Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Развитие речевого дыхания на материале лексических тем»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Дошкольникам с речевой патологией необходимо развивать речевое дыхание с помощью специальных коррекционных упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pogrebnova_e.v._razvitie_rechevogo_dyhaniya.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов ДОУ

«Развитие речевого дыхания на материале лексических тем»

                                                            Подготовила: Погребнова Елена Владимировна

                                                                                          учитель-логопед МБДОУ «Ягодка»

                                                                                          г. Ноябрьск, ЯНАО

Цели:

  1. Развивать дыхание (сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность).
  2. Добиваться умения длительно произносить звук на одном выдохе или многократно произносить звук на одном выдохе.
  3. Учить на одном выдохе произносить 3-4 слога.
  4. Правильно произносить фразу из 2-3 слов.
  5. Слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 4 слов;
  6. Слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 5-6 слов.
  7. Слитно, на одном выдохе, произносить 1-2 стихотворные фразы.
  8. Сочетать дыхание с проговариванием стихотворных текстов.

Зима

Снежинки

И.п.: о.с. (стоя прямо, ноги вместе, руки опущены) 1 – вырезанные из бумаги снежинки держать на уровне лица (вдох); 2 – на выдохе плавно дуть на снежинки. Следует добиваться, чтобы снежинки максимально отклонялись. Повторить 3 – 4 раза.

Вьюга

И.п.: о.с. 1 – вдох; 2 – на выдохе произносить тихо: «У-у-у-у!» - вьюга начинается; 3 – вдох носом; 4 – на выдохе произносить громко « У-у-у-у!»; 5 – вдох носом; 6 – на выдохе произносить тихи: « У-у-у-у!» - вьюга заканчивается. Повторить 2 раза.

Снег идёт

И.п.: ноги вместе, руки подняты вверх. 1 – плавно опускать руки (вдох носом); 2 – на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». повторить 3-4 раза.

Снег скрипит

И.п.: о.с. 1 – ходьба на месте (вдох носом); 2 – на выдохе произносить: «Скрип-скрип-скрип!». Повторить 3-4 раза.

Снежки

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. 1 – наклониться вниз, взять «снежок» (вдох); 2 – бросить «снежок», на выдохе произносить: «Оп! Оп! Оп!». Повторить 3-4 раза.

Лепим снеговика

И.п.: стоя, ноги слегка расставлены. 1 – наклон туловища вперёд, поднимать «ком снега» (вдох); 2 – на выдохе произносить: «Ком!». Повторить 3 раза.

Стихотворения

Вьюга

Вьюга воет:

- У-у-у!

Завертеть я вас могу.

Замести в большой сугроб.

Хоп-хоп-хоп.

Хоп-хоп-хоп.

                Е. Алябьева

Тяжёлый снег

Сыплет с неба снег-снежок,

Словно лёгкий пух-пушок.

Отчего ж, вздыхая тяжко,

Шепчет крыша:

«Ох, как тяжко»?

                 Ц. Ангелов

Как на горке – снег, снег,

И под горкой – снег, снег,

И на ёлке – снег, снег,

И под ёлкой – снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише… Не шуметь!

                   И. Токмакова

Весна

Ручеёк журчит

И.п.: о.с. 1 – волнообразные плавные движения сложенными ладонями, вдох носом; 2 – на выдохе произносить: «Буль-буль-буль!». Повторить 3-4 раза.

Сосульки звенят

И.п.: о.с. 1 – поднять руки вверх, вдох носом; 2 – ритмично опускать руки и на выдохе произносить: «Дин-дин-дон! Дин-дин-дон!». Повторить 3-4 раза.

Капель стучит по крыше

И.п.: о.с. 1 – плавный вдох, удары указательным пальцем правой руки по левой ладошке; 2 – на выдохе произносить: «Тдд-тдд! Тдд-тдд!». Повторить 3-4 раза.

Стихотворения

Апрель

Кап-кап-кап – звенит капель,

Приближается апрель.

Пробежал в саду ручей,

Прилетели сто грачей.

А сугробы тают, тают,

А цветочки расцветают.

                         Н. Нищева

Песенка капели

Кап, кап, я – капель,

У меня в апреле

На весеннем тепле

Капельки поспели.

Кап, кап – на скамью,

Детям на игрушки,

Кап, кап – воробью

Прямо по макушке!

                     М. Борисова

Дикие животные

Олень

И.п.: стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисти рук у лба. 1 – вдох-выдох, руки вперёд; 2 – вдох, руки в стороны, выдох, и.п. Повторить 3-4 раза.

Мышонок шуршит

И.п.: ноги вместе, руки – «лапки» согнуты в локтях перед грудью. 1 – перебирать «лапками» (вдох); 2 – на выдохе произносить: «Шур-шур-шур!»; 3 – перебирать «лапками» (вдох); 4 – на выдохе произносить: «Шу-шур-ши!»; 5 – перебирать «лапками» (вдох); 6 – на выдохе произносить: «Шур – шур! Ши-ши!». Повторить 2 раза.

Ёж

Вот свернулся ёж в клубок,                                  Дети сидят на корточках (вдох).

Потому что он продрог.

- Ох-ох-ох!                                                              Произносят на выдохе жалобно.

