Главные вкладки

    Работа с воспитателями "Грамматически правильная речь воспитателя"
    материал по логопедии

    Кожевина Анна Юрьевна

    Консультация для воспитателей о важности правильной речи при общении с детьми.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду - обучение родному языку —это одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи; обогащения, закрепления и активизации словаря; совершенствования грамматической правильности речи; формирования разговорной (диалогической) речи; развития связной речи; воспитания интереса к художественному слову; подготовка к обучению грамоте. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает воспитатель.

    Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.

    Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, отсутствие жаргонных, бранных слов, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.

             Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является для детей основным образцом родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

    Речь воспитателя оценивается с трех сторон:

    1.содержательность (о чем и сколько говорит, что сообщается детям),

    2.безупречная правильность формы (как говорит),

    3.возрастная и педагогическая направленность (умеет ли говорить с дошкольниками, может ли убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым – родителям, коллегам).

    Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя?

    I.Речь воспитателя должна быть грамматически правильной.

             Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием.

                        Основные правила литературного произношения.

    1. Безударные гласные  в произношении ослабевают: вада ( вместо вода), акно (окно), малако (молоко), абезьяна (обезьяна), чисы (часы).  и т.д. В таких случаях,  звуки в словах произносятся как слышатся.

    2.В разговорной речи нельзя допускать выпадания звуков или добавление лишних звуков

    - Н-р при сочетании имен и отчеств: Нина Николавна, Наталья Иванна,  Сан Саныч  Михал Александрыч, Татьяна Лександровна и т.д.

    - Н-р делат (вместо делает) копат (вместо копает), знашь, комбинзон (вместо комбинезон) , придти (вместо прийти), хороша, больша, кака,  незнай, нету, ихний, купалася, переоделася

    3.Не допускать замены звуков: коклета (вместо котлета)  колидор (вместо коридор)  транвай (вместо трамвай)  ризетка (вместо розетка)  кепчук (вместо кетчуп)  каркулятор (вместо калькулятор)  конпот (вместо компот)  плотит (вместо платит)

        -менять звуки местами  тубаретка, тевилизор,

    4. К нелитературному произношению относится побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как они написаны: что, (вместо што), его (вместо ево), счастье (вместо щастье), солнце (вместо сонце), пожалуйста (вместо пожалуста)  и т.д.

    5.Отклонение от нормы литературного произношения является речь с национальном акцентом, с характерными особенностями местных говоров:  вясна( вместо весна), чё, шо, евойный евошний, поди-ка (вместо – пойди), по сяредке (вместо по середине), сёдня, бравенько, славненько. и т.д

    6. Отклонение от нормы литературного произношения является речь с неправильным ударением в словах (магАзин, килОметр), квАртал (квартАл), врУчат (вручАт), средствА (срЕдства), тОрты (тортЫ), пОняла (понялА), звОнят (звонЯт).

    7.  Чтобы речь была образцом для подражания, воспитатели должны знать,  правильно употреблять, а так же обращать внимание детей на правильное изменение существительных которые имеют только форму единственного или только множественного числа.

        - существительные которые имеют только форму ед. ч

    (сахар, нефть, сметана, молоко, пианино, кенгуру, метро, кафе, радио, меню и др.

       - существительные которые имеют только форму множественного числа.

    (чернила, опилки, деньги, очки, брюки, сани, ворота, ножницы, клещи, сумерки, сутки  и т.д).

    8. Речь воспитателя должна быть грамматически правильно оформленной.

    -Часто можно слышать: «Я кушаю». При этом человек и не подозревает, что слово «кушать» употребляется в современном литературном языке с определенными ограничениями: «кушать» говорят, приглашая к еде, предлагая еду или обращаясь к кому-либо с вопросом о еде. Например: «Садитесь, пожалуйста, кушать», «Кушайте на здоровье». По отношению к детям тоже обычно говорят «кушать» и в данном случае это уместно, так как употребленное слово выражает ласку, внимание. Но о себе всегда нужно говорить: «Я ем».

    -Так же не обращается внимание на глагол «стирать».  Говорят: «Подождите ребята, я сейчас стеру со стола».  «Коля вытери пожалуйста доску. Правильно говорить: сотру, вытру, протру.
    - Часто неправильно употребляются глаголы «одевать» «надевать». В этом случае важно запомнить: « ( глагол «надеть» употребляют по отношению к себе, а «одеть» в отношении кого-либо» или « надеть одежду – одеть Надежду»

    II .При речевом общении с детьми нужно использовать срЕдства выразительности языка. В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности: силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра, мелодики.

     1.Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры. Во время обеда в младшей группе воспитательница обращается к детям, которые медленно едят: "Ешь, ешь скорее, жуй, глотай, не смотри по сторонам”. И это сухое, монотонное обращение к детям повторяется много раз, дети не реагируют. Другая воспитательница совсем по-иному вызывает у детей положительное отношение к еде: "Какой сегодня вкусный суп! Посмотрите, какой красивый зелёный горошек, бери его скорей на ложку. Вот так. Вкусно?” Ребёнок соглашается.

    Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Торопливость речи столь же недопустима в общении с детьми, как и неправильное произнесение звуков. Речь воспринимается детьми лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчетливость речи, и , наоборот, ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия.

