Главные вкладки

    Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для воспитанников старшего возраста
    картотека по логопедии (старшая группа)

    Рыжова Татьяна Геннадьевна

    Ученые – психологи, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь .Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом. Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды. Все виды моторик заключаются в методике- Пальчиковой гимнастики. Пальчиковая гимнастика должна проводиться каждый день по 5 минут дома с родителями и в детских учреждениях с педагогами.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл palchikovye_starshaya_gr.docx43.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Осень – запасиха»

    «Засолка капусты»

    Мы капусту рубим, рубим,           - резкие движения прямыми              

                                                                         кистями рук вверх-вниз

    Мы морковку трём, трём,             - кулачок правой руки скользит по

                                                                         ладони левой руки

    Мы капусту солим, солим,           - движения пальцев, имитирующие

                                                                        посыпание солью                                           

    Мы капусту жмём, жмём.              - сжимание пальцев рук в кулаки

    «Осенние изменения в природе»

    «Осень»

    Ветер по лесу летал,                         - плавные волнообразные

    Ветер листики считал:                        движения ладонями

    Вот дубовый,                                     - загибают по одному пальчику на Вот кленовый,                                     обеих руках

    Вот рябиновый резной,

    Вот с берёзки – золотой,

    Вот последний лист с осинки

    Ветер бросил на тропинку.               - спокойно укладывают ладони на

                                                                              стол.

    «Труд людей осенью»

     Бублик, баранку, батон и буханку         -  массажировать по

                                                                                      очереди пальцы рук

    Пекарь из теста испёк спозаранку.       руками «месить тесто»

     «Наше тело. Предметы гигиены»

    «Гости»

    В гости к пальчику большому            - сжимать и разжимать

                                                                                ладони в кулачки

    Приходили прямо к дому                    - показать ладошками крышу

                                                                                 дома

    Указательный и средний,                    - по очереди соединять большой Безымянный и последний,                    пальчик с остальными

    Сам мизинчик-малышок

    Постучался на порог.                          - постучать кулачком по столу

    Вместе пальчики – друзья,                 - сжимать и разжимать ладони

                                                                               в кулачки

    Друг без друга жить нельзя!              - погрозить указательным

                                                                               пальчиком

     «Продукты питания»

    «Пирожки»

                                                                                                                                                                           Падал снег на порог,                - дети два раза медленно опускают

                                                                  ладони на стол

    Кот слепил себе пирог.          - «лепят пирог»

    А пока лепил и пёк,              

    Ручейком пирог утёк.             - бегут пальчиками обеих рук по столу

    Пирожки себе лепи                 - «лепят пирог»

    Не из снега, - из муки.            - грозят пальчиком.

     «Посуда»

    Посуду моет наш Антошка.         - потирают ладошки друг о друга
    Моет вилку, чашку, ложку.          - разгибают пальцы из кулачка,

    Вымыл блюдце и стакан,                  начиная с мизинца
    И закрыл покрепче кран.               - выполняют имитирующее движение                                                                        

     «Наш  родной  край»

    На поляне дом стоит,            - изобразить «дом» двумя руками и

                                                               «крышу», соединив  пальцы правой

                                                               и левой руки друг с другом                                

    Ну, а к дому путь закрыт.  - обе руки повёрнуты ладонями к себе,

                                                         средние пальцы соприкасаются друг с

                                                            другом, большие пальцы  подняты вверх –

                                                       «ворота»

    Мы ворота открываем,          - ладони разворачиваются параллельно

                                                               друг другу   

    В этот домик приглашаем.    - «дом»

    На двери висит замок.            - ладони в «замок»

    Кто открыть его бы мог?

     Потянули, покрутили,             - соответствующие движения

    Постучали – и открыли!            ладонями

     

    «Наша страна. День народного единства»

    На опушке дом стоит,                 - сложить ладони над головой –

                                                                  «крыша» 

    На двери замок висит.              - сплести пальцы в замок

    За дверями стоит стол,             - ладонью правой руки накрыть кулачок

                                                                  левой

    Вокруг дома – частокол.          - растопырить пальцы обеих рук перед

                                                                   собой

    Тук–тук–тук –дверь открой!    - постучать кулачком по ладони

    Заходите, я не злой!                  - раскрыть руки в стороны, приглашая

                                                                  в гости

     «Все профессии нужны, все профессии важны»

    «Пекарь»

    Пекарь, пекарь, из муки           - выполняем круговые движения

                                                                   ладонями, имитируем
    Испеки нам колобки.                  скатывание колобка.
    Две сушки — Ванюшке
    ,            - поочередно соединяем большие

    Две баранки – Танюшке               пальцы обеих рук,    с остальными

    Два бублика – Мишке,               пальцами (упражнение «колечки»).
    Два калача – Маришке.

