Главные вкладки

    Консультация для родителей на тему: "Логопедические упражнения для детей в домашних условиях"
    статья

    Сарикова Валентина Николаевна

    Уважаемые родители! Данные упражнения помогут вашему ребенку востанавливать речь находясь в домашних условиях. Успехов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 8_maya.docx92.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

     на тему:

     «Логопедические упражнения для детей в домашних условиях»

    Автор: Завацкая О.М.

    Роль речи нельзя недооценивать. Она позволяет человеку выражать свои мысли, общаться с другими людьми. Речь – это основа взаимодействия в социуме. Нарушения речи мешают ребенку выражать свои мысли и поддерживать разговор, они могут привести к появлению комплексов и повлиять на успеваемость в школе.

    Общие советы по проведению занятий дома.

    Важно, чтобы занятия дома были похожи не на уроки, а на игру. Придумывайте различные истории, чтобы увлечь ребенка. Если проводить занятия в виде игр, то малыш будет охотнее учиться правильно говорить, что, безусловно, поможет достичь больших результатов в короткие сроки.

    Ни в коем случае не злитесь, если у ребенка что-то не выходит! Исправить  произношение непросто, нельзя за одно занятие научить малыша произносить четко и ясно все звуки, а также использовать сложные слова. В любом занятии важную роль играет время. Ошибки – это неотъемлемая часть процесса обучения.

    Будьте терпеливы, хвалите ребенка даже за самые малые успехи, поддерживаете, если что-то не выходит. Если срываться и ругать малыша, то лучше говорить он не будет, а лишь замкнется в себе, что может усугубить речевые проблемы.

    Занятия должны быть регулярными. Лучше упражняться по 5 минут в день, чем раз в неделю 1,5 часа. В самом начале можно начинать занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая их до 15-20 минут два раза в день.

    Артикуляционная гимнастика.

    Артикуляционные упражнения играют огромную роль, т. к. они способствуют развитию речевого аппарата, благодаря чему дети учатся управлять им и справятся с произношением даже сложных звуков.

    Делать артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, 1-2 раза в день по 3-5 минут. Все упражнения должны выполняться без напряжения (ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются). Каждое упражнение следует выполнять по пять раз, каждый подход не дольше 5 секунд (под счёт, который ведёт взрослый). В день добавлять по одному новому упражнению, а при затруднении выполнения упражнения нужно вернуться к более простому.

    Базовый комплекс артикуляционных упражнений:

    • «Заборчик» – удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.
    • «Трубочка» – вытягивание губ вперёд трубочкой (зубы сомкнуты).
    • «Заборчик-трубочка» – чередование положения губ в улыбке и трубочкой.
    • «Лопатка» – удерживание широкого языка на нижней губе в спокойном, расслабленном состоянии.
    • «Иголка» – удерживание узкого языка между резами.
    • «Лопатка-иголка» – чередование соответствующих упражнений.
    • «Шлагбаум»  - поднимание языка за верхние зубы (рот открыт, но не слишком широко).
    • «Качели» - чередование движений языка вверх и вниз с удерживанием в течение пяти секунд в каждой позиции.
    • «Блинчик» - удерживание языка за нижними зубами в спокойном, расслабленном состоянии.
    • «Потягушки» - высунуть язык и тянуться им к носу, к подбородку, к правому уголку рта и к левому.

    Рекомендуется проводить артикуляционную гимнастику перед зеркалом. Делайте упражнения вместе с ребенком. Лучше купить большое зеркало, в котором будет видно не только ребенка, но и вас. В этом случае малыш сможет повторять все действия. Так как оптимальный вариант – упражняться сидя, то лучше приобрести настольное зеркало.

    Упражнения со специальной литературой.

    В настоящее время ассортимент методических пособий огромен. При выборе нужно ориентироваться на издания с яркими иллюстрациями, они привлекают внимание и поддерживают интерес у ребенка.

