Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи "Профессии"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Фондикова Ирина Валерьевна

Конспект занятия "Профессии" предназначен для детей-логопатов с патологией зрения. Он насыщен коррекционными гимнастиками для глаз между частями занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_teme_professii.docx368.15 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ занятия

по формированию лексико-грамматических категорий

и развитию связной речи.

Тема: Профессии.

Цель: Формировать словарь, грамматические категории, развивать связную в рамках темы «Профессии». Воспитывать положительное отношение к труду.

Задачи:

Развитие словаря:

Обогащение и активизация предметного словаря: название профессий: детский сад – воспитатель, учитель, логопед, музыкальный руководитель, медсестра, повар. Медицина – врач, хирург, медсестра, стоматолог, окулист, педиатр, лор. Строительство – архитектор, чертежник, каменщик, плотник, столяр, маляр, стекольщик. Сельское хозяйство – доярка, телятница, ветеринар, пастух. Армия – танкисты, моряки, летчики, артиллеристы, водолазы. Ателье – закройщик, швея, портной.  Музыка – скрипач, пианист, баянист. Профессии родных и знакомых. Названия орудий труда, инструментов:  ножницы, молоток, лопата, шприц, дрель, кисть,  и др. Обобщающее слово – профессия; труд, работа.

Обогащение и активизация словаря глаголов: защищает, воспитывает, учит, лечит, готовит, красит, ухаживает, растит.

Обогащение и активизация словаря признаков: трудолюбивый, ленивый, незаменимый, талантливый, работящий, смелый, добрый, умелый, усталый, заботливый.

Обогащение и активизация словаря наречий: ловко, умело, творчески, аккуратно.

Формирование  грамматического строя речи:

1. Обучение словообразованию:

- с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (кирпич, стена, краска и др.) («Назови ласково»)

- путём слияния двух основ прилагательных и существительных («Назови одним словом») – трудолюбивый, водолаз, водовоз, лесоруб, рыболов и др.

- притяжательных прилагательных «Чьи инструменты» (плотницкие, врачебные, воспитательские, учительские,  танкистские и т.д.).

- образование глаголов с помощью приставки – отработал, переработал, обработал, заработал, разработал («Закончи предложение»: Папа смену… отработал)

- существительных от глаголов «Кто что делает» (учит – учитель, воспитывает – воспитатель, лечит – лекарь, строит – строитель и т.д.)

- существительных, обозначающих профессию женского рода: «Он – она» (учитель – учительница, воспитатель – воспитательница)

2. Согласование существительного с прилагательным и числительным «Сосчитай до 5»: 1 умный врач, 2…, 5….(талантливый певец, бесстрашный моряк, заботливая воспитательница, усталая доярка)

3. Образование формы родительного падежа множественного числа («Кого много?»): В армии много танкистов, моряков, артиллеристов и др. В детском саду много воспитателей, поваров, медсестер.

4. Употребление существительных в творительном падеже («Кто с чем работает» (Плотник работает с пилой, молотком, учитель работает с книгой, указкой, ручкой)

5. Употребление существительных единственного и множественного числа в предложном  падеже («О ком рассказывали дети?» (о любимых воспитателях, любимой медсестре, поваре, логопеде)

Развитие связной речи.

1. Обучение составлению рассказа о поваре с помощью картинно-графического плана

2. Обучение составлению описательного рассказа о  моряках Мурманска  по мнемотаблице.

Развитие психических функций.

1. Развитие зрительного внимания, памяти, восприятия «Назови, кем работает человек» Рассматривание картинок, иллюстраций.

2. Развитие логического мышления (дешифровка вспомогательных картинок в мнемотаблице)

3. Развитие ориентировке в схеме тела «Кто держит инструмент в левой руке»

4. Развитие зрительного восприятия: «Узнай орудие труда по силуэту, по контуру, по пересекающимся контурам»

5. Развитие зрительного восприятия  «Соедини линией инструмент и профессию»,  «Что кому?», «Помоги шоферу поставить машину в гараж» (лабиринты).

6. Развитие логического мышления – «Нелепицы». Исправление ошибок.

Оборудование.

Картинный материал по теме «Профессии», мнемотаблицы, набор дидактических игр, фломастеры, карандаши.

Ход занятия.

Гимнастика для глаз

«Маляры».

