Главные вкладки

    ФОРМИРОВАНИЕ ГЛАГОЛЬНОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ РЕЧЕВОГО ПРОСТРАНСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
    консультация по логопедии (старшая группа)

    Шульгина Наталья Владимировна

    В период с трех до шести лет наиболее интенсивное речевое развитие детей. Ребенок активно пользуется всеми частями речи, но преобладают существительные и глаголы. Образовывать глаголы от других частей речи дети начинают после пяти лет.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл glagolnyy_slovar.docx18.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    ФОРМИРОВАНИЕ  ГЛАГОЛЬНОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО  СЛОВАРЯ  ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ  РЕЧЕВОГО ПРОСТРАНСТВА

    СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Учитель-логопед Н.В. Шульгина

    МБДОУ №6 «Светлячок»

    г. Гаджиево, Мурманской области

    Важнейшей частью социальной жизни людей, необходимой в человеческом обществе, выступает речь. Формирование речи ребенка происходит постепенно, проходя каждый этап усвоения языка, и глагол не является исключением.

    Цель:  формирование глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

    Рассматривая детскую речь, мы видим, что разные языковые элементы усваиваются детьми в разное время, одни раньше, другие позже. Ребенок обогащает свой словарный запас через знакомство с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий.

    В период с трех до шести лет наиболее интенсивное речевое развитие детей. Ребенок активно пользуется всеми частями речи, но преобладают существительные и глаголы. Образовывать глаголы от других частей речи дети начинают после пяти лет.

    «ЛИСА И ЗАЯЦ»  картинно-графический план рассказа.

    Текст рассказа по предложениям.

    1. Лиса спала в норе.

    2. Она проголодалась и вышла из норы.

    3. Лиса подкралась к кусту.

    4. За кустом сидел заяц.

    5. Заяц увидел лису, выскочил из-за куста и убежал        

    Вопросы:

    1. Где спала лиса?

    2. Что случилось с лисой и откуда она вышла?

    3. Куда подкралась лиса?

    4. Где сидел заяц?

    5. Кого увидел заяц, откуда выскочил и что сделал?

    «ПРЕДЗИМЬЕ»  Текст рассказа по предложениям.

    1. По синему небу летел белый лебедь.

    2. Белый лебедь уронил перышко.

    3. Перышко увидел медведь.

    4. Медведь подумал, что это снежинка.

    5. А если это снежинка, то скоро наступит холодная зима.

    6. А если скоро наступит холодная зима, то надо искать берлогу.

    7. Нашел медведь берлогу и уснул до весны.

    ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ

    Покажи, про какую картинку я говорю: «Летит… птица, летят… птицы; мычат..., мычит…; красят…; чистят.., чистит…; строит…строят…»

    Добавь словечко. (Птица летит, а птицы… летят; корова мычит, а коровы…; мальчик забор красит, а мальчики…; девочка зубы чистит, а девочки…; мальчик строит, а мальчики…) Соедини похожие картинки.

    ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

    Познакомься, это инопланетянин. Он прилетел с другой планеты и поэтому не знает, для чего нужны соль, масло, закладка и другие предметы. Помоги ему разобраться. Добавь словечко!         Солью … солят салат, маслом … маслят кашу, мылом … намыливают руки, краской … красят, закладкой … закладывают страницы, косой … косят траву, на носилках … носят, на тёрке … трут.

    ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ ОТ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

    Давай расскажем вместе, как красиво летом в лесу после дождя!

    Трава зелёная, значит можно сказать, что трава зеленеет. Чёрная земля … чернеет. Белые ромашки … белеют. Голубые незабудки … голубеют. Красные мухоморы … краснеют. Коричневые шляпки боровиков … коричневеют.

    МНОГОЗНАЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ

    1.Что делает собака? (Собака бежит.)

    Что делает вода? (Вода бежит.)

    2. Про какие картинки можно сказать лежит? (Кошка лежит. Снег лежит.) А про какие картинки можно сказать бежит, висит, светит? Соедини похожие картинки друг с другом.