    Если ваш малыш выговаривает все звуки, но испытывает трудности в согласовании слов и в пересказе или имеет скудный словарный запас, то отдавайте предпочтение литературе : Н.В. Нищева «Обучение детей рассказыванию с опорой на картинки», Н.Э. Теремкова «Я учусь пересказывать», Н.Э. Теремков «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», О.А. Новиковская «Логопедическая грамматика».

    Упражнения для развития мелкой моторики.

    Уровень развития речи ребенка напрямую связан с развитием мелкой моторики. Для её тренировки эффективным инструментом станет даже обычный пластилин. Малышам достаточно мять этот материал и лепить простые одноцветные фигуры. С детьми постарше учитесь делать более сложные многоцветные фигурки, к примеру, разных животных.

    Во время игр с пластилином изучайте цвета и формы.

    Можно слепить несколько фигурок и придумать им историю, в этом случае у ребенка будут развиваться воображение, и увеличиваться словарный запас. Например, история про поход в овощной магазин - можно слепить фрукты и овощи, выставить их на «прилавок» и играть в продавца и покупателя. Благодаря такой игре ребёнок расширит свой словарный запас, запоминая названия овощей и фруктов, сможет повторить цвета и формы.

    Вот ещё несколько идей и приёмов как развить моторику малыша:

    * Купите шарик су-джок, который состоит из двух частей: колючего шарика и пружинки. Пружинку надевайте поочередно на пальчики, проговаривая потешки или просто называя пальчики, а шарик катайте по ладошкам и пальчикам малыша.

    * Соревнуйтесь в перетягивании пальчиками ленточек, верёвочек, карандашей, шнурков.

    * Заверните в фольгу мелкие предметы - пусть малыш их разворачивает.

    * Пусть ребёнок летом, по дороге с дачи, обрывает по одному лепестку с ромашки.

    * Пускай давит пузырьки на воздушно-пузырьковой упаковочной пленке.

    * Разрешайте ребёнку самому застегивать и расстегивать пуговицы, откручивать и закручивать крышки у пластиковых бутылок.

    * Дайте миску со смешанным горохом и фасолью или с более мелкими крупами для усложнения задачи - попросите ребёнка рассортировать.

    * Дайте ребёнку мелкие предметы и попросите сложить их по одному в пластиковую бутылку через горлышко. Вариант игры на море - собирание мелких камушков в бутылку. Это игра также учит малыша определять на глаз размер предметов.

    * Пусть ребёнок наматывает ленту на палочку или пальчик.

    * Поиграйте с прищепками! Пусть ребёнок развешивает сушиться кукольную одежду. А если присоединить прищепки к желтому кругу, вырезанному из картона, то получится солнышко!

    Игра «Кто что ест»

    В этой игре реализуется большое количество педагогических задач, а самое главное - она привлекательна и интересна для детей (да и для взрослых). Можно отработать грамматику, лексику, автоматизировать непослушный звук. А ещё такая игра полезна для неговорящих малышей: используя правильные игровые инструкции, взрослый может стимулировать речевую деятельность ребёнка.

    * Очень полезно заняться аппликацией. Движения руки, которые задействованы в вырезании с использованием ножниц - очень хорошо влияют не только на мелкую моторику, но и отлично развивают мозг. Полезно будет сделать аппликацию и придумать историю про неё. Например, делая аппликацию стрекозы, предложите ребёнку придумать про неё рассказ. Помогите малышу, задавая ему наводящие вопросы:

    Как зовут твою стрекозу? Какая она? Что она любит делать? Где она летала? Кого встретила?

    Вот пример рассказа, который может получиться:

    «Стрекоза Забава»

    Жила-была стрекоза. Её звали Забава. Она была разноцветная и крылышки у неё переливались на солнце всеми цветами радуги. Однажды, стрекоза полетела охотиться на пруд. Она мечтала поймать комара пожирнее. Над прудом она увидела толстого-претолстого комара, который летал над водой и весело распевал песенку: зу-зу-зууууу, зу-зу-зууууу, не борюсь я стрекозуууу!

