Картотека "Фонетическая зарядка" для младшей и средней группы детского сада
картотека по логопедии (младшая, средняя группа)

Фонетическая зарядка представляет собой комплекс игр и упражнений на отработку каждого звука русского языка. При ее выполнении дети изображают звучание разных животных, птиц, транспорта, каких - то предметов. Ребёнку легче усвоить звук, если он непросто произносит его, повторяя за взрослым, а подражает звуком чему-либо или даже сопровождает его проговаривание с  движением.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл foneticheskaya_zaryadka.docx38.7 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

«Фонетическая зарядка»

для детей младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет)

Цель: развитие фонетической стороны речи детей дошкольного возраста.

Комплекс №1

Звук [а] ( 2 недели)

1. Повтори звук [а] за взрослым:

Рот откроем широко:

А-а-а услышим далеко: а-а-а-а-а.

Воздух в носик набирайся,

А-а-а теплее выдувайся: а-а-а-а-а.

Мишеньку качай,

А-а-а-а ему напевай!

А – красивый звук какой

Ну- ка шире рот открой: а-а-а-а.

Аня куколку качала,

Аня кукле напевала: «А-а-а-а».

Мама доченьку качала,

Мама дочке напевала: «А-а-а».

Аня утром рано встала,

Очень громко закричала: «А-а-а!».

Тихо Аня не кричи,

Других деток не буди.

Тихо: «а-а-а» произнеси.

Анечка гулять пошла,

Видит птичка у крыльца.

Птичка тоненько поет,

Широко открыла рот: «А-а-а».

А в лесу гуляет мишка,

Косолапый шалунишка.

Низким голосом поет,

Широко открыл свой рот: «А-а-а!».

2. Покажи, как девочка укачивает куклу: «А-а-а-а» (ласково).

3. Покажи, как ревет мишка: «А-а-а» (низким голосом).

4. Покажи, как поет певец: «А-а-а» (звонко и громко).

5. Покажи, как стонет больной у врача: «А-а-а» (тихо и жалобно).

6. Покажи, как плачет большая кукла: «А-а-а» (звонко и громко).

7. Покажи, как плачет маленькая кукла: «А-а-а» (тихо и жалобно).

8. Добавь словечко:

Кашу кушаю я сам –

ам – ам – ам!

Заблудились мы в лесу

И кричим: АУ! АУ!

Всё дорогой нюхая.

Прелесть вислоухая!

Мчится, птичек распугав,

К нам собачка, ав-ав-ав,

Просыпайся, лежебока.

В небе солнышко высоко.

Ах, какой же ты лентяй!

Как не стыдно! Ай-ай-ай!

Вот собака ав-ав-ав

Возле будки ав-ав-ав

Лает громко ав-ав-ав

На цыпленка ав-ав-ав.

2. Какой красивый цветок! Ах! Ах! Ах! (с восхищением).

Комплекс №2

Звук [у] ( 2 недели)

1. Повтори звук [у] за взрослым:

У-у-у услышать захочу-

Губы трубочкой сложу:

у-у-у-у.

Загудел паровоз

И ребяток повёз: у-у-у-у.

По земле разбежался,
В небо поднялся!
Летит самолёт
Прямо вперёд!  У-у-у

Юла кружится, поет
И гудит, как самолет: у-у-у.

Самолет летит,

Очень громко гудит: «У-у-у-у!».

Тихо ветер задувает

И снежинки поднимает: «У-у-у-у».

Серый волк в лесу живет,

Низким голосом поет: «У-у-у-у».

Птичка на ветке его услыхала,

Тоненько ему подпевала: «У-у-у-у».

Уля на дудочке тихо играет,

И ветерок тихо ей подпевает: «У-у-у-у».

Паровоз стоит,

Очень громко гудит: «У-у-у!».

2. Покажи, как воет вьюга: «У-у-у-у» (грустно).

