Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Развитие речевого дыхания на материале лексических тем»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Дошкольникам с речевой патологией необходимо развивать речевое дыхание с помощью специальных коррекционных упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для педагогов ДОУ
«Развитие речевого дыхания на материале лексических тем»
Подготовила: Погребнова Елена Владимировна
учитель-логопед МБДОУ «Ягодка»
г. Ноябрьск, ЯНАО
Цели:
- Развивать дыхание (сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность).
- Добиваться умения длительно произносить звук на одном выдохе или многократно произносить звук на одном выдохе.
- Учить на одном выдохе произносить 3-4 слога.
- Правильно произносить фразу из 2-3 слов.
- Слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 4 слов;
- Слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 5-6 слов.
- Слитно, на одном выдохе, произносить 1-2 стихотворные фразы.
- Сочетать дыхание с проговариванием стихотворных текстов.
Зима
Снежинки
И.п.: о.с. (стоя прямо, ноги вместе, руки опущены) 1 – вырезанные из бумаги снежинки держать на уровне лица (вдох); 2 – на выдохе плавно дуть на снежинки. Следует добиваться, чтобы снежинки максимально отклонялись. Повторить 3 – 4 раза.
Вьюга
И.п.: о.с. 1 – вдох; 2 – на выдохе произносить тихо: «У-у-у-у!» - вьюга начинается; 3 – вдох носом; 4 – на выдохе произносить громко « У-у-у-у!»; 5 – вдох носом; 6 – на выдохе произносить тихи: « У-у-у-у!» - вьюга заканчивается. Повторить 2 раза.
Снег идёт
И.п.: ноги вместе, руки подняты вверх. 1 – плавно опускать руки (вдох носом); 2 – на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». повторить 3-4 раза.
Снег скрипит
И.п.: о.с. 1 – ходьба на месте (вдох носом); 2 – на выдохе произносить: «Скрип-скрип-скрип!». Повторить 3-4 раза.
Снежки
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. 1 – наклониться вниз, взять «снежок» (вдох); 2 – бросить «снежок», на выдохе произносить: «Оп! Оп! Оп!». Повторить 3-4 раза.
Лепим снеговика
И.п.: стоя, ноги слегка расставлены. 1 – наклон туловища вперёд, поднимать «ком снега» (вдох); 2 – на выдохе произносить: «Ком!». Повторить 3 раза.
Стихотворения
Вьюга
Вьюга воет:
- У-у-у!
Завертеть я вас могу.
Замести в большой сугроб.
Хоп-хоп-хоп.
Хоп-хоп-хоп.
Е. Алябьева
Тяжёлый снег
Сыплет с неба снег-снежок,
Словно лёгкий пух-пушок.
Отчего ж, вздыхая тяжко,
Шепчет крыша:
«Ох, как тяжко»?
Ц. Ангелов
Как на горке – снег, снег,
И под горкой – снег, снег,
И на ёлке – снег, снег,
И под ёлкой – снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише… Не шуметь!
И. Токмакова
Весна
Ручеёк журчит
И.п.: о.с. 1 – волнообразные плавные движения сложенными ладонями, вдох носом; 2 – на выдохе произносить: «Буль-буль-буль!». Повторить 3-4 раза.
Сосульки звенят
И.п.: о.с. 1 – поднять руки вверх, вдох носом; 2 – ритмично опускать руки и на выдохе произносить: «Дин-дин-дон! Дин-дин-дон!». Повторить 3-4 раза.
Капель стучит по крыше
И.п.: о.с. 1 – плавный вдох, удары указательным пальцем правой руки по левой ладошке; 2 – на выдохе произносить: «Тдд-тдд! Тдд-тдд!». Повторить 3-4 раза.
Стихотворения
Апрель
Кап-кап-кап – звенит капель,
Приближается апрель.
Пробежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей.
А сугробы тают, тают,
А цветочки расцветают.
Н. Нищева
Песенка капели
Кап, кап, я – капель,
У меня в апреле
На весеннем тепле
Капельки поспели.
Кап, кап – на скамью,
Детям на игрушки,
Кап, кап – воробью
Прямо по макушке!
М. Борисова
Дикие животные
Олень
И.п.: стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисти рук у лба. 1 – вдох-выдох, руки вперёд; 2 – вдох, руки в стороны, выдох, и.п. Повторить 3-4 раза.
Мышонок шуршит
И.п.: ноги вместе, руки – «лапки» согнуты в локтях перед грудью. 1 – перебирать «лапками» (вдох); 2 – на выдохе произносить: «Шур-шур-шур!»; 3 – перебирать «лапками» (вдох); 4 – на выдохе произносить: «Шу-шур-ши!»; 5 – перебирать «лапками» (вдох); 6 – на выдохе произносить: «Шур – шур! Ши-ши!». Повторить 2 раза.
Ёж
Вот свернулся ёж в клубок, Дети сидят на корточках (вдох).
Потому что он продрог.
- Ох-ох-ох! Произносят на выдохе жалобно.
Лучик ёжика коснулся.
Ёжик сладко потянулся: Потягиваются (вдох).
- Ай-ай-ай! Произносят на выдохе весело.
Дом большой, дом маленький.
У медведя дом большой.
- Ой-ой-ой! Вытягивают руки в стороны, вверх.
