Роль мелкой моторики в речевом развитии детей в группах компенсирующей направленности.
статья по логопедии (старшая группа)

Войко Людмила Валерьевна

Важность мелкой моторики в развитии речи детей!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья 17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Мелкая моторика и речевое развитие детей групп компенсирующей направленности с ТНР

           Работая много лет воспитателем в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, понимаешь, как важна для развития речи мелкая моторика. С каждым годом детей с нарушениями речи становится все больше и больше. Поэтому развивать мелкую моторику необходимо с самого раннего возраста. Главный период активного освоения ребенком разговорной речи дошкольный период.  Чем раньше развивается речь, тем свободнее ребенок будет ее использовать в будущем.

          В связи с этим система воспитания и обучения детей предусматривает специальные коррекционные мероприятия в этом направлении. Успешность развития мелкой моторики рук во многом зависит от того, как организована работа в дошкольном образовательном учреждении. Построение образовательного процесса по комплексному тематическому принципу, с учетом интеграции образовательных направлений, позволяет достичь цели полноценного развития ребенка.

           Важным условием развития мелкой моторики у детей в группе является создание предметно-развивающей среды, где каждый предмет соответствует своим целям и задачам.

            Игры математического содержания направлены на развитие мелкой моторики, а с ее помощью стимулируют сенсорные функции (зрительное восприятие, осязание, слух), активизируют также процессы мышления, внимания, восприятия, памяти. Для лучшего результата нужно подключить игру на логику и смекалку ребенка. Это палочки Кюйзенера и блоки Дьеныша, доступные на визуальной основе, знакомые с формой, цветом, размером предметов, но конечно же их мелкой моторикой. Это цветные палочки. Это различные упражнения по измерению, подсчету предметов, поиску и подсчету небольшого предмета, который представлен на рисунке.

          Развивающая среда должна соответствовать лексической тематике. Введу тему "транспорт". Выкладываются схемы выполнения пальчиковых игр с изображением вида транспорта-изображение корабля: "Корабль плывет по реке, а он трусит, как печка", лодки: "лодка плывет по реке, оставляя на воде кольца", яхты: "две ладони сожмут и море поплывет". Две ладони - это моя лодка, поднимаю паруса, синее море плывет " и т. Схематично изображает различный транспорт, его приклеивает (дети под схему кладут любой транспорт). Нарисуйте вертолет, лодку, автомобиль на манной крупе или песке. Игры: "ремонт автомобиля "(из геометрических фигур выложен транспорт, какие детали отсутствуют.), прием.

             По опыту могу сказать, что дети очень любят работать с соленым тестом (мука, вода, соль) - легко разогреваются, хорошо формуются. Кроме того, после высыхания такие поделки можно раскрасить красками и затем использовать в игре.

            Для развития точности и уверенности движений рук я использую игры, в которых детям нужно провести параллельные линии в определенном направлении: игра "Соедини линии", игра " Кто чей?" Задача-четкими прямыми линиями соединить между собой утку с утятами, курицу с ). Игра "парашютисты" (в верхней части листа нарисованы цветные маленькие кружочки - парашютист. Нижний круг – место посадки. Ребенку нужны точные движения по прямым линиям сверху вниз, чтобы "посадить" своих десантников). Есть интересный способ развить графические навыки, если дети уже знают цифры: например, игра "трансформация" заключается в том, что ребенок на листе соединяет цифры для того, чтобы получилась какая-нибудь картинка.

            Я в играх для развития моторики использую натуральные материалы: семена, фрукты, фасоль, крупы.  Приносятся карточки схемы для выкладки разных узоров, чтобы ребенок мог справиться самостоятельно. Этот материал актуален, например, для использования в такой игре, как: "закончи, разложи" - суть которой заключается в том, что детям представлена картинка, которую необходимо дополнить какими-то элементами. Например, на листе изображены крыша и стена дома, ребенок должен догадаться нарисовать окно, трубу, забор или любой элемент на картинке. Затем нужно заполнить рисунок, выложив в соответствии с цветом крупы, семена или бусины, тем самым раскрасив рисунок. Это задание развивает не только моторику и логику детей, но и воображение. В ходе всех представленных игр необходимо, чтобы ребенок произносил свои мысли и действия словами для лучшего развития своей речи.

            Для развития мелкой моторики используются мешочки с крупами (горох, фасоль, бобы), массажное оборудование: массажные шарики, отходы производства-шишки, камешки, грецкие орехи," яйца " из киндер-сюрпризов, объемные карандаши.  Тренажер: "кто умный" - скручивание и откручивание крышек. Тренажер: "пуговицы" - крепление и крепление различных резных фигурок.

Использование сухих бассейнов для рук: с мелкими пуговицами, фасолью, манной крупой, песком. Также я использую технику самомассажа с помощью массажных мячиков.

          Дети любят делать друг другу игровой массаж, проговаривая стихотворение. Произнося эти слова, дети ритмично двигают расслабленными пальцами вверх и вниз по спине. Такие игровые массажи позволяют ребенку развивать мелкую моторику, а значит и речь.

            Я  могу сделать главный вывод - что движения пальцев рук оказывают особое развивающее воздействие. Двигательный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и, самое главное, речи. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у дошкольников во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, а главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Список использованной литературы:

Борисенко Н.Г Наши пальчики играют.-Екатеринбург-Паритет.2005.24 с.

Новикова О. М. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры / О. А. Новикова-Москва: АСТ, 2007.

Пименова Е. П. пальчиковые игры /Е. П. Пименова-Ростов-на-Дону, "Феникс", 2007.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: письма и приказы Министерства образования и науки РФ.- М.: Торговый центр Сфера, 2015-96 С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль мелкой моторики в развитии детей младшего дошкольного возраста

Целенаправленная систематическая и планомерная раота по развитию у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мо...

Консультация для педагогов "Роль мелкой моторики в развитии детей младшего дошкольного возраста "

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. В раннем и младшем дошкольно...

Статья "Роль мелкой моторики в развитии детей"

влияние развития мелкой моторики на развитие детей...

Представление практического опыта для педагогов ДОУ в интегрированной деятельности по художественно-эстетическому и речевому развитию детей средней группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Представление практического опыта для педагогов ДОУ в непосредственно образовательной интегрированной деятельности по художественно – эстетическому и речевому развитию детей средней группе компе...