«Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста»
консультация

Пьянзина Елена Владимировна

Как помочь ребенку быть успешным в школе? Как избежать орфографических ошибок на письме в будущем? Что является основой орфографической грамотности у дошкольника?

Большинство родителей полагают, что достаточно как можно раньше выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но не всегда так получается, и ребенок может столкнуться при обучении с большими трудностями. Одной из причин этого явления может быть нарушение фонематической системы, которая является основой устной и письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley.docx32.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста»

Подготовила учитель-логопед: Пьянзина Е.В.

Как помочь ребенку быть успешным в школе? Как избежать орфографических ошибок на письме в будущем? Что является основой орфографической грамотности у дошкольника?

Большинство родителей полагают, что достаточно как можно раньше выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но не всегда так получается, и ребенок может столкнуться при обучении с большими трудностями. Одной из причин этого явления может быть нарушение фонематической системы, которая является основой устной и письменной речи.

Цель: расширение представлений родительской аудитории о формировании фонематических процессов у детей в игровой деятельности.

Задачи:

  • познакомить родителей с теорией по данной теме;
  • формировать понимание важности развития у детей фонематических процессов;
  • познакомить родителей с дидактическими играми, направленными на развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста.

Фонематические процессы  делятся на три этапа развития:

  1. Фонематический слух.
  2. Фонематическое восприятие.
  3. Фонематический анализ и синтез. 

Фонема, в переводе с греческого «звук», то есть мы сегодня поговорим о формировании звуковых процессов.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ  - тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.

При благополучном речевом развитии, формирование фонематического слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам.

Стадии развития фонематического слуха:

  • первая - формирование способности различать неречевые звуки;
  • вторая – различать речевые звуки (различать голос мамы, папы).

При хорошем речевом развитии и высоком уровне сформированности фонематического слуха дети начинают достаточно рано слышать ошибки в чужой речи, а затем и в собственной. У детей развивается:

  • способность узнавать звуки родного языка, различать их на уровне слова (ребёнок уже по картинкам может показать, где мишка, а где мышка);
  • способность различать слова, похожие по фонетическому составу (сосна, насос).

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Если фонематический слух развивается самостоятельно, то фонематическое восприятие формируется только в процессе обучения и только при наличии хорошо сформированного и развитого фонематического слуха.

Ступени формирования фонематического восприятия, которые развиваются в процессе обучения:

  • первая – уметь узнавать звук в слове;
  • вторая – выделять первый и последний звук в слове;
  • третья – определять место звука в слове по отношению к другим звукам.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков,  и основой легкости овладения грамматическим строем языка, а значит успешного освоения письма и чтения.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ  так же формируется только в процессе обучения.

Анализ включает в себя:

  • определение порядка звуков в слове;
  • выделение основных качественных характеристик звуков (гласный-согласный, мягкий – твёрдый, звонкий - глухой).

Синтез:

  • способность соединять части в целое (с, к, о – сок). 

Фонематические процессы формируются поэтапно.

Этапы работы и подборка игр по формированию фонематического восприятия:

I этап – узнавание неречевых звуков.

  • Игра « Что звучало?»

На столе несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т.д. взрослый просит ребёнка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой, и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти).

  • Игра «Угадай, что я делаю?»

Перед малышом лежат хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т. д. Далее предметы убираются за ширму, взрослый выполняет с ними определённые действия: режет бумагу, сминает бумагу рукой, переливает воду из одного стакана в другой и т. д. После каждого произведённого взрослым действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала взрослый производит действие, потом – ребёнок.

  • Игра « Кто кричал?»

На столе стоят 3-4 игрушки домашних  животных. Взрослый подражает крику каждого животного поочерёдно. Просит ребёнка закрыть глаза. Издаёт крик одного из животного. Просит открыть глаза и назвать (показать) того кто кричал.

  • Игра «Похлопаем»

 Ребенок повторяет ритмический рисунок из 2 (3-х) хлопков. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

  • Игра «Узнай по голосу»

В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, «АУ». Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.

  • Игра «Эхо»

Группа детей или взрослых произносят какое-либо звукоподражание (собака лает: «ав – ав», корова мычит: «мууу», кот мяукает: «мяу» и т. д.). Ребёнок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой.