3. Покажи, как гудит пароход: «У-у-у» (громко и звонко).

4. Покажи, как гудит самолет: «У-у-у-у» (тихо и глухо).

5. Покажи, как воет волк: «У-у-у-у» (протяжно).

6. Добавь словечко:

Моя куколка больна.

Плачет Уленька: Уа! Уа! Уа!

Там в лесу живет сова,

Громко ухает она: Ух-ух-ух!

Самолет летит,

Самолет гудит:

У-у-у-у!

Я лечу, лечу, лечу-у-у-у!

Полечу, куда хочу-у-у-у!

Вот корова –

Му – му – му!

Молока я дам кому-у-у-у?

Комплекс №3

Звук [и] (2 недели)

1. Повтори звук [и] за взрослым:

Посмотрите, как Петрушка

Тянет ротик прямо к ушкам

И скажите: И – И – И – И,

Ротик к ушкам растяни.

Улыбнёмся,

Скажем: и-и-и,

Мои зубки посмотри-и-и.

Эй, лошадка,

Нас вези.

И быстрее ты скачи:

и-и-и.

Мышка корочку грызет,

Мышка песенки поет: «И-и-и».

Жеребенок маленький на лугу играл,

Жеребенок маленький громко распевал: «И-и-и!».

2. Покажи, как ржет большая лошадь: «И-и-и» (громко).

3. Покажи, как ржет жеребенок: «И-и-и» (тихо).

4. Добавь словечко:

Ослик все забыл слова

И кричит: «Иа – иа!».

Ослик так поет всегда.

«Иа – ИА - ИА!».

Комплекс №4

Звук [о] (2 недели)

1. Повтори звук [о] за взрослым:

Рот овальный: О-о-о звучит,

Удивлённо голосит: о-о-о-о.

Шарик губками возьми,

«О» тихонько протяни: о-о-о-о.

Заболела куколка,

Надо ей поспать.

Заболела куколка,

Начала стонать: о-о-о-о-о.

2. Покажи, как удивилась мама: «О!» (удивленно).

3. Покажи, как восхищенно сказал папа: «О!».

4. Покажи, как испуганно воскликнул мальчик: «О!» (звонко и громко).

5. Покажи, как стонет дедушка: «О-о-о-о» (тихо и жалобно).

6. Покажи, как поет певица: «О-о-о-о» (звонко и громко).

7. Покажи, как зевает мальчик: «О-о-о» (протяжно).

8. Добавь словечко:

Котик маленький гулял

И собачку увидал.

Испугался котик мой.

Ой! Ой! Ой! Ой!

Покачайте головой: Ой – Ой – Ой!

Покрутите головой –

Влево, вправо, вниз: Ой, Ой!

Древний, дряхлый царь Горох

Раскряхтелся: «Ох-ох-ох».

И глядит на это действо

Всё бобовое семейство.

Ты зачем сказал, что тут одуванчики растут?

Тут крапива, боже мой! Ой, как жжётся! Ой-ой-ой!

Комплекс №5

Звук [м] (2 недели)

1. Покажи, как мычит корова: «М-м-м-м» (громко).

2.  Покажи, как мычит теленок: «М-м-м-м» (тихо).

3. Добавь словечко:

Вот корова му-му-му

У беседки му-му-му

Щиплет травку му-му-му

На лужайке му-му-му.

Нацедили мы пока

Мало-мало молока.

Подою Бурёнку снова.

Му-му-му, моя корова.

Вот вам, дети, по котлете

И по порции спагетти.

Не хотите? Съем их сам.

Ах, как вкусно, ам-ням-ням!

Вот коза ме-ме-ме

В огороде ме-ме-ме

Ест огурчик ме-ме-ме

Очень вкусно ме-ме-ме.

Это киса мяу-мяу-мяу

Возле шкафа мяу-мяу-мяу

Видит норку мяу-мяу-мяу

Ловит мышку мяу-мяу-мяу.