Нет забавнее игры:                                        Моргают глазами.        

Наши глазки – маляры.

Мы заборы красим                

Вверх – вниз – раз,                                        Движения глаз вверх – вниз. Плавно, 8–10 раз.

Вверх – вниз – два (и так до 8 раз).

Наши глазки молодцы,                                        Подержать несколько секунд глаза закрытыми

Работают в согласии.

I часть

1. Логопед: О какой профессии говорилось в стихотворении? Что делают маляры? Правильно. Это их работа. Подойдите к доске. Рассмотрим на картинках людей других профессий. Дети рассматривают людей и называют их профессии.

Игра «Назови профессию»:

Лечит людей (кто?)- …

Водит машины, автобусы (кто?)- …

Учит детей в школе (кто?)- …

Воспитывает детей в детском саду (кто?)- …

Продает товары (кто?)- …

Строит дома (кто?)- …

2.Игра с мячом. «Назови профессию в рифму».

Логопед начинает. Дети заканчивают предложение.

Поезд водит…машинист.

Пашет поле…тракторист.

Самолетом правит…лётчик.

Клеит книги…переплетчик.

В школе учит нас…учитель.

Строит здания…строитель.

Красит стены нам…маляр.

Мебель делает…столяр.

Песни нам поёт…певец.

Торговлей занят…продавец.

На станке ткёт ткани…ткач.

От болезней лечит… врач.

Лекарства выдает…аптекарь.

Хлеб печет в пекарне…пекарь.

Пишет красками…художник.

Сапоги сошьёт…сапожник.

Часы починит…часовщик.

Погрузит краном…крановщик.

Рыбу ловит нам…рыбак.

Служит на море…моряк.

В машине возит груз… шофёр.

Хлеб убирает…комбайнёр.

За свинками следит…свинарка.

Доит коров всегда…доярка.

Главный в поле…агроном.

Звёзды знает…астроном.

Ходит в горы…альпинист.

Вглубь плывёт…аквалангист.

В доме свет провёл… монтёр.

В шахте трудится… шахтер.

В жаркой кузнице …кузнец.

Кто всех знает - … МОЛОДЕЦ!

3. Игра «Кого много?» (сидя за столом, рассматривая тематические картинки) Логопед: Посмотрите на картинки. В армии служат танкисты. Там много кого? – Дети: танкистов. Логопед: На море служат моряки. Много кого? – Дети: моряков. И т.д.

В детском саду много воспитателей, поваров, медсестер, логопедов.

В армии много танкистов, моряков, артиллеристов и др. 

В больнице много врачей, хирургов, медсестёр.

В поликлинике много стоматологов, окулистов, педиатров.

На стройке много каменщиков, плотников, столяров, маляров, стекольщиков.

На концерте много скрипачей, пианистов, баянистов, барабанщиков.

Гимнастика для глаз. «Часовщик».

Часовщик прищурил глаз,                  (Закрыть один глаз. Закрыть другой глаз.)

Чинит часики для нас.                         (Открыть глаза.)

(С. Маршак)

4. Игра «Он - она»  Назови женскую профессию. Образец: Он учитель, а она – учительница

лётчик – лётчица                                 наладчик – наладчица                                                                            

воспитатель – воспитательница        газетчик – газетчица                             

разведчик – разведчица                   укладчик – укладчица                                   

переводчик – переводчица                 танцОвщик – танцОвщица                                                                    

пильщик – пильщица                       точильщик – точильщица                                                

уборщик – уборщица                        продавец – продавщица

каменщик – каменщица                    крановщик – крановщица

часовщик – часовщица                      барабанщик – барабанщица

регулировщик – регулировщица          сварщик – сварщица                                                        

сортировщик – сортировщица         экскаваторщик – экскаваторщица      

художник – художница                        начальник – начальница

пианист – пианистка                         артист – артистка

официант – официантка                дояр – доярка

5. Игра «Объясни словечко»: водолаз, водовоз, лесоруб, рыболов, трудолюбивый.

 

6. «Нелепицы». Послушай предложения. Исправь ошибки.

Сапожник шьет одежду, а портной шьет обувь.

Продавец выдает книги, а библиотекарь продает книги.

Садовник выращивает цыплят, а птичница выращивает цветы.