    3. Кто лежит? Что лежит? Кто бежит? Что бежит?

    4. Поправь меня, если я скажу неправильно (книга закрыта). (Кошка бежит. Собака лежит. Картина лежит.)

    ГЛАГОЛЫ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ МУЖСКОГО, ЖЕНСКОГО И СРЕДНЕГО РОДА

    1. Покажи предметы на рисунке, про которые можно сказать:

    - росла, росло, рос (росла трава, девочка; росло дерево, рос гриб и т.п.);

    - светил, светила, светило;

    - бежало, бежала, бежал.

    2. Филин попросил Лисёнка рассказать, что изображено на рисунке. Поправь его, если он допустит ошибки:

    «Росло трава росла дерево, рос гриб» и т.д.

    ГЛАГОЛЫ С ПРИСТАВКАМИ

    Давайте вместе расскажем, как девочка Маша в лес ходила. Я начинаю, а ты продолжай. (Ребёнок должен добавлять глагол в нужной форме.)

    Однажды Машенька за грибами в лес … (пошла). Шла-шла и к избушке … (подошла). Вокруг … (обошла) и внутрь … (зашла). Потом она из избушки … (вышла). Только от избушки … (отошла), увидела речку. По мостику речку … (перешла) и дальше … (пошла). Устала Маша и решила отдохнуть, с тропинки … (сошла), посидела на пеньке и дальше … (пошла). Из леса … (вышла) и домой … (пришла).

    ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

    ХОМЯЧОК

    Хомка, Хомка, хомячок —

    Руки на поясе, выполнять повороты вправо-влево.

    Полосатый бочок.

    Поднять левую руку вверх, правой рукой поглаживать левый бок.

    Поднять правую руку вверх, левой рукой поглаживать правый бок.

    Хомка раненько встает,

    Потягиваясь, поднять руки вверх.

    Щечки моет, шейку трет.

    Правая рука вверх, левая вниз, выполнять пружинящие движения назад, меняя руки.

    Подметает Хомка хатку

    Выполнять движения в соответствии с текстом.

    И выходит на зарядку.

    Маршировать.

    Раз-два-три-четыре-пять —

    Руки в стороны, ритмично сгибать руки в локтях.

    Хочет Хомка сильным стать!

    Кисти прижать к плечу, напрягая мышцы рук.







    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Формирование у старших дошкольников с нарушениями интеллекта ориентировки в пространстве средствами музыкально-дидактических игр".

      В статье паредставлен материал о развитии ориентировки в пространстве средствами музыкально - дидактических игр и пособий у детей с нарушениями интеллекта. ...

    Образовательное пространство современного дошкольного учреждения как средство развития социальной активности старших дошкольников

    В статье раскрываются особенности педагогических условий, созданных в дошкольном образовательном учреждении с позиции их влияния на развитие социальной активности детей старшего дошкольного возраста. ...

    Опыт работы музыкального руководителя по теме: "Инновационные технологии развития музыкальной культуры старших дошкольников в воспитательном пространстве праздника"

    Надеюсь мой опыт будет полезен не только музыкальным руководителям, а так же воспитателям и другим специалистам ДОУ....

    Выпускная квалификационная работа на тему : " Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нарушением зрения средствами коррекционной ритмики"

    Человеку для успешной деятельности, для адаптации в обществе необходимо умение ориентироваться в пространстве.Формирование ориентировки в пространстве - одна из важнейших сторон умственного развития р...

    Картотека дидактических игр, направленных на формирование временных представлений и для развития ориентировки в пространстве у старших дошкольников.

    Картотека игр направлена на закрепление умения детей ориентироваться в пространстве от­носительно себя самого, других людей, различных предметов, обозначать словами положение предметов по отношению к ...

    Методическая разработка по теме: «Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников». Дидактическая игра «Геометрические фигуры-шаблоны».

    Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой развития и обучения.Ориентировка в пространстве имеет жизненно важное значение для ребе...