Шел козленок по дорожке,

У него устали ножки.

Закричал козленок: «Меееееее»

Постелите коврик …… мне.

Комплекс №6

Звук [н] (2 недели)

1. Покажи, как летает большая муха: «Н-н-н-н» (громко).

2.  Покажи, как летает маленькая муха: «Нь-нь-нь» (тихо).

Ручки вверх поднимай,

Тихо носиком вдыхай,

Ручки вниз опускай,

Н – как муха напевай: н-н-н.

3. Добавь словечко:

На скаку играя гривой,

Скачет быстро конь, красиво,

Не догонишь, не дано.

Ишь как скачет: но – но – но!

Друга можно обижать?

Нет – нет – нет.

Друга можно забывать?

Нет – нет – нет.

Друга нужно разозлить?

Нет – нет – нет.

Будем крепко мы дружить?

Да – да – да.

Комплекс №7

Звук [п] (2 недели)

1. Покажи, как пыхтит самовар: «П-п-п-п» (громко).

2. Покажи, как пыхтит чайник: «П-п-п-п» (тихо).

Открывает рыбка рот,

Да не слышно, что поёт.

П – П – П – П.

3. Добавь словечко:

Я мышонок, пи-пи-пи.

Кошка Мурка, крепче спи.

В норку для ночного пира

Я несу кусочек сыра.

Грузный чайник, пых-пых-пых,

Кипятится за двоих.

К нам на плюшки и ватрушки

Собрались друзья-подружки!

Серый зайка, прыг-прыг-прыг,

Отвечай-ка напрямик,

Где ты лето целое

Прячешь шубку белую?

В телефон залезла мышь:

ПИ, ПИ, ПИ...

Говорю: - Кому звонишь?

ПИ, ПИ, ПИ...

Может, ты звонишь котам?

ПИ, ПИ, ПИ...

А тебе не страшно там?

ПИ, ПИ, ПИ...

Комплекс №8

Звук [б] (2 недели)

1. Покажи, как стучит большой барабан: «Б-б-б» (громко).

2. Покажи, как стучит маленький барабан: «Б-б-б» (тихо).

3. Добавь словечко:

Я трублю в свою трубу

Бу – бу – бу.

Песню о гиппопотаме

Исполняют на тамтаме.

Подняли ужасный шум

Папуасы – бум-бум-бум!

Мне соседи отвечали,

По трубе ключом стучали!

Я работал молотком

Целый вечер – бом-бом-бом!

Сидит филин на суку
И кричит: "Бу-бу, бу-бу!"

У нас машины разные – Би-би, би-би!

И желтые, и красные – Би-би, би-би!

Машины за машинами – Би-би, би-би!

Шуршат машины шинами – Би-би, би-би!


Вчера на закате в тени возле речки

Гуляли ягненок, баран и овечка.

Блеял баран очень громко: «Бе-бе!!!»

Спокойно овца отвечала: «Бе-бе!»

Ну а ягненок, совсем как ребенок,

Песенку звонкую пел: «Бе-бе-бе!».

Комплекс №9

Звук [ф] (2 недели)

1. Покажи, как воздух выходит из большого шарика: «Ф-ф-ф» (громко).

2. Покажи, как выходит воздух из маленького шарика: «Ф-ф-ф» (тихо).

Ротик к ушкам растяни,

Губку мягко прикуси,

Длинный ветерок пусти!

Ф на выдох говори: ф-ф-ф.

Ручки вверх поднимай,

Тихо носиком вдыхай,

Ручки вниз опускай,

Ф – как ветер напевай: ф-ф-ф.

Ежик по лесу бежал,

И грибочек увидал.

И от радости фырчал:

Ф – Ф – Ф – Ф.

По тропинке мы идем – Фок, Фок, Фок.

Громко песенку поем – Фок, Фок, Фок.

Лучше нас лесных ежей – Фок, Фок, Фок.

