«Причины речевых нарушений. Основные виды нарушений звукопроизношения»
консультация по логопедии на тему

Шувалова Ирина Анатольевна

В тексте описаны основные причины патологии детской речи, а так же виды нарушений звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prichiny_rech.nar-y_i_nar.zvuk-iy.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

«Причины речевых нарушений. Основные виды нарушений звукопроизношения»

Консультация для воспитателей.

Подготовила: учитель-логопед МБДОУ Д\С № 24  Шувалова И.А.

Причины речевых нарушений

Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.

Принцип единства биологического и социального в процессе формирования психических (в том числе и речевых) процессов позволяет определить влияние речевого окружения, общения, эмоционального контакта и других факторов на созревание речевой системы. Примерами неблагоприятного воздействия речевого окружения может служить недоразвитие речи у слышащих детей, воспитывающихся у глухих родителей, у длительно болеющих и часто госпитализируемых детей, возникновение у ребёнка заикания при длительных психотравмирующих ситуациях в семье и др.

У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям. Можно выделить некоторые виды дефектов речи, которые возникают по подражанию, например дефекты произношения звуков л, р, ускоренный темп речи и др. Наиболее часто страдает речевая функция в критические периоды её развития, которые создают предрасполагающие условия для «срыва» речи в 1-2г., в 3г., и в 6-7 лет.

Основные причины патологии детской речи:

  1. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 нед. до 4 мес. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.
  2. Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.
  3. Различные заболевания в первые годы жизни ребёнка. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.
  4. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
  5. Наследственные факторы.
  6. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание могут обусловить нарушения различных сторон речи.

Раннее выявление детей с отклонениями в развитии в первую очередь проводится в семьях с «повышенным риском». К таким относятся:

  1. Семьи, где уже имеется ребёнок с тем или иным дефектом.
  2. Семьи с умственной отсталостью, заболеванием шизофренией, нарушением слуха у одного из родителей или у обоих.
  3. Семьи, где матери перенесли во время беременности острое инфекционное заболевание, тяжёлый токсикоз.
  4. Семьи, где имеются дети, перенёсшие внутриутробную гипоксию (кислородное голодание), природовую асфиксию (удушье), травму или же нейроинфекцию, черепно-мозговые травмы в первые месяцы жизни.

Основные виды нарушений звукопроизношения

В первые годы жизни из-за несовершенства речевых органов ребёнок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки, такие как А, О, Э, П, Б, М. Более же сложные по артикуляции согласные звуки (С, З, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р) примерно до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи детей или заменяются более простыми для произношения звуками. Это явление получило название «возрастного косноязычия», поскольку в определённом возрасте оно бывает свойственно всем без исключения детям.

Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении речевых звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи.

Главное отличие дефектов звукопроизношения от «возрастного косноязычия» состоит в том, что они бывают вызваны какими-то специфическими причинами и поэтому обычно не исчезают без специальной логопедической помощи. Внешне дефекты в произношении звуков речи могут проявляться в одном из следующих вариантов:

  1. Полное отсутствие звука в речи ребёнка. Этот вид нарушений звукопроизношения внешне полностью совпадает с «возрастным косноязычием», но в отличие от него встречается в более позднем возрасте (после 5-6 лет).
  2. Полная замена одного звука речи другим, обычно более простым по артикуляции. Например, звук Р может заменяться на Л, а звук Ш – на С. Однако эти замены также наблюдаются в более позднем возрасте.
  3. Смешение в речи двух правильно произносимых звуков. При этой разновидности неправильного звукопроизношения ребёнок, умеющий правильно произносить оба звука и уже вышедший из периода «возрастного косноязычия», не всегда верно произносит их в речи (говорит то РЫБА, то ЛЫБА, то ШУБА, то СУБА и т.п.)
  4. Искажённое произношение звука, классическим примером чего является «картавое» Р. В этом случае звук не отсутствует в речи ребёнка и не заменяется другим звуком – ребёнок произносит именно звук Р, но произносит его искажённо. Сюда же относится «хлюпающее» и «шепелявое» произношение звуков.

Очень важно понять, что этот последний вид нарушений звукопроизношения, в отличие от первых трёх, ни в каком возрасте не может быть отнесён к «возрастному косноязычию». Это объясняется тем, что он во всех без исключения случаях бывает вызван какими-то особыми причинами, а не только возрастным несовершенством речевого аппарата ребёнка. Именно эти причины и мешают «пройти с возрастом» имеющимся у него особенностям в произношении звуков.

Иными словами, возрастной «нормой» звукопроизношения до определённого возраста можно считать только полное отсутствие звука или его полную замену другим звуком (в том числе и в случаях смешения звуков). Но после 5-6 лет и эта «норма» уже перестаёт быть таковой и переходит в разряд патологии, тем более что именно звуковые замены в дальнейшем отражаются на письме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины речевых нарушений и речевое развитие детей различного возраста.

Информация для родителей детей дошкольного возраста, а также рекомендации по формированию правильной речи....

Доклад-презентация для родительского собрания "Основные виды нарушений звукопроизношения и причины вызвавшие их"

Доклад и презентация для родительского собрания в средней логопедической группе...

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста. Основные виды нарушений.

В статье описаны основные виды нарушений в речевом развитии детей и их причины, а так же основные виды нарушения звукопроизношения....

Речевые нарушения. Причины. Виды. Профилактика

Речевые нарушения. Причины. Виды. Профилактика. ...

2. Гостиная логопеда "Основные виды нарушения звукопроизношения у детей"

Материал статьи поможет родителям обратить внимание на те или иные недостатки в произношении звуков у детей....

«Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста. Основные виды нарушений звукопроизношения»

      Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние ус...