Конспект коррекционно-развивающей деятельности с детьми старшей группы с ТНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Уварова Ольга Николаевна

 «В ГОРОД ВЕСЁЛЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ»

 

Формирование познавательно-речевых, прикладных умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gorod_vesyolyh_chelovechkov.docx30.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №23 «Золотой петушок»

Г. Железногорск, Красноярский край

 «В ГОРОД ВЕСЁЛЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ»

Конспект коррекционно-развивающей деятельности с детьми старшей  группы с ТНР, направленной на формирование познавательно-речевых, прикладных умений и навыков.

Учитель-логопед  Уварова Ольга Николаевна.

Концептуальные основы.

Образовательная деятельность: речевое развитие, познавательное, социально-коммуникативное.

Тема: «Наши умные помощники – органы чувств»

Возрастная группа:старшаягруппа

Цель: Закреплять и расширять имеющиеся у детей представления  об органах чувств человека.

Задачи:

Обучающие:

- Закреплять знания детей об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние)

- Определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира.

- Обобщать имеющиеся у детей знания о профессиях (художник, музыкант, повар, садовод)

- Продолжать учить анализировать, делать самостоятельные выводы.

Развивающие:

- Развивать память, внимание, мыслительную деятельность, любознательность.

- Развивать зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельныеощущения.

- Развивать умение оберегать и укреплять свои органы чувств (гимнастика для глаз, массаж для ушей, артикуляционные упражнения для языка)

- Развивать умение определять эмоциональное состояние людей.

- Развивать моторику артикуляционного аппарата.

Воспитательные:

- Воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны и гигиены.

- Воспитывать у детей сопереживание, желание прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.

- Воспитывать уважительное отношение друг к другу в процессе коллективной работы.

Коррекционные:

- Профилактика нарушения зрения, слуха.

- Обогащать словарный запас детей словами антонимами, прилагательными, активизировать их употребление в речи.

Методы и приемы.

Метод наглядного обучения: показ, использование демонстрационных пособий,ТС.

Словесный метод: использование стихотворных форм (стихи, загадки,заклички), задания-инструкции, пояснения, рассказ, беседа, вопросы – ответы.

Игровой метод:путешествие,дидактические игры «Что не правильно нарисовал художник», «Что ты слышишь?», «Узнай по вкусу», «Узнай по запаху», «Назови настроение», «Доскажи словечко».

Практический метод: гимнастика, массаж.

Предварительная работа:

- уточнение, расширение знание детей по теме «Человек» в рамках совместной деятельности,

-чтение и рассматривание книг: энциклопедии – раздел «Человек»,К.И.Чуковский «Мойдодыр», «Айболит»;

- разучивание загадок об органах чувств, игры «Выбери настроение», «Чей голосок?»,

- беседа о профессиях.

Материалы и оборудование:

-принтер с письмом и фотографиями;

- изображения домиков, грустных и весёлых человечков.

- рисунок к игре «Что напутал художник?»

- огурец, апельсин, лук к игре «Узнай по запаху»

- звукоимитации через использование компьютерак игре «Узнай музыкальный инструмент по звучанию»;

-конфеты, лимон, напиток «цикорий»,солёная вода ( на каждого ребёнка), влажные салфетки к игре «Определи   вкус».

Алгоритм

Организационный момент.

- Получение электронного письма от жителей «Весёлого города»;

-Чтение письма «весёлых человечков»

-Игра «Назови  настроение»

- Приглашение к путешествию в «город весёлых человечков»;

-Игра «Доскажи словечко»( перед каждой остановкой)

2. Основная часть .

- Остановка у домика «художника»

- Д/и «Что напутал художник?»

- Гимнастика для глаз

- Остановка у домика «садовода»

- Д/и «Узнай по запаху»

- Остановка у домика «музыканта»

- Д/и «Узнай музыкальный инструмент по звучанию»

- Массаж ушей

 Остановка у домика «повара»

- Д/и «Определи вкус»

3. Заключительная часть.

- Возвращение из путешествия.

-Подведение итогов (рефлексия).

- Получение факса с фотографией весёлых человечков.

Ход

Факс– фотографии города, грустных жителей.

Воспитатель спрашивает о настроении человечков, можно ли их назвать весёлыми?  

Изображены лица человечков, они очень грустные.  

Дети разбираются в мимике человечков. Они определяют их  настроение как грустное,  печальное, задумчивое, тревожное и т.д.

Вместе с фотографиями педагог находит письмо весёлых человечков, в котором они рассказывают о своей беде.

«Уважаемая Ольга Николаевна, дорогие ребята!

На наш весёлый город опустился  необычный туман и произошло невероятное: нас стали подводить зрение и слух, мы перепутали все вкусы и запахи…. Помогите нам!»

