальчиковом бассейне» - найди игрушку (кто/что это? Как звучит/голос подаёт?)

Рекомендовано в бассейн положить 1 игрушку(на самое дно), а потом ещё.

В течение дня - брать игры из комплекса № 1.

Если у ребёнка упражнение не получается(пальцы вялые, пассивные или наоборот – слишком напряжены) – провести дополнительно массаж (можно использовать су-джок, еловую шишку) и зарядку в «пальчиковом бассейне».

Зарядка в «пальчиковом бассейне» (пустой бассейн)

  1. « пальчики купаются» - свободные движения всеми пальчиками в бассейне (руки полностью опущены)
  2. «пальчики бегут» - имитация бега пальчиками/сжать в кулачок/опять бегать
  3. Достань игрушку.

Комплекс № (4 декабрь)

Утро – индивидуально (воспитатель) – смотри комплекс № 3.

В течение дня (за столом)

«Будем в пальчики играть»

Вместе пальчики сведём –

Это будет дом.

Соединить две руки крышей.

В доме будут пальцы жить.

Соединить пальцы в кулачки

Пальчик большой – вот такой

Поочерёдно раскрывать пальцы

Указательный - указка

Средний-он по середине

А без имени-вот этот

Про мизинчик не забудем…

Дружно в доме жить мы будем

«крыша дома»

Рядом с домом – лес.

«дом»-«лес» - растопырить пальчики

А в лесу – ёлочки растут

Пальцы рук обеих рук переплетены-растопырены

«Меж еловых мягких лап…»

Вот подул сильный ветер (подуть на пальчики).

Прилетела туча (руки соединить над головой) и начался дождик.

«Дождик»

1 хлопок

Упало 2 капли: кап-кап

2 хлопка

Упало 3 капли: кап-кап-кап

3 хлопка

И дождик сильный пошёл:

Кап-кап…..

Быстро хлопать

А мы быстро побежим: топ-топ-топ

Пальчики бегут по столу

И в домик спрячемся

«крыша дома» над головой


Комплекс № 5 (январь).

Утро – индивидуально с использованием шарика су-джок

 игра «Будем в пальчики играть» (комплекс № 4).

В течение дня – закрепление игр из предыдущих комплексов по желанию детей.

«Ехал поезд» - за столом.

Руки прижаты к бокам, кулаки сжаты-имитация езды

Из последнего вагона высыпался горох: ох-ох-ох

Постучать по столу

Пришли куры, ко-ко-ко

Пальцы «шагают»

поклевали: клюю-клю-клю

Постучать по столу

Пришли гуси: га-га-га

Пошлёпать ладонями по столу

Пощипали: щип-щип-щип

имитация

Пришёл слон, притоптал: топ-топ-топ

Кулаками по столу

Пришёл дворник: топ-топ-топ

Пальцы шагают

Всё подмёл: щ-щ-щ….

Имитация (по столу)

Где горошинки? Давайте их собирать

Удивиться, показать пустые ладошки

Вот горошинка, вот……

1вариант: пощипывать каждую подушечку

2вариант: промассировать каждую подушечку

3вариант: массировать каждый палец с помощью спиральки су-джока

Всё собрали. Будем есть: ам….

Соединять пальчики-щепотью или (усложнение) каждый пальчик с большим пальцем (на одной руке, на второй, обеими одновременно)

Комплекс № 6 (февраль)

Утро – индивидуально воспитатель.

«Наши пальчики-друзья»

«Зарядка в пальчиковом бассейне» - добиваться большей самостоятельности, активности ребёнка. Стимулировать игрой «достань игрушки» (от 3 до 5-10).

«Использование тренажёров «Ёжик»

1вариант: панно с крышками

  • Подари ёжику иголки (выложить из палочек иголки ёжику на панно)
  • Помоги ёжику собрать яблочки(ягодки) – отвернуть-завернуть крышки на панно (можно сортировать по цвету)

2вариант: ёжик из пластиковой бутылки

  • Сними-одень подарки для ёжика (бигуди снять-одеть на иголки-карандаши/фломастеры
  • Сосчитай иголки у ёжика (вынимание-вдевание в отверстия иголки-карандаши/фломастеры
  • Самомассаж ладоней/пальчиков с помощью снятых бигуди или шестигранными карандашами

3вариант: самомассаж с помощью су-джока ( см. картотеку самомассажа с помощью су-джок)

4вариант: самомассаж рук с помощью логопедического ёжика (по Дедюхиной)


Учитывать желание ребёнка, стимулировать и поощрять его активность.

Следить за правильностью выполнения упражнений и знания текста(уметь договаривать или совместно рассказывать).

Использовать активно-пассивные сопряжённые действия воспитателя: брать руки/пальчики ребёнка в свои и выполнять/помогать вместе с ребёнком.

Комплекс № 7 (март).

Утро – индивидуально воспитатель.

  1. Пальчиковая гимнастика в «пальчиковом бассейне».
  2. Игры с тренажёрами «Ёжик»
  3. Пальчиковый игротренинг/самомассаж – по желанию ребёнка (закрепление игр из предыдущих комплексов)

В течение дня (за столом)

«Весёлые пальчики»

Имитация движений

Мячик бросают: тук-тук-тук

Бельё стирают: так-так

Пол подметают: тут-тут

Щиплют….ласкают….всем помогают.


«Снег»

«Зайка»

«Ёлочка»

Вокруг ёлочки пойдём,

Громко песенку споём: ля-ля…..

«ходьба» пальчиками, затем имитация игры на пианино

Комплекс № 8 (апрель).

Утро: повторение игр из комплекса № 7.

В течение дня:

«Утята»

Самомассаж с помощью тренажёра «Ёжики» - отработка навыка.

Комплекс № 9 (май).

Пальчиковый массаж «Лошадка»

Можно использовать су-джок.

«Руки»

Руки лежат на столе, ладонями вниз.

«Гармошка»

Ладони прижаты вниз на столе, пальцы сжаты

Пальчики я раздвигаю, а потом опять сдвигаю: ля-ля-ля

Сжимать-разжимать пальцы веером

Я играю, посмотри! 1,2,3… 1,2,3

Сжать в кулачки, сдвигать-раздвигать друг к другу

Я ладошки раздвигаю

И на кнопки нажимаю ля-ля…..

Соединять пальчики друг с другом….

«Я пеку…»

Повторение любых игр из предыдущих комплексов.

«В лес –по ягоды»

Одна рука согнута в локте и поднята на уровне лица, кисть опущена=»ветка».

Другой рукой (щепотью) скользить по каждому пальцу к подушечке=»снимаем ягоды с ветки»

И в корзинку собираю.

Соединить растопыренные пальцы в «корзинку»

Я поем сейчас малинку.

Сколько ягодок в корзинке?

Потереть ладошку о ладошку.

Ладони повернуть вперёд

1,2,3,4,5….снова буду собирать.

Загибать пальчики на руке.

Повторить на другой руке.

Диагностика мелкой моторики рук

(карта обследования мелкой моторики детей).

Условные обозначения:

+ задание выполнено правильно

- задание выполнено неверно

0 неустойчивое выполнение задания


Примечание: при подсчёте баллов за единицу принимается только знак +, неустойчивость выполнения в данном случае является нейтральным показателем и нуждается в доработке.


Характеристика групп:

Группа В – дети, набравшие – 11-12 баллов. Мелкая моторика развита хорошо.

Группа С – дети, набравшие 9-10 баллов. Мелкая моторика развита недостаточно.

Группа Н - дети, набравшие 6-8 баллов. Мелкая моторика развита плохо.

Группа Ой – дети, набравшие 5 и меньше баллов. Мелкая моторика отстаёт от возрастной нормы.


«Подуем на листочки»

Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.

Оборудование: Пособие-тренажер «Деревце».

  Мы листочки, мы листочки,

   Мы веселые листочки,

   Мы на веточках сидели,

   Ветер дунул – полетели.

  Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.

  Повторить 4-5 раз.

Дыхательная

гимнастика

для

детей

раннего возраста

«Вот какие мы большие!»

Цели: тренировка правильного носового дыхания, формирование углубленного вдоха

 С каждым новым днем –

 Мы растем, мы растем.

 Выше, выше тянемся!

 Подрастем, подрастем,

 Малышами не останемся!

  Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: поднять руки вверх, потянуться.

  Повторить 3-4 раза.

«Часики»

Цели: тренировка артикуляционного дыхания; согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки.

Оборудование: игрушечные часы.

                             Держу часы в руках,

                             Идут часы вот так:

                             Тик-так, тик-так! (воспитатель прячет часы)

  Где же, где же, где часы?

  Вот они часы мои,

  Идут часы вот так!

  Как часики стучат?

  Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: рот закрыли, вдохнули носом – руки вверх, выдохнули – вниз.

Тик-так, тик-так!

  Повторить 4-6 раз.

«Понюхаем цветочек»

Цели: формирование углубленного вдоха; тренировка правильного носового дыхания.

Оборудование: цветок.

          Здравствуй, милый мой цветок.

           Улыбнулся ветерок.

           Солнце лучиком играя,

           Целый день тебя ласкает.

  Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: глубокий вдох при спокойно сомкнутых губах.

  Повторить 4-5 раз.

«Дудочка»

Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха; укрепление круговой мышцы рта.

Оборудование: дудочка.

   Заиграла дудочка

   Рано поутру.

   Пастушок выводит:

  «Ту-ру-ру-ру-ру!»

 А коровки в лад ему

 Затянули песенку:«Му-му-му-му-му!»

  Как играет дудочка?

  Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: глубокий вдох. Просит ребенка как можно громче подуть в дудочку.

  Повторить 4-5 раз.

«Флажок»

Цели: укрепление круговой мышцы рта; тренировка навыка правильного дыхания; формирование углубленного ритмичного выдоха.

Оборудование: красный флажок.

          Посмотри-ка, мой дружок,

          Вот какой у нас флажок!

          Наш флажок прекрасный,

          Ярко-ярко красный.

  Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, губы трубочкой сложили и долго дуем.

  Повторить 4-6 раз.

«Как мыши пищат?»

Цели: тренировка артикуляционного аппарата; формирование ритмичного дыхания.

Оборудование: игрушка мышка.

              Мышка вылезла из норки,

              Мышка очень хочет есть.

              Нет ли где засохшей корки,

              Может, в кухне корка есть?

  Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: вдохнуть носом, на выдохе сказать: «Пи-пи-пи-пи!»

  Повторить 3-4 раза.

«Вертушка»

Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; укрепление мышц лица; формирование углубленного вдоха.

Оборудование: вертушка.

             Веселая вертушка

             Скучать нам не дает.

             Веселая вертушка

             Гулять меня зовет.

             Веселая вертушка

             Ведет меня к реке,

             Где квакает лягушка

             В зеленом тростнике.

  Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули глубоко, чтобы ветерок сильный был, губы трубочкой сложили, подули. Долго дует ветерок.

  Повторить 3-4 раза.

«Птичка»

Цели: согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки; формирование углубленного дыхания, ритмичного глубокого вдоха.

Оборудование: игрушка птичка, шапочки-маски птичек.

            Села птичка на окошко.

            Посиди у нас немножко,

            Подожди не улетай.

            Улетела птичка…Ай!

  Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: на глубоком вдохе поднимать руки высоко вверх. На выдохе – опускать.

  Повторить 4-5 раз.

«Снежинки»

Цели: тренировка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха; укрепление мышц лица.

Оборудование: бумажные снежинки.

                           На полянку, на лужок

                           Тихо падает снежок.

                           И летят снежиночки,

                           Белые пушиночки.

  Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: вдохнули носом, губы сложили трубочкой и дуем на снежинки.

  Повторить 4-6 раз.

«Надуем пузырь»

Цели: тренировка правильного носового дыхания; формирование ритмичного выдоха и его углубление.

  Дети приседают.

  Надувайся, пузырь,

   Расти большой,

    Да не лопайся!

  Дети встают, разводят руки в стороны, делают вдох, показывая как растет пузырь, затем глубокий выдох.

  Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения.

  Повторить 4-5 раз.

Дыхательная гимнастика

для детей раннего возраста на 2 полугодие

Название

Методика проведения

Количество повторов

«Часики»

Встать прямо, ноги слегка расставить («машина между ног проедет»), руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед-назад, произносить «тик-так»

6-7

«Дудочка»

Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленный выдох с произнесением звуков (п-ф-ф-ф-ф-ф)

4

«Петушок»

Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем похлопать ими по бедрам со словом

«ку-ка-ре-ку» (выдох)

4

«Каша кипит»

Сесть на стул. Одну руку положить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь (вдох), опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот (выдох). При выдохе громко произносить звук (ф)

4

«Паровозик»

Ходить по комнате, делая попеременно движения руками вверх-вниз и приговаривая «чух-чух-чух»

20 сек

«Веселый мячик»

Встать прямо, ноги расставить. Поднять руки с мячом (диаметром до 10 см) к груди (вдох) и бросить мяч от груди вперед со звуками

(у-х-х-х) (выдох), догнать мяч

4-5 раз

«Гуси»

Медленно ходить по комнате. На вдох подни-мать руки в стороны, на выдох – опускать вниз с произнесением длительных звуков (г-у-у-у-у)

1 мин



Гимнастика для глаз

         При планировании рекомендуется учитывать принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем используя их по поду более сложного стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст также нужно использовать вначале небольшой (до 4 строк), а затем переходить к более сложным и длинным.

«Глазкам нужно отдохнуть.»

(Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.»

(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.»

(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут»

(Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.»

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!»

(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

«Бабочка»

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся,

(Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх (вдох).Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты в стороны (выдох).

Взвился вверх и полетел.

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

«Мостик»

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса

(Закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют

(Продолжают стоять с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву «О», получается легко

(Глазами рисуют букву «О»)

Вверх поднимем, глянем вниз

(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)

Вправо, влево повернем

(Глазами двигают вправо-влево)

Заниматься вновь начнем.

(Глазами смотрят вверх-вниз)

«Стрекоза»

Вот какая стрекоза - как горошины глаза.

