Таблица "Классификация алалий"
статья по логопедии

Неделько Оксана Вячеславовна

Представлена таблица "Классификация алалий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassifikatsiya_alaliy.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Составление таблицы по теме «Классификация алалий»

Выполнила: Неделько О.В.

физиологический подход

психологический подход

психолингвистический подход

лингвистический подход

клиническая классификация

Рассматривая алалию как  систем недоразвитие всех систем речи, обусловленное поражением двигательных отделов головного мозга (Н.Н. Траутотт, Р.А. Давид-Белова, С.С. Мнухин) выделяются следующие виды алалии:

моторная (нарушения в зоне Брока, локализованной в лобной доле левого полушария, «ответственной» за речевые движения).

сенсорная (нарушение в зоне Вернике, находящейся в височной доле левого полушария, «ответственной» за восприятие речи).

смешанная

Р.Е. Левина предположила, что отсутствие речи необходимо анализировать не по речевому дефекту, а рассмотреть, как у неговорящего ребенка формируются предпосылочные механизмы речи с точки зрения формирования.

С точки зрения сформированности восприятия:

1. слухового и фонематического,

2. зрительного восприятия (опознавание предметов и их изображений).

С точки зрения психичесой активности проявления их моторной возможности.

Левина выделила 3 группы по принципу преимущественного нарушения:

1 группа – дети с нарушением фонематического восприятия – специфическая невосприимчивость к звукам человеческой речи при охранном физическом слухе.

2 группа – дети с нарушением зрительного (предметного) восприятия – ребенок слышит слово, опознает его как слово, но не может определить к какому предмету слово относится. Для таких детей характерно не узнавание предмета как целого. Такие дети хорошо видят детали предмета, хорошо улавливают его свойства.

3 группа – дети с нарушением психической активности, что обусловлено ослаблением процессов самоорганизации как в речевой, так и в слуховой сфере. Для них свойственны амнестические проявления, природа которых обусловлена недостаточность акта припоминания. Эти дети характеризуются:

рассеянностью на занятиях,

- кривлянием, отказом выполнения заданий,

- нарушением письма, обусловленного трудностями

соотнесения звука и буквы

в качестве ведущего нарушения при моторной алалии выделяют несформированность языковых операций производства высказываний (лексических, грамматических, фонетических) при относительной сохранности смыслового и моторного уровней (В.А. Ковшиков, Е.Ф. Соботович, В.К. Воробьёва).

Согласно психолингвистической классификации по В. А. Ковшикову (1985), встречаются импрессивные (сенсорные) и экспрессивные (моторные) формы алалии. Под экспрессивной алалией понимается языковое расстройство, характеризующееся нарушением усвоения языковых единиц и правил их функционирования, что проявляется в невозможности грамматических, лексических и фонематических операций при относительной сохранности смысловых и артикуляционных операций. Импрессивная форма алалии характеризуется недоразвитием понимания обращенной речи.

В.К. Орфинская предложила классифицировать алалию в зависимости от того, насколько сформированы процессы языкового анализа и синтеза.

В.К. Орфинская выделила 10 форм алалии. 4 формы моторной алалии, 4 формы сенсорной алалии, 2 формы, обусловленные двигательно-зрительными расстройствами.

Все формы алалии она подразделил на 2 группы: первичные, при которых, прежде всего, нарушается речь, и вторичные, при которых нарушение речи – следствие нарушения других высших психических функций.

К первичному недоразвитию языковой системы были отнесены 3 моторные формы, обусловленные органическими расстройствами двигательного анализатора; 3 сенсорные, обусловленные органическим расстройством речеслухового анализатора. Среди моторных форм В.К. Орфинская выделила:

1) Форма с первичным недоразвитием фонетической системы в следствии артикуляторной апраксии – наиболее нарушено звукопроизношение.

2) Форму с первичным недоразвитием фонематического анализатора – нарушен фонематический слух. Наблюдается пропуски и перестановки букв.

3) Форму с первичным недоразвитием морфологической системы – основная проблема в нарушении словообразования (грамматический строй).

Сенсорную алалию Орфинская разграничила на:

1) Форму с первичным нарушением фонематического анализа слов.

2) Форму с первичным нарушением слуховой дифференциации близких по звучанию звуков.

3) Форму с неизбирательным и неравномерным недоразвитием всех языковых систем вследствие нарушения слуховой дифференциации звуковых рядов.

В рамках клинической классификации М. Зееман (1962) подразделяет центральные расстройства речи (дисфазии) детского возраста на экспрессивные дисфатические нарушения с типичными признаками моторной афазии, аграфии, алексии, с сохранным пониманием, и рецептивные дисфатические нарушения, сходные внешне с сенсорной афазией.

По мнению ряда специалистов (К. П. Беккер, М. Совак, М. Критчли 
и др.)
, центральные нарушения речи при алалии бывают в виде вербальной акустической агнозии (неспособность воспринимать словесные символы) и вербальной моторной апраксии (неспособность создавать и воспроизводить словесные символы, образцы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей "Алалия. Что это такое?"

Консультация для родителей и воспитателей речевых групп в доступной форме знакомит с основными характеристиками данного речевого нарушения....

логопедическая ритмика в системе работы с детьми, страдающими алалией

Методика проведения музыкально-ритмических занятий с детьми,страдающими алалией....

Конспект совместной деятельности с детьми дошкольного возраста с диагнозом моторная алалия по теме "Дорога в весенний лес"

Конспект занятия с детьми дошкольного возраста с диагнозом моторная алалия по теме "Дорога в весенний лес"....

Определение алалии. Причины, локализация. Механизм нарушения.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка....

Как помочь детям, страдающим алалией в условиях логопункта.

      Воспитание и коррекция речи детей с речевой патологией - сложная система работы, которая включает в себя несколько этапов. Основным из которых является развитие мелкой мото...

Дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией.

Дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией и направления коррекционной работы при сенсорной и моторной алалии....

Реферат на тему "АЛАЛИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЭТИОЛОГИЯ, СИМПТОМАТИКА. КЛАССИФИКАЦИЯ АЛАЛИИ"

Специальные исследования показали разнообразие проявлений речевых патологий. В одних случаях отмечаются только отклонения в развитии звуковой стороны речи, в других - у детей нарушается формирование в...