Мастер – класс на тему: « Игровые технологии в развитии фонематических процессов у детей дошкольного возраста».
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Маховик Татьяна Сергеевна

Данный мастер - класс проводит учитель - логопед для воспитателей в форме деловой игры, когда воспитатель выступает ребенком, выполняя зададания логопеда.В материале дается понятие о фонематическом слухе и восприятии, указана последовательность работы, методы, формы, звуковой и наглядный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_sayt.docx875.54 КБ

Предварительный просмотр:

                  Мастер – класс  на тему:

« Игровые технологии в развитии

фонематических процессов  у детей

дошкольного возраста».

                                                                                подготовила

                                                             учитель – логопед МБДОУ №31                                                                    

                                                                            «Золотая рыбка»  

                                                                               Маховик Т. С.    

                              Брянская обл. г. Клинцы

                                                  2017г.

    СЛАЙД №1

Одним из показателей готовности ребенка к чтению и письму является чистая, четкая, правильная во всех отношениях речь. Но для того,  чтобы грамотно писать, ребенку еще необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. Следовательно, успешное обучение чтению и письму предполагает как обязательное условие формирование фонематического слуха  и развитие фонематического восприятия.

   СЛАЙД №2

Что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.  Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека.

Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.

 СЛАЙД №3

     Упражнения по формированию фонематического слуха и восприятия проводится в определенной последовательности, их можно разделить условно на 6 этапов. Рассмотрим более подробно каждый из них.

СЛАЙД №4

1 этап- узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать  фонемы).

СЛАЙД №5

- Сейчас, уважаемые воспитатели, давайте вместе со мной поиграем в эти обучающие игры. Вы выступите в роли  детей.

Д/и «Угадай, что ты слышишь?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки,  книга, бумага, ножницы, ширма.

Сначала показать  и назвать предметы, демонстрируя их звучание. Затем за ширмой выполнять различные действия с предметами (переливать воду, пересыпать крупу, перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, фольги,  ударяет предметом о предмет,подметает, режет). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.)

Д/и «Узнай звук».

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование:записи сбытовыми и природными шумами.

Включается  несколько записей бытовых и природных шумов, а дети  определяют, какие это звуки.

СЛАЙД №6

2 этап-различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр.

СЛАЙД №7

«Кто позвал тебя?»

Цель: развитие слухового внимания, памяти, определять товарища по голосу, по тембру голоса.

Водящий в кругу с завязанными глазами. Дети движутся по кругу и говорят:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя, узнай!

Один из детей произносит имя водящего. Последний должен угадать, кто его позвал. Если угадал – меняется местами с тем, кто позвал, если нет – игра продолжается. Игру можно усложнить, изменив тембр голоса.

«Угадай, чей голосок!».

Цель: развитие слухового внимания, памяти, определять товарища по голосу, по тембру голоса.

Водящий в кругу с завязанными глазами. Дети движутся по кругу и говорят:

Вот построили мы круг,

Повернемся  разом вдруг.

А как скажем: «Скок, скок, скок!»

Угадай, чей голосок!

Слова «Скок, скок, скок!» произносит один из играющих. Водящий должен узнать, кто произнес слова. Если угадал – меняется местами с тем, кто позвал, если нет – игра продолжается.  Игру можно усложнить, изменив тембр голоса.

Д/и «Далеко – близко».

Цель: определять,  далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокоплексы различным по силе голосом (громко – тихо).

Кричат дети: «АУ» (громко, близко), «АУ» (тихо, далеко), «У-У-У»  (тихо), «У-У-У» (громко), «Ы-Ы-Ы» (громко),  «Ы-Ы-Ы» (тихо).

Д/и «Высоко – низко».

Цель: различать высоту звучания голоса, воспроизводить звукокомплексы меняющимся по высоте голосом.

Выставляются картинки: корова – теленок, щенок – собака, овечка – ягненок. Взрослый произносит звукокомплекс взрослого животного  низким голосом, а детеныша – высоким, а ребенок должен узнать, кому принадлежит голос. Впоследствии ребенок сам произносит нужный звукокомплекс по показу картинки.

Д/и «Быстро – медленно».

Цель:учить говорить в быстром и медленном темпе слова, фразы, скороговорки.

Выставляются картинки гепарда (быстро) и улитки (медленно). Нужно произнести фразу в соответствующем темпе: Бык тупогуб, тупогубенький бычок. По бору бобры бредут. Съел Слава соленое сало, да сала Славе мало. (Эти скороговорки сложные, можно любые).

