массаж пальчиков
картотека по логопедии

Андреева Ольга Владимировна

Картотека массажа пальчиков с использованием массажера Су-Джок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл massazh_palchikov.docx39.35 КБ

Предварительный просмотр:

Массаж и самомассаж   № 1 «Звери» (Су - Джок)

Массаж и самомассаж   № 3  «Медведь» (Су - Джок)

Правая рука,

Дети любят всех  зверей:

Птиц, и ящериц, и змей,

Пеликанов  журавлей,

Бегемотов соболей,

 Голубей и глухарей.

Левая рука

И клестов, и снегирей.

Любят горного козла,

Дикобраза и осла,

Черепаху и ужа.

Кольцо из  массажера Су – Джок катаем  по пальцу вверх, вниз, сменяя палец, начиная с большого пальца,  на каждую новую фразу.

Правая рука,

Шел медведь  к своей берлоге

Да споткнулся на пороге.

«Видно, очень  мало сил

Я на зиму накопил», -

Так подумал и пошел

Левая рука

 Он на поиск диких пчел.

Все медведи -  сладкоежки,

Любят, есть медок без спешки,

А наевшись, без  тревоги

До весны сопят в берлоге.

Кольцо из  массажера Су – Джок катаем  по пальцу вверх, вниз, сменяя палец, начиная с большого пальца,  на каждую новую фразу

Массаж и самомассаж  № 2    «Колечки» (Су - Джок)

Массаж и самомассаж  № 4«Мячик» (массажный мяч)

Правая рука,

Птичек мы окольцевали,

Наблюдали, узнавали,

Улетев, в какие дали,

Где морозы переждали,

Что пернатые клевали,

Левая рука

Гнезда, где свои свивали.

Где вы яйца отложили,

Как вы бури пережили,

Сколько вы, в конце концов,

 В гнездах вывели птенцов.

Кольцо из  массажера Су – Джок катаем  по пальцу вверх, вниз, сменяя палец, начиная с большого пальца,  на каждую новую фразу

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем  мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук.

Катаем мячик между ладонями,

Смена рук,

 соответственно тексту,

смена рук,

соответственно тексту,

смена рук,

соответственно тексту,

смена рук,

переброс  мяча из рук в руку

Массаж и самомассаж  № 5 « 17 Бусин»

Массаж и самомассаж  № 7 « Четки - 1»  

Заяц и ежик на встречу друг другу

Шли по дорожке, по полю по лугу.

Центральная бусина

Встретились – и разбежались они.

Быстро бежали – поди догони!

Не догонишь!

Нужны бусы с одной большой бусиной посередине.

Ребенок берется за край и перебирает бусы, пока не дойдет до центральной бусины, а затем двигается от центра к концу. Бусы перебираются на ударный слог.

Чётки мы перебираем,

Всё на свете мы считаем.

За день всходит только раз

 В синем небе солнце глаз.

И гордится голова:

У неё – то глаза два!

Смена руки

Мы  пускаем пузыри:

Раз пузырь и два и три.

Мы считаем дырки в сыре:

Раз и два, и три, четыре.

Будем пальчики считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Ребенок проговаривает строчку и  откладывает бусину (но не как на счетах, а держа чётки этой же рукой).  Работают 1,2 и 3 пальцы, а 4,5 держат чётки.

Массаж и самомассаж  № 6 «Китайские шары»

Массаж и самомассаж  № 8 «Четки - 2»

Вы видали циркача?

Мяч ведет вокруг мяча!

Смена руки

Кружит с видом знатока,

Будто шмель вокруг цветка.

Берем два каучуковых мяча, кладем их в одну руку и без помощи второй руки стараемся обвести один мяч вокруг другого.

Чётки мы перебираем,

Всё на свете мы считаем.

И заходит только раз

Целый вечер  солнца глаз,

И гордится голова –

У неё и уха два.

И на ветках – снегири:

Раз снегирь и два, и три.

И изюминки в пломбире:

Раз и два, и три, четыре.

И утят считает мать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Ребенок проговаривает строчку и  откладывает бусину ( но не как на счетах, а держа чётки этой же рукой).  Работают 1,2 и 3 пальцы, а 4,5 держат чётки.

Массаж и самомассаж  № 9 «Разминка» (массажный мяч)

Массаж и самомассаж № 11  «Пульки»

Мячик сильно пожимаем

И ладошку  поменяю.

