Игры и упражнения по лексике
картотека по логопедии

развивать лексические представления у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_po_leksike.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

Лексика

 

  1. Классификация предметов по картинкам

         Детям предлагаются картинки и дается задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется). Например,

  • Помидор, яблоко, груша, репа, огурец, апельсин.
  • Стол, тарелка, чашка, диван, стул, блюдце.
  • Лиса, кошка, заяц, медведь, собака, корова.
  •  Синица, бабочка, снегирь, воробей, стрекоза, пчела.

  1. «Лишнее слово»: логопед называет слова и предлагает детям назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

А) «Лишнее» слово среди существительных:

  • Кукла, песок, юла, ведерко, мяч.
  • Стол, шкаф, ковер, кресло, диван.
  • Пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа.
  • Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша.
  • Волк, собака, рысь, лиса, заяц.
  • Лошадь корова, олень, баран, свинья.
  • Роза, тюльпан, фасоль, василек, мак.
  • Автобус, комбайн, трамвай, велосипед.

 

Б) «Лишнее» слово среди прилагательных:

  • Грустный печальный, унылый, глубокий.
  • Храбрый звонкий, смелый, отважный.
  • Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.
  • Крепкий, далекий прочный, надежный.
  • Дряхлый, старый изношенный, маленький, ветхий.
  • Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.
  • Глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

В) «Лишнее слово» среди глаголов:

  • Думать, ехать, размышлять, соображать.
  • Бросился, слушал, размышлял, соображать.
  • Ненавидеть, презирать, наказывать.
  • Приехал, прибыл, убежал, прикатился.
  • Пришел, пожаловал, смотрел, явился.
  • Выбежал, вошел, вылетел, выскочил.
  • Налил, насорил, вылил.
  • Подбежал, вошел, подошел.

  1. «Разложи картинки по сходству»

   На доске выставляются вертикальный ряд картинок: овца (баран), дерево, корова, колосья.

   Детям раздаются картинки: свитер, шапка шерстяные варежки, шарф (к картинке «овца»); стол, забор, стул (к картинке «дерево»;) молоко, масло, сыр, мороженое («корова»); хлеб, батон, бублик («колосья»). У каждого ребенка по 1 -2 картинки.

     Взрослый предлагает детям положить свою картинку к одной из четырех картинок на доске и объяснить, почему он положил именно так.

   

  1. «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии)

    Взрослый предлагает выбрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем объяснить, чем похожи эти пары.

  • Огурец – овощ, ромашка – (земля, цветок, клумба).
  • Помидор – огород, яблоко – (забор, сад, груша).
  • Часы – время, градусник – (кровать, температура, окно).
  • Машина – мотор, лодка – (парус, вода, палуба).
  • Стол – скатерть, пол – (мебель, доски, ковер).
  • Молоток – гвоздь, нож – (доска, хлеб, ящик).
  • Костюм – ткань, дом – (забор, кирпичи, лестница).
  • Стул – дерево, булка – (стол, колос нож).
  • Окно – дом, глаз – (рот, очки, лицо).
  • Телефон – ухо, телевизор – (радио, антенна, глаз).
  • Шапка – голова, сапог – (щетка, мальчик, нога).
  • Шерсть – овца, молоко – (сыр, корова, кот).
  • Гвоздь – молоток, шуруп – (отвертка, клещи доска).
  • Ручка – пенал, тетрадь – (книга, парта, портфель).
  • Кошка – котенок, курица – (утка, петух, цыпленок).
  • Трамвай – троллейбус, стул – (книга, кресло, дерево).
  • Курица – петух, кошка – (котенок, кот, молоко).
  • Машина – шофер, самолет – (машинист, летчик, небо).

  1. «Найди овощи»
  • Салат, крапива, морковь.
  • Лук, репа, подорожник, укроп.
  • Чеснок, редис, роза, брюква.
  • Смородина, петрушка, кабачки, огурцы.
  • Помидор, щавель, свекла, капуста.
  • Картофель, яблоко, клубника, ромашка.

  1. «Найди домашних животных»
  • Лиса, волк, собака, заяц.
  • Лошадь, теленок, лось, медведь.
  • Белка, кошка, петух.
  • Осел, косуля, рысь, тигр.
  • Сарай, корова, коза, овца.
  • Кролик, выдра, щенок, попугай.