СЛАЙД №8

3 этап- различение слов, близких по звуковому составу.

На этом этапе дети должны научиться не только различать слова близкие по звуковому составу, но и находить похожие по звучанию слова (рифмы), а также подбирать по смыслу близкие по звучанию слова  к тексту или стихотворению, согласно контекста.

СЛАЙД №9

Д/у «Назови правильное слово».

Цель: выделить и повторить правильно произнесенное слово, развивать фонематический слух.

Взрослый дает ребенку «светофор» с 2 кружками – красным и зеленым – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:

БАМАН                ВАВАН                АЛЬБОМ                 АЛЬПОМ

ПАМАН                ДАВАН               АЙБОМ                    АЛЬМОМ      

БАНАН                 БАВАН                АНЬБОМ                  АЛЬНОМ

БАНАМ                ВАВАН                АВЬБОМ                  АБЛЁМ

ВИТАМИН          ВИТАНИН            КЛЕТКА                   КЪЕКТА

МИТАНИН          МИТАВИН           КЪЕТКА                  КВЕТКА

ФИТАМИН          ФИТАВИН            КЛЕТТА                  ТЛЕТКА

ВИЛАЛИМ           ВИТАНИМ           КЛЕТКА                  КВЕТКА  

Д/и «Повтори похожие слова».

Цель:  повторить похожие слова  в названном порядке, развивать фонематический слух.

 Ребенку предлагается повторить похожие слова  в названном порядке.

МАК – БАК – ТАК                             МОТОК – КАТОК – ПОТОК

ТОК – ТУК – ТАК                               БАТОН -  БУТОН – БЕТОН

КОМ – ДОМ – ГНОМ                         НИТКА – ВАТКА – ВЕТКА

Д/и «Найди пары слов».

Цель: найти пары слов, звучащие похоже,  развивать фонематический слух.

Дети делятся на две команды. Перед ними картинки со словами.  Нужно из картинок собрать пары, близкие по звучанию (коса – коза, ромашка – фуражка…), и выставить их на доске.  Для усложнения задания две картинки не будут подходить к заданию.

СЛАЙД №10

4 этап-дифференциация слогов.

На этом этапе детей учат различать слоги по мягкости и твердости, по звонкости и глухости, воспроизведению пар слогов  со стечением согласных, делить слова на слоги.

СЛАЙД №11

Д/у «Повтори верно»

Цель: повторять слоги с согласными по твердости – мягкости, звонкости – глухости, стечением согласных.

ПА – БА – ПА                     ТА – ДА – ТА                    ВА – ФА – ВА

ПЫ – БЫ – ПЫ                    КА – ГА – КА                   СА – ЗА – СА

ДА – ДЯ                               БЫ – БИ                             ФИ – ФЫ

БУ – БЮ                               ДЫ – ДИ                            ТИ – ТЫ

ПТА – ТПА                          ТКА – КТА                         ФТА – ТФА

ФПА – ПФА                         ГЛА – ДГА                         ХТА – ТХА

Д/и «Кого я называю?»

Цель: упражнять в  умении составлять слова с заданным количеством слогов, развивать фонематический слух.

Взрослый предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает (3, 4). (На – на – ша, Ксе – ни – я, Та – ню – шень - ка…).

Д/и «Потерянный слог». (командно)

Цель: развивать умения подбирать слова по одному данному слогу.

- Наташа и Вова составляли различные слова из трех слогов . Но когда они хотели показать эти слова детям, случилась беда: слоги упали и рассыпались. У Наташи остался первый слогМА, а у Вовы последний слог КА. Помогите им, какие слова составляли Наташа и Вова?

Дети составляют слова, подбирая к любому из данных слогов  второй и третий  или первый и второй слог. За каждое правильно названное слово участник получает фишку.  

СЛАЙД №12

5 этап- дифференциация фонем.

На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка, а также находить заданные фонемы  в  звуковых рядах. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков А,У, И. Согласные звуки должны произноситься кратко(не в коем случае не БЭ,МЭ,ЭР, а Б,М,Р)

СЛАЙД №13, 14.15

Д/и «Волшебники»».

Цель: закреплять умение изменять один звук в слове, чтобы получилось другое слово.

Оборудование: буквы.

Нужно изменить один звук в слове «СОК».чтобы получилось другое слово (сом, док, сор, сох, сон,  кок, мок,  шок, сук, сам,  бок)

СЛАЙД №16

6 этап-развитие навыков элементарного звукового анализа.

