Образовательная практика «Использование нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности старших дошкольников с нарушением интеллекта»
проект (подготовительная группа)

Капитонова Анна Александровна

Цель образовательной практики: развитие интереса и  творческих способностей  дошкольников через использование нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема образовательной практики: «Использование нетрадиционных техник и материалов  в  изобразительной деятельности старших дошкольников с нарушением интеллекта»

Воспитатель  А.А. Капитонова,  г. Канск, МБДОУ№9 «Колокольчик»

Цель образовательной практики: развитие интереса и  творческих способностей  дошкольников через использование нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.

Задачи образовательной практики:

Образовательные:

- обучать детей различным нетрадиционным техникам изображения в продуктивных видах деятельности;

- обучать различным техническим навыкам при работе с нетрадиционными техниками и материалами;

- формировать различные практические умения и навыки;

- учить подбирать  материалы для самостоятельного  изображения

Развивающие:

- развивать мелкую моторику;

- развивать зрительное и цветовое восприятие;

- развивать творческие способности  и элементарное воображение

Воспитательные:

- воспитывать интерес и эмоционально положительное отношение к процессу изображения посредством использования нетрадиционных техник;

- воспитывать инициативу и самостоятельность при выполнении работ;

- воспитывать оценочное отношение к работам

Реализация образовательной практики: 2 раза в месяц, во вторую половину дня.

Актуальность:

В настоящее время обучение детей с нарушением интеллекта изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник и материалов  рассматривается как одно из эффективных средств коррекционно - педагогической работы.     Применение нетрадиционных техник позволяет не только обучить дошкольников приемам рисования, лепки, аппликации, но и знакомит их с сенсорными эталонами формы, цвета, величины, обеспечивает достаточное количество повторений учебного материала.

    У детей с нарушением интеллекта часто  наблюдается отставание в формировании восприятия, низкая активность мышления, неспособность к элементарным умственным операциям. Отмечается повышенная отвлекаемость, расторможенность, низкий уровень развития мелкой моторики, движения характеризуются неловкостью, неуклюжестью. Ребенок не может длительное время удерживать карандаш или кисть, по мере нарастания утомления  движения становятся неточными, крупноразмашистыми. На фоне этого отмечается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а часто и совсем отсутствует. Все вышеперечисленные нарушения в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья негативно сказываются на формировании навыков изобразительной деятельности.

     Применение же нетрадиционных  техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах, их использовании, материалах и их свойствах, способах действия с ними. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и  свечой, использовать для рисования цветной клейстер, они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получать изображения с помощью подручных средств (ниток, верёвок, полых трубочек), с помощью природного материала (листьев деревьев) и т.п. При непосредственном контакте пальцев рук с краской, клеем и другими материалами дети познают их свойства: густоту, твёрдость, вязкость, идёт ознакомление с новыми цветами, их оттенками при смешивании. Всё необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается элементарный познавательный интерес. Такие занятия не утомляют дошкольников, так как в них не выдвигаются высокие требования к начальным умениям детей и достаточно быстро и эффектно создается целостный образ изображаемого.

     Исходя из опыта работы с особыми детьми, в течение учебного года использовала следующие нетрадиционные техники выполнения работ:

В рисовании

- техника рисования паспарту 

Паспарту – это кусок картона или бумаги с вырезанным в его середине четырёхугольным, овальным или круглым отверстием, под рамку, в которую вставляют рисунок или гравюру так, что их легко заменять другими. В нашем случае паспарту – это нарисованный на плотной бумаге простой рисунок,  изображение какого-либо предмета, контур или часть деталей которого вырезана. Например, можно нарисовать бабочку и вырезать у нее крылышки или нарисовать яблоко  и вырезать его по внутреннему контуру. Ребенок просто наносит краску на лист бумаги, а взрослый потом накладывает на него вырезанное изображение и получается, как будто ребенок изобразил яблоко или бабочку, например.

- рисование пальчиком

Ребенок опускает в краску пальчик и наносит пятнышки на бумагу. Можно задание усложнить и нанести краски разного цвета на разные пальцы .  В процессе рисования можно пользоваться влажными салфетками. Похожая техника изображения-рисование ватной палочкой.

В таких техниках  можно рисовать цветы, ягоды, гусеницу, божьих коровок в траве, листья на деревьях, капельки дождя и многое другое.

- рисование «тычком»  жесткой кистью 

Ребенок опускает в гуашь сухую жесткую кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. Тычками заполняется  силуэт пушистого животного или растения сначала по контуру, затем внутри его. Можно наносить тычки по всему листу для изображения снегопада, листвы деревьев, травы. Похожие техники изображения - рисование поролоном и рисование мятой бумагой. Они тоже придают «пушистость» изображаемым объектам. Можно на одном занятии предлагать детям разные подобные техники для изображения одних и тех же объектов.

 - рисование восковыми мелками или свечой 

Ребенок рисует свечой или мелками на белой бумаге, затем закрашивает весь лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок, сделанный свечой или мелками, остается незакрашенным.  Интересными получаются сделанные в этой технике зимние пейзажи, морозные узоры на окне, веточки вербы, подснежники или ромашки, снежинки.

 В индивидуальной работе с дошкольниками использовала такие интересные для воспитанников техники как:

- рисование с помощью оттиска пробки или овощей

- кляксография (использую  для развития воображения)

 - рисование мыльными пузырями (в пенную основу добавляем гуашь и пускаем цветные мыльные пузыри на лист бумаги, потом дорисовываем изображение (тоже развивает воображение)

- техника рисования по - мокрому  (на смоченный лист бумаги наносим рисунок, изображение получается интересным, как бы размытым, объемным).

