Диагностические признаки стёртой формы дизартрии у дошкольников
план-конспект занятия по логопедии

Фармонова Екатерина Алексеевна

Признаки стёртой формы дизартрии у дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностические признаки стёртой формы дизартрии у дошкольников.

Стертая дизартрия — это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая в следствии не выраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина)

Этиология и симптоматика дизартрии, механизмы ее развития достаточно освещены в специальной литературе (О.В. Правдина, Е.Ф. Соботович, Р.И. Мартынова, Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова, Е.Н. Винарская, Н.В. Серебрякова).

Дизартрические нарушения речи наблюдаются при различных органических поражениях мозга. У детей частота дизартрии прежде всего связана с частотой перинатальной патологии (поражением нервной системы плода и новорожденного). Л.Т. Журба и Е.М. Мастюкова считают, что менее выраженные формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших легкую асфиксию или родовую травму или имеющих в анамнезе влияние других нерезко выраженных неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития или в период родов. В этих случаях легкие (стертые) дизартрии сочетаются с другими признаками минимальной мозговой дисфункции.

Для дизартрии характерны: нарушения артикуляционной моторики в виде изменения тонуса артикуляционных мышц, ограничения объема их произвольных движений, координаторных расстройств, различного рода синкинезий,тремора, гиперкинезов языка, губ, нарушения дыхания, расстройства голосообразования.

В педагогической практике наиболее часто встречается стертая дизартрия. С неврологической точки зрения детская стертая дизартрия имеет сложный патогенез: наряду с центральными, спастическими параличами мышц речевого аппарата у ребенка, как правило, наблюдается экстрапирамидные нарушения мышечного тонуса, различные гиперкинезы и другие двигательные расстройства. Стертая дизартрия может наблюдаться у детей без выраженных расстройств, испытавших воздействие различных неблагоприятных факторов пренатального, натального и раннего постнатального развития, таких, как токсикоз беременности, острые и хронические заболевания матери в период беременности, легкая асфиксия, родовые травмы, резус-конфликтные ситуации, острые инфекционные заболевания детей в самом раннем возрасте. В этих случаях говорят о легкой степени стертой дизартрии.

Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова отмечают, что в анамнезе ребенка с симптомами стертая дизартрия, как правило, упоминаются чрезмерное двигательное беспокойство, постоянный и беспричинный плач, стойкие нарушения сна, слабость крика, отказ от груди, трудность удержания соска, вялость акта сосания, частые поперхивания, обильные срыгивания, быстрая утомляемость.

Показатели психомоторного развития детей колеблются от нормы до
выраженной задержки. Дети, как правило, соматически ослаблены, иногда у
них отмечается судорожный синдром. Общемоторная сфера детей с дизартрией характеризуется замедленными, неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Может отмечаться ограничение объема движений верхних и нижних конечностей, преимущественно с одной стороны, встречаются синкинезии, нарушения мышечного тонуса, экстрапирамидная недостаточность двигательной сферы. Иногда подвижность резко выражена, движения являются непродуктивными и бесцельными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« КОРРЕКЦИЯ ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЁРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ»

1.Введение2. Изучение контрольной и основной группы детей3.Проведение коррекционной работы с детьми дизартриками4. Сравнение результатов работы5. Выводы...

Методика работы по формированию ЗКР у детей со стёртой формой дизартрии.

В настоящее время наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с речевыми нарушениями. Среди них весьма распространенным нарушением является стертая форма псевдобульбарной дизартрии. Она ха...

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КРД С ДОШКОЛЬНИКОМ СО СТЁРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ "АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л"

ДЕТЕЙ СО СТЁРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ СТАНОВИТСЯ С КАЖДЫМ ГОДОМ ВСЁ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ. КОНСПЕКТ БУДЕТ ПОЛЕЗЕН НАЧИНАЮЩИМ ЛОГОПЕДАМ....

Развитие интонационно-выразительной стороны речи у детей с ОНР, обусловленным стёртой формой дизартрии, через приобщение к устному народному творчеству.

Проблема развития интонационной выразительности достаточно актуальна в коррекционной педагогике. Устное народное творчество воздействует на чувства ребёнка благодаря своим средствам выразительности и ...

Совершенствование речевой деятельности у дошкольников со стёртой формой дизартрии через развитие крупной и мелкой моторики рук

Правильная речь – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения....

Проект «Развитие мелкой и артикуляционной моторики у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии и задержкой психического развития»

Актуальность обусловлена необходимостью изучения нарушений мелкой ручной и артикуляторной моторики у дошкольников со стёртой дизартрией для успешного развития речи ребенка. В дошкольном возрасте состо...

Методика преодоления фонетических нарушений у дошкольников со стёртой формой дизартрии

Задачи методики:´воздействие  на кинетическую и кинестетическую основу движения;´воздействие на статическую и динамическую координацию движений;´формирование  различных уро...