Консультация учителя-логопеда Мушковой Е.А для педагогов МБДОУ№73
консультация по логопедии

Елена Алексеевна Мушкова
 Артикуляционная гимнастика как средство нормализации звукопроизношения у детей с задержкой психического развития
Дети с ЗПР – это особые дети, находящиеся как бы на мостике между двумя островами, один из которых носит название «норма», а другой «интеллектуальная недостаточность». Эти дети характеризуются замедленностью, страдают все виды памяти, внимание нестойкое. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика как средство нормализации звукопроизношения у детей с задержкой психического развития

Дети с ЗПР – это особые дети, находящиеся как бы на мостике между двумя островами, один из которых носит название «норма», а другой «интеллектуальная недостаточность». Эти дети характеризуются замедленностью, страдают все виды памяти, внимание нестойкое. 

Проблемы возникают как с импрессивной, так и экспрессивной речью. Сенсорная или импрессивная речь отвечает за восприятие и понимание. При нарушении сенсорной зоны коры головного мозга, где хранятся звуковые образы слов, человек будет их слышать, но не понимать. Таким образом, он становится невосприимчивым к речи при нормальном слухе.

У экспрессивной речи тоже есть второе название – моторная. Она отвечает за воспроизведение слов. При нарушении человек произносит только неразборчивый набор звуков, но при этом понимает, что ему говорят.

 Часть дошкольникв с ЗПР  практически не владеют речью – пользуются несколькими лепетными словами или звукокомплексами. Прежде всего это связано с несовершенством движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти

 В большинстве случаев у детей наблюдается лёгкая форма дизартрии — стёртая .Дизартрия — это речевое нарушение, которое развивается в результате органического повреждения участков головного мозга, являющихся речедвигательным анализатором, а также из-за поражения нервных окончаний, отвечающих за иннервацию мышц артикуляционного аппарата.. . При этом наблюдается ограничение подвижности не только речевой, но и мимической мускулатуры

Существуют различные аномалии и нарушения в строении артикуляционного аппарата.

1Укороченная подъязычная связка (уздечка) языка. При этом дефекте движения языка оказываются затрудненными, т. к. слишком короткая уздечка не позволяет языку высоко подниматься и язык не оказывает необходимого давления на верхний зубной ряд, не противостоит действию мышц губ и щек, и как следствие трудности в правильной артикуляции и нарушение звукопроизношения.

2.Нарушение может быть вызвано языком: либо слишком большим и неповоротливым, либо наоборот слишком маленьким и узким.

3.Нарушения звукопроизношения могут вызвать аномалии прикуса прогению прогнатию, неправильное строение зубов или их отсутствие, неправильное строение зубного ряда. Например, при больших расщелинах между зубами, язык в момент речи может попадать в эти расщелины искажая звукопроизношение.

4.Отрицательно сказывается на звукопроизношении и неправильное строение неба: узкое, слишком высокое, так называемое «готическое» небо препятствует правильной артикуляции многих звуков.

5.Толстые губы, также как и укороченная малоподвижная верхняя губа, затрудняют произношение. Многие дошкольники с ЗПР, имеют привычку держать язык между зубами, при этом отмечается гипертрофия языка, губ, изменяются глотательные движения, развивается открытый прикус и другие аномалии, в связи с чем и нарушается звукопроизношение.

Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата является причиной неправильного звукопроизношения. Отмечается недостаточность речевой моторики у дошкольников с ЗПР: движения языка неточны, трудность удержания позы, переключения от одного положения к другому.

Точные движения губ, языка, мягкого неба, голосовых связок возможны потому, что их работой управляет головной мозг. К мышцам языка, губ и т. д. из коры головного мозга по проводящим путям передаются сигналы – импульсы. При органическом повреждении коры головного мозга или проводящих путей передача этих импульсов нарушается, что приводит к параличам и парезам (мышечной слабости, вялости). При таких условиях звуки произносятся с большим трудом и искаженно. Ребенок не может долго удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому. У некоторых детей движения языка хаотичны, неорганизованны, замедленны. Речь таких детей напряженная, аритмичная, смазанная. Сложна и проблема усиленного слюноотделения и она не может быть решена только посредством упражнений на логопедических занятиях. Прежде всего нужно обучать ребенка жеванию и глотанию с закрытым ртом.. Процесс питания является естественной тренировкой мышц, участвующих в произношении.

 Так как речь связана с движениями речевого аппарата, большое место при устранении дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика.

Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных звуков необходимы для правильного произношения звуков.

В зависимости от формы звукового дефекта употребляется тот или иной комплекс артикуляционных упражнений. Их вид, длительность проведения, разовая дозировка зависят от характера и тяжести речевого нарушения. Дозировка количества одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого периода работы с ним.

На первых занятиях можно ограничиваться только двумя повторениями упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем число повторений можно увеличивать.

В комплекс основных движений для развития и упражнения артикуляционного аппарата входят самые простые и наиболее характерные движения всех органов артикуляции во время речи – губ, челюстей, языка. При коррекции отдельных звуков используются специальные комплексы. Принципом отбора движений каждый раз будет служить характер дефектного произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произношения заданного звука.

