Сценарий непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» "Путешествие в зимний лес"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Максимова Татьяна Михайловна

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" "Путешествие в зимний лес".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_dlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий непосредственно – образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие»

Максимова Т.М

Учитель – логопед

МАДОУ «Детский сад № 3 «Ромашка»

 «Путешествие в зимний лес»

Цель: Совершенствование мелкой моторики и координации движений рук, двигательных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством графомоторных упражнений.

Задачи:      

Образовательные:

  1. Активизировать   словарь по теме «Дикие животные» и их особенности жизни зимой.
  2. Совершенствовать грамматический строй речи, навыки словообразования, словоизменения.

Развивающие:

  1. Развивать мелкую моторику рук, координацию речи с движениями.
  2.  Развивать внимание, память, мышление.
  3. Совершенствовать графомоторные навыки.
  4. Уметь осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей, владеть устной речью.
  5. Развивать речь, учить детей отвечать на вопросы предложениями; учить образовывать уменьшительно – ласкательные названия детенышей животных.

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к природе.
  2. Воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества.
  3.  Развивать положительное отношение к образовательному процессу и его результатам.

Основной метод формирования мелкой моторики, лежащий в основе непосредственно-образовательной деятельности это развитие графомоторных навыков.

Методические приемы:

Наглядный – демонстрация, наблюдение

Словесный – заучивание наизусть стихотворений, предварительная беседа о зиме.

Практический -  моделирование, упражнение, иллюстрации.

Приемы:

 Показ действий, показ образа вопросы, пояснение, педагогическая оценка; создание игровой ситуации.

В ходе НОД использовались здоровьесберегающие технологии: физкультминутка, развитие мелкой моторики.

Предполагаемые результаты НОД:

- У детей продолжит развиваться связная речь, тонкая и общая моторика, внимание, память, мышление.

- Дети получат возможность поупражняться в развитии навыков взаимодействия со сверстниками и педагогом, проявить в ходе НОД инициативу и применить полученные знания на практике.

 - Дети закрепят графомоторные навыки.

- У детей продолжит формироваться желание развивать графомоторные навыки.

Оборудование: картинки «Диких животных», резиновые игрушки, следы зайца, пенек, корзина с Су-джок массажерами по количеству детей, схемы «Ежик», счетные палочки, тетрадные листы в клетку по количеству детей, простые карандаши, «катушки» с нитками, мяч.

Ход НОД

        Логопед: Дети заходят в зал и здороваются с гостями.     

Логопед: Сегодня я предлагаю отправиться на прогулку в зимний лес.

Скажите, пожалуйста, кто из вас был в зимнем лесу? (ответы детей). Расскажите, какой лес зимой? (Отвечаем полным предложением…в лесу зимой всё белое; Лес зимой красивый, сказочный; Все деревья и ели в лесу покрыты снегом и т.д. Снег аккуратно украшает деревья, наряжает их в белые шубки. Даже звери надевают новые шубки).

Если нет… Как вы думаете какой лес зимой?

(предполагаемые ответы детей). Ребята, а каких животных мы можем увидеть в зимнем лесу? (ответы детей: волка, белку, зайца, лису). Правильно, молодцы!

       Логопед: А сейчас Максим, Вика, Настя нам расскажет стихотворение про диких животных? Прошу… (имя ребёнка).

  1. Заяц в мех оделся белый

Стало зайчику тепло

Носит белка месяц целый

Про запас грибы в дупло.    

 Молодец!

(имя ребёнка)

      Рыщут волки ночью темной

За добычей по лесам

Меж кустов к тетерке сонной

Пробирается лиса

Молодец! 

(имя ребёнка)     

  1. Прячет на зиму кедровка        

В старых мох орехи ловко

Хвою щиплют глухари.

Зимовать к нам прилетели

Северяне -  снегири.

 Молодец!  

          Ребята, мне очень понравилось, как вы красиво и выразительно рассказали стихотворения.  Вы большие Молодцы! (логопед приглашает детей сесть на стулья).

        Логопед: Как вы думаете, как дикие животные встречают зиму?  (предполагаемые ответы детей). (Какие животные?)

      1 ребенок Медведь обустраивает себе берлогу.

      2 ребенок Заяц меняет серую шубку на белую

      3 ребенок Еж – готовит зимние запасы

      4 ребенок Белка готовит зимние запасы. Осенью они прячут желуди и орехи в лесную подстилку, в дупла и землю.

Логопед: А кто из зверей всю зиму спит?

(Предполагаемые ответы детей): Еж, Медведь, Барсук.

 Логопед: Молодцы!

Логопед: Давайте отправимся в зимний лес, а, чтобы туда нам попасть, проговорим слова: Тропинка, тропинка, в зимний лес нас приведи, пойдём за тобой, а ты впереди

 А теперь пойдем за мной и проговариваем наши слова. Тропинка, тропинка, в зимний лес нас приведи, пойдём за тобой, а ты впереди (Дети идут)

Логопед: Вот мы с вами и очутились в зимнем лесу.

Логопед: Посмотрите, чьи это следы на дорожке? Давайте пойдём с вами по этим следам и увидим, кому они принадлежат.  (Дети идут по следам).

Логопед: Посмотрите, какой большой сугроб, и кто там спрятался за сугробом?

Предполагаемые ответы детей: За сугробом сидит заяц.

Логопед: Заяц замерз и предлагает нам поиграть в игру «Путаницу»

Логопед Давайте встанем около заячьих следов.

 Логопед: Вам надо быть очень внимательными. Я вам буду показывать движения и произносить их, но при этом постараюсь вас запутать. Слушайте меня внимательно.

Логопед: Показывает детям одно упражнение, а говорит совершенно обратное (например, руки вперед, а произносит «руки вверх» и так далее). Ага, кто попался? Будь внимателен (имя ребёнка).

Логопед: Хорошо мы с вами поиграли, молодцы!

Идем дальше по зимние тропинки (Повернулась за логопеды)

Логопед: Повернитесь за мной

По тропинке мы пойдем, (идут по кругу)

На носочки встали (Бегут на носочках)

Ноги выше подымаем, (Ходят высокими шагами)

На сугробы наступаем

На сугробы наступаем

Очень весело шагаем (Дети маршируют)

(2 раза)

Логопед: А кто нас встречает?

- Предполагаемые ответы детей Белка!

Логопед: Ребята, белка потеряла свой домик, давайте поможем найти его.

 А в этом нам помогут волшебные «катушки». Посмотрите на меня, как делаю я. Каждый берите по одной «катушке» правой и левой рукой. Необходимо одновременно двумя руками наматывать нитку на «катушку», и мы придём к домику белки (картинка дупла). Нашли, какие молодцы! (Дети доходят до домика белки)

Логопед: а как называется домик белки? (ответы детей, дупло).

 Логопед: А как называется домик лисы, (нора), а у волка (логово). Замечательно.

Логопед: Я вас приглашаю сесть за столы.

(Дети сели за столы)

Логопед: Посмотрите на меня, нам надо для лисы и для волка провести дорожки к их жилищу. (Логопед показывает образец). Берем два карандаша один – в правую руку, другой – в левую. И ставим карандаши над лисой и над волком и одновременно проводим линии к их жилищу.

Логопед: Какие вы молодцы справились с заданием. (дети встают из-за стола)

Логопед: (Идет к ежу) … Дети пойдемте за мной.

Логопед: (Идут дальше и увидели ежа)

Логопед: Ребята, кто нам встретился на зимней тропе? (ответы детей Еж). А разве ежи не спят зимой? (предполагаемые ответы детей, спят). Правильно, ежи зимой отправляются в спячку. А что же произошло? (Логопед берет ежа в руки. еж сказал, что он потерял своих ежат).

Логопед: Ежик говорит, что потерял своих маленьких ежат и не может никак уснуть. Давайте поможем найти ежат. А что это за корзинка? Давайте посмотрим. Ребята, посмотрите, какие колючие шарики.  На кого они похожи (на маленьких ежат) Возьмите, ребята, по одному ежонку они совсем замерзли давайте их согреем. Сейчас мы сделаем для наших ладошек сделаем массаж. Повторяйте за мной. (Дети повторяют движения за логопедом).

«Ежик»

Мы нашли колючий ежик, нам его не удержать.
Ежик крутится в ладошках, ежик хочет убежать (
дети крутят между ладонями массажные мячи) 

Логопед: Какие вы молодцы! Давайте маленьких ежат отдадим ежу, и они отправятся в спячку (дети вместе с логопедом убирают ежей в корзину).

Логопедом: Вам, понравились эти ежата? давайте, мы с вами попробуем их сделать из палочек. Проходите, пожалуйста, за стол. У вас на столах лежат палочки, возьмите их и выложите ёжика по образцу. (Дети присаживаются за столы и выкладывают ежа из счетных палочек по образцу, логопед подходит к каждому и оценивает работу).

Логопед: Какие вы молодцы!  Вы справились с заданием.

Очень хорошо в лесу, но нам пора возвращаться к себе в сад.

Логопед: (Давайте произнесем слова, которые нам помогут вернутся в сад)

Тропинка, тропинка, нас в сад приведи, пойдём за тобой, а ты впереди.

Логопед: Ребята, вот мы и вернулись в детский сад.

Рефлексия.

Логопед: Мне так понравилось в зимнем лесу. Расскажите, какое задание или игра вам понравилась? Что запомнилось больше всего? Вы большие молодцы!

Логопед: Давайте нашим гостям скажем до свидания!

Список литературы

  • Н. В Нищева Конспекты подгрупповых занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 6 до 7 лет. Сентябрь – январь. СПб.:

ООО «Издательство Детство – ПРЕСС», 2015.

  • Трясакова Т.П Развитие межполушарного взаимодействия у детей прописи Издание 3-е  / 2018
  • Трясакова Т.П Развитие межполушарного взаимодействия у детей раскраска с заданиями Издание 2-е  / 2018
  • Трясакова Т.П Развитие межполушарного взаимодействия у детей прописи.  Издание 3-е  / 2018
  • Уроки логопеда О.И Крупенчук  Научите меня говорить правильно Комплексная методика подготовка ребенка к школе для  детей 4 – 6 лет издание 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» «Путешествие по русским народным сказкам» (для детей раннего возраста 2-3 лет) с использованием мнемотехники

Предложены игровые задания для детей: "Узнай сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т.е. по характерным признакам и действиям героев), по мнемокартинкам", "Покажи сказку (театрализованная игра...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» «Путешествие по русским народным сказкам» (для детей раннего возраста 2-3 лет) с использованием мнемотехники

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» «Путешествие по русским народным сказкам» (для детей раннего возраста 2-3 лет) с использованием мне...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «Путешествие по замку Зимы»

Занятие интегрированное и сочетает в себе образовательные области:- «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром)- «Социально-коммуникативное развитие»- «Ре...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «Путешествие по замку Зимы» план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Занятие интегрированное и сочетает в себе образовательные области:- «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром)- «Социально-коммуникативное развитие»- «Ре...

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области <<Речевое развитие>> "Путешествие в зимний лес".

Целью занятия является совершенствование мелкой моторики и координации движений рук, двигательных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством графо моторных упражнений. Основные...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему "Зимние забавы"

активизировать и обогащать словарный запас существительными зима, мороз, снег, снежинка, снегопад, вьюга, образовывать от существительного прилагательные, отвечать на вопросы по содержанию карти...