На этом заключительном этапе по формированию фонематического восприятия дети знакомятся и практикуются в слоговых и звуковых анализах слов, что является основой для обучения чтению и навыкам письма. Знакомятся со следующими понятиями и их обозначениями: речевые звуки делятся на гласные и согласные; согласные, в свою очередь, бывают глухими и звонкими, твердыми и мягкими; слова состоят из слогов, а слоги из букв;буквы мы видим, читаем и пишем, а звуки- слышим и произносим.

СЛАЙД №17, 18. 19

Д/у «Первый звук – последний звук»

Цель: выделять первый и последний звук в слове, развивать фонематический слух.

Дети называют слова, где последний звук в слове становится первым в последующем. (маяк – космос – собака…)

Д/и «Составь слово по первым звукам».

Цель: выделять первый звук в слове, развивать слуховую память, фонематический слух.

Оборудование:карточки с 4 – 5 картинками.

Детям раздается по одной карточке. Нужно выделить первые звуки в словах и составить из них новое слово.

Д/у «Повтори за мной»

- А сейчас мы с вами проведем один интересный тест. Нужно выбрать 3 человек. Двое из них выходят за дверь. (Два человека выходят) А вы теперь послушайте небольшую историю.

- Жил – был великий путешественник Перельман Наргыз Львович.

Гулял он однажды по Лимпопо, где гуляет Гиппо-по и встретил Тотошу с Кокошей. Они проходили по аллее на расстоянии 482 метров туда – назад, туда – назад. Но как вдруг из маминой из спальни поскакала кочерга и кастрюля объемом 2, 5 литра.закричали они утюгу: «Эй, держи, держи.держи!» И за ними тоже побежал Наргыз Львович. Но тут из далеких из полей прилетает воробей. Помахал он крыльями ровно 76 раз и все вернулись в свои сказки.

После этого возвращается второй человек, а первый рассказывает ему данную историю. Второй человек пересказывает услышанное третьему. А далее рассказы сравнивается с первоисточником.

- Как вы думаете, какова была цель этого теста? Верно, проверить слуховое внимание и память.  Наш мастер – класс подошел к концу, спасибо за внимание.

СЛАЙД №20

СПАСИБО!

ДАЛЕКО – БЛИЗКО

Картинки по запросу картинка МЕДВЕДЬ

Картинки по запросу картинка МЕДВЕДЬ

Картинки по запросу картинка дети в лесу

Картинки по запросу картинка дети в лесу

Картинки по запросу картинка волк

Картинки по запросу картинка волк

ВЫСОКО - НИЗКО

Картинки по запросу картинка КОРОВА

Картинки по запросу картинка теленок

Картинки по запросу картинка собака

                                 Картинки по запросу картинка щенок

Картинки по запросу картинка овца

                            Картинки по запросу картинка ягненок

БЫСТРО - МЕДЛЕННО

Картинки по запросу картинка улитка

Картинки по запросу картинка гепард

НЕВЕРНОЕ ЗВУЧАНИЕ

Картинки по запросу картинка БАНАН

Картинки по запросу картинка альбом

Картинки по запросу картинка клетка для птиц

Картинки по запросу картинка витамин

ЗВУЧИТ ПОХОЖЕ

Картинки по запросу картинка коса

Картинки по запросу картинка коза

Картинки по запросу картинка суп

Картинки по запросу картинка зуб

Картинки по запросу картинка река

Картинки по запросу картинка печка

Картинки по запросу картинка песок

Картинки по запросу картинка носок

Картинки по запросу картинка лев

Картинки по запросу картинка лошадь

Картинки по запросу картинка ромашка

Картинки по запросу картинка фуражка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для родителей по теме: «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Мастер – класс для родителей по теме:«Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»...

Мастер – класс для родителей по теме: «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Воспитатель демонстрирует  родителям игры и игровые упражнения . с помощюь которых изучаются правила дорожного движения с детьми младшего возраста...

Мастер-класс Тема «Игровые технологии в формировании предпосылок экологического сознания дошкольников».

Проблема экологической безопасности занимает важное место в жизни людей. Ребенок- дошкольник достаточно доверчиво относится к окружающему миру, ему свойственно ощущение безопасности, в том числе и в р...

План самообразования по теме: «Игровые технологии в организации детей раннего возраста»

План самообразования по теме:«Игровые технологии в организации детей раннего возраста» на 2018-2019 учебный год...

Мастер – класс для родителей по теме: «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Материал будет полезен родителям и воспитателям для обучения детей правилам дорожного движения....

Мастер - класс Тема: Игровые технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Использование игровых технологий в процессе коррекции речевых нарушений...