Таблица моделирования и дифференциации артикуляционных укладов звуков речи.
консультация по логопедии (старшая группа)

Чем раньше начать развитие фонематического восприятия и привлечь внимание детей к фонематическому анализу слов, тем легче и быстрее они овладеют произносительной стороной речи, ведь недостаточная ориентировка в «звуковой действительности языка», несформированность представлений о звуковом составе слова часто приводят к специфическим ошибкам и стойким затруднениям в овладении грамотой (Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, Д.Б. Эльконин).

Сложившиеся методики коррекции звукопроизношения не формируют у детей правильный образ положения органов артикуляционного аппарата. Одна из причин этого заключается в использовании артикуляционных профилей, фотографий уклада, муляжей. Ведь при их использовании визуальные различия в положениях органов артикуляции минимальны и не способствуют созданию верного образа положения органов артикуляционного аппарата в момент произношения звука. Особенно это проблематично при дифференциации артикуляционных укладов, а ведь именно этот аспект является важным при дифференциации смешиваемых звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tablitsa_modelirovaniya.doc210 КБ

Предварительный просмотр:

Таблица моделирования и дифференциации артикуляционных укладов звуков речи.

Число дошкольников с отклонениями в речевом развитии постоянно растёт. Среди них большую часть составляют дети, имеющие полноценный слух и интеллект, но не вполне развитый фонематический слух.

Несформированность фонематического восприятия может привести к недостаточной ориентировке в звуковой действительности и к нарушениям произносительной стороны речи.

Чем раньше начать развитие фонематического восприятия и привлечь внимание детей к фонематическому анализу слов, тем легче и быстрее они овладеют произносительной стороной речи, ведь недостаточная ориентировка в «звуковой действительности языка», несформированность представлений о звуковом составе слова часто приводят к специфическим ошибкам и стойким затруднениям в овладении грамотой (Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, Д.Б. Эльконин).

Сложившиеся методики коррекции звукопроизношения не формируют у детей правильный образ положения органов артикуляционного аппарата. Одна из причин этого заключается в использовании артикуляционных профилей, фотографий уклада, муляжей. Ведь при их использовании визуальные различия в положениях органов артикуляции минимальны и не способствуют созданию верного образа положения органов артикуляционного аппарата в момент произношения звука. Особенно это проблематично при дифференциации артикуляционных укладов, а ведь именно этот аспект является важным при дифференциации смешиваемых звуков.

Таким образом, появляется необходимость искать новые эффективные методы обучения. К ним можно отнести моделирование, которое представляет собой продукт сложной познавательной деятельности (В.В. Давыдов), и включает несколько этапов:

  • Изучение объекта и выделение необходимых свойств и отношений.
  • Определение аналога модели и формулировка условий аналогии.
  • Выбор в качестве модели объекта, способного заместить оригинал.

В соответствии с выше сказанным была разработана таблица моделирования и дифференциации артикуляционных укладов звуков речи.

Дидактическое пособие «таблица моделирования и дифференциации артикуляционных укладов звуков речи» предоставляет следующие возможности:

  • применение моделей артикуляции звуков при коррекции звукопроизношения и дифференциации звуков делает процесс обучения как наглядным, так и познавательным.
  • сопоставляя артикуляционный уклад  по модели, дети учатся думать, анализировать.
  • занимаясь коррекцией звукопроизношения, развивая фонематический слух, видят перед собой наглядный пример правильного уклада органов артикуляции при произнесении звука.

Таблица разработана по следующим параметрам:

  • участие или неучастие губ;
  • вибрация голосовых складок;
  • проход и температура выдыхаемого воздуха;
  • положение кончика языка;
  • положение боковых краёв языка;
  • расстояние между верхними и нижними зубами.

Для работы с таблицей по параметрам разработаны картинки с условными обозначениями. Они выбираются соответственно артикуляционному укладу и ставятся в кармашки.

     

Актуальность:

Основные достоинства дидактического пособия «таблица моделирования и дифференциации артикуляционных укладов звуков речи» заключаются в следующем:

  • Дети могут, как совместно с педагогом составлять артикуляционный уклад звука, так и самостоятельно.
  • Дети, осваивая умения и навыки правильного произношения, звукового анализа и синтеза, должны постоянно артикулировать, уточнять положение органов артикуляции и соотносить это с каждым знаком модели.
  • Моделирование способствует формированию личности, которая сама «добывает» знания, грамотна и целенаправленна.