Дети сопереживают, они готовы помочь весёлым человечкам.

- Чтобы помочь исправить грустное  настроение наших новых знакомых, нам просто необходимо поддержать собственное хорошее настроение!

Совместное приветствие педагога и воспитанников:

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Пусть каждый день начинается весело!

Пусть доброе утро длиться до вечера!

Отправляемся в путь?

Дети принимают решение отправиться в путешествие по городу весёлых человечков.

В разных частях игровой комнаты оформлены домики весёлых человечков.

1. Игра «Доскажи словечко».

Педагог объявляет о первой остановке. Предлагает детям сказать:  человечек  какой профессии живёт в этом доме?

Комментарии детей:

-Дом украшен картиной.

- Мы видим кисточки и краски.

Предполагаемые ответы:

- В этом доме живёт художник

-У художника грустное выражение лица.

- Молодцы ребята, вы правильно определили, что в этом доме живёт художник. Но вот беда -   художник разучился пользоваться глазами, поэтому его картины никому не нравятся и от этого ему очень грустно.

Педагог предлагает рассмотреть рисунки художника и  исправить его ошибки.

Д/и «Что художник нарисовал неправильно»

Дети рассматривают рисунки, сравнивают, находят и объясняют ошибки в рисунках художника.

  • Увидеть  небеса

Помогут нам …(глаза)

После выполнения задания педагог  с детьми обобщают, для чего нужны глаза.

Предполагаемые рассуждения детей:

-глаза нужны для того, чтобы видеть  друг друга, чтобы любоваться природой, читать, рисовать, видеть куда идёшь и многое другое.

Педагог подводит детей к выводу, что глаза – необходимый для человека  и очень ранимый орган и их нужно беречь.

Предлагает сделать гимнастику для глаз.Гимнастика для глаз проводится под руководством педагога. Необходимо следить за правильностью выполнения упражнения -выполняем  движения глазами, стараясь избегать движения головы.


1,2,3,4,5  будем глазками играть!

Глазки – карандашики

Солнце  нарисуют.

Солнышко закрасили,

Вверх и вниз танцуя!

Влево, вправо повернём,

Заниматься вновь начнём!

Педагог предлагает отправиться дальше.

2. Вторая остановка «Домик садовода»

- Кто такой – садовод? Чем он занимается?

Предполагаемые ответы детей:

- садовод выращивает в своём саду разные овощи и фрукты, ягоды, цветы.

- Какое у него настроение?

Дети рассматривают мимику садовода и определяют, что настроение у него печальное.

Педагог высказывает предположение, что печальное настроение у садовода от того, что он совсем разучился распознавать запахи в своём саду.

- Ребята, как помочь садоводу?

- Что нужно сделать, чтобы определить по запаху тот или иной предмет?

- Предмет надо понюхать.

  • Запах хлеба, запах мёда,

Запах лука, запах роз

Различить поможет…. (нос)

- Для этого у человека есть нос.

- Кто знает, а через что попадают запахи в нос?

- Запах попадает в нос через воздух

- Давайте проверим, как ваши носы чувствуют разные запахи. Закройте глаза и  по моей команде набирайте воздух в нос.

Д/и «Узнай по запаху»

Дети стараются определить по запаху предложенный  предмет.

Успешно отгадывают: огурец, апельсин, лук.

- Молодцы, всё правильно отгадали.

 Нос – это орган обоняния. Он ощущает все запахи. Ещё мы дышим через нос. Поступающий воздух ещё надо согреть. Он греется в носу как в печке и только после этого воздух попадает в лёгкие. Дети подносят ладошки к носу, дышат через нос, ощущают при выдохе горячий воздух.

3.Педагог предлагает отправиться дальше и объявляет о третьей остановке.

- Ребята, рассмотрите внимательно домик, что на нём изображено?

- Определите профессию этого человечка.

Дети рассматривают оформление третьего домика.

Комментарии детей:

- На домике изображены  музыкальные инструменты

- Похоже, что в этом домике живёт музыкант.

- Рассмотрите мимику, скажите, что вы можете сказать о настроении этого человечка?- У человечка плохое настроение, он сердится.

- Вы не ошиблись, музыкант разучился хорошо слышать и совершенно запутался в звуках.

  • Есть у зайца на макушке,

У тебя, твоей подружки,

Бывают слушками, Бывают «неслушками».

Что же это? Наши…(ушки)

- Что нам помогает слышать?

Нам помогают слышать уши!

- Уши – это орган слуха. Ими мы слушаем. Ухо очень интересный инструмент. Оно может воспринимать как тихое тиканье часов, так и рёв сирены.

Д/и «Узнай музыкальный инструмент по звучанию»

Определяем  звуки музыкальных инструментов (комп.)

- За ушами, как и за другими органами надо ухаживать - чистить ватными палочками.

