консультация для родителей " Пальчиковые игры в развитии речи детей в домашних условиях"
консультация (младшая группа)

Филипенко Елена Петровна

как организовать пальчиковые игры дома

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №8 « СКАЗКА»

КАРАСУКСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИМТЕЛЕЙ:

              « ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»

                                       Подготовила: Филипенко  Елена Петровна

                                       Воспитатель группы раннего возраста №3 « Колобок»

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит следующее высказывание : « Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»  и ещё он писал « Истоки способностей и дарование детей в кончиках их  пальцев»

 Т. А. Ткаченко  делает выводы, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики- позволяет стимулировать действия речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.

Дело в том , что рука  имеет самое большое « представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль  в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается когда  движения его пальчиков достигаю достаточной  точности.

Выполняя пальчиками разные упражнения ребёнок развивает мелкие  движения рук. Пальцы и кисть хорошо приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.

Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явление природы.

Простые движения помогают убрать  напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они  способны улучшить произношения многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребёнок.

Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В  правом полушарии мозга у нас возникают различные образы  предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть  находят словестное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут  нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите , чтобы ваш ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую , самую тонкую работу- с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно- сосудистой и пищеварительной системы, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

И у нас с малолетства учили детей играть в « Ладушки», « Сороку-белобоку», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

О пальчиковых играх можно говорить как о великом универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется.

Большую помощь в развитии мелкой моторики могут оказать родители. Важно понять: чтобы заинтересовать ребёнка и помочь ему овладеть новой информацией и навыками, нужно превратить обучение в игру. Следует не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребёнка. Для игр возможно использование бытовых предметов, что привлекает ребёнка, превращает занятие в интересную игру.

Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр:

  1. Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  2. Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком. При этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
  3. При повторных проведениях игры дети не редко начинают произносить текст частично ( особенно начало и окончание фраз). Постепенно текс разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося движения со словами. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по  желанию малышей.
  4. Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу ( к примеру, показывать движения и произносить текст). Объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
  5. Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняется пассивно, с помощью взрослых. Никогда не принуждайте. Попытайтесь  разобраться в причинах отказа, если возможно ликвидировать их ( например, изменив задание) или  поменяйте игру. Стимулируйте подпевание детей, « не замечайте», если они поначалу делают что – то неправильно, поощряйте успехи.

Этапы разучивания игр

  • Взрослый сначала показывает игру малышу сам
  • Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой  ребёнка
  • Взрослый  и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст
  • ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Предлагаю вам следующие игры на развитие мелкой моторики.

1.Игры  с крупами помогают совершенствовать: 

сенсорное познание предметов и веществ;

Развитие мелкой моторики

Развитие чувственного восприятия;

Развитие фантазии и воображения;

Созидательность;

Медитативный и успокоительный эффект;

Замечательный способ времяпровождения

2. Пальчиковая гимнастика с карандашами.:

Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко « укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке.

Карандаш в руке катаю

Между пальчиков верчу.

Непрерывно каждый пальчик

Быть послушным научу.

3. «Су – джок терапия»

Скорректировать речевые нарушения детей с помощью использования « Су – джок» шариков.

Воздействовать на биологически активные точки.

Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

4. Игры с прищепками.

Прищепки, благодатный материал в помощи развития мелкой  моторики рук и пальцев. Они способствуют скоординировать движения пальцев, помогают в развитии точности и ловкости, координируют зрительно-моторную систему.

5. Лепка из пластилина

Польза пластилина, для мелкой моторики заключается в самой лепке, а не в ее результате. Важно, чтобы малыш мял пластилин, отрывал от него кусочки, катал их между ладошками. И, конечно, проще всего добиться от крохи выполнения этих действий в игровой форме.

6. Игры с рисованием обводилки ( наиболее интересно, когда ребёнок рисует лабиринт для родителя, а родитель – для ребёнка.

7.Игры с пуговицами.

Подберите  пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать  то же самостоятельно. После того , как ребёнок научиться выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков.

8. Игры шнуровки

Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева».

В заключении хочется прочитать вам стихотворение:

Тренируйте пальчики!

Станет рука сильной,

Головушка умной,

А речь красивой.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Пальчиковые игры и развитие речи»

quot;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев"...

Консультация для родителей "Пальчиковая игра и развитие речи - какая связь?"

В статье раскрывается связь между пальчиковой игрой и развитием речи, и есть ли она вообще. Также даются рекомендации родителям по проведению пальчиковых игр с ребёнком....

Консультация для родителей : «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА»

Актуальность.Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей старшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Они отмеч...

Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры для развития речи детей раннего возраста»

Консультация для воспитателей«Пальчиковые игры для развития речи детей раннего возраста»Издавна родители забавляли малышей играми «Сорока белобока», «Ладушки» и т.д...

Консультация для родителей "Пальчиковые игры и развитие речи"

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формирует...