Доклад-презентация для родительского собрания "Основные виды нарушений звукопроизношения и причины вызвавшие их"
презентация к уроку (средняя группа) на тему

Мамаева Ольга Григорьевна

Доклад и презентация для родительского собрания в средней логопедической группе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные виды нарушений звукопроизношения и причины вызвавшие их Мамаева Ольга Григорьевна Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №1» г.о. Самара

Слайд 2

Отличие дефектов звукопроизношения от «возрастного косноязычия» Вызваны специфическими причинами

Слайд 3

Дефекты произношения звуков речи Полная замена одного звука другим Искаженное произношение звука Полное отсутствие звука

Слайд 4

«Нормой» звукопроизношения (до определенного возраста) Полное отсутствие звука Полная замена другим звуком После 5-6- лет «норма» переходит в разряд патологии.

Слайд 5

Причины нарушений звукопроизношения Трудности различения сходных звуков на слух (при отсутствии снижения слуха) Выраженные дефекты в строении речевых органов (губ, зубов, челюстей, языка, мягкого и твердого нёба) Недостаточная подвижность губ и языка Отсутствие правильного образца подражания.

Слайд 6

1. Трудности различения некоторых сходных звуков на слух (при отсутствии снижения слуха) Не улавливает различия в звучании сходных звуков (С-З, С-Ц, Р-Л и др.) Слова типа: миска-мишка, лак-рак воспринимаются как совершенно одинаковые. Основная причина звуковых замен здесь являются затруднения в слуховой дифференциации звуков.

Слайд 7

Последствия С началом школьного обучения, имеющиеся в устной речи звуковые замены отражаются на письме Однотипные трудности возникают и при чтении

Слайд 8

2. Выраженные дефекты в строении речевых органов (губ, зубов, челюстей, языка, мягкого и твердого нёба) Неправильное строение челюстей и зубов

Слайд 9

Отсутствие, деформация или неправильное расположение зубов

Слайд 10

Слишком выступающая вперед верхняя или нижняя челюсть Передний или боковой прикус

Слайд 11

Слишком большой или слишком маленький язык Короткая подъязычная связка (уздечка языка) Расщелина верхней губы

Слайд 12

3. Недостаточная подвижность губ и языка Парезы (слабость) мышц губ и отдельных мышечных групп языка: его кончика, боковых краев или спинки

Слайд 13

4. Отсутствие правильного образца для подражания Родители разговаривают с ребенком «детским языком», т.е. сюсюкают Родители сами имеют дефекты речи Родители говорят о чем угодно и как угодно.



Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

Тема: «Основные виды нарушений звукопроизношения и причины вызвавшие их. Итоги логопедической работы».

Составила: учитель-логопед Мамаева О.Г.

Главное отличие дефектов звукопроизношения от «возрастного косноязычия» состоит в том, что они бывают вызваны какими-то специфическими причинами и поэтому не исчезают без специальной логопедической помощи. (2 слайд)

Внешне дефекты в произношении звуков речи могут проявляться в одном из следующих трех вариантов (3 слайд):

  1. Полное отсутствие звука (например, Р или Л) в речи ребенка. В этом случае он говорит _ыба вместо рыба, _ампа вместо лампа. Этот вид нарушений звукопроизношения внешне полностью совпадает с «возрастным косноязычием», но в отличие от него встречается в более позднем возрасте (после 5-6 лет).
  2. Полная замена одного звука другим, обычно более простым по артикуляции. Например, звук Р может заменяться на звук Л, а звук Ш – на С. Эти замены также наблюдаются в более позднем возрасте.
  3. Искаженное произношение звука, классическим примером чего является «картавое» Р. Сюда же относится хлюпающее и межзубное произношение звуков.

Этот третий вид нарушений звукопроизношения, в отличие от первых двух, ни в каком возрасте не может быть отнесен к «возрастному косноязычию». Это объясняется тем, что он во всех без исключения случаях бывает вызван какими-то особыми причинами, а не только возрастным несовершенством речевого аппарата ребенка. Иными словами «нормой» звукопроизношения до определенного возраста можно считать только полное отсутствие звука или его полную замену другим звуком. Но после 5-6 лет и эта «норма» уже перестает быть таковой и переходит в разряд патологии (4 слайд).

В чем же кроются основные причины, мешающие ребенку своевременно и без специальной логопедической помощи овладеть правильным произношением звуков речи?

Если говорить о детях с нормальным слухом и интеллектом и не имеющих к тому же резких отклонений в поведении, то таких причин четыре (5 слайд):

1. Трудности различения некоторых сходных звуков на слух (при отсутствии снижения слуха)(6 слайд). Эти затруднения выражаются в том, что ребенок не улавливает различия в звучании сходных звуков (С-З, С-Ц, Р-Л и др.). По этой причине слова типа миска – мишка, лак – рак, отличающиеся друг от друга только одним звуком, воспринимаются ребенком как совершенно одинаковые. Но если ребенок не улавливает никакого различия в звучании С и Ш, т.е. если эти звуки кажутся ему одинаковыми, то у него у нет стимула к совершенствованию своего звукопроизношения. Он не чувствует надобности в овладении более сложной (по сравнению со звуком С) артикуляцией звука Ш, поскольку произношение суба вместо шуба кажется ему правильным и полностью его устраивает. Значит, основной причиной звуковых замен здесь являются затруднения в слуховой дифференциации звуков. По состоянию же артикуляторных органов ребенок вполне мог бы в положенный срок овладеть правильным произношением звука.

Эта форма нарушений звукопроизношения особенно коварна тем, что с началом школьного обучения имеющиеся в устной речи ребенка звуковые замены неизбежно начинают отражаться на письме. В этих случаях широко практикуемое в школе проговаривание в процессе письма, помогающее ребенку уточнить звуковой состав записываемых слов, дает прямопротивоположный результат: неправильное проговаривание не только не помогает, но даже мешает. Однотипные трудности возникают и при чтении (7 слайд).

2. Выраженные дефекты в строении речевых органов (губ, зубов, челюстей, языка, мягкого и твердого неба) (8 слайд)

  • Неправильное строение челюстей и зубов. Сюда относится отсутствие, деформация или неправильное расположение зубов (9 слайд), а также слишком выступающая вперед верхняя или нижняя челюсть и передний или боковой открытый прикус (10 слайд). При дефектах в строении челюстей и зубов свистящие и шипящие звуки более всех других страдают потому, что здесь нарушается очень важное для их правильного артикулирования условие – образование очень узкой (1-2 мм) щели между верхними и нижними резцами.
  • Слишком большой или слишком маленький язык.
  • Коротка подъязычная связка (или так называемая уздечка языка). Язык при этом лишается необходимой подвижности, а главное – он не может подниматься вверх. От этого больше всего страдает звук Р, при образовании которого кончик языка должен вибрировать у верхних альвеол (бугорков над верхними резцами). При очень короткой уздечке нарушается и произношение шипящих звуков, так как язык не может приподняться к переднему краю твердого неба и приобрести форму «чашечки».
  • Расщелина верхней губы (11 слайд).

При дефектах в строении речевых органов звуки речи чаще всего произносятся искаженно, а не заменяются другими звуками.

При этих видах дефектах родители с самого начала должны понимать, что овладение правильным произношением звуков у ребенка будет протекать в усложненных условиях и что ему может потребоваться врачебно-логопедическая помощь. Здесь не нужно ждать пока «с возрастом пройдет», а нужно своевременно принимать необходимые меры.

3. Недостаточная подвижность губ и языка (12 слайд). Чаще всего речь идет о парезах (слабости) мышц губ и отдельных мышечных групп языка: его кончика, боковых краев или спинки. В этих случаях язык и губы не могут выполнять движений, необходимых для правильного артикулирования звуков.

Родителям важно знать, что такие нарушения в произношении звуков не пройдут «с возрастом», а потребуют специальной логопедической помощи. За этой помощью, как и в предыдущем случае, лучше обратиться в возможно более ранние сроки.

4. Отсутствие правильного образца для подражания (13 слайд).

  • Родители разговаривают с ребенком «детским языком», т.е. сюсюкают.
  • Нередко родители считают, что с маленькими детьми надо разговаривать «детским языком, т.е. сюсюкаться. В таком случае, даже нормально развивающийся ребенок будет искаженно произносить многие звуки и слова.
  • Родители сами имеют дефекты речи.
  • Родители говорят о чем угодно и как угодно.

Если родители сами говорят скороговоркой, у ребенка может закрепиться убыстренный темп речи, может появиться заикание. Спокойная, плавная неторопливая речь должна окружать ребенка.

Во всех рассмотренных здесь случаях нарушений звукопроизношения ребенок нуждается в специальной помощи. Но эта помощь будет различной в зависимости от тех причин, которые привели к дефектам в произношении звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Причины речевых нарушений. Основные виды нарушений звукопроизношения»

В тексте описаны основные причины патологии детской речи, а так же виды нарушений звукопроизношения....

Виды нарушений звукопроизношения

Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в искажениях, либо в заменах....

2. Гостиная логопеда "Основные виды нарушения звукопроизношения у детей"

Материал статьи поможет родителям обратить внимание на те или иные недостатки в произношении звуков у детей....

«Виды нарушений звукопроизношения и коррекция недостатков произношения»

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука. Чаще всего отмечается неправильное произношение трудных по артикуляции звуков: свистящих ( с ), ( з ), (ц ), шипящих (ш...

«Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста. Основные виды нарушений звукопроизношения»

      Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние ус...