  1. «Найди транспорт»
  • Грузовик, метро, самолет, скамейка.
  • Автобус, дорога, вертолет, пассажир.
  • Поезд, купе, пароход, якорь.
  • Трамвай, водитель, троллейбус.

  1. «Какое будет четвертое слово?»

(смысловые ряды):

  • Гвоздь – молоток, шуруп - …
  • Дом – крыша, книга - …
  • Квадрат – куб, круг - …
  • Птица – яйцо, растение - …
  • Хорошо – лучше, медленно - …
  • Огонь – пожар, вода - ….
  • Зерно – амбар, деньги - …
  • Электричество – выключатель, вода - …
  • Одежда – голый, обувь - …
  • Школа – обучение, больница - ….
  • Человек – ребенок, собака - ….
  • Резина – шина, сталь - …
  • Птица – гнездо, человек - …
  • Пальто – пуговица, ботинок - …
  • Утро – ночь, зима - ….

Слова для справок: отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, потоп, банк (кошелек), кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.

  1. «Для чего нужен предмет?»

   Например, КНОПКА:

  1. для прикрепления бумаги к доске;
  2. сдать в металлолом;
  3. провести по ней маленькую окружность…
  • гвоздь - …,
  • ботинок - …,
  • помидор - ….,
  • шнурок - …,
  • одеяло…

  1. «Выбери правильный ответ»
  • В году месяцев (7, 12, 16, 24).
  • Отец старше сына (иногда, часто, всегда, никогда).
  • У дерева всегда есть (листья, корень, плоды, цветы).
  • Зимний месяц (ноябрь, март, февраль, июнь).
  • Всегда горячий (утюг, грелка, кипяток, пар).

  1. «Назови части»

   Возможны два варианта: по картинке и по представлению. Взрослый называет одно слово, предлагает представить этот предмет и назвать его части. Например, КОТ – тело голова хвост, нос, когти, уши, усы, шерсть…

     Грузовик - …, дом - …, дерево - …

  1. «Отгадай предмет по названиям его частей»
  • Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
  • Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
  • Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
  • Палуба, каюта, якорь, корма нос (корабль).
  • Подъезд, этаж, лестница квартира, чердак (дом).
  • Крылья, хвост, кабина, мотор (самолет).

  1. «Что общее у предметов»
  • Огурец, помидор – (овощи),
  • Ромашка, тюльпан – (цветы),
  • Слон – муравей – (животные),
  • Мяч, солнце, шар - (круглые),
  • Тарелка, ваза, чашка – (посуда),
  • Лист, трава, крокодил – (зеленые).

  1. «Угадай обобщающее слово»

Угадай слово по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет. Например:

  • растут на огороде, используются в пищу (овощи),
  • растут на дереве в саду, очень сладкие, вкусные (фрукты).

  1. «Что это?» (отгадывание предмета по

  описанию его дифференциальных признаков)

Например, что это? Овощ, круглый, красный, вкусный.

  1. «Отгадай загадку» по картинке с использованием эпитетов (предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужные). Например:
  • Я высокий, тонкий, пятнистый… (жираф).
  • Я низкий, толстый и серый… (бегемот)
  • Я маленький, серенький, с длинным хвостиком ….(мышонок).
  • Я грозный, большой, с длинной гривой (лев).

  1. «Слова - неприятели»
  • Друг, печаль, враг.
  • Ночь, сутки, день.
  • Радость, радостный, печаль.
  • Поднимать, опускать, брать.
  • Давать, продавать, брать.
  • Покупать, продавать, отдавать.
  • Говорить, идти, молчать.
  • Высокий, большой, низкий.
  • Длинный, большой короткий.
  • Большой, низкий, маленький.
  • Белый, длинный, черный.

  1. «Выбери слово, противоположное по смыслу»
  • Холодильник – (мороженое, плитка, лампа, снеговик).
  • Карандаш – (тетрадь, ручка, резинка, альбом).
  • Клей – (ножницы, кисточка, бумага, карандаш).
  • Душ – (мыло, полотенце, мочалка, ведро с водой).
  • Сахар  - (чай, арбуз, лимон, чайник).
  • Микрофон – (утюг, наушники, гитара, магнитофон).
  • Молоток – (топор, клещи, рубанок, гвоздь).

