СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ЗПР И ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
статья по логопедии

Статья, созданная в помощь специалистам, работающим с детьми с ЗПР. В статье рассматривается система формирования фонематических процессов у детей  данной категории, а также,система  подготовки детей к обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_microsoft_word.docx91.9 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ

РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

У ДЕТЕЙ С ЗПР И ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

  Важнейшей задачей, стоящей перед педагогами дошкольных учреждений, является обеспечение обоснованного дифференцированного подхода к детям с ограниченными возможностями в развитии, а также успешная подготовка к дальнейшему школьному обучению. К сожалению, дети с задержкой психического развития находятся в группе риска по возникновению нарушений письменной речи.

  По мнению ряда авторов, наиболее частой причиной трудностей в развитии письменной речи у детей является неспособность к моделированию звуковой структуры слова с помощью букв. Ещё одной причиной школьной неуспеваемости является задержка психического развития. Было замечено, что усвоение основ грамоты детьми с ЗПР более затруднительно, чем детьми с нормальным психическим развитием, особенно когда ЗПР осложняется речевой патологией, в частности, дизартрией.

  Зная, что в основе обучения грамоте лежит развитие фонематических процессов: представлений, восприятия, анализа и синтеза; учителя – логопеды встают перед необходимостью коррекции данных процессов.

  В современной логопедии проблемы коррекции фонематических процессов у детей с речевой патологией изучены многими, разработаны авторские программы по коррекции фонематических процессов и подготовке к обучению грамоте детей с разными речевыми патологиями, программ по коррекции фонематических процессов у детей с ЗПР мало, тем более у детей с ЗПР и дизартрией, поэтому мы, учителя – логопеды, работающие с детьми данной категории, сталкиваемся с трудностями в планировании работы по коррекции фонематических процессов у детей с ЗПР и дизартрией и дальнейшей подготовке их к обучению грамоте.

  Для решения данной задачи мной были изучены работы следующих авторов: Л.Б.Боряевой, Р.И. Лалаевой, Р.Е,Левиной, Е.Н.Винарской, а также изучены авторские программы по коррекции фонематических процессов и подготовке к обучению грамоте Т.А.Ткаченко, Н.В.Нищевой., подготовке и обучению чтению И.В.Ивановой.

  В процессе работы с данной категорией детей мною были замечены следующие особенности состояния развития простых и сложных форм фонематического анализа и синтеза.

  Во-первых у таких детей нарушена функция образования автоматизированных рядов, что ведет к последующему нарушению формирования последовательного анализа, в частности, и дисграфии в общем.

  В простых формах фонематического анализа менее всего сформированы: способность выделения гласной фонемы из середины слова, способность выделения гласной фонемы в конце слова и способность выделения согласной фонемы из стечения двух согласных фонем.

  Развитие сложных форм фонематического анализа находится на начальном этапе формирования и наименее сформированы: способность к последовательному и количественному фонематическому анализу. Фонематический синтез не сформирован вовсе.

  Ещё одной особенностью детей с ЗПР можно назвать – нарушение функции рядообразования. Ряд либо нарушен, либо его нет и вовсе. Поэтому формирование и коррекцию функций фонематического анализа и синтеза следует начинать именно с формирования понятия «ряд». Для чего это так необходимо, формирование рядообразования? Слово - это звукоряд, причём звуки в этом ряду находятся в определённой последовательности. Зная, что фонематический анализ в онтогенезе начинает формироваться после пяти - шести лет, мы начинаем формировать функцию рядообразования у пятилетних детей на основе русских народных сказок ( «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Колобок»); зрительного (ряд детей, игрушек, предметных картинок) и слухового ряда (звучащие игрушки, разнообразные шумы, «звучащие банки»).

  Исходя из изученного материала и личных наблюдений, мною была разработана система планирования развития фонематических процессов у детей с ЗПР и речевой патологией, на основе авторских программ Т.А.Ткаченко, Н.В.Нищевой, И.В.Ивановой, Бунеевой.

  Авторы предлагают:

1.Формировать навыки звукового анализа и синтеза только на правильно произносимых звуках и словах;

2. Вводить буквы параллельно с изучением соответствующего звука, что позволяет добиться более быстрого запоминания его зрительного образа, получить дополнительную, к слуховой,  зрительную опору при аналитической деятельности. А также улучшить  навык слияния буквенных элементов при чтении;

3. Применять различную символику (схемы, слоговые домики и т. д.), что повышает эффективность слоговой аналитической деятельности, а также, контроль за усвоением соответствующих знаний.

