Использование проблемных ситуаций для развития речи детей дошкольного возраста с ОНР
статья по логопедии

Вагнер Оксана Викторовна

В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием мыслительных процессов (ведь чтобы построить определённое связное высказывание нужно соблюдать структуру, последовательность, отобрать нужные языковые средства – т. е. в построении высказывания задействованы все психические функции: восприятие, мышление, память, внимание), так же развитие речи связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Решению этих задач способствует использование проблемно – поискового метода в работе с дошкольниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование проблемных ситуаций

для развития речи детей дошкольного возраста с ОНР

учитель –логопед

Вагнер О.В.

Речь - великий дар природы, она является основным средством человеческого общения, играет огромную роль в познании мира. Но, к сожалению, природа отводит слишком мало времени для появления и становления речи – ранний и дошкольный возраст. Дошкольный возраст самый благоприятный период для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи.

В     21 веке – веке компьютерных технологий, казалось бы, есть все для развития детей: компьютеры, телефоны, телевизоры, однако все больше и больше встречается детей с различными  нарушениями, в том числе и с речевыми.

Можно отметить некоторые особенности современных детей:

  1. Отставание в развитие речи

 Чаще речь состоит из простых предложений , отмечаются трудности в распространении предложений.

 Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

 Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

 Неспособность построить монолог.

 Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

 Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

 Плохая дикция.

  1. Дети с нарушением речи, начиная осознавать свой недостаток, очень часто становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняются их общение с другими людьми.
  2. Трудности в восприятии информации на слух (трудно удержать предыдущую фразу, связать отдельные предложения)
  3. Снижение любознательности, воображения, творческой активности (Дети почти не придумывают новых игр, не сочиняют сказок, теряют способность и желание чем-то занять себя. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.)
  4. Повышение гиперактивности, тревожности, возбудимости приводит к неспособности к концентрации на каком-либо занятии, отсутствию заинтересованности делом. 

И здесь мы приходим к противоречию: несовпадение спроса общества и предложения.

Современное общество стремительно меняется и ему нужны люди самостоятельные, творческие, способные к активной умственной деятельности, умеющие нестандартно мыслить, лаконично выражать свои мысли .

Таким образом, чтобы ребёнок стал успешным в дальнейшем обучении и в жизни, чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир. Всё это можно делать разными способами, один из них это развитие речи.

В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием мыслительных процессов (ведь чтобы построить определённое связное высказывание нужно соблюдать структуру, последовательность, отобрать нужные языковые средства – т. е. в построении высказывания задействованы все психические функции: восприятие, мышление, память, внимание), так же развитие речи связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Решению этих задач способствует использование проблемно – поискового метода в работе с дошкольниками. При использовании проблемно-поисковых методов появляется возможность обеспечить содержание речевого развития в старшем дошкольном возрасте по двум взаимосвязанным областям: обучение родному языку и способам применения языка в познавательной деятельности и общении.

Среди множества приёмов проблемно – поискового метода можно выделить такой, как создание проблемной ситуации или проблемного вопроса. Именно проблемная ситуация  является средой для формирования речевых навыков. В процессе проблемной ситуации ребёнок старается думать, вспоминать правильные формы слов и перед ним стоит необходимость употреблять слова правильно. Она способствует развитию самостоятельности ,творческого  и логического мышления, обеспечивает более прочное усвоение знаний, воспитывает способность к обобщениям и выводу.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1.Логопед сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
2.Логопед ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Логопед направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3.Ребёнок ставит проблему, логопед помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Логопед даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)

В одном случае логопед может сам с помощью детей вести поиск. Поставив проблему, он вскрывает путь её решения, рассуждает вместе с детьми, высказывает предположения, обсуждает их вместе с детьми.

В другом случае роль взрослого может быть минимальной – он предоставляет детям возможность совершенно самостоятельно искать пути решения проблем.

Включение проблемной ситуации в речевые игры и упражнения позволяет решать ряд коррекционных задач логопедической работы: развитие звуковой стороны речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи, коммуникативных умений и навыков.

Речевой материал таких развивающих игр намеренно насыщен разнообразными неточностями и ошибками, что вызывает у играющих реакцию на неверность или необычность речевого стимула и необходимость актуализации имеющихся знаний использования языка в речи. 

Вот некоторые примеры игр:

Игра «Бывает – не бывает»

Цель: Развитие языковой интуиции на уровне фразы (лексико-семантический уровень).

Вариант 1:Описание игры: Педагог объясняет правила игры: «Я бросаю кому-нибудь из вас мяч и говорю либо правду, либо небылицу. Если я говорю правильно, то тот, кому я кидаю мяч, должен успеть его поймать. Если же я говорю небылицу, то есть то, чего не может быть, то мяч нужно отбросить обратно.

Речевой материал: красное молоко, большая черепаха, соленый сахар, двухколесный трактор, быстрая зебра, горячая каша, толстый худышка.

Вариант 2 : Логопед читает рассказ Незнайки, Буратино и т. п. о весне (например) Весной трещат морозы. Реки покрываются льдом. Бегут ручьи. Появляются проталины. Дни становятся короче. Люди надевают тёплую одежду. Птицы прилетают с юга.

Предлагает детям исправить рассказ и составить свой рассказ о весне.

Игра «Узнай по описанию» (на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных, прилагательных, вида и наклонения глаголов)

Цель: формировать умение ориентироваться на окончание слов при согласовании прилагательного и существительного в роде.

Описание игры: Логопед раскладывает предметы, даёт их описание, дети должны угадать о каком предмете идёт речь (пример: крупное, красное, гладкое…яблоко; круглый, шершавый, оранжевый….персик) Затем дети придумывают и задают загадки друг другу.

Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение»

Цель: формирование умения согласования существительных с прилагательными и глаголами

Описание игры: Логопед говорит, что у девочки Кати потерялась кукла, предлагает составить объявление, бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом несогласованные слова (например: «кукла волос длинный»). Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («У куклы длинные волосы») и бросает мяч обратно логопеду.

Игра «Предложения по цепочке»

Цель: формировать умение распространять предложения

Оборудование: картинки по лексическим темам

Описание  игры: педагог поровну делит картинки между всеми участниками игры. Каждый игрок складывает свои картинки в стопочку.

Педагог выкладывает на середину стола любую картинку, например «кошку» и предлагает сочинить сказку –небылицу, чтобы рассмешить друзей. Первый игрок должен составить простое предложение, используя слово «кошка» и слово, проиллюстрированное верхней картинкой в его стопке (допустим слово «шубка»): «У кошки пушистая шубка». Наложив «шубку» на «кошку», первый игрок передвигает обе картинки ко второму участнику игры, которому необходимо соединить слово «шубка» с первым словом в своей сопке, и т.д. Если игрок не справляется с заданием, то забирает себе все передвигаемые картинки и кладет их в свою стопку снизу, а следующему игроку передает только одну верхнюю картинку.

Игра "Исправь ошибку"

Цель: развитие грамматического строя речи.

Описание игры: Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта).Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. например: "Мел белый, а сажа жидкая.

В первой части сравнения сказано о цвете,а во второй части-о твёрдости. Правильно будет так: мел белый,а сажа чёрная или - мел твёрдый, а сажа мягкая.

Примерный речевой материал:

-Внучка маленькая, а бабушка старенькая;

-Ослик Иа большой, а Винни-Пух толстый;

-Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;

-Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;

-Заяц серый, а петушок смелый;

-Винни-Пух любит мёд, а Пятачок розовый;

-Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая.

-У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые.

Игра «Кто, чем занимается?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей

Описание игры: Логопед читает сочинение Незнайки, в котором перепутаны профессии и действия этих людей, предлагает исправить ошибки.

Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребенку, логопед называет профессию, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.

строитель - строит; повар (варит (готовит); носильщик (носит); чертежник (чертит); рабочий (работает); уборщица (убирает) художник (рисует) и т.д.

Вариант 2. Ведущий называет глагол, а ребенок профессию (продает — продавец).

Игра «Хорошо — плохо»

Цель: развитие связной речи

Описание игры. Дети сидят в кругу. Ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях. Ведущий: Дождь. Дети: Дождь — это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным. Ведущий: Город. Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо — не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

Вариант «Нравится не нравится» (о временах года). Ведущий: Зима. Дети: Мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Презентация содержит материалы по развитию речи детей с использованием мнемотаблиц.Мнемотаблицы – это дидактический материал. Их можно использовать для: обогащения словарного запаса, при обучени...

Использование мнемотехники в развитие речи детей дошкольного возраста

Материал для воспитателей дошкольных учреждений...

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Об использовании приемов мнемотехники с целью развития связной речи дошкольников в детском саду...

Использование мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание п...

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по эффективному использованию загадок для развития речи детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по использованию загадок в общении с детьми дошкольного возраста в условиях семьи и дошкольной ...

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по эффективному использованию считалок для развития речи детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по использованию считалок в общении с детьми дошкольного возраста в условиях семьи и дошкольной...