А у зайца маленький.
- Ай-ай-ай! Приседают, опускают голову,
обхватывают колено руками.
Мишка наш пошёл домой.
- Ой-ой-ой!
Да и крошка заинька.
- Ай-ай-ай! Прыгают на двух ногах. Все
звукосочетания произносят на выдохе.
Стихотворения
Лесной переполох
В весенний, ясный тёплый день
На голый лес упала тень.
Охватил зайчонка страх –
Ах, ах, ах!
Страшный коршун в небесах –
Ах, ах, ах!
Убегайте все быстрей! –
Эй, эй, эй!
Берегитесь злых когтей –
Эй, эй, эй!
Там, где коршун, - там беда, -
Да, да, да!
Острый клюв – не ерунда –
Да, да, да!
Заяц лапой бьёт в чурбан –
Бан, бан, бан!
Как в огромный барабан –
Бан, бан, бан!
Полетел сигнал тревоги над землёй:
Уноси скорее ноги –
Ой, ой, ой!
А. Вольский
Заячий след
В лесу недолго до беды,
Но заяц – не простак.
Умей запутывать следы –
Вот так!
Туда, сюда петляет след,
Вперёд, назад и вбок.
Где заяц был, там зайца нет –
Прыг-скок!
В. Берестов
Овощи. Фрукты.
Овощи-толстушки и овощи-худышки
И.п.: о.с. 1 – на вдохе втянуть щёки (овощи-худышки); 2 – на выдохе надуть щёки (овощи-толстушки). Повторить 3-4 раза.
Арбуз
И.п.: ноги вместе, руки ниже рёбер. 1 – сделать вдох и надуть живот, как арбуз; 2 – на выдохе живот втянуть. Повторить 3-4 раза.
Капуста растёт
И.п.: сидя на корточках. 1 – медленно подниматься (вдох); 2 – на выдохе произносить: «О-о-о-о-х!». Повторить 3-4 раза.
Тянем морковь
И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены. 1 – наклонить туловище вниз (вдох); 2 – «тянуть морковку», на выдохе произносить: «У-у-у-х!». Повторить 3-4 раза.
Вкусная груша
И.п.: о.о. 1 – вдох; 2 – на выдохе произносить: «М-м-м-м-а!». Повторить 3-4 раза.
Стихотворения
По дороге Миша шёл.
Он горошину нашёл.
А горошина упала,
Покатилась и пропала.
Ах-ах-ох-ох!
А там вырастет горох?
И. Демьянов
Яблоко
Во дворе у Адылжана
Яблоня, яблоня.
Спелый плод не удержала
Яблоня, яблоня.
С ветки яблоко упало –
В руки мальчику попало:
До чего душист и ярок
Старой яблони подарок!
Все в полосках,
В ярких блестках
Яблоко, яблоко.
С алым боком.
Сладким соком –
Яблоко, яблоко.
П. Мумин
Игрушки
Летят мячи
И.п.: ноги на ширине плеч, руки с мячом у груди. 1 – вдох; 2 – бросить мяч от груди вперёд, выдыхая, произносить длительное: «У-х-х-х!». Повторить 3-4 раза.
Скакалка
И.п.: о.с. 1 имитировать прыжки на скакалке (вдох); 2 – на выдохе произносить: «Прыг-скок! Прыг-скок!». Повторить 3-4 раза.
Неваляшка
И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – переносить тяжесть с одной ноги на другую (вдох); 2 – на выдохе произносить: «Дили-дили-дили-дон!». Повторить 3-4 раза.
Надуй воздушный шарик
И.п.: ноги вместе, руки перед грудью, как бы держать воображаемый шарик. 1 – сделать плавный выдох через нос; 2 – на выдохе, под счёт до 4-х, произносить звук [ш]. Повторить 3-4 раза.
Стихотворения
Мой весёлый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Жёлтый,
Красный,
Голубой,
Не угнаться
За тобой!
С. Маршак
Конь
У меня есть конь –
Это конь-огонь!
Но! Но! Но! Но!
Это конь-огонь!
Я скачу на нём,
На коне моём.
Но! Но! Но! Но!
На коне моём!
Н. Найдёнова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/16/picture-878340-1484566917.jpg)
Игры на развитие речевого дыхания на материале лексических тем
Основа речи - дыхание. От его правильности зависят чистота и красота голоса. Особенности речевого дыхания связаны с тем, что оно включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразо...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/16/picture-30017-1663337634.jpg)
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Развитие речевого дыхания на материале лексической темы «дикие животные»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/16/picture-30017-1663337634.jpg)
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ "НАСЕКОМЫЕ"
Развитие речевого дыхания на материале лексической темы «Насекомые»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/16/picture-30017-1663337634.jpg)
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ "ЗИМА"
Развитие речевого дыхания на материале лексической темы «Зима»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/16/picture-30017-1663337634.jpg)
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ "ВЕСНА"
Развитие речевого дыхания на материале лексической темы «Весна»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/16/picture-30017-1663337634.jpg)
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ "ЛЕТО"
Развитие речевого дыхания на материале лексической темы «Лето»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/16/picture-30017-1663337634.jpg)
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ "ОСЕНЬ"
Развитие речевого дыхания на материале лексической темы «Осень»...