Учитель лечит больного, а врач учит учеников.

Музыкант играет в хоккей, а хоккеист играет на пианино.

7.  «Сосчитай до 5»: 1 умный врач, 2 …, 5…

Умный врач, талантливый певец, бесстрашный моряк, заботливая воспитательница, усталая доярка.

8. «Закончи предложение». 

Мой папа работает на мебельной фабрике.

Сегодня он ночную смену …(что сделал?) отработал.

Много дерева он   …(что сделал?) переработал.

Чтобы не пораниться, края досок он …(что сделал?) обработал.

Новый способ обработки досок он …(что сделал?) разработал.

Папа очень хорошо трудился и много денег … (что сделал?) заработал.

9. Игра «Подбирай, называй, запоминай»:

Глядя на картинку,  закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-признаков и слов-действий).

Пожарный, парикмахер, учитель.

10. «Четвертый лишний»:

Послушай слова. Выдели лишнее слово и объясни, почему оно лишнее.

-Шофер, машина, пожарный, милиционер.                  

-Пилит, лечит, стругает, сверлит.

-Подметает, расчищает, убирает, варит.                      

-Ножницы, расческа, шампунь, бинт.

-Отрезает, взвешивает, подстригает, упаковывает.      

-Градусник, шприц, врач, вата.

II часть

Логопед: как одним словом назвать слова из последнего задания (Градусник, шприц, врач, вата)? Правильно, инструменты. Следующая игра посвящена тем инструментам, которые используют в работе люди разных профессий.

Дидактическая игра «Что кому?»  Дети соединяют линиями  инструменты с людьми,  которыми используются  эти инструменты в работе. После выполнения задания логопед просит каждого рассказать, кто с чем работает (дворник с метлой, плотник с пилой, топором и т.д.)

Гимнастика для глаз. «Художники».

Надо глазки упражнять,

Чтобы клад нам увидать.

Дети рисуют взглядом лодочку(2 раза), радугу (2 раза), круг в одну и другую сторону (3 раза); быстро моргают глазами и прикрывают их ладонями, ощущая тепло.

III часть

Составление рассказов по мнемотаблицам:

I. Расскажи о профессии с помощью мнемотаблицы.

1. О представителе какой профессии ты будешь рассказывать?

2. Какие инструменты использует человек этой профессии?

3. Что этот человек делает на работе?

4. Как называется мужская профессия, как женская?

5. В чем важность этой профессии?

II. Расскажи о моряках с помощью мнемотаблицы.

Какие морские профессии ты знаешь? (Капитан, штурман, механик, кок, радист, боцман, лоцман, матрос)

Итог. О чем мы сегодня разговаривали на занятии? Как вы думаете, какая самая важная профессия (ответы детей). Логопед подводит к выводу, что все профессии очень важны.  А кем вы мечтаете стать, когда вырастите?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи: “Кубанская весна ”

В представленном конспекте НОД отражен комплексный подход  к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщению дошкольников к истории и культуре родного края. В конспекте НОД использован краеведчес...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи "Путешествие в царство диких животных"

Конспект занятия способствует закреплениию и активизации словарного запаса детей по теме: "Дикие животные", закреплению навыка образованию притяжательных прилагательных, словообразования, умения соста...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР по теме «Дикие животные» старшей логопедической группы

Цель занятия:  -закрепление знаний детей о диких животных наших лесов; -обогащение предметного и глагольного словаря, словаря признаков; -образование существительных с суффиксами -их-, -иц-; -упо...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей логопедической группы с ОНР по теме «Дикие животные»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей логопедической группыс ОНР по теме «Дикие животные»...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы по теме " Зимушка-Зима".

Ход НОД 1. ОРГ. момент Логопед здоровуется с детьми и просит их встать в круг прослушать зимнююю распевку, по ходу распевки дети показывают руками различные вида зимней одежды( пуховик, шапк...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей напраленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Путешествие пчелки"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитиюсвязной речи при изучении лексической темы "Насекомые"  в старшей группе компенсирующей нвправленности для де...

Конспект занятия по формированию лексико - грамматических категорий и развитию связной речи детей подготовительной группы с ЗПР. Тема: "Зимующие птицы"

Данный конспект разработан для воспитанников подготовительной группы, имеющих задержку психического развития....