Лучик ёжика коснулся.

Ёжик сладко потянулся:                                        Потягиваются (вдох).

- Ай-ай-ай!                                                              Произносят на выдохе весело.

Дом большой, дом маленький.

У медведя дом большой.

- Ой-ой-ой!                                                             Вытягивают руки в стороны, вверх.

А у зайца маленький.

- Ай-ай-ай!                                                              Приседают, опускают голову, 

                                                                                 обхватывают колено руками.

Мишка наш пошёл домой.

- Ой-ой-ой!

Да и крошка заинька.

- Ай-ай-ай!                                                               Прыгают на двух ногах. Все

                                                                                  звукосочетания произносят на выдохе.

Стихотворения

Лесной переполох

В весенний, ясный тёплый день

На голый лес упала тень.

Охватил зайчонка страх –

Ах, ах, ах!

Страшный коршун в небесах –

Ах, ах, ах!

Убегайте все быстрей! –

Эй, эй, эй!

Берегитесь злых когтей –

Эй, эй, эй!

Там, где коршун, - там беда, -

Да, да, да!

Острый клюв – не ерунда –

Да, да, да!

Заяц лапой бьёт в чурбан –

Бан, бан, бан!

Как в огромный барабан –

Бан, бан, бан!

Полетел сигнал тревоги над землёй:

Уноси скорее ноги –

Ой, ой, ой!

                          А. Вольский

Заячий след

В лесу недолго до беды,

Но заяц – не простак.

Умей запутывать следы –

Вот так!

Туда, сюда петляет след,

Вперёд, назад и вбок.

Где заяц был, там зайца нет –

Прыг-скок!

                            В. Берестов

Овощи. Фрукты.

Овощи-толстушки и овощи-худышки

И.п.: о.с. 1 – на вдохе втянуть щёки (овощи-худышки); 2 – на выдохе надуть щёки (овощи-толстушки). Повторить 3-4 раза.

Арбуз

И.п.: ноги вместе, руки ниже рёбер. 1 – сделать вдох и надуть живот, как арбуз; 2 – на выдохе живот втянуть. Повторить 3-4 раза.

Капуста растёт

И.п.: сидя на корточках. 1 – медленно подниматься (вдох); 2 – на выдохе произносить: «О-о-о-о-х!». Повторить 3-4 раза.

Тянем морковь

И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены. 1 – наклонить туловище вниз (вдох); 2 – «тянуть морковку», на выдохе произносить: «У-у-у-х!». Повторить 3-4 раза.

Вкусная груша

И.п.: о.о. 1 – вдох; 2 – на выдохе произносить: «М-м-м-м-а!». Повторить 3-4 раза.

Стихотворения

По дороге Миша шёл.

Он горошину нашёл.

А горошина упала,

Покатилась и пропала.

Ах-ах-ох-ох!

А там вырастет горох?

                         И. Демьянов

Яблоко

Во дворе у Адылжана

Яблоня, яблоня.

Спелый плод не удержала

Яблоня, яблоня.

С ветки яблоко упало –

В руки мальчику попало:

До чего душист и ярок

Старой яблони подарок!

Все в полосках,

В ярких блестках

Яблоко, яблоко.

С алым боком.

Сладким соком –

Яблоко, яблоко.

                     П. Мумин

Игрушки

Летят мячи

И.п.: ноги на ширине плеч, руки с мячом у груди. 1 – вдох; 2 – бросить мяч от груди вперёд, выдыхая, произносить длительное: «У-х-х-х!». Повторить 3-4 раза.

Скакалка

И.п.: о.с. 1  имитировать прыжки на скакалке (вдох); 2 – на выдохе произносить: «Прыг-скок! Прыг-скок!». Повторить 3-4 раза.

Неваляшка

И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – переносить тяжесть с одной ноги на другую (вдох); 2 – на выдохе произносить: «Дили-дили-дили-дон!». Повторить 3-4 раза.

Надуй воздушный шарик

И.п.: ноги вместе, руки перед грудью, как бы держать воображаемый шарик. 1 – сделать плавный выдох через нос; 2 – на выдохе, под счёт до 4-х, произносить звук [ш]. Повторить 3-4 раза.

Стихотворения

Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Жёлтый,

Красный,

Голубой,

Не угнаться

За тобой!

                     С. Маршак

Конь

У меня есть конь –

Это конь-огонь!

Но! Но! Но! Но!

Это конь-огонь!

Я скачу на нём,

На коне моём.

Но! Но! Но! Но!

На коне моём!

                   Н. Найдёнова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие речевого дыхания на материале лексических тем

Основа речи - дыхание. От его правильности зависят чистота и красота голоса. Особенности речевого дыхания связаны с тем, что оно включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразо...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Развитие речевого дыхания на материале лексической темы «дикие животные»...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ "НАСЕКОМЫЕ"

Развитие речевого дыхания на материале лексической темы «Насекомые»...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ "ЗИМА"

Развитие речевого дыхания на материале лексической темы «Зима»...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ "ВЕСНА"

Развитие речевого дыхания на материале лексической темы «Весна»...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ "ЛЕТО"

Развитие речевого дыхания на материале лексической темы «Лето»...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ "ОСЕНЬ"

Развитие речевого дыхания на материале лексической темы «Осень»...