- Я научу вас делать массаж ушей, а чтобы нам было не скучно, мы во время массажа  будем проговаривать чистоговорки.

- Повторяйте за мной:

1,2,3,4,5 будем ушки растирать

По краям их разотрём, (провести по краям ушных раковин.)

Крепко кончики возьмём

Вверх потянем, вниз потянем, (потянуть ушные раковины вниз, вверх)

Мочку уха разотрём.

 Очень хорошо выполнили массаж, и музыканту помогли.

4.Путешествие продолжается.

- Остановка четвёртая.

Педагог предлагает детям рассмотреть домик и определить профессию и настроение человечка.

- На домике нарисована посуда.

- Мы видим кастрюлю, сковороду, поварёшку.

- В этом домике живёт повар.

- Повар чему-то удивляется.

-  Повар очень удивляется, что случилось с результатом его труда. Раньше он готовил очень вкусные блюда. А теперь все жалуются, что компот у него солёный, суп сладкий…

- Что нужно сделать, чтобы определить на вкус ту или иную еду?

- Чтобы определить на вкус еду, её надо попробовать.

- Какой орган чувств есть для этого у человека?

  • Чтоб попробовать компот,

Есть у человека …(рот)

- Для этого у человека во рту  есть язык.

- Предлагаю вам поиграть в игру «Узнай по вкусу»

Д/и «Узнай по вкусу»

Детям предлагается попробовать: конфету, кусочек лимона, напиток «цикорий», воду с разбавленной в ней солью

Дети закрыли глаза и пробуют на вкус предложенные продукты

- Мы съели конфету, она сладкая

- Я съел кусочек лимона, он очень кислый.

- Мы попробовали напиток – горький.

- А эта вода оказалась солёной, в ней растворили соль.

- Теперь вы можете ответить, какие вкусы различает наш язык.

- Наш язык различает четыре вкуса: сладкий, солёный, кислый, горький.

- Всё верно, язык – орган вкуса. При помощи его мы разбираем вкус. Язык можно назвать нашим сторожем. Если в рот попадает что-то неприятное, он это тут же выплюнет.

- Ещё язык – это одна из наших мышц. Что ещё помогает делать нам язык?

- Язык помогает нам разговаривать.

- Все мышцы надо укреплять и язык тоже.

Педагог предлагает выполнить упражнения для укрепления языка.

1. упражнение «Блинчики»

- Повар блинчик испечёт

  На тарелочку кладёт

2. упражнение «Чашечка»

- Будешь пить с друзьями чай

Ты из чашки новой

  Эту чашку показать

  Ты сейчас попробуй

3. упражнение «Вкусное варенье»

- Если у повара плохое настроение

  Ест наш повар вкусное варенье

  Надо верхнюю губу вареньем помазать

  И широким язычком облизнуть всё сразу.

Перед каждым упражнением педагог читает  стихотворение, и показывает, как правильно выполняется упражнение.

После артикуляционной гимнастики дети протирают рот салфеткой.

Педагог предлагает детям вернуться  туда, откуда начиналось путешествие по городу весёлых человечков.

- Ребята, вам было интересно путешествовать?

- Вы узнали что-нибудь нового во время путешествия?

- Вы молодцы, дружно отвечали на  вопросы, правильно выполняли  задания, весело играли в разные игры.

-  Нам было очень интересно путешествовать по городу весёлых человечков.

- Мы узнали много нового об органах чувств и как они помогают человеку.

Пришло время возвращаться домой.

- Как вы считаете, мы помогли весёлым человечкам справиться  с их бедой?

- Думаем, что помогли

- Мы напомнили человечкам, что при помощи глаз мы всё видим.

- Уши для того, чтобы слышать.

- При помощи носа мы распознаём разные запахи.

- А язык у нас для того, чтобы различать разные вкусы.

С помощью факса дети получают ещё одно электронное послание- фотографию улыбающихся человечков.

Наше путешествие было не напрасно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно - развивающей образовательной деятельности для детей старшей группы. Комплекс заданий по картине «Ссориться не будем».

Конспек образовательной деятельности предполагает развитие связной речи детей старшей группы детского сада. К конспекту прилагается картина "ссориться не будем" и комплекс заданий по ней, которые выст...

Конспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности «Маленькие волшебники» в подготовительной к школе группе

Конспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности«Маленькие волшебники» в подготовительной к школе группеЦель: развитие коммуникативной компетенции дошкольников....

Конспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности «Путешествие по Песочной стране»

Конспект коррекционно-развивающего занятия«Путешествие по Песочной стране»...

Конспект коррекционно – развивающей образовательной деятельности «Чудо Страна» с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Необычное путешествие в Чудо Страну поможет детям закрепить и узнать способы контроля за эмоциональными проявлениями....