Родителям о недостатках звукопроизношения детей дошкольного возраста.
консультация по развитию речи по теме

 Этот  материал  поможет  коротко и  четко  рассказать  родителям о нарушениях звукопроизношения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovladenie_pravilnym_proiznosheniem_rechevykh_zvu.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Родителям « О  звукопроизношении  детей».

         Овладение правильным произношением речевых зву-

ков является одним из очень важных звеньев становления

речи у ребенка.При этом звуки усваиваются не изолирован-

но,не сами по себе,а в процессе постепенного овладения

навыками произношения отдельных слов и целых фраз.На

ранних этапах речевого развития слова и фразы произносят-

ся ребенком искаженно,с очень неточным звуковым соста-

вом.Правильным произношением звуков речи он овладева-

ет лишь постепенно.

     В первые годы жизни из-за несовершенства речевых ор-

ганов  ребенок может правильно произносить только са

мые простые по артикуляции звуки .К ним относятся глас-

ные А,О,Э,и согласныеП,Б,М.Именно из этих звуков и состо-

ят первые слова ребенка:мама,папа,баба.Несколько позд-

нее усваиваются и другие артикуляторно простые звуки,не

требующие особенно тонких движений губ и языка.Это гла-

сные И,Ы,У и согласные Ф,В,Т,Д,Н,К,Г,Х,Й.Более же сложные

по артикуляции  согласные  звуки (С,З,Ц,Ш,Ж,Ч,Щ,Р,Л)при-

мерно до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи ребен-

ка,или заменяются более простыми для произношения зву-

ками.Это явление получило название «возрастного  косно-

язычия»,поскольку в определенном возрасте оно бывает

свойственно всем  без  исключения детям .Каждый артику-

ляторно сложный звук усваивается ребенком как  бы в не-

сколько  этапов .Например,ребенок не сразу овладевает

произношением звука Ш,а сначала  заменяет его  на  ТЬ,на

СЬ, и на С.По  этой причине в разные возрастные периоды

слово ШУБА  в  его  речи  звучит  как  ТЮБА,СЮБА,СУБА  и,

наконец ШУБА .

       Вот  самые  распространенные  звуки-заменители  для

сложных  по произношению  согласных:

Л:Й-ЛЬ-Л (ЙАМПА-ЛЯМПА-ЛАМПА)

Р:Й-ЛЬ-Л-Р (йиба-либа-лыба-рыба)

С:ТЬ-СЬ-С (тянки-сянки-санки)

Ш:ТЬ-СЬ-С-Ш ( тюба-сюба-суба-шуба)

Ц:ТЬ-СЬ-Ц (тяпля-сяпля-цапля)

      Но даже  и  после  овладения  правильным произноше-

нием  звука  ребенок  некоторое  время  неустойчиво ис-

пользует  его  в  своей  речи.Новый  звук  начинает  употреб-

ляться  гораздо  чаще,чем  следует, временно  как бы  вы-

тесня  близкие  к  нему  по  артиуляции звуки.Например,на-

учившись  правильно  произносить  звук Ш ,ребенок  начи-

нает употреблять  его и вместо С,произнося  слово СУМКА

как ШУМКА  или САША  как ШАША.Здесь  очень  важно не-

навязчиво  помочь  ребенку окончательно овладеть зву-

ком.

    Таким  образом,в период «возрастного косноязычия»

часть  звуков в  речи детей полностью  отсутствует или за-

меняется другими звуками.Наблюдается и неустойчивость

в употреблении уже «освоенных» звуков,их  смешение.Но

по мере созревания речевого аппарата  ребенка постепенно

совершенствуется и его звукопроизношение,все более и бо-

лее приближаясь к образцу речи взрослого.

   Совершенно  необходимым  условием для  своевременно-

го  исчезновения  «возрастного косноязычия» является пра-

вильная , отчетливая и неторопливая  речь  окружающих

ребенка взрослых  людей.Это  тот образец  для  подража-

ния  ,которому  ребенок  следует  в нелегком  для  него

процессе овладения правильным произнесением звуков.

