Статья "Формирование у старших дошкольников с нарушениями интеллекта ориентировки в пространстве средствами музыкально-дидактических игр".
статья (старшая группа) по теме

Анисимова Елена Васильевна

    В статье паредставлен материал о развитии ориентировки в пространстве средствами музыкально - дидактических игр и пособий у детей с нарушениями интеллекта.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dok.docx19.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование у старших дошкольников с нарушениями интеллекта ориентировки в пространстве

средствами музыкально-дидактических игр.

  Актуальность исследования проблемы формирования у старших дошкольников с нарушениями интеллекта ориентировки в пространстве обусловлена рядом условий. Пространственная ориентация представляет собой сложное образование, основанное на взаимодействии различных анализаторов и включающее систему высших психических функций в процесс  овладения и практического ориентирования в конкретных признаках  свойствах пространства. Это один из главных психических процессов, создающих первичную базу для формирования речи детей, развитие которой совершенствует в дальнейшем данный психический процесс (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, В. И. Лубовский, А. Р. Лурия, А. А. Люблинская и  другие). Она лежит  в основе формирования познавательной деятельности дошкольников, что является одной из главных предпосылок  при подготовке их к обучению в школе.

  Стойкие трудности освоения пространства относятся к характерным проявлениям интеллектуального недоразвития. В результате взаимосвязанного комплекса органических, функциональных, а также социальных причин формирование пространственных представлений у детей с нарушениями интеллекта нарушается по всем определяющим направлениям, включая овладение действиями восприятия, приобретение опыта практического преобразования пространства, его отражение в слове, продуктивных видах деятельности. Недостатки ориентировки, как в предметном, так и социальном пространстве отрицательно сказываются на когнитивном и личностном развитии ребенка, препятствуют его социальной адаптации в целом отмечают многие исследователи (О. П. Гаврилушкина,

Е. А. Стребелева, А. А. Катаева, Е. А. Екжанова, Н. Г. Морозова, А. Л. Венгер, Т. Н. Головина, З. М. Дунаева, В. Г. Петрова, И. М. Соловьев, В. Г. Петрова и др.).

  Становится ясным, что таким детям необходима специальная коррекционная помощь в разном объеме, в зависимости от структуры и степени тяжести нарушения умственного развития. В процессе специально направленного обучения, при систематической упражняемости навыков ориентировки в различных видах деятельности детей, развитие ориентировки в пространстве осуществляется успешно.

  Пространственные представления у детей развивают в различных видах деятельности: в непосредственно образовательной деятельности по математике, изобразительной деятельности, по физической культуре и музыке, а также индивидуально и во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх; в повседневной жизни.

  В непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни широко используют музыкально-дидактические игры и игровые упражнения, закрепляя, углубляя и расширяя пространственную ориентировку детей. Музыкальные игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место музыкальной игры в структуре занятий по формированию пространственной ориентировки, по мнению Е. А. Стребелевой, определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. Музыкальные игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.

  В работах Н. А. Ветлугиной раскрыто значение музыкально-дидактических игр для более глубокого овладения музыкально-сенсорными навыками и умениями, выделены виды музыкально-дидактических игр. Ею намечены три типа дидактических игр- подвижные, хороводные и настольные. Ценным в этих играх является то, что в основу взят синтез музыки и движений, а восприятие музыкальных звуков облегчается соотнесением их с доступными для понимания детей предметами и явлениями.

  Н. Г. Кононова подчеркивает: музыкально-дидактическая игра, как игровая  форма обучения, явление очень сложное. Как и всякая игра  другого типа, так и музыкально-дидактическая по своей структуре должна включать развитие игровых действий, в которых всегда есть  элемент соревнования, элемент неожиданности, развлекательности с сенсорными заданиями, отличающимися своим дидактическим характером. Развитие игровых действий подсказывается развитием музыкальных образов, литературным текстом песни, характером движения.

  Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся  своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. В процессе игр дети не только приобретают  специальные музыкальные знания, способности, у них формируются необходимые черты личности, в первую  очередь чувство товарищества, ответственности. Все дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу развития ориентировки в пространстве.

  Помимо дидактических игр, для результативности развития музыкально-сенсорных способностей применяют музыкально-дидактические пособия: для развития музыкального восприятия, для различения характера музыки, элементов изобразительности и средств музыкальной выразительности.

  Таким образом, музыкально-дидактические пособия и игры соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания. Образная, игровая форма, применение разнообразных упражнений позволяют поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более успешно; происходит обогащение детей новыми впечатлениями, развитие у них инициативы, самостоятельности, способности к восприятию, различению основных свойств музыкального звука и помогают в развитии ориентировки в пространстве. Следовательно, систематические  целенаправленные музыкальные игры способствуют успешности развития детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта ориентировки в пространстве.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. – М.: Просвещение, 2001 – 214 с.
  2. Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комисарова. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.
  3. Комиссарова, Л. Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов / Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина. – М.: Просвещение, 1986. – 141 с.
  4. Кононова, Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: из опыта работы муз. Руководителя / Н. Г. Кононова. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с., ил.
  5. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / под ред. Е. А. Стребелевой. – М.: Академия, 2007. – 164 с.
  6. Специальная дошкольная педагогика / под ред. Е. А. Стребелевой. – М.: Академия, 2002. – 383 с.
  7. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Академия, 2001. – 400 с.
  8. Стребелева, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение дошкольников с нарушениями интеллекта: программа для общеобразовательных (коррекционных) детских садов для детей с нарушениями интеллекта / Е. А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2002. – 325 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Игра как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения"

В программе представлены взгляды ученых - педагогов в вопросе развития ориентировки в пространстве, структура реализации программы, практический материал....

Программа «Игры и упражнения как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения».

Ориентировка в пространстве играет главную роль как для общего познавательного развития (развитие восприятия, памяти, мышления), так и для осуществления любой деятельности человека в окруж...

Выпускная квалификационная работа на тему : " Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нарушением зрения средствами коррекционной ритмики"

Человеку для успешной деятельности, для адаптации в обществе необходимо умение ориентироваться в пространстве.Формирование ориентировки в пространстве - одна из важнейших сторон умственного развития р...

Консультация для воспитателей: «Развитие у дошкольников с нарушением зрения ориентировки в пространстве на полисенсорной основе»

Получить адекватные представления о пространстве, овладеть навыками ориентировки в нем только с помощью неполноценного зрения не представляется возможным. Поэтому необходимо задействовать всю сенсорну...

Образовательная практика «Использование нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности старших дошкольников с нарушением интеллекта»

Цель образовательной практики: развитие интереса и  творческих способностей  дошкольников через использование нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности....

Развитие мышления старших дошкольников с нарушениями интеллекта в процессе специально организованных занятий

Статья разработана для журнала  "Теоретические и методологические проблемы современного образования" (материалы XXV международной научно-практической конференции) 2-3 марта 2016г....