    «Модный приговор» (одежда и обувь)

    Посчитаем в первый раз              - поочерёдно хлопают  в ладоши и Сколько обуви у нас:                       ударяют кулачками друг о друга

    Туфли, тапочки, сапожки               - поочерёдно загибают пальчики на Для Наташки и Серёжки,          обеих руках, начиная с большого пальца

    Да ещё ботинки

    Для нашей Валентинки

    А вот эти валенки

    Для малышки Галеньки.

     «Модный приговор» (головные уборы)»

        «Шапка шерстяная»

    Шапка шерстяная, наверху помпон,            - изображают шапку и

                                                                                         помпон

    Круглый, словно мячик, и пушистый он.   - поочередно соединяют

                                                                                         пальцы одной руки с  

                                                                                          пальцами другой руки

    Есть ещё у шапки отворот цветной,       - показывают отворот  у шапки

    В этой шапке можно бегать и зимой.     - бегут по столу указательным

                                                                                     и средним пальцами

    Бабушка вязала шапку не спеша,       - «вяжут спицами»

    Шапка шерстяная вышла хороша.        - показывают большие пальцы

                                                                                    обеих рук, остальные  

                                                                                    сжаты в кулак    

     

     «Зима. Зимние игры и забавы»

    Пальчик – мальчик, где ты был?   - пальцы левой руки сжаты в кулак,

    Где ты с братцами ходил?              выпрямляют и сгибают большой палец

    - С этим – я в снегу валялся,         - поочерёдно массируют пальцы,

    С этим -  с горочки катался,            начиная с указательного

    С этим – в парке я гулял,

    С этим – я в снежки играл.

    Все мы пальчики – друзья,            - сжимают и разжимают пальцы

    Где они –                                           - показывают 4 пальца, прижав большой  

                                                            палец к ладони

    Там и я!                                              - показывают большой палец, подняв его

                                                             вверх, остальные прижаты к ладони

    Всё, что только захотим,  -  хлопки в ладоши

    Мы из снега смастерим.          

    Коля лепит колобок,          - ладошки сложить ковшиком, «лепить колобок»

    А Иринка – теремок,        - соединить ладони над головой («крыша»)

    Люба лепит разных рыб,  - прижать ладони друг к другу и двигать ими

                                     вправо – влево («рыбка») 

    Ну, а Вера – белый гриб.    - одну ладонь сжать в кулак и сверху прикрыть

                                     его другой ладонью («шляпка гриба»)

    «Зимующие птицы»

    Сколько птиц к кормушке нашей    - ритмично сжимают и

                                                                             разжимают кулачки

    Прилетело? Мы расскажем:           - соединяют большие пальцы рук,

                                                                      остальными   размахивают

                                                                      («крылья»)

    Две синицы, воробей,                       - на каждое название птицы

    Шесть щеглов и голубей,                  загибают по одному пальчику

    Дятел в пёстрых пёрышках,            на обеих руках одновременно

    Всем хватило зёрнышек.                 - четыре сжатых вместе пальца

                                                                      соединяют с  большим пальцем

                                                                     («клюв»)

     «Новый год»

    «Новогодние игрушки»

    Праздник приближается,    - поднимают руки вверх и соединяют над

                                                        головой –  «макушка ёлки»

    Ёлка наряжается.                  - опускают руки вниз, разводя в стороны

    Мы развешали игрушки:     - поочерёдно соединяют большой палец с

                                                         остальными

    Бусы, шарики, хлопушки.

    А здесь фонарики висят,     - крутят ладошками в воздухе –

    Блеском радуют ребят          «фонарики»

     «Домашние птицы»

    Есть у курицы цыплёнок,        - большим пальцем поочерёдно

    У гусыни есть гусёнок,                  касаются остальных,

    У индюшки – индюшонок,           начиная с мизинца

    А у утки есть утёнок.

    У каждой мамы малыши            - показывают пальчики, играя ими

    Все красивы, хороши!

    «Домашние животные и их детёныши»

    «Встреча»

    Здравствуй, котёнок!         - по очереди разгибают  сжатые в кулачок

    Здравствуй, козлёнок!        пальцы, начиная с мизинца, пошевеливают

    Здравствуй, щенок!            каждым пальцем, приветствуя животных

    Здравствуй, ягнёнок!