Здравствуй мой веселый мячик,

Скажет утром  каждый пальчик,

Брат у брата мяч берет,

Только брату отдает.

По  столу круги катаю ,

Из-под рук не выпускаю.

Взад-вперёд его качу;

Вправо-влево – как хочу.

Поиграю я в футбол

И забью в ладошку гол.

Сверху левой, снизу правой

Я его катаю  - браво.

Поверну, а ты проверь –

Сверху правая теперь!

Движения с мячом выполняются  соответственно тексту, сменяя руки.

Катание мяча между большим и другими пальцами. На каждое слово – один пальчик, а смена рук – после каждой строчки.

Катание мяча по столу мячик

 соответственно тексту,

Это четверостишье повторяется два раза сменив руку.

переброс  мяча из рук в руку,

Смена рук,

 соответственно тексту,

Круглую рожицу, а не косую

Каждому пальчику я нарисую.

Пальчики, как озорные мальчики, -

Целых четыре весёлых братишки.

Смена рук

Пятый братишка – на голову ниже,

Только умишком и он не обижен.

Даже такое порою бывает:

Маленький всем четверым помогает!

Катание пульки между большим и другими пальцами. На каждую строчку – один пальчик, а смена рук – после четверостишия.

Массаж и самомассаж   № 10 - 1  «Горох »

Развитие координации пальцев  №  12 « Бурундук»

В ведро насыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

Делаем «сухой бассейн» с фасолью или горохом. В пластмассовые ведра  насыпают горох или фасоль и, соответственно материалу, подбирают стихотворение (на дне «бассейна» прячется игрушка из киндер-сюрприза).

Правая рука,

Поднял ушки бурундук,

Он в лесу услышал  звук:

 - Это ч то за громкий стук,

Тук да тук, тук да тук?

 -  А пойдем, -  сказал барсук,-

Левая рука

Сам увидишь этот трюк:

Это дятел сел на сук

И без крыльев, и без рук

Ищет он, где спрятан жук, -

Вот и слышен перестук!

Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному и щелкает.

На каждую строчку новый палец.

1рука – начало с мизинца.

2 рука - начинает с большого пальца.

Массаж и самомассаж   №10  - 2 « Фасоль»

В ведре не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль. 

На дне – игрушки для детей,

Мы их достаем без затей.

В пластмассовые ведра  насыпают горох или фасоль и, соответственно материалу, подбирают стихотворение (на дне «бассейна» прячется игрушка из киндер-сюрприза).

Развитие координации пальцев  №  13 «Репка»

Развитие координации пальцев  №   16 «Птичка»

Правая рука,

Тянут, тянут,

Бабка с дедокой

Из земли

Большую репку:

«Вот пришла бы

 Левая рука

Наша внучка,

Помогла б

 Собачка Жучка.

Где же кошка,

Мышка – крошка?»

Хоть держалась крепко,

Вытянулась репка!

Вытягивание пальцев за ногтевую пластину.

На каждую строчку новый палец.

1рука – начало с мизинца.

2 рука - начинает с большого пальца.

Соединяем пальцы домиком.

Потом подняли пальцы вверх.

Правая рука,

Ищет птичка и в траве,

 И на ветках, и в листве, 

Левая рука

И среди больших лугов

Мух, червей, слепней, жуков.

Поочередное соединение всех пальцев с большим. На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: 2,3,4,5,5,4,3,2. Затем смена рук.

Развитие координации пальцев  №   14 «Цепочки»

Развитие координации пальцев  №   15 «Ладонь - кулак»

Впереди -  селен,   красив –

Тянет всех локомотив.

Мы сцепились,  как вагоны:

Дайте нам скорей «Зеленый»!

Мы -  вагончики трамвая,

Тоже вместе быть желаем.

 Мы – машины и прицеп.

Очень крепок этот сцеп.

Так же крепко взяв за руку,

Объяснил дедуля внуку:

«Много есть людей вокруг –

Всех важнее верный друг!

Он тебя всегда поймет

И на выручку придёт!»

Потягивание сцепленных пальцев в виде колечек (цепочек) в противоположные стороны.

На каждое  двустишие.

Большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы

Вся ладонь

Беремся за запястье противоположной руки.

Руки, как глазки,

Закрылись - открылись,

Словно из сказки

Они появились.

Один кулак  - одна ладошка,

И поменяй их быстро, крошка!

