Основные виды нарушений звукопроизношения и причины их появления у детей. Значение исправления недостатков звукопроизношения в дошкольном возрасте.
статья по логопедии на тему

Симанович Наталья Владимировна

Материал о видах нарушений звукопроизношения и причинах их появлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_stanovleniya_detskoy_rechi_dlya_sayta.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Основные виды нарушений

звукопроизношения и причины их появления у детей. Значение исправления недостатков звукопроизношения в дошкольном возрасте.

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления речи у ребёнка. При этом звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз. На ранних этапах речевого развития слова и фразы произносятся ребёнком искажённо, с очень неточным звуковым составом. Правильным произношением звуков речи он овладевает лишь постепенно.

В первые годы жизни из-за несовершенства речевых органов ребёнок может правильно произносить только самые простые по артикуляции звуки (А, О, Э, П, Б, М). Несколько позднее усваиваются и другие артикуляторно простые звуки, не требующие особенно тонких движений губ и языка (И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й). Более же сложные по артикуляции согласные звуки (С, З, Ц, Ш, Ж, Щ, Л, Р) примерно до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи детей или заменяются более простыми для произношения звуками. Это явление получило название «возрастного косноязычия», поскольку в определённом возрасте оно бывает свойственно всем без исключения детям.

Каждый артикуляторно сложный звук усваивается ребёнком как бы в несколько этапов.

Вот самые распространённые звуки- заменители для сложных по произношению согласных:

Л:        Й-ЛЬ-Л (йампа – лямпа – лампа);

Р:        Й-ЛЬ-Л-Р (йиба – либа – лыба – рыба);

С:        ТЬ-СЬ-С (тянки – сянки – санки);

Ш:        ТЬ-СЬ-С-Ш (тюба – сюба – суба – шуба)

Ц:        ТЬ-СЬ-Ц (тяпля – сяпля – цапля).

Но даже и после овладения правильным произношением звука ребёнок некоторое время неустойчиво использует его в своей речи.

Таким образом, в период «возрастного косноязычия» часть звуков в речи детей полностью отсутствует или заменяется другими звуками

Совершенно необходимым условием для своевременного исчезновения «возрастного косноязычия» является правильная, отчётливая и неторопливая речь окружающих ребёнка людей. Это тот образец для подражания, которому ребёнок следует в нелёгком для него процессе овладения правильным произношением звуков.

С этой точки зрения вредно и длительное пребывание ребёнка среди неправильно говорящих сверстников, поскольку в этом случае также отсутствует образец правильного произношения. И уж совсем недопустимо «сюсюканье» взрослых с ребёнком («Да ты мой дологой, холосий!»). Здесь ребёнок лишается не только правильного образца для подражания, но даже и стимула для улучшения своего звукопроизношения: ведь взрослым нравиться его речь и они сами подражают ей!

Важно знать, что даже в раннем возрасте у детей могут быть и такие особенности в произношении звуков речи, которые уже с самого начала нельзя относить к «возрастному косноязычию». Эти особенности не пройдут с возрастом, и поэтому нужно как можно раньше обратиться к специалистам. Сюда относится, например, «хлюпающее» произношение некоторых звуков (иногда даже с заметным раздуванием щек), что придает звукам какой-то необычный и неприятный для слуха оттенок. В других случаях может наблюдаться так называемое межзубное произношение звуков (чаще всего свистящих и шипящих), когда кончик языка просовывается между резцами и звуки приобретают характерный оттенок шепелявости, не свойственный русской речи.

Как уже было отмечено, главное отличие дефектов звукопроизношения от «возрастного косноязычия» состоит в том, что они бывают, вызваны какими-то специфическими причинами и поэтому обычно не исчезают без специальной логопедической помощи.