    Здравствуй, весёлый, смешной поросёнок!

    «Дикие животные и их детёныши»

    Это – зайчонок, это – бельчонок,     - загибают пальчики в кулачок

    Это – лисёнок, это – волчонок,            на обеих руках, начиная с

                                                                           мизинца

    А это бежит, ковыляя спросонок,      - вращают большими пальцами

    Бурый, мохнатый,                                   обеих рук

    Смешной медвежонок.

    «Животные жарких стран»

    «Прыг-скок»


    За мамой-слонихой шагает слонёнок,

                      За крокодилицей – крокодилёнок,

                      За львицей шагает маленький львёнок,

                      За верблюдицей бежит верблюжонок,

                      За зеброй бежит полосатый зебрёнок.

                      За кем же торопится каждый ребёнок?

    (поочерёдно из кулачков разжимают

    пальцы, начиная с больших)

    «Животные севера»

    Тепы-тяпы, тепы-тяпы,

    Это ласты, а не лапы.

                                       У тюленей ласты эти

         Носят мамы, папы, дети.

    (ладошки с плотно сомкнутыми пальчиками похлопывают

    по коленям или по столу, двигаются только кисти рук)

    «Наши защитники»

    «Солдаты»

     Аты-баты, аты-баты!              - поочерёдно «шагать»  

     На парад идут солдаты!          указательными и средними

    Вот идут танкисты,                     пальцами обеих рук по столу

    Потом артиллеристы,

    А потом пехота –

    Рота за ротой!

    «Мебель»

    «Мышки-шалунишки»

    В нашем маленьком домишке           - «домик»

    Завелись серые мышки.                      - хлопки ладонями

    Так и шмыгают кругом,                      - подпереть щёки руками,    

    Всё на кухне кувырком.                        покачать головой

    То топочут за столом,                        - «стол»

    Лакомятся молоком,

    На скамейку сесть хотят                   - «скамейка»

    И пугают нам ребят.

    То на шкаф залезут мышки,              - «шкаф»

    То на стуле, - шалунишки.                - «стул»

    Так и хочется поймать,              

    А они – шмыг – и под кровать!        - хлопки ладонями

    «Всё о маме»

    «Мамочка»          

                                                                                                                                                                (кончики пальцев обеих рук соединены, ладони на некотором расстоянии друг от друга).

    Мамочка-мама,           - на каждый слог мизинцы размыкаются и

                                                 смыкаются                                                        

    Милая моя                    - то же — безымянные пальцы                                                                                       Мамочка-мама,            - подушечки средних пальцев производят те же

                                                  движения                                                      

      Я люблю тебя!           - указательные пальцы соединяются и  

                                                   разъединяются;    

    (при соприкосновении подушечек больших пальцев   дети губами имитируют поцелуй)

    «Русские традиции и обычаи»

    Народная  закличка (на праздник Пасхи)

    Солнышко – вёдрышко,             - поднять руки вверх и вращать

                                                             кистями 

    Выйди из-за морюшка!              - манить солнце руками

    Твои дети на лугу                       - прижать ладони к груди

    Гнут берёзоньку в дугу,             - качать соединёнными над

                                                           головой  руками       

    Зарю величают,                           - руки в стороны ладонями вверх                                                    Тебя ожидают!                            - протянуть руки к солнышку.

     «Игрушки»

               

    У Антошки есть игрушки:       - показывают ладошки с

                                                                   растопыренными пальчиками

    Вот весёлая лягушка,               - сгибают пальцы в кулачок, начиная

                                                                   с мизинца

    Вот железная машина,

    Это мяч. Он из резины.

    Разноцветная матрёшка

    И с хвостом пушистым кошка.

     «Весенние изменения в природе»

    «Грачи»

    Мы лепили куличи,                     - «лепят пирожки»

    Прилетели к нам грачи.                 - большие пальцы рук сцеплены,

                                                                    «машут крыльями»

    Первый грач испёк пирог,          - поочерёдно массируют каждый

    А второй ему помог,                      палец, начиная с большого пальца

    Третий грач накрыл на стол,

    А четвёртый вымыл пол,

    Пятый долго не зевал

     И пирог у них склевал.               - стучат пальцами по коленям

     Раз, два, три, четыре, пять,        - поочерёдно загибают пальчики в

                                                                      кулак

    Выходи грачей считать!             - резко вытягивают руки вперёд

                                                                    ладонями вверх

     «Пернатые соседи»

           

      «Колодец»

    Вот колодец большой                      - кулачки на столе,

    С чистой свежей водой.                    прижаты друг к другу

    Прилетели к нему птицы:                  - кисти рук перекрещены, пальцы

    «Дай, колодец, нам напиться!»    плавно двигаются вверх-вниз.