Теперь – ладошка и кулак,

И всё быстрее делай так!

Руки ладонями вниз на столе. Затем одновременно сжимают в кулак и снова ложатся ладонями на стол.

А теперь правая рука сжимается в кулак, левая – прямая, затем смена рук: одновременно правая распрямляется, а левая – сжимается в кулак.

Развитие координации пальцев  № 17  «Ножки»

Развитие координации пальцев  №  20   «Пианист»

 

Наши пальчики

как  ноги,

Побежали

По дороге.

Очень быстро

 Мы бежали,

Но споткнулись

И упали.

Соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой (наискосок)-  это первая пара,  после чего пару размыкают, обводят  с разных сторон и делают вторую пару. Делаем пальцами, так как будто они шагают по пальцам.

Выполняем движения соответственно тексту,

Пианист Бемоль

В музыке король.

Говорит бемоль

Ноты, как пароль:

«До, ре, ми, фа, соль,

Принесите соль.

До, ре, ми, фа, соль,

 Посолить фасоль».

Пальцы опускаются на стол по порядку – от мизинца к большому – на каждый слог стиха. После каждой строчки – смена рук.

Развитие координации пальцев  № 18  «Пальчики  кивают»

Развитие координации пальцев  №  19 «Горошки»

1рука – начало с большого пальца

Вот и встретилась семья,

Рад тебя увидеть я.

Всех мы в гости пригласили,

Всех здороваться учили.

В знак приветствия  кивать

2 рука - начинает с мизинца.

 Может пальчик номер «Пять»,

Безымянный может ниже,

Средний – силой не обижен,

Этот – знает все на свете,

А вот этот любят дети!

Руки на уровне груди, пальцы вверх, ладони смотрят друг на друга. На каждую строчку -  «кивание» одного пальца 2 – 4 раза.

 

С блюдца я беру горошки,

Словно птица клювом крошки.

И полны мои ладошки –

Руки держат все горошки.

Насыпаем в блюдце, ребенок большим и указательным пальцем берет горошины одну за другой и удерживает их в руке, и так набирает целую горсть. После двустишья -  смена рук.

Упражнения с предметом №  21 «Полянка»

с колючим ковриком

Упражнения с предметом № 2 3  «Колодец» 

со счетными палочками

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки.

И катались по траве,

 От хвоста и голове.

Долго зайцы так скакали,

Но напрыгались, устали.

Мимо змеи проползали,

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха – мать.

Шла медведица спросонок,  

А за нею -  медвежонок.

А потом пришли детишки,

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать

И в тетрадочках писать:

Все! Тетрадочки убрали

 И обедать побежали.

Берем квадратный фрагмент порогового коврика «травка» и обе руки делают на нем движения соответственно тексту.

(прыгаем, катаемся, прыгаем, ложимся, ползем, гладим, «переступаем» ребром ладони, шагаем пальцами(2,3 пальцем), раскрываем ладони как книжку, пишем пальцами буквы, бежим).

А из нашего колодца

Никогда вода не льется.

Нет ни кранов и ни труб –

Мы кладём из спичек сруб!

Очень – очень аккуратно

Мы кладем и, вероятно, -

Со стараньем возведен  –

В мире лучшем будет он!

Ровно – ровно, спичку к спичке,

Пусть совсем не для водички,

Понимаем я и ты:

Смотрим мы для красоты!

Складываем счетные палочки в форме колодца, на каждую строчку выкладываем по одной палочки, а если ребенок успевает, то и по две.

Упражнения с предметом № 22  «Прищепка»

с прищепками

Упражнения с предметом № 24 «Мишка»

со стопором

Вот проснулся, встал гусёнок,

Пальцы щиплет он спросонок.

 - Дай, хозяйка, корма мне

Раньше, чем моей родне!

Берем бельевые прищепки и прищепляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого пальца) на каждый ударный слог.

Шёл мишутка – топ да топ –

Вдоль звериных тайных троп,

Но устал и сел на пень

И ему подняться  лень.

Нажимаем пальцем ( кроме большого пальца) на  стопор. Нажим проводится на каждый ударный слог стиха. После двустишия – смена рук.

Упражнения с предметом № 25  «Прогулка»

с крышками        

Упражнения с предметом № 26  «Узловка»

 с веревкой

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперёд шагнули.

смена рук

 И пошли по переулку

На веселую прогулку.