    Песенка так понравилась стрекозе, Забаве, что она передумала ловить комара и решила с ним подружиться. Она подлетела к комару и стала подпевать ему: за-за-заааа, за-за-заааа - я большая стрекозааааа. Так и началась первая в истории дружба стрекозы и комара.

    Аппликация со стрекозой

    Такая аппликация будет способствовать не только развитию моторики, но и фантазии, связной речи, укрепит добрые отношения со взрослым, поднимет настроение, а также будет способствовать закреплению в речи звука [З], если этот звук находится на этапе автоматизации.

    Закрепление отдельных звуков.

    Нередко бывает, что ребенок может правильно произносить звук изолированно, но в речи его не употребляет. В этом случае нужно автоматизировать трудный звук.

    Важно, чтобы автоматизация звука была поэтапной: сначала звук автоматизируется в слогах, затем в словах, в словосочетаниях и только затем в связной речи. Правильно подобрать материал для автоматизации поможет специалист (подберёт слова, где автоматизируемый звук будет находиться в правильной позиции, исключит слова со смешиваемыми звуками или слова со звуками, которые ребёнок искажает).

    Чтобы ввести звук в спонтанную речь, максимально используйте в повседневном общении с ребенком слова, где есть сложный для него звук. К примеру, если малыш не справляется со звуком «р», то в магазине, подходя к рыбному отделу, спросите ребёнка: «что здесь продается»? Если видите что-то красное, то попросите ребёнка называть это слово: к примеру, «красная крыша», «красный шарик» и пр. Открывая дверь, попросите ребёнка проговорить действие: «поворачиваю ручку» и т. д.

    Полезным будет заучивание стихов с трудным звуком, например для дифференциации (различения) и закрепления в речи звуков Р, РЬ и Л, ЛЬ, ребёнку будет полезно выучить стихотворение Самуила Маршака «Мэри»:

    У маленькой Мэри
    Большая потеря:
    Пропал ее правый башмак.
    В одном она скачет
    И жалобно плачет, 
    - Нельзя без другого никак!

    Но, милая Мэри,
    Не плачь о потере.
    Ботинок для правой ноги
    Сошьем тебе новый
    Иль купим готовый,
    Но только смотри береги!

    Роль родителей в обучении и воспитании ребенка огромна. Справятся ли родители самостоятельно с трудностями малыша будет зависеть в первую очередь от того, какое нарушение явилось причиной нарушения речи. Например, проблемы с речью, связанные с дислалией, могут выровняться сами по себе, а вот дизартрические нарушения нуждаются в подключении логопеда и часто - невролога. Но в любом случае важно заниматься с малышом дома, тогда ребенок быстрее сможет справиться со всеми речевыми


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей на тему:"Спортивное оборудование для детей в домашних условиях".

    Данная консультация даёт родителям рекомендации. Как, имея под рукой простое спортивное оборудование, заниматься с детьми спортом....

    Консультация для родителей " Создание эффективной предметно-развивающей речевой среды в домашних условиях для детей старшего дошкольного возраста"

    Данный материал будет полезен учителю - логопеду для  оснащения  как  группового  речевого уголка ,а  также  в виде консультации  для родителей массовых групп....

    Советы логопеда: логопедические упражнения для детей в домашних условиях

    Советы логопеда: логопедические упражнения для детей в домашних условияхРоль речи нельзя недооценивать. Она позволяет человеку выражать свои мысли, общаться с другими людьми. Речь – это основа в...

    Презентация консультации для родителей:"Возможности прозрачного мольберта для развития детей в домашних условиях"

    ull;Прозрачный мольберт это многофункциональное пособие, которое сделано из акрилового стекла толщиной более 3 мм, вставленного в деревянную раму, дли индивидуальной работы дома оптимальный размер 4...

    Консультация для родителей "Как провести новогодний квест для детей в домашних условиях."

    В консультации предлагается материал для проведения КВЕСТА в домашних условиях....