    Эти птицы воду пьют,                       - большие пальцы рук касаются Эти – песенки поют.                      поочередно указательного,

                                                                           среднего и других пальцев.

    Песни все свои пропели,                    - кисти рук перекрещены, пальцы Встрепенулись, улетели.                   плавно двигаются вверх-вниз.

    «Космические просторы»

     «Астроном»

    Астроном наморщил лоб,           - морщат лоб

    Астроном – учёный,                    - поднять указательный палец

                                                                      правой руки

    Он на звёзды в телескоп              - соединить большой палец

                                                                       правой руки с остальными,        

                                                                       образуя   кольцо, поставить

                                                                        одну руку на другую –  «телескоп»

    Смотрит ночью тёмной.              - «посмотреть в телескоп»

    «Транспорт. Нам на улице не страшно»

                                                                           

    Раз, два, три, четыре, пять,     - поочерёдно загибают пальчики на

                                                         обеих руках,   начиная с больших

                                                         пальцев

    Буду транспорт я считать:       - сжимают и разжимают кулачки

    Автобус, лодка и мопед,          - поочерёдно загибают пальчики,  

    Мотоцикл, велосипед,                начиная  с мизинца левой руки

    Автомобиль и самолёт,

    Корабль, поезд, вертолёт.

               

    «Деревья. Кустарники»

    «Осинка»

    Зябнет осинка, дрожит на ветру,             - раздвинув пальцы,

                                                                          потрясти ладошками

    Стынет на солнышке, мёрзнет в жару.  -  сжимают и

                                                                          разжимают пальцы рук

    Дайте осинке пальто и ботинки:             - соединяют пальцы и

    Надо согреться бедной осинке.                 дуют на них

                                                                         

    «Великий подвиг ваш история хранит»

    Аты - баты, аты - баты!          - «маршировать на столе»

    на войну идут солдаты.           указательным и средним пальцами
                                                                 обеих рук, изображая солдат

                                                                (остальные пальцы прижаты к

                                                                ладони). Важно, чтобы пальцы  

                                                                «маршировали» синхронно, в ногу.

    Знамя красное несут,              - ладони соединить вместе, пальцы

                                                                 плотно прижать друг к другу

    Пушки грозные везут.            - кулаки обеих рук лежат на столе,

                                                                 выпрямленные указательные

                                                       пальцы изображают стволы пушек.

    «Цветы»

    Наши алые цветы                           - пальцы, собранные в бутон,
    Распускают лепестки.                    
    плавно     развести в стороны.
    Ветерок чуть дышит,                    
    - покачать пальцы – бутон перед Лепестки колышет.                          собой
    Наши алые цветки                        
    - плавно  сжать  пальцы в бутон
    Закрывают лепестки,                    

    Тихо засыпают,                              - плавно опустить их на стол
    Головой качают
    .                                

     «Насекомые»

    Прилетела к нам вчера полосатая пчела   - машут ладошками

    А за нею шмель – шмелёк        - на каждое название насекомого

    И весёлый мотылёк.                      загибают пальчики на обеих руках

    Два жука и стрекоза                                  

    Как фонарики глаза                  - делают кружки из пальчиков и

                                                                    подносят к глазам

    Пожужжали, полетали,           - жужжат и двигаются

    От усталости упали.                  - роняют ладошки вниз.

    «Насекомые»

    Дружно пальчики считаем,       -  сжимают и разжимают пальчики;

    Насекомых называем:

    Бабочка, кузнечик, муха,         -  поочерёдно сгибают пальцы в кулачок,

    Это шмель с зелёным брюхом.             начиная с большого;

    Это кто же тут звенит?            -  вращают мизинцем;

    Ой, комар сюда летит!

    Прячтесь!                                  -  прячут руки за спину.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста

    Картотека пальчиковых игр по лексическим темамдля детей старшего дошкольного возраста...

    Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности

    В картотеке представлены такие лексические темы как "Осень", "Овощи", "Фрукты", "Лес. Грибы. Ягоды" и другие. Данную картотеку рекомендуется использовать в корр...

    Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста.

    В документе собран материал  пальчиковых игр по темам для старшей группы...