  • Игра «Скажи, как я»

Взрослый произносит один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просит ребёнка повторить за ним.

III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу.

  • Игра «Светофор»

У ребёнка – красный и зелёный кружки. Взрослый показывает ребёнку картинку, и просит его поднимать зелёный кружок, если он услышит правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман – паман – банан – банам – баван – даван – ванам. Далее взрослый громко, медленно произносит слово – название картинки.

  • Игра «Хлопни – топни»

Взрослый предлагает ребёнку хлопать, если слова из пары звучат похоже, топать, если не похоже:

  • дом – ком  танк – кубик  майка – сайка  куст – банан  тучка – ручка;
  • Таня – Ваня  карета – нота  жар – пар  карта – книга  палка – галка.
  • Игра «Исправь ошибку»

Взрослый предлагает ребёнку послушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу.

Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла
По дороге вдоль села.
Пёс Барбос совсем не глуп,
Он не хочет рыбный ДУБ (СУП).
Много снега во дворе –
Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.

  • Игра «Какое слово не подходит?»

Взрослый предлагает ребёнку послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных:

  • Грач –грач – врач – грач
  • Ласточка – ласточка – точка – ласточка
  • Дрозд – дрозд – хвост – дрозд
  • Скворец – скворец – дворец – скворец

IV этап - дифференциация слогов.

  • Игра «Сигнальщик»

Взрослый просит ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т. д.), когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т. д.

  • Игра «Повторюшки»
  • Смена ударного слова : та - та - тАтА – та – та   та – тА – та
  • С общим согласным и разными гласными: да-да-до   вы-ва-ву
  • С общим гласным и разными согласными: та-ка па-ма
  • С парными звонкими-глухими согласными сначала  2, затем  3                 слога: па-ба   та-да  па-па-ба
  • С парными твёрдыми –мягкими согласными: па-пёма-мя  ту-тю.
  • Игра «Простукай (прохлопай)  слово»

Взрослый объясняет ребёнку, что слова состоят из частей – слогов, что

слово можно прохлопать, простукать и узнать, сколько в нём частей: ло-па-та, шап-ка, мо-ло-ток и т. д.

Взрослый сначала совместно с ребёнком произносит слово, разделяя его на слоги, далее ребёнок делит слово самостоятельно.

V этап –  развитие навыков элементарного звукового анализа.

  • Игра «Поймай звук»

Взрослый несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т. д.), далее медленно, чётко произносит звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т. д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» ( не «сэ», а «с»).

  • Игра «Отгадай, кто это?»

Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т. д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт.

  • Игра «Повторялки»

Взрослый предлагает повторить за ним сочетания гласных звуков сначала по два, далее по три: АО, УА, АИ, ЫИ; АУИ, ИАО, ОИЫ и т. д.

  • Игра «Отвечай – не торопясь»

Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.

Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас. Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …) Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …) Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…) Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.) Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики …)

  • Игра «Исправь Незнайкины ошибки»

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

  • Коса прыгнула через забор.
  • Колова даёт вкусное молоко.
  • Рошадьжуёт сочную траву.
  • Кочка ловит мышку.
  • Собаха сторожит дом.

        

Предложенные речевые игры закладывают фундамент для развития фонематических процессов, формирование которых предупреждает различные ошибки на письме и чтении, а так же развивают познавательные процессы (мышление, память, внимание).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста...

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста...

Семинар для педагогов "Игры для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста"

Фонематические процессы включают в себя: - фонематический слух; - фонематическое восприятие; - фонемный анализ....

Презентация "Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста"

Презентация. Рекомендации воспитателям по развитию фонематических процессов у детей дошкольного возраста"...

Мастер – класс на тему: « Игровые технологии в развитии фонематических процессов у детей дошкольного возраста».

Данный мастер - класс проводит учитель - логопед для воспитателей в форме деловой игры, когда воспитатель выступает ребенком, выполняя зададания логопеда.В материале дается понятие о фонематическом сл...

Консультация для родителей «Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста»

Краткий теоритеческий материал для родителей о формировании фонематических процессов дошкольников и подборка игр для их развития....