  Подготовка к обучению чтению с применением традиционных приёмов бывает для детей мало занимательным, однообразным занятием. Учитывая это обстоятельство, в моей работе парциально используется методический пакет «65 уроков чтения», разработанный И.В.Ивановой. В программу занятий включено множество загадок, пословиц, поговорок, чистоговорок, скороговорок, стихов и сказок. Основа каждого занятия - игровой сюжет, встреча с одним из известных сказочных героев. Занятие включает в себя фонетическую и артикуляционную гимнастику, игры и упражнения со звуками, буквами и предложениями, релаксационные паузы.

  На основе данного методического пакета мною было разработано и изготовлено наглядное пособие «Буквоград». Этот город населяют буквы: гласные и согласные (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие), знаки и сказочный персонаж - Дед - Буквоед, играющий большую роль в пропедевтике дисграфии и дизлексии.

Развивающий материал подаётся в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов.  Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребёнка, на основе которого постепенно будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствование речи.

 

Подготовительный этап

1. Формирование понятия «ряд».

  1.1 Зрительный ряд:

  а) ряд героев сказки «Репка»;

  б) ряд детей;

  в) ряд игрушек;

  г) ряд предметных картинок;

  д) ряд цифр (наглядно-дидактическое пособие «Цифроград);

  е) ряд времён и месяцев года (наглядно-дидактическое пособие «Солнечный  календарь»).

  1.2. Слуховой ряд. Шумы.

  а) ряд звучащих игрушек. Начинать следует с 3- объектов;

  б) ряд «звучащих банок» (сахарный песок, рис, греча, горох, шарик) Начинать сле- дует с 3-х объектов.

2.Формирование позиционного анализа  зрительного и слухового ряда.

  2.1. На основе зрительного ряда:

   а) сказочные персонажи ( «Репка»);

   б) ряд детей;

   в) ряд игрушек;

   г) ряд предметных картинок.

 2.2. На основе слухового ряда (3 объекта):

   а) звучащие игрушки;

   б) «звучащие банки».

  3. Формирование последовательного и количественного анализа зрительного и шумового ряда.

   3.1. На основе зрительного ряда:

    а) сказочные персонажи;

    б) ряд детей

    в) ряд игрушек;

    г) ряд предметных картинок;

    д) ряд времён и месяцев года по сезонам.

    е) ряд цифр.

   3.2. На основе слухового ряда:

    а) звучащие игрушки;

     б) «звучащие банки».

  Подготовительный этап по продолжительности может быть разным. Если коррекция начинается со средней группы, то подготовительный этап может продолжаться до 3-4 месяцев. Если со старшей - 1 месяц.

  Основная задача этого этапа – формирование функции рядообразования и позицион- ный, последовательный, количественный анализ этого ряда. Подготовительный этап считается дофонемным. Знакомство с фонемой происходит на основном этапе формирования простых и сложных форм фонематического анализа и синтеза.

  Основной этап делится на три ступени:

1 ступень – гласные звуки, слоги.

2 ступень – согласные звуки, фонематический анализ слогов.

3 ступень – фонематический анализ слов, фонематический синтез слов.

9

Основной этап

1 ступень

1.1 знакомство с понятиями «звук», «буква»;

1.2 гласные звуки: А, У, О, Э, Ы, И;

1.3.введение значка гласный звук -

1.4 знакомство с гласными буквами и «расселение» их в «Буквограде»

1.5 анализ ряда гласных звуков (позиционный, порядковый, количественный).

     Обозначение букв значками гласных звуков и чтение гласных букв:

   а) АУ, УА, ОУ и т.д.;

   б) АУО, ИЭЫ и т.д;

   в) АУОЭ, ИОАУ и т.д.;

1.6 выделение гласных звуков на фоне слова;

1.7 знакомство с понятиями: «слово», «часть слова» ( понятие «слог» на этом этапе не даём):

   а) количественный слоговой анализ. Зависимость количества слогов от количества гласных звуков в слове;

  б) позиционный слоговой анализ;

  в) последовательный слоговой анализ,

  г) синтез слогов в слово (прямая последовательность).

2 ступень

2.1 знакомство с понятиями: согласный звук, твердые и мягкие согласные.

     Введение значков:

               - твёрдые согласные

   

               - мягкие согласные

2.2 знакомство с буквами М, Н.

знакомство с понятиями: звонкий и глухой согласный звук.

    Введение значков:

              - твёрдый, глухой согласный звук;

       

              - твёрдый звонкий согласный звук;

       

              - мягкий глухой согласный звук;

       

             - мягкий, звонкий согласный звук;

2.3 позиционный, последовательный,количественный фонематический анализ прямых слогов (без стечения согласных). Понятия: «звуки слияния», «звуки не слияния». Введение значков:

       - звуки слияния;

     -звуки не слияния.

2.4 знакомство с буквами Б, П, К, Г, Д, Т;

2.5 знакомство с буквами: В, Ф, Х;

2.6 фонематический анализ слогов со стечением согласных звуков (позиционный, порядковый, количественный). Обозначение звуков значками, буквами и чтение слогов.

*Вторая ступень заканчивается в конце старшей группы. Важно отметить, что формирование фонематического анализа и синтеза на этом этапе происходит на основе слогов. Слоги не имеют смысла, а потому не отвлекают ребёнка на смысловое значение слова.

3 ступень

 Продолжается всю подготовительную к школе группу. Вначале года мы повторяем и закрепляем знания, полученные в старшей группе, и начинаем обучение с закрепленя понятия: «слово» и со знакомства с понятием: «предложение».

3.1 знакомство с понятиями: «слово» и «предложение» (беспредложное).

  а) составление предложений и схем этих предложений;

  б) количественный анализ слов в предложении;

  в) позиционный анализ слов в предложении;

  г) последовательный анализ слов в предложении;

  д) синтез слов в предложении, данных в прямой и нарушенной последовательности.

3.2 знакомство с понятием: «маленькое слово» (предлог).

  а) составление предложений с «маленькими» словами, позиционный анализ «маленьких» слов в предложении, составление схем предложений с «маленькими словами.

  б) количественный анализ слов в предложении;

  в) позиционный анализ слов в предложении;

  г) последовательный анализ слов в предложении;

  д) синтез слов в предложении, данных в прямой и нарушенной последовательности.

 3.3 знакомство с буквами: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р,Й;

 3.4 анализ односложных слов без стечения согласных звуков (позиционный, после-довательный, количественный);

3.5 звуко-буквенный анализ слов с применением звуковых линеек и значков по схеме:

  а) считаем звуки в слове и «отмеряем» их количество на  звуковой линейке;

  б) находим и отмечаем гласные звуки;

  в) находим и отмечаем согласные звуки;

  г)отмечаем звуки сляния и неслияния;

  д) каждый звук обозначаем буквой;

  е) читаем слово.

3.6 синтез звуков в слово (прямая последовательность);

3.7 анализ двусложных и односложных слов без стечения согласных.

3.8 синтез слогов, заданных в прямой и нарушенной последовательности.

3.9 звуко-буквенный анализ одно- и двусложных слов без стечения согласных звуков по вышеуказанной схеме + добавляем: обозначение звуков слияния и не слияния.

3.10 анализ односложных слов со стечением согласных.

3.11 анализ двусложных слов со стечением сргласных.

3.12 анализ трёхсложных слов без стечения согласных.

3.13 понятие «ударный гласный звук».

3.14 повторение понятия «часть слова» и введение понятия «слог».

3.15 звуковой анализ слов по схеме + обозначение ударного гласного звука и деление слов на слоги.

3.16 знакомство с йотированными гласными;

3.17 знакомство со знаками «Ь» и «Ъ».

3.18 полный звуковой анализ слов.

3.19 синтез слов в прямой и нарушенной последовательности.

  На протяжении основного этапа проводится работа по пропедевтике нарушений письменной речи, так называемые «Игры Деде Буквоеда»: зеркальные буквы, недописанные буквы, буквы, наложенные друг на друга, зашумлённые буквы, трансформация букв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по развитию звукопроизношения у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (заиканием) на тему: «Жужжалочка и Шипелочка».

Данное подгрупповое занятие способствует совершенствованию навыков правильного произношения и дифференциации  звуков  Ш и Ж. Закреплению навыков плавной, синхронизированной речи с движениями...

Тематическое планирование по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. (период с сентября по ноябрь)

                    Тематическое планирование по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.  ...

Перспективное планирование по физическому развитию на свежем воздухе для детей разновозрастной группы с тяжелым нарушением речи № 11 "Пчелки"

Перспективное планирование по физическому развитию для детей разновозрастной группы с тяжелым нарушением речи № 11 "Пчелки"...

«Игры для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Расширение представлений родительской аудитории о формировании фонематических процессов у детей в игровой деятельности....

Практика "Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи в процессе создания мультипликационного фильма".

Практика показывает, что у большинства  дошкольников с ТНР существуют не только   речевые нарушения, но и наблюдается недоразвитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, м...