Перед тем как приступить к постановке звуков, мы вместе с детьми изучаем строение органов артикуляционного аппарата. В игровой форме обращаю внимание на подвижные и неподвижные органы, движения губ, языка, учимся ощущать работу голосовых складок и характер выдыхаемой воздушной струи. Сидя у зеркала предлагаю ребенку показать на себе рот, язычок, зубки. Позднее предлагаю показать на себе нижнюю губу, верхнюю губу, верхние передние – нижние передние зубы, коренные зубы, те что располагаются далеко во рту. Затем знакомимся с нашим главным органом речи – языком. Предлагаю ребенку показать язычок, образец даю сама, затем даю указание: положить язычок на нижнюю губу и рассмотреть его. Вместе с ребенком рассматриваем  язык, находим его кончик, спинку, боковые края, корень языка.. Знакомлю детей с верхней частью рта – небом, которое начинается с верхних бугорочков. Предлагаю найти кончиком языка домики – бугорочки у верхних зубов, поводить языком вправо - влево по верхним бугорочкам, найти кончиком языка домики – бугорочки у нижних зубов, поводить влево – вправо язычком по нижним бугорочкам.

Артикуляцию необходимо формировать по ходу звука, т. е. сначала вырабатывать способ подачи воздушной струи, затем присоединяется голосоподача. Далее тщательно отрабатываем подачу голосодыхательной струи к фокусу артикуляции, идет работа над выработкой позиции губ, позиции языка.

 При обучении ребенка правильному физеологическому и речевому дыханию придерживаюсь принципа «от простого к более сложному». Использую пособия на выдувание, сдувание, поддувание.. На начальном этапе логопедической работы с детьми возможно применение элементов  пассивной артикуляционной гимнастики.

    Пассивная гимнастика предполагает проведение следующих упражнений: собирание губ в «трубочку»; растягивание губ в «улыбочку»; поднимание верхней губы с обнажением верхних дёсен; опускание нижней губы с обнажением дёсен; приподнимание кончика языка; подтягивание языка вперёд. Пассивные движения выполняются медленно, ритмично;  каждое движение повторяется 3-4 раза.

     Так же можно использовать самомассаж мышц языка во время проведения организационного момента или динамической паузы на занятиях. Рекомендуется использовать следующие упражнения:

* «непослушный язычок» - пошлёпать губами язык, произнося «пя-пя-пя»;

* «покусывание» - легко покусывать язык, высовывая и убирая его назад;

* «поглаживание языка губами» - просунуть язык как можно дальше сквозь  узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта.

 В группе детей с ЗПР важен принцип повторяемости, это объясняется сниженной способностью детей данной категории автоматизировать умения. Но одни и те же упражнения периодически повторяющиеся из занятия в занятие, в одной и той же форме, ребенку надоедают. Для того чтобы заинтересовать детей, это относится к старшей подгруппе, можно использовать комплекс упражнений в виде адаптированных сказок, развивающих правильный артикуляционный уклад звуков Путешествие бусинки Путешествие язычка Такие адаптированные сказки, могут использовать воспитатели для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в вечернее время. Подобное закрепление материала во второй половине дня является дополнительной коррекционной тренировкой. Истории с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности. Он заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит, 50% из того, что видит и 90% из того, что делает     Кроме того, возможно использование различных предметов для выполнения упражнений. Например упражнения с деревянным одноразовым шпателем:

          Успешное использование нетрадиционного оборудования при выполнении артикуляционной гимнастики, элементов массажа, игровых обучающих ситуаций позволит  достигнуть высоких результатов в развитии речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя-логопеда Арнаут Александры Николаевны на логопедическом пункте МБДОУ №25 «Родничок» на 2012-2013 учебный год

В связи с появлением в детском саду большого количества детей с нарушениями речи, возникла необходимость  разработки системы логопедиче-ской работы по коррекции на логопункте  речевых наруше...

консультация учителя-логопеда для педагогов: "Игровые технологии в коррекции звукопроизношения у детей"

Сегодня в педагогический лексикон вошло понятие «педагогические технологии». Существуют разные взгляды на раскрытие его значения.Технология - это совокупность приемов, которые применяются в каком-либо...

Консультация учителя-логопеда МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Туровой Натальи Ивановны

В материале учителя-логопеда Туровой Н.И. рассказывается о необходимости овладения звуковым анализом, его влиянии на процесс обучения чтению....

Консультация учителя-логопеда для воспитателей ДОО на тему: "Координация взаимосвязей учителя-логопеда и воспитателя ДОО в работе по развитию речи дошкольников"

Материал отмечает специфику  работы  учителя-логопеда  и воспитателя ДОО по роазвитию речи, а также содержит рекомендации для воспитателей....

Информация учителя-логопеда Зиганшиной Г. Г. по кварталам в МБДОУ детский сад «Лейсан» (с сентября по ноябрь 2014г.)

Информация учителя-логопеда Зиганшиной Г. Г. по кварталам в МБДОУ детский сад «Лейсан»(с сентября по ноябрь 2014г.)...

Информация учителя-логопеда Зиганшиной Г. Г. по кварталам в МБДОУ детский сад «Лейсан» (с сентября по ноябрь 2015г.)

Информация учителя-логопеда Зиганшиной Г. Г. по кварталам в МБДОУ детский сад «Лейсан»(с сентября по ноябрь 2015г.)...

Консультация учителя-логопеда для педагогов ДОУ «Речь педагога»

Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления....