Консультации учителя - логопеда для родителей в средней группе.
консультация (средняя группа)

Лобарева Елена Викторовна

Вопросы, интересующие родителей при зачислении ребенка в  группу компенсирующей направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на развитие воздушной струи.

Вам приходилось слышать, как малыш разговаривает, что называется, просто взахлеб. Как же рождаются звуки речи? Чтобы мы могли произносить звуки, чтобы наш голос звучал, нужен воздух. Вы замечали, прежде чем заговорить, мы должны глубоко вдохнуть. Слова произносятся на выдохе. Это значит, что звуки речи рождаются под действием воздушной струи. Что случается, когда у нас заканчивается воздух на выдохе? Правильно, нам приходится сделать паузу, чтобы вновь вдохнуть. А далее – все повторяется.

Для развития правильной воздушной струи, необходимо выполнять дыхательную гимнастику.

Сначала учимся просто дуть, затем стараемся объяснить ребенку, что дуть надо только через губки, не надувая щек. Учиться дуть на язычок холодной струёй нужно для постановки шипящих (ш, ж, щ,ч) и свистящих (с, з) звуков. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию легких, поэтому проводить игры надо в чистом проветренном помещении. Следить, чтобы у ребенка не кружилась голова. Как только голова закружится, сделайте перерыв, постепенно изо дня в день, увеличивая длительность.

Предлагаю Вам игры на развитие речевого дыхания. Заниматься можно раз в неделю, по одной игре. Очень удобные игры, а ребенку каждый раз интересно.

Выполняя игры - следить, чтобы щеки у ребенка не раздувались. Вдох через нос, выдох через рот!!!

  • «Цветочек» Сделать вдох и задержать дыхание – «понюхать цветочек».
  •  «Пёрышко» Предложить сдуть пёрышко с ладони.
  • «Листья летят» Сделать вдох через нос, сдуть листок с ладошки.
  • «Платочек» Ребенку предлагается подуть на цветной платочек (обычный носовой платок.
  • «Покатай карандаш». Сделать вдох через нос и, выдыхая через рот, прокатить карандаш по столу.
  • «Вертушки» Ребенку предлагается подуть на вертушку (как бы имитируя «сильный ветер»).
  • «Дудочка» Учить извлекать звук из дудочки (или другой музыкальный инструмент, в который надо дуть).
  • «Узнай по запаху» Узнать по запаху яблоко среди набора фруктов.
  • «Пускание мыльных пузырей». Учить делать длительный выдох через рот.
  • «Свистульки»  Учить извлекать звук из свистулек.
  • «Шарик воздушный летит» Предлагается подуть на воздушный шарик.
  • «Физкультурные свистки»  Чей свисток будет свистеть дольше?
  • «Прокати шарик»  Дети вдыхают через нос и дуют на шарик, который лежит на столе (любой легкий шарик, например теннисный)
  • «Ёлочный дождик»  Подуть на дождик, посмотреть, как он искрится.
  • «Сдуй снежинку»  (на прогулке). Сдувать снег с варежки.
  • «Свеча»  Задуть свечу резким выдохом.
  • «Погрей руки»  Ребенок вдыхает через нос и дуют на «озябшие» руки.
  • «Снежок тает» Подуть на снег, выдыхая ртом, чтоб снег растаял.
  • «Снежинка» Предлагается подуть на кусочек ваты.
  • «Согрей игрушку» Ребенок вдыхает через нос, и дуют на «замёрзшую» игрушку.
  • «Трубочка» Покатать шарики на столе, дуя в короткую трубочку (трубочка из под сока, а вместо шариков можно использовать вату)
  •  «Бурлящая вода»  Предлагается подуть в воду через трубочку.

Материал подготовлен учителем – логопедом: Лобаревой Е. В.  из источника  интернет.



Предварительный просмотр:

Речь-это удивительное сильное средство,

но нужно иметь много ума,

чтобы пользоваться им.

Г. Гегель.

Главной потребностью и функцией – является для нас речь. Этим мы отличаемся от животных. Через общение человека с другими людьми мы реализуем себя, как личность. Следует помнить, чтобы развивать речь детей необходимо развивать эмоциональное общение с ребёнком, развивать мелкую моторику детей, проводить совместные игры, так же знакомство с художественной литературой и разучивание стихов, а речь педагога должна быть примером для подражания детям.

Для совершенствования речевого аппарата, целесообразно включать артикуляционные упражнения, проговаривание скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и прочее.

Предлагаю вашему вниманию  следующие игры:

Та -та -та -у нас дома чистота.

То -то -то -стали мы играть в лото.

Ать -ать -ать -мы идем гулять.

Ат -ат -ат -берем с собою самокат.

Ча -ча -ча -горит в комнате свеча.

Чу -чу -чу -молоточком я стучу.

Оч -оч -оч -наступила ночь.

Цо -цо -цо -на руке кольцо.

Цы -цы -цы -поспели огурцы.

Ец -ец -ец -очень вкусный огурец.

«Кто может совершать эти действия?»

Взрослый  называет глагол, а ребёнок,  называет существительное, подходящее к названному глаголу.

 Идёт - человек, животное, поезд, пароход, дождь…

 Бежит - ручей, время, животное, человек, дорога…

Летит - птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…

 Плывёт – рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

«Один – много»

Взрослый  называет  имена существительные в единственном числе. Дети называют  существительные во множественном числе.

Пример: Стол – столы, стул – стулья. Гора – горы,  лист – листья.  Дом – дома,  носок – носки.  Глаз – глаза,  кусок – куски.  День – дни,  прыжок – прыжки.  Сон – сны,  гусёнок – гусята.  Лоб – лбы, тигрёнок – тигрята.

«Что бывает круглым?»

 Взрослый  задаёт вопрос, ребёнок, должен на него ответить:  – что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…) – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…) – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…) – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

«Отгадай-ка»
Взрослый перечисляет части задуманного предмета, ребенок должен отгадать задуманный предмет. Потом можно поменяться ролями.
Кабина, руль, фары (машина)
крылья, кабина, хвост, мотор (самолёт)
руки, ноги, тело, голова (человек)
ствол, ветки, корни, листья (дерево)
пол, стены, потолок, окна, дверь (комната)
палуба, каюта, парус, якорь (корабль)

 «Кто больше!»

Взрослый  называет действие, ребенок называет как можно больше слов, относящихся к данному действию.

Плывет. (корабль, лодка, пароход, катер);

летит. (самолет, парашют, вертолет, птица, воздушный змей.);

едет. (поезд, автомобиль, пассажир);

волнуется (море, река, мама, папа);

собирает (урожай, гостей).

«Загадки –добавлялки»

Взрослый говорит предложение, ребенок добавляет в конце подходящее по смыслу слово.

Если ты захочешь спать дома ждет тебя ....(кровать).

Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на ...(стуле).

С пирогами чай попьем за обеденным...(столом).

Вам сидеть не тесно, детки, вчетвером на ...(табуретке).

Как приятно нашей Тане поваляться на ...(диване).

У чистюли Любочки всегда порядок в ...(тумбочке).

Свитер, кофту толстый шарф аккуратно сложим в ...(шкаф).

Смастерил вчера Николка для своих игрушек ...(полку).

Скушай, Ванечка –дружок, очень вкусный ...(пирожок).

Леша и Маша едят манную ...(кашу).

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой ...(чая).

Любим пить по воскресеньям чай с малиновым ...(вареньем).

Хороши в дорожку пирожки с ...(горошком).

Петушок с ладошки ест зернышки и ...(крошки).

Лежебока рыжий кот отлежал себе ...(живот).

И бежит Айболит к бегемотикам, и хлопает их по ...(животикам).

Материал подготовлен учителем – логопедом: Лобаревой Еленой Викторовной из источников: интернет. «Игры с детьми с ОНР»



Предварительный просмотр:

Речевой или фонематический слух- это способность правильно слышать, распознавать и различать звуки.

Игры и упражнения с гласными звуками очень важны для отработки сильного, плавного и длительного выдоха, необходимого в работе над звукопроизношением, они являются фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов, просодики.

Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох.

Пропевание гласных звуков с движениями

Все гласные звуки [а], [у], [о], [и], [э], [ы] пропеваются на выдохе.

  • «Цветок распускается» - [а]. Исходное положение –стоя, руки опущены. Руки через стороны поднять вверх –вдох. Руки через стороны вниз, поем: «А-а-а – выдох.
  • «Рубим дрова» – [у]. Исходное положение–стоя, руки опущены. Ноги шире плеч. Прямые руки вверх– вдох. Наклон–поем: «У-у-у».
  • « Пускаем облачко» – [о]. Исходное положение – стоя, руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки соединяются, кисти складываются. Изображая букву О продвигаются вперед – выдох.
  • «Держим большой мяч» – [э]. Исходное положение – стоя, руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки перед грудью – выдох: «Э-э-э».
  • «Маятник» – [ы]. Исходное положение – стоя, руки опущены. Прямые руки со сжатыми кулаками вперед – вдох. Прямые руки со сжатыми кулаками отводятся назад – выдох: «ы-ы-ы».
  • «Поймай лучик» [и]. Исходное положение – стоя, руки опущены – вдох. Руки плавно поднимаются вверх – выдох: «И-и-и».

Пропевание гласных и их сочетаний с различной силой и высотой звучания

Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки вверх («на горку») сила голоса увеличивается, движение вниз («под горку») – уменьшается. При горизонтальном движении руки сила голоса постоянна. Дети соизмеряют силу голоса и пропевают заданный звук тише, или громче ровным голосом с опорой на наглядный материал.

Угадывание и проговаривание гласных звуков по соответствующим движениям

Звук [а] – хлопок в ладоши перед грудью, звук [и] над головой, звук [о] – по коленям, звук [у] – удар кулаком об кулак (горизонтально), звук [э] – тыльными сторонами кисти друг о друга, звук [ы] – удар кулаком об кулак (вертикально). Предлагается для угадывания серии, соответствующие 3-4 звукам (3-4) серии.

Игры с мячом для закрепления произношения гласных звуков и развития плавного, сильного выдохов

Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

Взрослый предлагает пропеть заданный звук, одновременно прокатывая мяч по полу или шарик по столу. Ребенок делает вдох и плавно катит мяч взрослому: А-а-а.

Игра «Мячик мы ладошкой стук, повторяем дружно звук»

Взрослый предлагает ребенку, когда он услышит звук [а], стукнуть мячом об пол. Поймав мяч, ребенок повторяет звук. А-У-О-У-А-А-О-У.

Материал подготовлен: учителем – логопедом: Лобаревой Е.В. из литературы: Крупечук, О.И. Исправляем звукопроизношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств/ О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева – СПб.: Идательский дом «Литера», 2010.



Предварительный просмотр:

Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

 «Горячий – холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
(Горячий – холодный. Хороший - плохой. Умный - глупый. Весёлый - грустный. Острый - тупой. Гладкий - шероховатый.)

«Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
(Идёт - человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит  -ручей, время, животное, человек, дорога… Летит - птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт - рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…)

«Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
(Красный -мак, огонь, флаг. Оранжевый -апельсин, морковь, заря. Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа. Зелёный-огурец, трава, лес. Голубой -небо, лёд, незабудки. Синий- колокольчик, море, небо. Фиолетовый -слива, сирень, сумерки.)

 « Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
( Голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.)

 «Подбери признаки»

Цель: активизация глагольного словаря.
«Что умеют делать белки?» ребенок отвечает на вопрос. (Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.)

 «Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
- что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
- что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
- что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
- что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

«Кто как разговаривает?»