    2. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, вызывают у детей  интерес, помогают детям лучше понять и запомнить их содержание, почувствовать силу и красоту родного языка. Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.

    Сказки, рассказы, стихи для детей мастера художественного слова читают, как правило, в более замедленном темпе, чем тот, который характерен для разговорной речи. Замедленную речь детям легче воспринимать, легче следить за ее содержанием, запоминать текст. (Нужно, однако, помнить, что это правило не всеобъемлющее. При чтении художественных произведений ускорение или замедление речи должно быть оправдано передаваемых в данный момент содержанием, является средством художественной выразительности  (Т.е. где то нужно ускорить темп, а где то и растянуть фразу).

    III. Необходимо правильно пользоваться голосом, беречь его от перегрузок так как это профессиональный инструмент воспитателя.

    Неверное использование голоса может проявляться, например, в чрезмерном повышении его громкости (при шуме в группе).

    Если все-таки ситуация общения потребует значительного усиления громкости речи, это не означает, что нужно доводить ее до крика. Следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп речи.  Речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, немногословной, но очень понятной и логичной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.

    IV. Так же умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога.

    - Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.

    Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных, да к тому же в грамматическом отношении сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями предложения, осмыслить и понять содержание.

    -При рассказывании детям,  необходимо выделять и давать им только главное, основное, то есть то, что относится к данной теме, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия.

    -Доступность, понятность речи воспитателя достигается, прежде всего, правильным и точным использованием слов. Словарный запас русского языка богат, он постоянно пополняется новыми словами; исчезают слова, вышедшие из употребления.  В этом случае следует учитывать возраст детей и подбирать слова, доступные для их понимания.

    V. Речь воспитателя не должна быть грубой и не культурной по отношению к детям. Нельзя допускать таких слов: «ну- ка быстро ушли отсюда» «я кому сказала прекратите орать» «ну че ты так орешь» «че надо?».

    Нельзя обсуждать детей и поведение детей со взрослыми (в своем окружении) используя просторечивые, жаргонные, бранные слова и грубые выражения:

    «они ведут себя как дебилы»  «он достал меня уже, убила бы его» «такая же как мамаша» «как меня все достало» «скорее бы отпуск, отдохнуть бы от них»

    И так…

    Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей. Зная, что дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее.

    1. Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего — в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с воспитателем.

    2. На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком. Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.

    Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

    1.     Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющие дефекты речи.

    2.     Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию.

    3.     Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм.

    4.     Стремиться правильно использовать интонационные срЕдства выразительности с учетом содержания высказывания.

    5.     В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.

    6.     Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в соответствии с возрастом детей).

    7.     Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

    Педагог должен критично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению. Однако установить и выявить недостатки своей речи не всегда легко, так как в процессе общения внимание говорящего обращено, прежде всего, не на форму речи (как сказать), а на ее содержание (что сказать). 

    Например, не замечаются такие недостатки, как торопливость, невнятность, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков или слов и другие несовершенства. Чаще всего речь воспитателя страдает небрежным, неряшливым произношением, когда звуки и слова произносятся при недостаточно открытом рте (как бы сквозь зубы), недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные.

    Чтобы знать о несовершенствах собственной речи, воспитателю необходимо:

    1.Прислушиваться к замечаниям коллег.

    2.Открытые занятия полезно записывать на магнитофон, с тем, чтобы во время их разбора  можно было обратить внимание на свою речь и чтобы проявившиеся недостатки речи стали предметом внимания  и для его коллег.

    3.Обнаруженные несовершенства своей речи (плохая дикция, нарушения в лексико-грамматическом оформлении и т.д.) можно отмечать в специальной тетради, затем выработать план и организовать работу по их устранению.

    4.В методическом кабинете детского сада должны быть словари, сборники и рукописные пособия, содержащие пословицы, загадки, фразеологизмы, а также небольшие таблицы и плакаты с трудными словами (в смысле произношения, ударения, грамматики), с диалектизмами, орфоэпический словарь (орфоэпия – в переводе с греческого – правильная речь)

    5.С помощниками воспитателя можно старшему воспитателю также проводить серьезную работу: разъяснять, что помощник воспитателя должна вносить свой вклад в процесс воспитания: разговаривать с детьми, отвечать на их вопросы, шутить, создавая радостное настроение, и т.д, при этом соблюдая орфоэпические нормы произношения.

    Каждый дошкольный работник должен считать своим профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    консультация для воспитателей "Грамматически правильная речь воспитателя"

    Одним из рабочих инструментов воспитателя является правильная речь. Дети должны слышать только правильные слова в речи воспитателя. В нашем коллективе ведётся постоянная работа над культурой речи педа...

    Консультация для воспитателей «Грамматически правильная речь воспитателя»

    В материале представлены распространенные речевые ошибки воспитателей при общении с детьми и даны рекомендации по их исправлению....

    Консультация для воспитателей на тему: "Грамматически правильная речь воспитателя"

    Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, самоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаю...

    Консультация для воспитателей на тему: «Грамматически правильная речь воспитателя»

    Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом как инструмен­том, воздействующим на ребенка, по­могающим установить с ним контакт. Поэтому речь воспитателя...

    Консультация для воспитателей «Грамматически правильная речь воспитателя»

    «Грамматически правильная речь воспитателя».Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и т...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ»

     Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения воспитанников, в общении с ними, является для детей основным образцом родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть н...