  1. «Закончи предложение»
  • Слон большой, а комар – …
  • Камень тяжелый, а пушинка – …
  • Золушка – добрая, а мачеха - …
  • Зимой погода холодная, а летом - …
  • Сахар сладкий, а горчица - …
  • Дерево высокое, а куст - …
  • Дедушка старый, а внук - …
  • Суп горячий, а компот - …
  • Сажа черная, а снег - …
  • Лев смелый, а заяц - …
  • Молоко жидкое, а сметана - …
  • Река широкая, а ручеек - …
  • Работать трудно, а отдыхать - …
  • Сегодня мне весело, а вчера было - …

  1. «Сравни»:
  • По вкусу: горчицу и мед.
  • По цвету: снег и сажу.
  • По высоте: дерево и цветок.
  • По толщине: канат и нитку.
  • По ширине: дорогу и тропинку.
  • По возрасту: юношу и старика.
  • По размеру: дом и шалаш.
  • По весу: гирю и пушинку.

  1. «Придумай слово - неприятель»

А) Существительные:

    День –…, восход – …,  весна - …, зима - …, добро - …, друг - …, грязь - …, жара-…, мир - …, правда - …, радость - …, вдох - …, выдох - …, юг - …, польза - …, грязь - … .

Б) Глаголы:

    Войти - …, говорить - …, взял - …, нашел - …, забыл - …,  уронил - …, насорил - …, ложиться - …, одеваться - …, мириться - …, опускаться - …, помогать - …, смеяться - …, залететь - …, закрыть - …, включать - …, входить - … .

В) Прилагательные:

      Большой - .., белый - …, высокий - …, веселый - …, темный - …, горький - …., добрый - …, здоровый - …, новый - …, молодой - …, острый - …, толстый - …, широкий - …, сухой - …, смелый - …, твердый  - …, чистый - …. .

Г) Наречия:

      Близко - … редко - …, медленно - …, рано - …, темно - …, низко - …, легко - …,  можно - …, трудно - …, радостно - …, много - … плохо - …, сухо - …, широко - …, ярко - …, высоко - …, чисто - … .

  1. «Сравни наоборот»
  • Грузовик и такси: что чего больше? Что чего меньше?
  • Жираф и лошадь: кто кого выше? Кто кого ниже?
  • Слон и медведь: кто тяжелее? Кто легче?
  • Заяц и черепаха: кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?

  1. «Объясни»

   Объясни, чем отличаются слова, подбери картинки, придумай предложения с этими словами:

шить – вязать,                           мыть – стирать,  лежать – спать,                          класть – ставить,

чистить – подметать,                лежать – стоять,              

строить – чинить,                     нести – везти,

рисовать – раскрашивать.

  1. «Скажи наоборот» (с мячом)

   Взрослый называет слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно взрослому.

одеть – (раздеть)                 поднять – (опустить)

бросить – (поймать)            положить – (убрать)

купить – (продать)              спрятать – (найти),

дать – (взять)                        налить – (вылить)

  1. «Выбери слова - приятели»:
  • Дом, солдат, маршал.
  • Конь, собака, лошадь.
  • Дом, улица, здание.
  • Грустный, печальный, глубокий.
  • Храбрый, звонкий, смелый.
  • Веселый, крепкий, прочный.
  • Слабый, неловкий, неуклюжий.
  • Большой, красивый, огромный.
  • Взять, схватить, идти.
  • Думать, ехать, соображать.
  • Торопиться, спешить, ползти.
  • Радоваться, веселиться, наряжаться.

  1. «Придумай слова - приятели»

Здание – (дом)             хворостина – (прут)

печаль – (грусть)         конь – (лошадь)

солдат – (боец)            Отчизна – (Родина)

приятель – (друг)        идти – (шагать)

льется – (течет)           глядеть – (смотреть)

торопиться – (спешить)

крошечный – (маленький)

смелый – (храбрый)    прежде – (раньше)

  1. «Придумай предложение с каждым словом - приятелем»

Пища – корм – еда; груз – ноша – багаж; человек – незнакомец – гость; большой – громадный – огромный; быстрый – скорый – стремительный; неловкий – неуклюжий – нескладный.

  1. «На что похоже»

     Детям предлагается подобрать похожие слова (сравнения):

  • Белый снег похож на (что?)...
  • Синий лед похож на ….
  • Густой туман похож на…
  • Чистый дождь похож на…
  • Блестящая на солнце паутина похожа на…

Слова для справок: вата, пух, стекло, белый дым, слезы, серебро.

 

  1. «Подбери сравнение»:
  • Земля покрыта снегом, как…
  • Лед блестит у берега, как…
  • Туман стелется над озером, как…
  • Дождинки текут по лицу, как…

  1. «Уточняем»

   Взрослый называет слово и просит ребенка рассказать, что это за предмет, дать его характеристику (внешний вид, вес, форма, материал, структура поверхности, из каких элементов состоит, как используется).

   Например, ЛОПАТА – чтобы копать землю, тяжелая, ручка деревянная, а сама из металла, тонкая, гладкая, внизу овальная…я пользовался ей в огороде, когда копали грядки.

  1. «Объясни значение глаголов»

    Логопед называет глагол и просит детей объяснить, что означает это слово:

А) показать его действие с помощью движений, мимики, пантомимики;

Б) припомнить случаи из собственного опыта, когда дети выполняли эти действия, например, ШИТЬ – пришивал пуговицу, зашивал рубашку, шил костюм;

В) с целью актуализации припоминания событий ребенок может вспоминать мысленно («про себя»), а на бумаге фиксировать каждую ситуацию палочкой или схематичным рисунком.

  1. «Какие действия нужно сделать?»

    Ребенок должен назвать другие действия, которые входят в состав исходного. Или назвать какие действия «помогают» этому действию.

ШИТЬ – брать иголку и нитку, продевать, втыкать, протыкать, вытаскивать, натягивать, смотреть.

ПРЫГАТЬ – желать, разгоняться, толкнуться, вытягивать ноги, приземляться, тормозить, дышать, отдыхать.

  1. «Объяснялки»

   Объяснить значение слов в словосочетаниях:

  • прозрачный ключ, железный ключ;
  • острая коса, длинная коса;
  • меткий лук, зеленый лук;
  • вкусная овсянка, спящая овсянка;
  • глубокая норка, пушистая норка;
  • больная ножка, деревянная ножка;
  • пухлая ручка, дверная ручка.

  1. «Выбери картинки, которые звучат одинаково»

            Объясни значение похожих слов.

  1. «Выбери»

      Найди в предложении слова, которые звучат одинаково. Объясни значение похожих слов.

  • Не хочет косой косить косой. Говорит: «Коса коса!»
  • Бегут минутки и часы. Им точный счет ведут часы.
  • Под кустом ореха норка. Проживает в норке норка.

  1. «У кого? У чего?»

       Определить, применительно к  каким предметам используются слова. Предлагаются вопросы: «У кого?», «У чего?».

      Например, ручка – у человека, у двери, у чемодана, у сумки.

      Язычок – у человека, у ботинка.

      Глазок – у ребенка, у двери.

      Горлышко – у ребенка, у бутылки.

      Ножки – у стула, у ребенка, у гриба.

  1. «Найди в стихотворении слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение»

А) В чужой стране, в чудной стране,

      Где не бывать тебе и мне,

      Ботинок черным язычком

      С утра лакает молочко.

      И целый день в окошко

      Глядит глазком картошка.

      Бутылка горлышком поет,

      Концерты вечером дает.

      И стул на гнутых ножках

      Танцует под гармошку.

Б) Много есть ключей:

     Ключ – родник среди камней,

     Ключ – скрипичный, завитой,

     И обычный ключ – дверной.

В) Шел я с сумкой за плечом,

     Вижу, бьет в овраге ключ.

     Наклонившись над ключом,

     Уронил я в воду ключ.  

  1. «Кто как передвигается?»

    Взрослый показывает картинки, изображающие животных. Дети определяют их и называют, как они передвигаются.

     Лягушка – прыгает, змея – ползает, птица – летает, рыба – плавает, лошадь – скачет…

  1. «Кто как ест»
  • Кошка лакает молоко.
  • Корова жует сено.
  • Собака грызет кость.
  • Курица клюет зерно.