(Пальцами делают очки.)

Влево - вправо, назад - вперед-

(Глазами смотрят вправо - влево.)

(Круговые движения глаз)

Мы летаем высоко.

(Смотрят вверх.)

Мы летаем низко.

(Смотрят вниз.)

Мы летаем далеко.

(Смотрят вперед.)

Мы летаем близко.

(Смотрят вниз.)

«Ветер»

Ветер дует нам в лицо.

(Часто моргают веками.)

Закачалось деревцо.

(Не поворачивая головы, смотрят вправо - влево.)

Ветер тише, тише, тише…

(Медленно приседают, опуская глаза вниз.)

Деревца все выше, выше!

(Встают и глаза поднимают вверх.)

«Белка»

Белка дятла поджидала,

(Резко перемещают взгляд вправо - влево.)

Гостя вкусно угощала.

Ну-ка дятел посмотри!

(Смотрят вверх-вниз.)

Вот орехи - раз, два, три.

Пообедал дятел с белкой

(Моргают глазками.)

И пошел играть в горелки.

(Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем).

«Теремок»

Терем - терем - теремок!

(Движение глазами вправо - влево.)

Он не низок, не высок,

(Движение глазами вверх - вниз.)

Наверху петух сидит,

Кукареку он кричит.

(Моргают глазами.)

«Заяц»

Вверх морковку подними, на нее ты посмотри.

(Смотрят вверх.)

Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево.

(Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.)

Ай-да заинька, умелый! Глазками моргает.

(Моргают глазками.)

Глазки закрывает.

(Глазки закрывают.)

Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.

(Прыгаем, как зайчики).

«Дождик»

Дождик, дождик, пуще лей.

(Смотрят вверх.)

Капель, капель не жалей.

(Смотрят вниз.)

Только нас не замочи.

Зря в окошко не стучи.

«Кошка»

Вот окошко распахнулось,(Разводят руки в стороны.)

Кошка вышла на карниз.(Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.)

Посмотрела кошка вверх.(Смотрят вверх.)

Посмотрела кошка вниз.

(Смотрят вниз.) Вот налево повернулась.

(Смотрят влево.)

Проводила взглядом мух.

(Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.)

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз.(Дети приседают.)

Глаза вправо отвела,

Посмотрела на кота.(Смотрят прямо.)

И закрыла их в мурчаньи.

(Закрывают глаза руками.)

Кот на солнышке сидит,

Глаз закрыт, другой закрыт

(закрыть по очереди оба глаза)

Кот играет в «Жмурки»

(крепко зажмуриться)

С кем играешь, Васенька?

Мяу, с солнцем красненьким!

(открыть оба глаза)

«Качели»

Есть качели на лугу:

Вверх-вниз, вверх-вниз

(посмотреть глазами вверх, вниз)

Я качаться побегу

Вверх-вниз, вверх-вниз

(посмотреть вверх, вниз)

«Лучик солнца»

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

(Моргают глазками.)

Ну-ка лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

(Делают круговые движения глазами.)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

(Отводят взгляд влево.)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.

(Отводят взгляд вправо.)

«Отдыхалочка»

Мы играли, рисовали (выполняется действия, о которых идет речь)

Наши глазки так устали

Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть - чуть.

А теперь их открываем

И немного поморгаем.

«Ночь»

Ночь. Темно на улице. (Выполняют действия, о которых идет речь)

Надо нам зажмурится.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять.

(повторить 3 - 4 раза)

«Прогулка в лесу»

Мы отправились гулять. Шагают на месте

Грибы - ягоды искать

Как прекрасен этот лес.

Полон разных он чудес.

Светит солнце в вышине, смотрят вверх

Вот грибок растет на пне, смотрят вниз

Дрозд на дереве сидит, смотрят вверх

Ежик под кустом шуршит. смотрят вниз

Слева ель растет - старушка, смотрят вправо

Справа сосенки - подружки. смотрят влево

Где вы, ягоды, ау! повторяют движения глаз

Все равно я вас найду! влево - вправо, вверх - вниз.



В некоторых упражнениях можно использовать лазерную указку и другие вспомогательные элементы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весело играем - речь развиваем!

В данном материале представлены примеры игр, упражнений для развития речи детей дошкольного возраста....

Проект по развитию речи во второй группе раннего возраста Тема: «День за днем растем и говорим».

Цель. Дети раннего возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а также связной речи....

Педагогический проект по мелкой моторике в разновозрастной группе раннего возраста "Веселые пальчики"

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенси...

Познавательно-игровой проект по развитию мелкой моторики В группе раннего возраста на тему: «Веселые пальчики».

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул разв...

Консультация для родителей" Весело играем- речь развиваем

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка, и ее влияние на его развитие, на формирование личности ребенка, его умственного и речевого развития велико. Поэтому родителям развива...