Нет на свете сторожей – Фок, Фок, Фок.

Ежик по лесу идет,

Ежик песенку поет.

Футы, футы, футы, фу

На спине листок несу.

Самый сильный я в лесу,

Не боюсь теперь лису.

Футы, футы, футы, фу

Комплекс №10

Звук [в] (2 недели)

1. Покажи, как дует сильный ветер: «В-в-в» (громко).

2. Покажи, как работает вентилятор: «Вь-вь-вь» (тихо).

Сильный ветер налетел,

Голосок у нас запел.

Ручку к шейке прижимай,

Голосочек подключай:

в-в-в-в-в.

Начинает вьюга выть,

В – ребятам говорить

в-в-в-в-в.

Дует ветер -  ву, ву, ву

Все тропинки замету –ву, ву, ву.

Обниму и закружу – ву, ву, ву.

Никого не пропущу – ву, ву, ву.

Комплекс №11

Звук [т] (2 недели)

1. Покажи, как стучит большой молоток: «Т-т-т» (громко).

2. Покажи, как стучит маленький молоток: «Т-т-т» (тихо).

Строим домик для бельчат,

Молоточки стучат: Т – Т – Т; Т – Т – Т.

3. Добавь словечко:

Большие ноги шагали по дороге:

ТОП – ТОП – ТОП,

Маленькие ножки бежали по дорожке: топ – топ – топ.

Кто шумит невдалеке?

Это зайка на пеньке

Ах, какая красота!

Барабанит – та-та-та!

Губы улыбаются,

И не напрягаются.

В дверку постучим с тобой: ТОЙ – ТОЙ – ТОЙ.

Мне зимой гулять не зябко,

Греют шубка, шарф и шапка.

Хоть тропинка, хоть сугроб,

Я шагаю – топ-топ-топ.

Надо времени идти,

Чтоб я мог во сне расти.

Не хотят уснуть никак.

Часики, тик-так, тик-так.

Все истратил силы дятел,

Весь каштан исколошматил.

До сих пор я слышу звук

Тех ударов – тук-тук-тук!

Зайка взял свой барабан
И ударил: там-там-там.

Комплекс №12

Звук [д] (2 недели)

1. Покажи, как стучит большой дятел: «Д-д-д» (громко).

2. Покажи, как стучит маленький дятел: «Д-д-д» (тихо).

Мы построить дом хотим,

Работу язычкам дадим.

Молоточки мы возьмём,

Дружно гвоздики забьём,

Д – легко произнесём.

Д-Д-Д-Д-Д

Строим домик для зайчат,

Молоточки стучат:

Д-Д-Д-Д-Д

3. Добавь словечко:

Гуси – гуси га –га – га,

Есть хотите? Да, да, да.

Я на дудочке играю,
Всех ребяток забавляю:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду.


Коровушка, коровушка!

Рогатая головушка!

Малых деток не бодай,

Молока им лучше «Дай –дай – дай!».

Комплекс №13

Звук [к] (2 недели)

1. Покажи, как стучит сильный дождик: «К-к-к» (громко).

2. Покажи, как стучит слабый дождик: «К-к-к» (тихо).

3. Добавь словечко:

Курочка поёт: КО – КО – КО,

Не ходите далеко.

Эй, лягушки на болоте!

Что за песню вы поёте?

Непонятные слова.

«Ква-ква-ква» .

Из кладовки, из потёмок

Вышел заспанный котёнок:

Ну, теперь давайте приз!

Кто тут крикнул «кис-кис-кис»?

На звезде Альдебаран

Закрутить забыли кран:

На детишек, мам и пап

Льётся дождик – кап-кап-кап.

Весь день кудахчет Курица –

За птенцов волнуется:

С крыши прыгать - высоКО, КО-КО-КО.

В речке плавать - глубоКО, КО-КО-КО.

А за домом - КО-КО-КОшка... Не ходите далеКО!