 Нетрадиционные техники, используемые в аппликации:

- аппликация на липкую основу (я предлагаю использовать в качестве липкой основы двухсторонний скотч). Здесь можно предложить много техник:

  • различные аппликации из салфеток (шарики из салфеток, мятые салфетки, жгутики из салфеток);
  •  аппликации из крупы,  резаных воздушных шариков,  резаных ниток, кусочков меха, ватных палочек, ватных дисков;
  • для развития мелкой моторики хороши техники мозаичной аппликации (геометрическая мозаика, когда дети заполняют определенный контур геометрическими фигурами, готовыми или вырезают сами, рваная мозаичная аппликация, выпуклая торцованнная мозаичная аппликация);

 Интересными получаются работы из цветной бумаги или картона (аппликация с использованием выпуклых элементов, т. е. элемент не целиком приклеен к фону, а некоторые детали отогнуты, что создает объемный образ; аппликации в технике «картонное кружево», здесь можно использовать гофрированный картон, приклеивая его торцевой стороной).

 Нетрадиционные техники, используемые в лепке:

- украшение пластилиновыми шариками или расплющенными элементами

  готового изображения (старшие дети изготавливают элементы

  самостоятельно, малыши пользуются готовыми);

- нанесение сыпучих материалов (крупа, семечки, орехи) на  пластилиновую

  основу (размазывают самостоятельно или получают готовую,  все зависит

  от умений детей и их возраста).

Результаты:

 Дети обучились различным нетрадиционным техникам изображения в продуктивных видах деятельности; приобрели  технические навыки, практические умения  при работе с нетрадиционными техниками и материалами;  отдельные дети научились  подбирать  материалы для самостоятельного  изображения в свободной деятельности. Применение нетрадиционных техник изображения положительно сказывается на развитии мелкой моторики, различных видов восприятия, развитии творческих способностей и элементов воображения. У воспитанников сформировался интерес и эмоционально положительное отношение  к продуктивным видам деятельности, дети стали более самостоятельными в выполнении предложенных работ, повысилось оценочное отношение к работам.

Совместно с воспитанниками оформлены папки с работами по аппликации и рисованию в нетрадиционных техниках. Также данные работы используются в оформлении интерьера  группы, используются для различных конкурсов и выставок.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности старших дошкольников с нарушением интеллекта Воспитатель А.А. Капитонова, «МБДОУ № 9» 2020 г.

Слайд 2

Особенности развития дошкольников с нарушением интеллекта Отставание в формировании восприятия Низкая активность мышления Неспособность к элементарным умственным операциям Повышенная отвлекаемость Расторможенность Низкий уровень развития мелкой моторики

Слайд 3

Применение нетрадиционных изобразительных техник способствует: обогащению знаний и представлений детей о предметах, их использовании; о богащению знаний и представлений детей о материалах и их свойствах, способах действия с ними; р азвитию познавательного интереса.

Слайд 4

Нетрадиционные техники изображения в рисовании Техника рисования «паспарту » Техника рисования пальчиком или ватной палочкой

Слайд 5

Рисование «тычком» жесткой кистью Рисование поролоном Рисование мятой бумагой

Слайд 6

Рисование восковыми мелками Рисование свечой

Слайд 7

Рисование с помощью оттиска пробки или овощей Кляксография

Слайд 8

Рисование мыльными пузырями Рисование по-мокрому

Слайд 9

Нетрадиционные техники, используемые в аппликации Аппликация на липкую основу: - различные аппликации из салфеток (шарики, мятые салфетки, жгутики)

Слайд 10

Аппликации из: - различных круп

Слайд 11

резаных воздушных шариков

Слайд 12

р езаных ниток и кусочков меха

Слайд 13

в атных палочек и ватных дисков

Слайд 14

Техники мозаичной аппликации Геометрическая мозаика

Слайд 15

Рваная (лоскутная) мозаичная аппликация Торцованная мозаичная аппликация

Слайд 16

Аппликации из цветной бумаги или картона Аппликации с использованием выпуклых элементов Аппликации в технике «картонное кружево»

Слайд 17

Нетрадиционные техники, используемые в лепке Украшение пластилиновыми шариками или расплющенными элементами

Слайд 18

Нанесение сыпучих материалов на пластилиновую основу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Формирование навыков письма старших дошкольников посредством использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности»

Успешное овладение графическими навыками рисования облегчает усвоение письма в школе, так как обе графические деятельности имеют много общего....

Непосредственно-образовательная деятельность с использованием ЦОР по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования с детьми старшей группы «Осень золотая».

Непосредственно-образовательная   деятельность с использованием ЦОР по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования с детьми старшей группы«Осень золотая».Ц...

Презентация на тему: "Использование нетрадиционных техник в работе со старшими дошкольниками"

Презентация на тему: "Использование нетрадиционных техник в работе со старшими дошкольниками". Рассматривается конструирование из гофрированной бумаги посредставом торцевания....

Организованная образовательная деятельность в старшей группе с использованием нетрадиционной техники в изобразительной деятельности.

Цель: развитие у детей изобразительных умений и навыков, используя нетрадиционные приемы при изготовлении открытки для мамы.Задачи:-расширять и уточнять знания детей о рябине, узнавать её по внеш...