смена рук

Пальцы – словно балеринки,

Но одетые в ботинки.

смена рук

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко.

Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательный и средний пальцы обеих рук.  И «идем»пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая». После каждого двустишия - смена рук.

Лезет, лезет альпинист –

В этом деле он артист.

По скале и по верёвке

Он наверх залезет ловко!

Берем веревку диаметром 4 – 6 мм и завязываем на ней 4-8 узлов. Подвешиваем её вертикально. Ребёнок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как при лазанье по канату) и так двигается дальше.

Упражнения с предметом №  27  «Цапля»

 со счетными палочками

Упражнения с предметом № 28  «Пальцеход»

с пуговицами или аппаратом Кузнецова

Очень длинный клюв у цапли,

Вы длинней найдёте вряд ли.

Клювом меряться пришли

Аисты и журавли.

Нужны 4 счетные палочки. Они раскладываются на столе перед ребёнком, который берёт их одноименными пальцами, от указательного – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку, на каждую строчку – по одной палочке.

Ходит цапля по болоту

На прогулку, на работу –

Очень нужно цапле там

Взять еду своим птенцам!

Нашиваем на плотный материал 16 пуговиц – по 8 в два ряда.

Ребёнок «ходит» по ним указательным и среднем пальцами обеих рук, наступая на пуговицы на каждый ударный слог стиха. Дойдя до конца двустишия, снова переходим к двум первым пуговицам.

Упражнения с предметом №  29  «Друзья»

с эспандером

Упражнения с предметом № 30  «Проглот»

 с носовым платком

Я в друзьях души не чаю,

Я друзей своих встречаю.

Каждый руку мне пожмёт,

Каждый мне привет пошлёт!

Берем кистевой эспандер (резиновое кольцо или любой другой эспандер, который ребенок сможет сжать). Сжимаем на каждый ударный слог. После каждой сточки – смена рук.

У меня живет проглот -  

Весь платок он скушал, вот!

Сразу стало у проглота

Брюхо, как у бегемота!

Берём небольшой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает! Потом предлагаем то же самое сделать ребёнку. Сначала одной рукой, потом другой. Можно одновременно комкать и 2 платка руками.

Упражнения с предметом № 31 «ДОЖДИК» 

с пипетками

Упражнения с предметом № 32  « Птицы»

 с горохом или фасолью

Шлеп – шлеп – шлеп –

Иду по лужам.

Хлюп – хлюп – хлюп –

Вода в ботинках.

Кап – кап – кап –

Мне зонтик нужен.

Оп – оп – оп –

Вода по спинке.

Берем пипетку и на каждый ударный слог капаем в стакан.

Снегирь, и сорока,

и клест, и синицы –

Зимуют у нас эти

чудные птицы.

И чтоб они жили

по – прежнему с нами,

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку

Упражнения с предметом № 33 « Котенок»

с бельевыми прищепками

Упражнения с предметом № 34  «Карандаши»

с карандашом.

Кусается  сильно   котенок – глупыш,

  Он думает: это не палец, а мышь 

(смена рук) 

     

Но я же играю с тобой, малыш,

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

Бельевая прищепка (проверяем на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой).  Поочередно «кусаем» ногтевые фаланги ( от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха). После 1 – го двустишия – смена рук.

Словно ловкими жуками, Пальчиками, как  крючками,

Перехватим карандаш.

Карандаш в руках катаем

И ладошки согреваем.

Очень быстро мы катаем,

Никогда не замерзаем.

Перехватывает карандаш согнутыми указательными пальцами правой и левой руки.

Катает карандаш между ладонями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

брошюра для родителей " массаж пальчиков"

Материал полезен как консультация для родителей....

Массаж пальчиков "Ёжик на прогулке"

Я провела с детьми упражнения с шариком-массажёром Су-Джок...

Массаж пальчиков карандашами для развития мелкой моторики

Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша,  способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук....

Презентация массаж пальчиков"Ежик на прогулке"

Презентация массаж пальчиков"Ежик на прогулке"...

Массаж пальчиков «Ёжик на прогулке»

ull;Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су-Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.•Оборудование: шарик – массажёр Су-Джок....

Массаж пальчиков с шариком Су-джок

Индивидуальная работа...

Консультация кмц. Массаж пальчиков для развития речи у детей: полезные упражнения и весёлые игры

Консультация для родителей детей раннего возраста. Пальчиковые игры, массаж....