Внешне дефекты в произношении звуков речи могут проявляться в одном из следующих трех вариантов:

  1. Полное отсутствие звука (например, [Р] или [Л]) в речи ребенка. В этом случае он говорит ЫБА вместо РЫБА и АМПА вместо ЛАМПА. Этот вид нарушений звукопроизношения внешне полностью совпадает с «возрастным косноязычием», но в отличие от него встречается в более позднем возрасте (после 5-6 лет).
  2. Полная замена одного звука речи другим, обычно более простым по артикуляции.  Например, звук [Р] может заменяться на [Л], а звук [Ш] — на [С]. В этом случае, как и при «возрастном косноязычии», ребенок говорит ЛЫБА вместо РЫБА и СУБА вместо ШУБА, однако эти замены также наблюдаются в более позднем возрасте.
  3. Искаженное произношение звука, классическим примером чего является «картавое» [Р]. В этом случае звук не отсутствует в речи ребенка и не заменяется другим звуком — ребенок произносит именно звук [Р], но произносит его искаженно. Сюда же относится хлюпающее и межзубное произношение звуков.

Очень важно до конца понять, что этот третий вид нарушений звукопроизношения, в отличие от первых двух, ни в каком возрасте не может быть отнесен к «возрастному косноязычию». Это объясняется тем, что он во всех без исключения случаях бывает, вызван какими-то особыми причинами, а не только возрастным несовершенством речевого аппарата ребенка. Именно эти причины и мешают «пройти с возрастом» имеющимся у него особенностям в произношении звуков. Иными словами, возрастной «нормой» звукопроизношения до определенного возраста можно считать только полное отсутствие звука или его полную замену другим звуком. Но после 5-6 лет и эта «норма» уже перестает быть таковой и переходит в разряд патологии.

В чем же кроются основные причины, мешающие ребенку своевременно и без специальной логопедической помощи овладеть правильным произношением звуков речи?

Если говорить о детях с нормальным слухом и интеллектом и не имеющих к тому же резких отклонений в поведении, то таких причин три:

1)        трудности различения некоторых сходных звуков на слух (при отсутствии снижения слуха);

  1. выраженные дефекты в строении речевых органов (губ, зубов, челюстей, языка, мягкого и твердого неба);
  2. недостаточная подвижность губ и языка.

О четвертой причине — отсутствии правильного образца для подражания  — мы уже говорили.

Во многих случаях две или даже несколько причин могут наблюдаться одновременно. Понятно, что это значительно утяжеляет общую картину.

Неисправленные во время нарушения звукопроизношения, особенно коварны тем, что с началом школьного обучения недостатки произношения у детей часто сопровождаются затруднениями в звуковом анализе слова. Они с трудом выделяют звуки из анализируемого слова, не всегда достаточно четко дифференцируя на слух выделенный звук, смешивают его с акустически парным, не могут сравнить звуковой состав слов, отличающихся одним только звуком.

Если у ребёнка к моменту поступления в школу ещё сохраняются недостатки произношения, то он не может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. Невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6—7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными. В данном случае ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребёнка. Так как со временем они могут закрепиться и превратиться в стойкие нарушения.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Отсюда можно сделать вывод о том, что очень важно исправить недостатки звукопроизношения ещё в дошкольный период.

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родителям о недостатках звукопроизношения детей дошкольного возраста.

Этот  материал  поможет  коротко и  четко  рассказать  родителям о нарушениях звукопроизношения детей....

Доклад-презентация для родительского собрания "Основные виды нарушений звукопроизношения и причины вызвавшие их"

Доклад и презентация для родительского собрания в средней логопедической группе...

Рекомендации логопеда для родителей на тему: « Основные направления коррекционной работы по исправлению недостатков звукопроизношения».

Наглядная презентация для родителей . Роль семьи в преодолении дефектов речи у детей дошкольного возраста....

«Причины речевых нарушений. Основные виды нарушений звукопроизношения»

В тексте описаны основные причины патологии детской речи, а так же виды нарушений звукопроизношения....

Консультация для родителей «Исправление недостатков звукопроизношения у детей дошкольного возраста»

В консультации даются рекомендации родителям  по исправлению звукопроизношения у детей, а так же рекомендации родителям к проведению домашних занятий с детьми по коррекции звуков....

Основные направления коррекционной работы по исправлению недостатков звукопроизношения в ДОУ

Данную презентацию можно использовать на организационном родительском собрании, где учитель-логопед представляет родителям основные направления коррекционно-логопедической работы....

2. Гостиная логопеда "Основные виды нарушения звукопроизношения у детей"

Материал статьи поможет родителям обратить внимание на те или иные недостатки в произношении звуков у детей....