Цель:  расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
(Корова  мычит. Тигр  рычит. Змея шипит. Комар пищит. Собака лает. Волк воет. Утка крякает. Свинья хрюкает)

«Слова - приятели»

Ребенка просят подобрать синонимы к предлагаемым словам:

1-й вариант. Как можно по-другому сказать о печальном человеке? (Грустный, расстроенный.)

2-й вариант. Каким словом можно заменить слово «конь»? (Врач, лошадь, чашка, пища и т.д.)

Рекомендации учителя -  логопеда для развития речи детей 4-5 лет:

-  Разговаривать о том, что произошло сегодня.

- Рассказывать детям простые шутки.

- Побуждать их по – новому играть со старыми игрушками.

- Давать детям задания, развивающие самостоятельность.

- Отвечать на вопросы «вглубь и вширь», задавать свои вопросы.

- Предлагать для творчества необычные материалы (лоскутки, шерстяные нитки, пуговицы, проволоку и пр.)

Желаю успехов Вам и вашим детям!!!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

(МАДОУ д/с «Алёнка»)

https://slide-share.ru/image/314916.jpeg

Материал подготовлен: Лобаревой Е.В

учителем – логопедом: из источников: infourok.ru; multiurok.ru; nsportal.ru.

Речь  – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

 

 Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей  – это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться правил:

- Нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;

- Следите, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;

- Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;

- Следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;

- Исправляйте ошибки в речи, но не наказывайте за ошибки, не передразнивайте, не допускайте раздраженного тона. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.

Артикуляционная гимнастика –  это выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. 

 «Рыбка шевелит губами».
Смыкать и размыкать губы.

«Улыбка»
Растянуть губы в стороны, не показывая зубов (удерживать до 10).
«Трубочка»
Вытянуть губы вперед, как хоботок. (удерживать до 10).

«Лопаточка»
Рот открыт, удерживать широкий язык на нижней губе под счет: до 5, до 10.

«Иголочка»
Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую.

«Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.

«Часики»
Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз).

«Качели»
Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).

 

«Зубная фея». Чистим зубной щеткой зубы, язычок и щеки с внутренней стороны (без сильного надавливания).

Пальчиковые игры -  не только развивают мозг малыша, но и помогают снять эмоциональное напряжение.

«Дружба»        

Дружат в нашей группе (пальцы рук соединяют)
Девочки и мальчики. в замок
(несколько раз) 
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
(пальцы с мизинчика поочередно)
Начинаем мы считать.
(соединяют друг с другом)
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать
(Руки вниз, встряхивают кистями) 

 «Транспорт»

Автобус, троллейбус, машина, трамвай – («Пересчет» пальчиков)

О них ты на улице не забывай.      

В морях – корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда. (Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного)

  • «Волшебная бумага». Различные манипуляции с бумагой (ее можно рвать на мелкие кусочки, мять, комкать).
  • «Крышечки». Откручивание-закручивание крышек на банках и бутылках.
  • «Прятки». В глубокую миску насыпаем фасоль, горох или крупные макароны и прячем в них маленькие игрушки из киндер-сюрпризов.

«Рисование на подносе». Рисование пальчиками на подносе, на котором тонким слоем насыпана мука или манка.

«Ватные палочки». Играем с ватными палочками, по одной вытаскивая их из баночки, а потом засовывая обратно.



Предварительный просмотр:

 

 «Этот пальчик» 

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

Массируют поочередно пальчики, начиная с мизинца.

«Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом

Есть нора - надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждое двустишие. Удары ладонями и кулачками поочередно.

  «На кормушке»

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

На каждое название птицы загибают по одному пальчику. Опять сжимают и разжимают кулачки.

   

   

  Кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки, поэтому развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны.

                   Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.        Когда Вы совместно играете в  пальчиковые  игры с ребёнком, ваше «чадо» получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

                   Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для детей являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

«Подарки» 

Дед Мороз принёс подарки:

Буквари, альбомы, марки,

Кукол, мишек и машины,

Попугая и пингвина,

Шоколадок пол - мешка

И пушистого щенка.

Дети «шагают» пальчиками по столу.

На каждое название подарка загибают по одному пальцу сначала на правой, потом на левой руке.

«Как у нас семья большая»

Как у нас семья большая

Да веселая.

Два у лавки стоят,

Два учиться хотят,

Два Степана у сметаны

Объедаются.

Две Дашки у кашки

Питаются.

Две Ульки в люльке

Качаются.

Ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно.

Загнуть большие пальцы на обеих руках.

Загнуть указательные пальцы на обеих руках.

Загнуть средние пальцы.

Загнуть безымянные пальцы.

Загнуть мизинцы.

Желаю успехов!!!

Чем больше внимания вы будите уделять кистям рук ребенка (поглаживание и разминание пальчиков, загибание и разгибание их), тем активнее у них развиваются мозг и речь. Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Этапы разучивания игр:

  1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
  2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
  3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
  5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

                 Дорогие Родители!

            Пальчиковые игры побуждают детей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке. Вызывайте положительные эмоции у ребенка. Я  подготовила для вас и ваших детей небольшую подборку пальчиковых игр, в которые вы можете играть дома.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

(МАДОУ д/с «Алёнка»)

«Роль пальчиковых игр в речевом развитии детей» 

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский

http://ds224.inkaut.ru/img/publeimg/54/122/image-8379.jpg

Материал подготовлен:

учителем – логопедом:

Лобаревой Еленой Викторовной

из источников: «Роль речи в развитии восприятия детей» А.А. Люблинская, Психология дошкольника. «Картотека пальчиковых игр для детей 4- 5 лет. Н. В. Нищева»

«Наша квартира» 

В нашей комнате – столовой

Есть отличный стол дубовый,

Стулья – спинки все резные,

Ножки гнутые, витые.

И ореховый буфет

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых – спальне

Есть для платьев шкаф зеркальный,

Две широкие кровати

С одеялами на вате

И березовый комод,

Мама там белье берет.

А в гостиной кресла есть.

Телевизор смотрят здесь.

Есть диван и стол журнальный,

В стенке – центр музыкальный.

На каждое название мебели дети загибают по одному пальцу сначала на правой, потом на левой руке.

«Ботинки» 

Всюду, всюду мы вдвоем

Неразлучные идем.

Мы гуляем по лугам.

По зеленым берегам.

Вниз по лестнице сбегали.

Вдоль по улице шагали.

После лезем под кровать,

Будем там тихонько спать.

Средний и указательный пальчики «шагают» по столу. Дети загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку. Кладут ладони на стол.

 



Предварительный просмотр:

Профессиональная деятельность учителя-логопеда ДОУ направлена на оказание своевременной коррекционно - педагогической помощи детям с речевыми нарушениями. Одной из основных задач учителя - логопеда является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
        Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми.

Дети с нарушениями речи, безусловно, нуждаются в квалифицированной помощи логопеда. Некоторые родители понимают серьёзность речевых нарушений и значимость логопедических групп. Но иногда логопеду приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители 4 - 5-ти летних детей не подозревают о последствиях, считая, что у их ребенка все в порядке или само нормализуется к школе.

Родителям знать,  ВАЖНО!

  • Речевые дефекты сами собой не исчезают. Если их своевременно не устранить, то нарушения закрепляются, становятся стойкими, а дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются.
  • В логопедическую группу детского сада, зачисляются дети со схожими речевыми нарушениями, с сохранным интеллектом и слухом, обычно в возрасте 5-ти лет на один-два года обучения, после прохождения ПМПК.
  • Бояться ПМПК не следует. Прежде всего, обследование проводится исключительно в интересах ребенка. В состав ПМПК входят: руководитель комиссии, логопед, дефектолог и психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-педиатр. Заключение ПМПК носит рекомендательный характер. Родители будут осведомлены об особенностях речевого развития ребенка, а итоговое решение о поступлении в логогруппу всегда остается за ними.
  • Существуют различные речевые нарушения (ОНР, ФФНР, дизартрии и т. д., )
  •  Логопедические группы ДОУ – такая форма коррекционного обучения, которая способствует постепенному развитию всех компонентов речи. Вопреки распространенному мнению, логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе ведётся по развитию у детей внимания, зрительного и слухового восприятия, памяти и мышления, расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи, обучение грамоте. Логопедические занятия дают хорошую подготовку детям к школьному обучению.

Занятия в логопедической группе способствуют постепенному развитию всех компонентов речи:

  • правильное произношение звуков и применение их в различных ситуациях;
  • выполнение звукобуквенного анализ и синтез слогов и слов, необходимый для успешного обучения чтения и письму;
  • расширение и обогащение словарного запаса детей;
  • развитие связной речи и обучение грамоте;
  •  расширять и активизировать словарного запас наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, правильно соотносить слова с образом предмета, использовать обобщающие понятия.

Преимущество логопедических групп:

  • Наполняемость группы 10 человек.
  • На группе работают учитель-логопед, педагог-психолог, 2 воспитателя, помощник воспитателя.
  • С детьми работают опытные воспитатели исключительно с педагогическим образованием и окончившие специальные логопедические курсы, учитель-логопед с высшим коррекционным образованием.
  • Помимо групповых занятий, логопед занимается коррекцией речи детей в индивидуальном порядке, с каждым ребенком отдельно, работая над проблемами конкретного ребенка. Так что, можно сказать, что внимание детям здесь уделяется больше, чем в обычной группе.
  • Обучение правильной речи осуществляется в процессе регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у вашего ребенка динамический стереотип грамотной и правильной речи группы.
  • По уровню подготовки к школе выпускники логопедических групп зачастую обгоняют детей, посещавших массовые группы.

В остальном же логопедическая группа ни в чем не отличается от обычной – тот же распорядок дня, те же прогулки, те же утренники, то же самое питание.

Материал подготовлен: учителем – логопедом: Лобаревой Еленой Викторовной из источников: http://logoportal.ru/statya-16786.html; maam.ru



Предварительный просмотр:

Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 4 - 5 лет.

1. Словарный запас 2000 слов и более.
2. Бурно развивается «словотворчество».
3. Проговаривает действия, когда играет один с игрушкой.
4. Активно использует в речи обобщающие слова, наречия, прилагательные, множественную форму существительных, антонимы, синонимы.
5. Называет животных и их детенышей, времена года.
6. Читает наизусть небольшие стихотворения, пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых.
7. Понимает значение предлогов (в, на, за, по, до, вместо, после и т.д.), союзы (куда, что, когда, сколько и т.д.).
8. Ребенок проговаривает свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж) звуки, иногда наблюдается их смешение в связной речи.
9. Выговаривает слова из 4 слогов; составляет предложения из 5-8 слов.
10. Появляется монологическая речь.

Отклонения в речевом развитии ребёнка 4 – 5 лет

Лексические нарушения: бедность словарного запаса, неправильное понимание смысла и значения слова.
2. Нарушения структуры слов: перестановки или пропуски слогов при произношении.
3. Ритмические отклонения: послоговое произношение слов, слишком быстрый или наоборот слишком медленный темп речи, запинки и необоснованные паузы, заикание.
4. Проблемы с произношением: пропуск и замена звуков [Р] на [Л] или [Й]; [Л] на [ЛЬ], нечеткое произношение.
5. Неправильное построение предложений.
6. Сложности с составлением кратких рассказов и пересказами маленьких текстов.