Это цыпа ко-ко-ко

У скамейки ко-ко-ко

Ищет зерна ко-ко-ко

Для цыпленка ко-ко-ко.

Комплекс №14

Звук [г] (2 недели)

1. Покажи, как гусь гогочет: «Г-г-г» (громко).

2. Покажи, как гусята гогочут: «Г-г-г» (тихо).

 3. Добавь словечко:

Гусь крикливый с красным носом,

Шея словно знак вопроса.

Гусь выходит на луга

И гогочет: га – га – га!

С горной кручи без оглядки

На лошадке, на лошадке –

Скачет к нам джигит Серго!

Иго-го-го-го-го-го! –

Вот лошкодка го-го-го

Скачет быстро го-го-го

По дорожке го-го-го

Прямо к дому го-го-го.

Гусь крикливый на лугу

гу – гу – гу.

Покусает за ногу

гу – гу - гу.

Ты ребяток не щипай

гу – гу – гу.

Малышей не обижай –

гу – гу – гу.

 Комплекс №15

Звук [х] (2 недели)

1. Покажи, как дедушка храпит: «Х-х-х» (громко).

2. Покажи, как дети смеются: «Х-х-х» (тихо).

3. Добавь словечко:

Хлопать Ванечка умеет,

Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп!

Своих ручек не жалеет,

Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп!

Хвост смешной у петуха –

ха – ха – ха.

На обед у нас уха –

ха – ха – ха.

По траве ползет блоха –

ха – ха – ха.

Маме купим мы духи –

хи – хи – хи.

Ваня выучил стихи –

хи – хи – хи.

Разодрались петухи –

хи – хи – хи.

4. «Какая красивая бабочка» Произнесение на длительном выдохе «Ах-ах, ох-ох»

Комплекс №16

Звук [э] (2 недели)

1. Покажи, как сорвалась рыба с крючка у рыбака: «Э-э-э» (с сожалением).

2. Добавь словечко:

-Э-э-э поём с открытым ртом,

Язычок увидим в нём.

Мишка песню напевает,

Мишка ротик открывает.

Шире ротик открывай

И Мишутке подпевай:

Э – Э – Э – Э.

Мишка улыбается

И не напрягается

Улыбнись, протяни,

Подбородок опусти:

Э-Э-Э-Э-Э.

3. Покажи, как ревет медведь: «Э-э-э» (громко).

4. Покажи, как качаемся на качелях: «Эх-эх-эх» (протяжно).

3. Покажи, как кричим в лесу: «Эй-эй-эй» (громко).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника для младшей и средней групп детского сада. "Наши мамы"

Сценарий праздника составлен по материалам О.А.Сивухиной. Праздник проходит в форме концерта, ведущими являются воспитатели обеих групп. Дополнительных героев нет....

Организация развивающей среды в младших и средних группах детского сада №11 «Звёздочка» города Старый Оскол

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствоват...

Сценарий осеннего праздника для младшей и средней группы детского сада

Осенний праздник 2013 г. Сценарий для младшей и средней групп. (Дети под музыку входят в зал с листьями.)Исполняется танец с листьями.(После танца Осень собирает листья в букет.)Ведущая ( Осень):...

Консультация для педагогов по теме: «Экологическое воспитание детей второй младшей и средней групп детского сада»

Учебный материал по экологическому воспитанию детей второй младшей и средней групп. Работа с родителями....

Различия в преподавании английского языка в младшей и средней группах детского сада

В статье представлены практические наблюдения из опыта работы педагога по аглийскому языку в детском саду. В данной статье рассматриваются основные направления и способы работы в младшей и средней гру...

"В гостях у бабушки" (для детей второй младшей и средней группы детского сада).

Театрализованное представление для родителей в рамках Дня пожилого человека....

«Экологическое воспитание детей второй младшей и средней групп детского сада»

Консультация для педагогов по теме: «Экологическое воспитание детей второй младшей и средней групп детского сада»...