Положительный результат от работы с данным дидактическим пособием появляется в процессе обучения и воспитания дошкольников.

Отчет

об использовании технологии развивающего обучения

( технология моделирования).

В 2009 – 2010 учебном году в своей работе учитель-логопед МДОУ № 22 Кряж Ольга Викторовна использовала современные обучающие технологии, а именно технологию развивающего обучения.

Одним из видов технологии развивающего обучения можно назвать применение технологии моделирования, которая представляет собой продукт сложной познавательной деятельности, включающей, прежде всего, мыслительную переработку исходного, чувственного материала по очищению от случайных моментов.

Задачи моделирования:

  • моделирование даёт возможность изменить сам подход  к вопросу обучения и воспитания;
  • при работе с моделями у ребёнка создаётся правильный образ артикуляционного уклада в момент произнесения звука, поскольку такая работа предполагает исследование, «отсечение» органов, не принимающих участие в произнесении. Ни артикуляционный профиль, ни фотографии не формируют образ уже потому, что не дают возможность исключить такие органы;
  • правильное артикулирование, уточнённое при помощи наглядной модели, улучшает качество приёма и воспроизведения звука, способствует активному развитию у детей собственных произносительных навыков.

Процедура моделирования включает в себя несколько этапов.

  1. Изучение объекта исследования и выделение необходимых свойств и отношений.
  2. Определение аналога модели и формулировка условий аналогии.
  3. Выбор в качестве модели объекта, способного заместить оригинал.

Для реализации задач  данной технологии и соблюдения этапов работы  было разработано и использовалось дидактическое пособие «таблица моделирования и дифференциации артикуляционных укладов звуков речи», которая предоставляет следующие возможности:

  • применение моделей артикуляции звуков при коррекции звукопроизношения и дифференциации звуков делает процесс обучения как наглядным, так и познавательным.
  • сопоставляя артикуляционный уклад  по модели, дети учатся думать, анализировать.
  • занимаясь коррекцией звукопроизношения, развивая фонематический слух, видят перед собой наглядный пример правильного уклада органов артикуляции при произнесении звука.
  • таблица позволяет наглядно сравнить артикуляционный уклад оппозиционных звуков, что является очень важным при работе над дифференциацией звуков.

Таблица разработана по следующим параметрам:

  • участие или неучастие губ;
  • вибрация голосовых складок;
  • проход и температура выдыхаемого воздуха;
  • положение кончика языка;
  • положение боковых краёв языка;
  • расстояние между верхними и нижними зубами.

Таблица моделирования и дифференциации артикуляционных укладов звуков речи использовалась на индивидуальных и подгрупповых занятиях в течение 2009-2010 учебного года.

На занятиях дети  совместно с педагогом составляли артикуляционный уклад звука, затем делали это самостоятельно.

Для развития умения и навыков правильного произношения, звукового анализа и синтеза, дети должны постоянно артикулировать, уточнять положение органов артикуляции и соотносить это с каждым знаком модели.

Процесс дифференциации артикуляционных укладов становится наглядным, доступным, лёгким для запоминания.

Моделирование способствует формированию личности, которая сама «добывает» знания, грамотна и целенаправленна.

Положительный результат от работы с данным дидактическим пособием появляется в процессе обучения и воспитания дошкольников.

Учитель-логопед                                                                       О.В. Кряж

Заведующий МДОУ № 22                                                        Н.В. Петрушина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционный уклад звука Ш

Артикуляционный уклад звука Ш bezymyannyy.png...

Артикуляционный уклад звука Ж

Артикуляционный уклад звука Ж bezymyannyy.png...

Артикуляционный уклад звука Л

Артикуляционный уклад звука Л bezymyannyy.png...

Артикуляционный уклад звука P

Артикуляционный уклад звука P bezymyannyy.png bezymyannyy1.png...

Практическое пособие для работы с детьми, имеющими нарушения речи. «Комплекс упражнений, вырабатывающий артикуляционный уклад звуков Л-ЛЬ».

ракетическое пособие содержит комплекс упражнений, способствующий формрованию артикуляционного уклада Звуковл-лЬ. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положе...

КАртотека. Артикуляционные уклады звуков речи

Вашему вниманию предлагаются карточки-схемы,в которых показано положение артикуляционного аппарата во время произнесения гласных и согласных (глухих и звонких, твердых и мягких) звуков. В русском язык...

Картотека артикуляционных упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков позднего онтогенеза

В данной подборке предлагаются комплексы упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков позднего онтогенеза....