  1. «Добавь общее слово»
  • Дерево, цветы – что делают?
  • Кошка, собака – что делают?
  • Тарелка, кружка – что делают?
  • Дождь, снег – что делают?
  • Фрукты, овощи – что делают?
  • Мяч, яблоко – какие?
  • Сахар, мед – какие?
  • Снег, лед – какие?
  • Вода, молоко – какие?
  • Сидит, стоит – кто?
  • Льется, журчит – кто?
  • Шумит, дует – что?
  • Растет, зеленеет – что?
  • Круглое, сочное – что?
  • Желтый, кислый – что?
  • Высокое, зеленое – что?
  • Длинный, деревянный – что?
  • Яркое теплое – что?

  1. «Подбери больше»

   Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу).

  • Бежит: кто? (человек, зверь);
  • Бежит: что? (река, ручей, молоко, время);
  • Идет: кто? (девочка, юноша);
  • Идет: что? (время, дождь, снег, град);
  • Растет: кто? (ребенок, собака);
  • Растет: что? (дерево, цветок).

  1. «Кто как голос подает?»

         Голубь – (воркует), воробей – (чирикает), петух – (кукарекает), курица – (кудахчет), гусь – (гогочет), утка – (крякает), ворона – (каркает), сорока – (стрекочет), сова – (ухает), лягушка – (квакает), волк – (воет), медведь – (рычит), кошка – (мяукает), свинья – (хрюкает), овца – (блеет), корова – (мычит), лошадь – (ржет), собака – (лает).

  1. «Когда человек ест?»

Логопед спрашивает детей, что делает человек, если он ест

А) утром – (завтракает);

Б) днем – (обедает);

В) вечером – (ужинает).

  1. «Что какие звуки издает?»

     Дверь – скрипит, машина – гудит, листья – шелестят, гром – грохочет, град – стучит, ветер – свистит, дождь – шумит, ручеек – журчит, бумага – шуршит.

  1. «Кто что умеет делать?»

    Взрослый предлагает детям картинки с изображением людей различных профессий. Дети называют, кто что делает.

    Учитель – учит, доктор – лечит, повар – варит, готовит, уборщица – убирает, дворник – подметает, маляр – красит, художник – рисует, парикмахер – стрижет, чертежник – чертит, плотник – рубит топором, пилит, стругает, строитель – строит дома, шофер – водит машину, продавец – продает, покупатель – покупает, портной = шьет.

 

  1. «Кто или что может это делать?»

    Бегать - …, скакать - …, летать - …, ползать - …, стоять - …, плавать - …, катиться - …, лежать -  …, прыгать - … .

  1. Лото «Кто что делает?»

     На карточках лото изображены люди и животные, выполняющие различные действия. Логопед называет действие. Дети находят соответствующую картинку и называют предложение. Если предложение воспроизведено правильно, картинка закрывается фишкой.

    Например, логопед называет слово СКАЧЕТ, дети находят изображение данного действия (заяц скачет, лошадь скачет, лягушка скачет) и закрывают картинки фишками после воспроизведения предложений.

   Предлагаются карточки на глаголы: идет ,стоит, лежит, сидит, бежит, плавает, летит, спит, гладит, скачет, ползает, качается и т.д.

  1. «Отгадай названия животных»

   Мычит – кто? - …, лает - …, мяукает - …, хрюкает - …, ржет - …, блеет  -…

  1.  «Кто больше подберет слов?»

       К названиям животных подобрать и записать слова, которые отвечают на вопросы: «Кто как голос подает?», «Как передвигается?», «Как ест?»

       Например, кошка – мяукает, мурлычит, крадется, прыгает, лакает, лазает.

       Собака – лает, рычит, бежит, прыгает, кусает, бросается, грызет.

 

  1. «Что делают животные?»

       Подобрать как можно больше слов к названиям животных, которые отвечают на вопрос «Что делает?»

      Собака – лает, рычит, ласкает, кусается, бегает, сторожит, охраняет, спасает, скачет, грызет.

      Курица – кудахчет, квохочет, клюет, кормит, созывает, несется.

  1. «Какая? Какое? Какие?» (уточнение связи существительных и прилагательных)

   Логопед называет слово, обозначающее предмет. Дети должны подобрать к нему как можно больше слов, отвечающих на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?»

   Например: ТРАВА – какая она? – зеленая, мягкая, шелковистая, высокая, изумрудная, густая, скользкая, сухая, болотная…

   Побеждает тот, кто назовет последним слово – прилагательное.

  1.  «Как?»

   Добавить слово в предложение, отвечающее на вопрос «Как?».

   Например, черепаха ползет – как? – медленно.

  1. «Что делает?»

      Придумать и записать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Что делает?» (по лексической теме).

Солнце – что делает? – …

Облака – что делают? - …

Дождь – что делает? - …

  1.  «Что?»

     Придумать и записать слова, отвечающие на вопрос «Что?» (по лексической теме).

   Приходит – что? - …

   Дует – что? - …

   Моросит – что? - …

 

  1. Игра с мячом «Расскажи про зайца»

  На доске – картинка «Заяц». Логопед дает задание детям придумать слова, описывающие внешний вид зайца, его повадки, настроение, характер.

   Затем логопед бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, говорит одно слово, отвечающее на вопрос «Какой?» и бросает мяч обратно логопеду. В процессе игры логопед изменяет вопросы:

  • Какой заяц? (серый, длинноухий, пугливый).
  • Какая шубка у зайца? (серая летом, белая зимой, пушистая, мягкая, гладкая).
  • Какое у зайца может быть настроение? (веселое, грустное, хорошее, плохое).
  • Какие зайчата бывают у зайца? (быстрые, шустрые, веселые, длинноухие).

  1. «Чьё это жилище?»

   На доске картинки. Слева – картинки, изображающие жилища животных и самих животных около них, справа – изображения животных (не у своих жилищ).

   Логопед объясняет, что Незнайка перепутал домашних животных. Надо им помочь найти свои дома. Дети переставляют изображения животных, помещая их около своих жилищ, а затем называют, чьи это дома (нора – для лисы и мыши, берлога – для медведя, дупло – для белки, совы, гнездо – для птиц и т.д.)

  1. «Придумай, о чем может идти речь»

   Логопед предлагает детям сказать, о чем может идти речь, если в тексте, например, есть слова КОТ и ЛИСТ. Дети могут ответить:

  • О том, как кот играл с листом;
  • О том, как лист упал на кота;
  • О том, как кота засыпало листьями;
  • О том, как кота завернули в лист бумаги и т.д.

   Можно предложить следующие пары слов: РАК и МОСТ, ТАЗ и КОСА, МАК и ПЛАЩ, ШКОЛА и СУХАРИ, СОК и РЕКА, НОС и БУСЫ, ЛЮК и ДЫНЯ, БЫК и МЫШЬ, МОХ и БЕЛКА.

  1. «Символы» - дифференциация

существительных, глаголов и прилагательных

    Предварительно на занятиях уточняется, что слова могут называть предметы, свойства (или признаки) предметов, действия предметов или с предметами. Каждое обобщенное значение слова (существительное, прилагательное, глагол) соотносится с определенным символом:     - существительное, О – прилагательное,                  - глагол.

    Для дифференциации значений существительных, прилагательных или глаголов логопед называет различные слова. Дети, услышав слово, поднимают соответствующий символ.

   Примерный речевой материал: дом, читать, большой, цветок, качели, бежать, сажать, глубокий, светлый, копать, дерево, бегать…

  1. «Волшебное дерево»

   На макете дерева вместо листьев изображают символы различных частей речи. Детям предлагается придумать различные слова, которые «растут» на одном дереве с данным словом (т.е. могут употребляться с  ним).

    Например, слово «ЯБЛОКО» растет на одном дереве со словами: зеленое, ароматное, круглое, сочное, душистое; растет, зреет, падает, гниет, желтеет, наливается; едят, режут, кусают, сушат, варят варенье; яблоня, ветка, фрукт, плод.

    Картинка, изображающая яблоко, помещается на стволе дерева около кроны.

  1. «Назови ласково»

  Детям предлагается пригласить в гости куклу. Кукла маленькая и ее можно назвать «куколка» и все предметы для нее тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.

   В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно – ласкательные формы существительных: стульчик, столик, вазочка…

  1. «Правильно назови детенышей животных»

   На доске – иллюстрации животных. Сначала дети по очереди вспоминают название одного детеныша: один лисенок, а много? – лисят.

   Потом играют с мячом. Логопед называет ед. число, дети – мн. ч.

  1. Игра «Как зовут маму, папу, детенышей?»

    Дети по картинкам называют маму, папу, детенышей животных (ед. и мн. ч.): лис – лиса – лисенок…

  1. «Измени слово по аналогии»

А) Виноград – виноградина           горох - …

     свинья - …                                 жемчуг - …

     баран - …

Б) бусы – бусинка                       пыль - …

     песок - ….                              дождь - …

     снег - …

  1. «Добавь похожее слово»

Утренник, ночник, ….

Говядина, виноградина,…

Пепельница, чернильница, …

Дупло, весло,….

Пылинка, дождинка, ….

Ножищи, ручищи,…

  1. «Профессии»

Предлагается ответить на вопросы:

  • Кто носит багаж? – носильщик.
  • Кто вставляет стекла? – стекольщик.
  • Кто работает на кране? – крановщик.
  • Кто кладет камни? – каменщик.
  • Кто точит ножи? – точильщик.

  1. «Как назвать того, кто…»
  • На паровозе ездит – машинист.
  • Делает утром зарядку – спортсмен.
  • Песни сочиняет – композитор.
  • Играет на рояле – пианист.
  • Ломает все – хулиган.

  1.  «Назови женские профессии»

 Мужчина – портной, женщина – портниха.

певец - …                    тракторист - ….

повар - …                    ткач - …

учитель - …                художник - …..

летчик - ….                 пианист - …

  1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида

   Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершенно, а где совершается.

  Мыла – вымыла, вешает – повесила, умывается – умылся, одевается – оделся, прячется – спрятался…

  1. «Чем отличаются слова?»

    Логопед просит детей показать на картинках, кто…

  Умывается – умывает, обувает – обувается, купает – купается, качает – качается…

   Делается вывод: слова УМЫВАЕЕТСЯ, ОБУВАЕТСЯ, КУПАЕТСЯ, КАЧАЕТСЯ обозначают, что человек делает что – то  САМ С СОБОЙ.

  1. Дифференциация глаголов с приставкой (по картинкам)

  Логопед называет слова, дети должны показать соответствующую картинку. Речевой материал:

Входит – выходит, влетает – вылетает, входит – переходит…

  1.  «Чей хвост?» (образование притяжательных прилагательных)

Хвост собаки - …

Хвост белки - …

Хвост коровы –

Хвост медведя - …

Хвост бобра - ..

  1. «Ералаш»

    Используются картинки с изображением животных, разрезанные на 3 части. Детям раздаются части разрезных картинок. На доску выставляется одна из частей картинок, например, туловище. Дети находят у себя изображение головы и хвоста. Они должны правильно назвать, чья это голова, хвост или ноги. Затем из частей составляют целую картинку.

  1. «Слова - родственники»

    По картине «Зима»: зима, зимушка, зимний, зимующие, зимуют, зимовье…

  1. «Объясни  - ка!»

   Объяснить, почему так называется:

Рыболов –                              Листопад -

Пчеловод –                             Ледоход -

Землекоп –                             Самокат -

Пешеход –                              Вездеход -

Ледокол –                               Самосвал -

Лесоруб –                                Трубочист –

  1. «Придумай слово вместо двух»

Снег чистит – снегоочиститель

Канавы копает – канавокопатель

Трубы укладывает – трубоукладчик…

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание гов...

Формирование лексики через дидактические игры и упражнения у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.

В материале раскрываются проблемы нарушений речи и их коррекции у дошкольников с нарушениями в развитии....

Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР /сентябрь - декабрь/

Грамматика, по словам К.Д.Ушинского – это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического ст...

Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР /январь - май/

Грамматика, по словам К.Д.Ушинского – это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического ст...

Дидактические игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи

Игры предназначены для работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста для развития лексико-грамматического строя речи....

Дидактические игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников

В работе с детьми старшего возраста по формирования лексико-грамматического строя речи в нашей группе используются различные дидактические игры и игровые приемы, создаются различные игровые ситуации, ...

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. (Игры с прищепками)

Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить ...