Комплекс логопедических игр для автоматизации звуков в домашних условиях
консультация по логопедии

Вера Юрьевна Горщинская

Работа над звукопроизношением сложна и требует опреде­ленной последовательности. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно при продолжительном и многократном повторении Постепенно повышать темп речевых упражнений. От неторопливого утрированного произнесения слогов ребенок должен постепенно переходить к более быстрому проговариванию слов, а затем к еще более ускоренному произнесению предложений и, наконец, скороговорок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_igr_po_avt_zvukov.docx993.21 КБ

Предварительный просмотр:

https://i.pinimg.com/736x/72/86/72/728672149f3b39a8a40fc3432e564171--preschool-memory-book-school-frame.jpg https://i.pinimg.com/736x/72/86/72/728672149f3b39a8a40fc3432e564171--preschool-memory-book-school-frame.jpg https://i.pinimg.com/736x/72/86/72/728672149f3b39a8a40fc3432e564171--preschool-memory-book-school-frame.jpg https://krot.info/uploads/posts/2020-01/1579526914_37-70.jpg

Комплекс логопедических игр

 для автоматизации звуков

в домашних условиях

cd65ce110e5d4b9ec015eacd8c25ab2f

Работа над звукопроизношением сложна и требует определенной последовательности. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно при продолжительном и многократном повторении Постепенно повышать темп речевых упражнений. От неторопливого утрированного произнесения слогов ребенок должен постепенно переходить к более быстрому проговариванию слов, а затем к еще более ускоренному произнесению предложений и, наконец, скороговорок.

Этапу автоматизации в логопедической работе отводится достаточно продолжительное время. Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.

     Автоматизируя звук, необходимо развивать все стороны речи ребенка. Это дает дополнительный материал для игр и их разнообразия.

В случаях неправильного звукопроизношения, допущения лексико-грамматических ошибок высказывание ребенка не рекомендуется прерывать, но продолжать работу по совершенствованию детского самоконтроля за речевой деятельностью необходимо. В связи с этим педагог (взрослый) должен:

— нацелить ребенка перед ответом на правильное произношение с помощью инструкции: например, «Следи за звуками»;

— постараться предупредить ошибку в произнесении взглядом, жестом (палец вверх, показ пальцем на губы, зубы и т.д.), артикуляционной или жестовой подсказкой:

• губы «в улыбке» или кисть руки внизу;

• губы «рупором» или кисть руки поднята вверх;

— отметить качество произношения во время общей оценки ответа;

—следить за правильным звукопроизношением в повседневной жизнедеятельности (на прогулке, в игре, при выполнении трудовых поручений);

— стараться отсрочить контроль за звуками, чтобы не нарушать целостности, непосредственности и эмоциональности общения («Какую интересную историю ты мне рассказал! Петя тоже хочет ее послушать).

Предлагаю Вашему вниманию игры, которые  помогут ребёнку автоматизировать звуки, повысить артикуляционную моторику, самоконтроль, разовьют фонематический слух,  научат  рассказывать, отыскивать  интересные слова, а  в  итоге  сделать  речь  Вашего  ребёнка  богаче  и  разнообразнее.

Эти  игры  могут  быть  интересны  и  полезны  всем  членам  семьи. В них  можно  играть  в  выходные  дни, в  праздники, в будние дни  вечерами, когда  взрослые и дети собираются  вместе  после  очередного  рабочего  дня и самое главное – по дороге домой, чтобы не отвлекать вечером от домашних дел!

Играйте   с ребёнком   на  равных, поощряйте  его   ответы,  радуйтесь  успехам  и  маленьким  победам!

Логопедические игры

«Волшебной палочки».

Взрослый ударяет палочкой 3 раза и произносит слоги СА-СА-СА – передает палочку ребенку – он должен также ударить 3 раза по столу и повторить СА-СА-СА и т. д.

«Игра на пианино».

Имитируя игру на пианино, ребёнок ударяет по очереди каждым пальчиком по столу и проговаривает заданный слог 5 раз:                                                                                        

РА-РА-РА-РА-РА,                                                                                                    РО-РО-РО-РО-РО
РУ-РУ-РУ-РУ-РУ
РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ
РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ                                                                                                                А затем все 5 “песенок”- слогов “играть” вместе: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.

«Цветочек».

Аналогично «Игре на пианино», когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).

«Проведи слог по звуковой дорожке».

Одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо, а вот третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы – очень громко.

Игра «Найди нужное слово».

Взрослый называет слова, а ребенок должен сказать «ОЙ», если в слове услышит  изучаемый звук, о котором договариваются заранее. Игра развивает фонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов.

Игра «Что я загадал?».

Взрослый предлагает отгадать загаданное слово, по словам подсказкам. Например: Этот предмет большой, железный, тяжелый, у него есть колеса и руль. Конечно, ребенок с радостью отгадывает, что это Машина, а заодно и произносит слово с определенным звуком, который необходимо автоматизировать. Хитрость заключается в том, что взрослый сознательно загадывает слова с определенным звуком, но не забывает, что звук может быть в начале, середине и конце слова. Для усложнения данной игры - можно предложить ребёнку, при правильном ответе меняться ролями.
Игра «Чего не стало?» 

На столе 4 предмета или игрушки. Дети называют их. Потом один ребенок отворачивается, а в это время добавляется еще один предмет или игрушка. Ребенок поворачивается и называет, что прибавилось. В конце занятия детям предлагают придумать слова со звуком [л]. Примерный перечень картинок для игры: юла, пила, булавка, игла, клоун, волк, белка и др.

Игра «Образуй родственные слова».

Ребенку предлагают придумать к названным словам родственные.
Чулок - чулочек, чулочная (фабрика).
Глоток - глоточек, глотать, проглотить, глотка.
Волк - волчий, волчица, волчонок, волчище.
Глаз - глазочек, глазик, глазок, глазной.
Игра « Посчитай-ка».
Ребенку предлагают посчитать  предметы с определенным звуком.
Например: давай  мы посчитаем все машины которые встретятся нам на пути: одна  машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; и т.д.
Игра «Всезнайка».
Ребенок должен ответить на вопросы, называя слова, которые начинаются с определенного звука, например звука [л].

  • Как тебя зовут?
  • Где ты живешь?
  • Что ты любишь кушать?

• Каких ты знаешь животных на звук [л]?
• Каких ты знаешь рыб на звук [л]?
• Какие имена девочек (мальчиков) на звук [л] ты знаешь? и т.д.
 Игра « Кто больше».

Взрослый просит  назвать слова, в названии которых имеется определенный звук. Слова называются по очереди, желательно создать для ребёнка ситуацию успеха, показывая , что взрослый затрудняется в придумывании новых слов, что побудит ребенка ему подсказывать. С детьми более старшего возраста игру можно усложнить, ограничивая правилами – например, изучаемый звук стоит только в середине слова, или предметы могут обозначать только живые предметы или только сладкое…[

Игра «Один - много».
«Я говорю про один предмет, а ты говоришь про много предметов». Например: бокал - бокалы; пила - ...; пенал - ...; канал - ...; плот - ...; дятел - ... и др.
 Игра «Чего много».
«Скажи, чего много?» Например: палуба - ..., малыш - ..., шалаш - ..., желудь - ...и др.

 Игра «Знаешь ли ты?».
Дошкольникам предлагается назвать как можно больше слов со звуком [л] из названной тематической группы. Например:
Продукты питания - сало, масло, колбаса, халва.
Транспорт - теплоход, тепловоз, велосипед.
Овощи - свекла, баклажан и др.
Игра «Назови ласково словечко».

Дошкольникам предлагается назвать предложенные слова ласково.
Например: вилка - вилочка, палка-..., полка - ..., галка - ..., кулак -кулачок, каблук - ..., балкон - ..., вулкан - ..., колпак - ....

Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка».

Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря. Ход игры. Логопед называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук. Например: весна — автобус — слон — нос — сова...

 Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов — сто ответов со звуком Р (л, ж,ч и т.д.), и только с этой».

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: — Как тебя зовут? —  Рая — А фамилия? — Разбойникова — Откуда ты приехала? — Из Ростова. — Что там растет? —Ранетки. — Какие птицы там водятся? — Рябчики. — Какой подарок ты повезешь родным? — Ракушки, Расраски.

Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова».

Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.

Ход игры. Взрослый говорит ребенку: — Я произнесу первую часть слова, а ты вторую: са — хар, са — ни. Затем взрослый  бросает мяч ребенку и говорит первый слог, ребенок ловит и бросает обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.

Вариант 2. Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Взрослый бросает ребенку мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово. Например: ша- шары, са- санки, шо- шорох, со- сорока, шу- шуба, су- сумка ши- шины, сы- сырок .

Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови, и мяч бросай — сколько звуков, называй».

Цель: определение последовательности и количества звуков в слове. Ход игры. Взрослый, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество. Трехзвуковые слова типа: МАК, СОН, КИТ. Четырехзвуковые слова с открытыми слогами: РАМА, МАМА.

 Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги».

Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить ребенку произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй».

Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления

Ход игры: Взрослый бросает мяч ребенку, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как бросить

его обратно изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Определяется количество СЛОГОВ.

 «Давай искать на кухне слова».

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И т. д.

«Угощаю».

Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга.

Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку,  затем Вы ему, и так до тех пор,  пока все не съедите.

Можно поиграть в сладкие,  кислые,  соленые,  горькие слова.

«Доскажи словечко».

Вы начинаете фразу,  а ребенок заканчивает ее:

Ворона каркает,  а воробей . . .

Сова летает,  а заяц . . .

У коровы теленок,  а у лошади . . .

Сахар сладкий, а лимон …

Луна видна ночью, а солнце …

Огонь горячий, а лед …

Река широкая, а ручей …

Камень тяжелый, а пух …

«Угадываем на вкус» овощи и фрукты.

«Скажи, как я».

Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).

Взрослый  предлагает ребенку внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Следите за тем, чтобы малыш произносил слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.
Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых ребенок  испытывают затруднения.

 «Чудесный мешочек».

По опыту, эта игра остается самой любимой для детей долгое время, вплоть до школьного возраста. Ведь каждый предмет из волшебного мешочка всегда сюрприз. Конечно, задание для старших уже усложняется (например, нужно определить предмет на ощупь, не заглядывая в мешочек…).

Что понадобится:         любой        мешочек,        мелкие        игрушки.
Взрослый говорит, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, и громко назвать. Нужно добивается, чтобы малыш правильно и внятно назвал игрушку.

 «Какой предмет?».

Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.

Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.

Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, …

Красное — платье, яблоко, знамя, …

«Приготовим сок».

Из яблок сок (яблочный).  Из груш,  из слив,  моркови,  лимона,  апельсина? И наоборот:  апельсиновый сок из чего?

«Упрямые слова».

 Расскажите ребенку,  что есть на свете «упрямые» слова,  которые никогда не изменяются (кофе,  платье,  какао,  кино,  пианино,  метро).  «Я надеваю пальто.  На вешалке висит пальто.  Я гуляю в пальто.  Сегодня тепло,  и все надели пальто и т. п.».   Задавайте вопросы ребенку и следите,  чтобы он не изменил слова в предложениях – ответах.

«Один  и  много».

Взрослый  называет  один  предмет – а  ребенок  много.

Перечислять   можно  разные  предметы,         в  зависимости  от  того, где Вы  сейчас  находитесь: на  кухне  или  в  детской  комнате.

 Например:

Чашка – чашки, кастрюля – кастрюли, стол -  столы;

Мяч – мячи, карандаш – карандаши, кубик – кубики;

«Чего  не  стало?».

Взрослый  выкладывает  перед    ребенком  несколько  различных предметов (можно  игрушки) – 4 –        7        штук. Затем  просит  ребенка запомнить  все  предметы  и  отвернуться, а  сам  в  это время  убирает один  любой  предмет. Ребенку  предлагается  посмотреть  внимательно и  назвать,  чего  не  стало. Обязательно  нужно  обращать  внимание  на окончания  в  словах. «Я  внимательный».

 Будем  называть  предметы  (дома  или  на  улице),         которые  видим, а еще  обязательно  укажем – какие  они. Например: Вот  стол. Он деревянный. Вот  кошка – она  пушистая. Вот окно – оно  большое. Вот забор – он  красный. Вот  солнце – оно  желтое.

«Слушаем звуки». 

Прислушайтесь к звукам на кухне: вода капает в кране, крупа пересыпается, ложка звенит в пустом стакане. Постучите по разным предметам на кухне, прислушайтесь – одни звучат громко, другие – тихо, третьи – глухо и т.д. Поиграйте в игру «Угадай что стучит» с ребенком.

 «Путаница». 

Жили были:  слова.  Однажды они веселились,  играли,  танцевали.  И не заметили,  что перепутались.

Помоги словам распутаться.

Слова:  босака (собака),

ловосы (волосы),

лекосо (колесо),

посаги (сапоги) и пр.

 «Будем искать слова».

«Я заметил».  «Давай проверим,  кто из нас самый внимательный.  Будем называть предметы,  мимо которых мы проходим;  а еще обязательно укажем – какие

они.  Вот почтовый ящик – он синий.  Я заметил кошку – она пушистая».  Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

«Волшебные очки».

 «Представь,  что у нас есть волшебные очки.  Когда их надеваешь,  то все становится красным (зеленым,  синим и т. д.),  посмотри вокруг в волшебные очки,  какого все стало цвета,  скажи:  красные сапоги,  красный мяч,  красный дом,  красный нос,  красный забор и пр.»

 «Игры с мячом». 

Я буду называть предметы,  и бросать тебе мяч.  Ты будешь ловить его только тогда,  когда в слове услышишь звук «Ж»,  если в слове нет звука,  то мяч ловить не надо.  Итак,  начинаем:  жаба,  стул,  ежик,  жук,  книга . . .

«Лягушка».

 Выделение звука из ряда гласных (а,о, у, и, е, э, ю, я, ы). «Будешь прыгать как лягушка,  если звук услышишь «А»,  на другие звуки опускаешь низко руки».  По аналогии проводится игра на другие гласные звуки.  Позже можно проводить игру на согласные звуки.

Игра «Узелки»

Взрослый просит ребенка произносить звук, завязывая при этом узелки на нитке. Затем, с закрытыми глазами ребенок, двигается пальчиками по веревке, и, встречая узелок, произносит закрепляемый звук, слог, слово. Родителям можно предложить проиграть, усложнив им задание тем, что проводить по нитке они должны будут большим и безымянным пальцем, например.

Следующие игры требуют большей подготовки, т. к. в них предлагается родителям сделать пособия, своими руками.

Игра «Проворные мотальщики» 

К простой машинке привязываем веревку, а другой конец веревки закрепляем на палочке, карандаше или фломастере. Ребенок, наматывая верёвку на палочку, произносит звук Р. Если автоматизируем другой звук, то подключаем фантазию: в машине громко играет радио - закрепляем звук Л, у машины спускает колесо и в зависимости от размера дырки произносятся звук С или Ш. А добавив кочки, с написанными на них гласными буквами, произносим соответствующие слоги, проезжая мимо.

Можно провести игру в виде соревнования. Но опять же не забываем первоначальную цель, закрепление звука, поэтому взрослый должен следить за правильным произношением звука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оздоровительный видео-комплекс упражнений для самостоятельного выполнения в домашних условиях родителями с детьми.

Методическая разработка состоит из видео-комплекса упражнений и подробного его описания, так же прилогается презентация с целью,задачами и актуальностью данного комплекса упражнений.( Видео файл на са...

Статья: "Логопедический массаж для детей в домашних условиях"

Логопедический массаж для детей в домашних условиях.Сегодня, к сожалению, многие детки страдают недостатками речи, некоторым даже ставят различные диагнозы по нарушениям. Логопедический массаж для дет...

Консультация для родителей на тему: "Логопедические упражнения для детей в домашних условиях"

Уважаемые родители! Данные упражнения помогут вашему ребенку востанавливать речь находясь в домашних условиях. Успехов....

Рекомендации по организации логопедических занятий с детьми в домашних условиях

Консультация для родителей "Рекомендации по организации логопедических занятий с детьми в домашних условиях"...

Советы логопеда: логопедические упражнения для детей в домашних условиях

Советы логопеда: логопедические упражнения для детей в домашних условияхРоль речи нельзя недооценивать. Она позволяет человеку выражать свои мысли, общаться с другими людьми. Речь – это основа в...

Логопедический массаж для детей в домашних условиях

В консульции предлагаются советы  для  родителей по проведению логопедического массажа....

Логопедический массаж зубной щеткой в домашних условиях

Логопедический массаж — это метод механического воздействия, изменяющий состояние мышц, тканей, нервов периферического речевого аппарата. Он относится к логопедическим техникам, способствующим н...