Характерные особенности развития речи детей 4 – 5 лет


1. Фразовая речь ребенка усложняется, становится разнообразней, правильнее, богаче.
2. Активный и пассивный словарный запас непрерывно увеличивается.
3. Предложения усложняются, состоят уже из 5-6 слов. 
4. В речи ребенок использует предлоги и союзы, сложноподчененные и сложносочиненные предложения. 
5. Звуковая сторона речи развивается, совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение согласных; многие звуки произносятся более правильно и четко; исчезает замена шипящих и свистящих звуков.
6. Уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии. 
7. Дети довольно легко запоминают и рассказывают сказки, стихи, передают содержание картинок, могут отвечать на вопросы по содержанию литературных произведений, передавать своими словами личные впечатления. В этом возрасте начинается оречевление игровых действий, что свидетельствует о формировании регулятивной стороны речи.
8. Речь становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи. 
                                                         Методы развития.
Очень важно, помогать ребенку, развивать речь самостоятельно. Начиная с четырех лет словарный запас у детей быстро увеличивается. Поэтому для того чтобы ребенок научился правильно разговаривать,  вам родителям следует обратить внимание на следующие рекомендации:
1. В разговоре со своим ребенком говорите правильно, не коверкая слова, четко и внятно (без лепета и «детских слов»).
2. Развивайте у ребенка мышцы челюсти и языка (для этого есть нехитрые упражнения, например: нужно надувать щеки, полоскать рот, перекатывать воздух из одной щеки в другую и т.д.).
3. Как можно больше читайте ребенку. Небольшие стихи и сказки – лучший вариант.
4. Не плохо, было бы, выполнять артикуляционную гимнастику.
5. Разговаривайте со своим ребенком, отвечайте на его вопросы, просите рассказывать о тех или иных событиях, составлять маленькие рассказы (по картинкам, описание предмета).
6. Развивайте мелкую моторику, речевое дыхание, темп и ритм произношения с помощью музыкальных занятий.
7. Не ограничивайте общение ребенка со сверстниками.
8. Старайтесь облекать занятия в игровую форму, не стоит принуждать ребенка.
9. Увеличивайте занятие постепенно, доделывайте начатое до конца, если ребенок не справляется с заданием, переключитесь на более легкое.
10. Создавайте у ребенка ситуацию успеха, он должен верить в свои силы.
11. Ни в коем случае не ругайте ребенка за то, что он неправильно разговаривает, относитесь к этому недостатку с терпением, а к ребенку с любовью. 

Материал подготовлен: учителем – логопедом: Лобаревой Еленой Викторовной из источника:  infourok.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тетрадь взаимосвязи учителя –логопеда и воспитателя средней группы

Педагогическая характеристика детей со стёртой формой дизартрии Характеристика детей со стёртой формой дизартрии при разных логопедических заключениях.Рекомендации  по проведению артикуляцио...

Рабочая коррекционно-развивающая программа учителя-логопеда для детей средней группы с тяжелыми нарушениями речи

Рабочая коррекционн-развивающая программа для детей средней группы с тяжелыми нарушениями речи составлена на основе " Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжел...

Конспект коррекционно-развивающего занятия (индивидуальное занятие учителя -дефектолога и учителя-логопеда с ребенком средней группы компенсирующей направленности с ЗПР).

Тип занятия: коррекционно - развивающее.Вид занятия: ознакомление с окружающим миром  и развитие речи.Цель: создание условий для формирования познавательной и речевой активности ребенка посредств...

Тетрадь взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя средняя группа

подбор групповых и индивидуальных заданий в рамках лексической темы...

Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями (средняя группа)

Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями воспитанников средней группы с ТНР....

Конспект индивидуального занятия учителя-логопеда с ребенком средней группы с ОНР на тему «Фрукты»

Данный конспект занятия направлен на обогащение словарь существительными, обозначающими название фруктов; на обучение употреблению в речи обобщающего слова «фрукты»; образовыванию множеств...

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя средней группы для детей с тяжелыми нарушениями речи

В методической разработке представлен опыт  по организации взаимодействаия учителя-логопеда и воспитателя в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Понедельное тематическое планиров...