Если же  такой  образец  отсутствует,то  усвоение  ребенком

правильной  артикуляции  звуков  резко затрудняется  или

даже  становится невозможным.Об этом свидетельствуют,

например,случаи  довольно  широко  распространенной

«семейной  картавости»,которую ребенок усваивает, под-

ражая родителям.

  С  этой  точки  зрения  вредно  и  длительное  пребывание

ребенка  среди  неправильно  говорящих  сверстников,

поскольку  в  этом  случае  также  отсутствует  образец  пра-

вильного  произношения.И  уж  совсем  недопустимо  «сю-

сюканье» взрослых  с  ребенком («Да ты  мой дологой,хо-

лосый!).Здесь  ребенок  лишается  не только правильного

образца  для  подражания,но  даже и стимула  для  улучше-

ния  своего  звукопроизношения:ведь взрослым  нравится

его  речь и они  сами  подражают  ей .

   Чтобы  родителям  было  удобнее следить за  своевремен-

ностью  появления  в  реяи  ребенка  различных  звуков,

приведу  примерные сроки  окончательного  усвоения деть-

ми  гласных и согласных  звуков.

Возраст :                         Звуки :

1-2 года          -             А,О,Э,П,Б,М

2-3 года         -             И,Ы,У,Ф,В,Т,Д,Н,К,Г,Х,

3-5 лет           -             С,З,Ц,Ш,Ж,Ч,Щ

5-6 лет           -                  Л,Р

        Из  приведенного  выше  видно,что  при  нормальном

ходе  речевого  развития не позднее чем к 5-6 годам ребе-

нок  должен  овладеть  правильным  произношением всех

звуков  речи.Если же  этого  не  происходит,то  так называ-

емое «возрастное  косноязычие», уже  перестает быть «воз-

растным».Такая  задержка  свидетельствует  о наличии ка-

ких –то особых  причин, мешающих ребенку  своевременно

овладеть  правильным произношением  звуков  речи.Здесь

уже  приходится  говорить о нарушениях,недостатках или

дефектах  звукопроизношения(термины однозначные),тре-

бующих  специальной  логопедической помощи.

     Родителям  также  важно  знать,что даже  в  раннем воз-

расте (до  3-5  лет) у  детей  могут  быть  такие  особенности

в произношении  звуков  речи ,которые  уже  с  самого  на-

чала  нельзя  относить к «возрастному косноязычию». Эти

особенности  не  пройдут  с  возрастом,и  поэтому  нужно

как  можно  раньше обратиться к специалистам.Сюда  от-

носится,например, «хлюпающее» произношение  некото-

рых  звуков ( иногда  даже с заметным  раздуванием щек),

что  придает  звукам  какой-то  необычный  и  неприятный

для  слуха оттенок. В  других  случаях  может  наблюдаться

так  называемое  межзубное  произношение  звуков ( чаще

всего  свистящих и  шипящих), когда  кончик  языка  просо-

вывается  между  резцами  и  звуки  приобретают  харак-

терный  оттенок  шепелявости,не свойственной русской ре-чи.И  конечно же,необходимы  специальные  коррекцион-

ные занятия для  устранения горлового  произношения

звука Р.

        Консультация   для   родителей

                     на     тему  :

«  Становление  произношения   детей

           дошкольного  возраста».

                          Учитель-логопед :Добычина Н.Н


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игровые методы по коррекции недостатков звукопроизношения в работе воспитателя логопедической группы ДОУ

ТЕМА: “Игры по коррекции недостатков звукопроизношения в работе воспитателя логопедической группы ДОУ»....

Выступление на пед. совете "Работа воспитателя по устранению недостатков звукопроизношения"

В данном выступлении говорится о том, какую работу необходимо проводить воспитателю для устранения недостатков звукопроизношения у детей...

Рекомендации логопеда для родителей на тему: « Основные направления коррекционной работы по исправлению недостатков звукопроизношения».

Наглядная презентация для родителей . Роль семьи в преодолении дефектов речи у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Исправление недостатков звукопроизношения у детей дошкольного возраста»

В консультации даются рекомендации родителям  по исправлению звукопроизношения у детей, а так же рекомендации родителям к проведению домашних занятий с детьми по коррекции звуков....