ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
статья по логопедии

Фофанова Анна Анатольевна
В зависимости от места воздействия повреждающего фактора выделяют речевые нарушения центрального или периферического характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny.docx15.49 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЧИНЫ     РЕЧЕВЫХ   НАРУШЕНИЙ

Различные по степени тяжести отклонения от возрастных норм развития речи ребенка-дошкольника определяются причинами, имеющими либо биологическую, либо социальную природу, которые воздействуют на ребенка непосредственно или опосредованно, начиная с беременности матери, младенчества, раннего, младшего, среднего или старшего дошкольного возраста. Возникая как следствие воздействия широкого спектра причин, речевые нарушения имеют определенный механизм образования.

Органические нарушения возникают при поражении механизмов в центральной или периферической части речевого аппарата. Они могут быть обусловлены:

•  недостаточной степенью зрелости коры головного мозга;

•  отклонениями в строении и координированной работе голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции.

Причины (травмы, интоксикации, генетические, сосудистые заболевания и др.) воздействуют на сам биологический субстрат, изменяя ход речевого развития. Временные сроки — период внутриутробного развития, младенческий, ранний, дошкольный возраст. В зависимости от места воздействия повреждающего фактора выделяют речевые нарушения центрального или периферического характера.

Функциональные нарушения возникают вследствие воздействия социальных причин: соматической ослабленности, педагогической запущенности, стрессов и психических заболеваний, социальной или эмоциональной депривации (при недостаточности эмоционального, речевого общения и контактов с взрослыми, особенно с матерью и близкими людьми).

Отклонения речевого развития имеют свои особенности в каждом возрастном периоде. Оценивая недостатки в речевом развитии, важно учитывать: возраст ребенка, в котором проявилось расстройство; причины, непосредственно вызвавшие отклонение; наличие предрасполагающих условий; комплексный анализ лингвистических характеристик неправильной речи

Развитие речевой системы, как уже отмечалось, характеризуется как последовательное и скачкообразное одновременно. Наиболее интенсивное развитие звеньев речевой системы происходит в определенные возрастные сроки, так называемые критические периоды: 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. В это время отмечается повышенная неустойчивость нервных механизмов речевой деятельности и возникает риск появления нарушений. Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих факторов, они могут быть самостоятельными и возможно их сочетание с другими неблагоприятными факторами — генетическими заболеваниями, соматической ослабленностью, дисфункцией со стороны нервной системы ребенка и др. Большинство детей с речевыми расстройствами нуждаются в помощи специалистов разного профиля.

Можно считать  аксиомой, что комплексное воздействие дает оптимальные результаты    при    устранении    любого    недуга.

ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ...

Неговорящие дети представляют разнородную в педагогическом и медицинском отношении группу. Не всегда удается сразу выявить причину, из-за которой задерживается появление речи, но наш многолетний опыт показал, что определенные педагогические приемы могут оказаться действенными в любом случае.

Ключевой момент предлагаемой нами системы — одновременное «погружение» ребенка в процесс совершенствования как восприятия и понимания речи, так и формирования собственной речи. Кроме непосредственного воздействия на речевую систему, коррекционная работа охватывает все основные формы детской деятельности, способствует развитию в соответствии с возрастом высших психических функций, познавательной деятельности, ассоциативных связей и т.п.

Основные направления  при моделировании  индивидуальной программы занятий определяются:

1) структурой речевого нарушения у ребенка;

2)сложностью речевой деятельности;

3)значением деятельности для психического развития;

4)современными требованиями к педагогической работе с дошкольниками.

От своевременно оказанной коррекционно-педагогической помощи во многом зависит развитие ребенка в целом, раскрытие его потенциальных возможностей, а значит, и выбор образовательного учреждения. При правильной организации занятий не только устраняются нарушения, но и решаются профилактические задачи.

Речевое развитие необходимо не просто привести в соответствие с возрастными нормами, но и максимально «поднять   планку».

Поначалу мы предлагаем достаточно простые, так называемые констатирующие задания (упражнения); постепенно они усложняются и становятся даже опережающими. Данный подход обусловлен не только требованиями школьной программы, но и нашим стремлением полностью раскрыть и развить потенциальные возможности ребенка, сформировать у него черты характера, необходимые для преодоления трудностей.

Программа занятий должна стимулировать познавательную деятельность с учетом не только возраста, но и интересов ребенка.

Не   подавляйте    речевую      и        игровую     инициативу ребенка,     учитывайте    его    предпочтения     в    выборе   игрушек, игр, книг.

От активности ребенка на занятиях зависит не только прогноз преодоления речевых нарушений, но и способность к учению на протяжении   всей    жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Причины речевых нарушений"

Консультация "Причины речевых нарушений" будет полезна воспитателям и родителям....

сообщение на педсовете "Причины речевых нарушений"

Этиология речевых нарушений издавна интересовала человечество (этиология в переводе с греческого языка обозначает учение о причинах). Ещё в глубокой древности греческий философ и врач Гиппократ (460-3...

Причины речевых нарушений

Все родители, узнав от специалистов, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, стремятся понять, чем они вызваны. Этот вопрос становится особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родств...

Причины речевых нарушений Консультация для родителей

Под причиной нарушений речи в логопедии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и...

Причины речевых нарушений

Информация для родителей о причинах речевых нарушений у детей...

Причины речевых нарушений и речевое развитие детей различного возраста.

Информация для родителей детей дошкольного возраста, а также рекомендации по формированию правильной речи....

«Причины речевых нарушений. Основные виды нарушений звукопроизношения»

В тексте описаны основные причины патологии детской речи, а так же виды нарушений звукопроизношения....