Технология ТРИЗ в речевом развитии дошкольников
презентация к уроку по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Калинина Ольга Николаевна

ТРИЗ - теория решения изобретательных задач помогает в развитии речи дошкольников. Вариантов использования ТРИЗ множество. В данной презентации небольшой "кусочек",как можно интересно,увлекательно провести занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_triz_v_rechevom_razvitie_doshkolnikov.pptx1.2 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Технология ТРИЗ в речевом развитии дошкольников» Калинина О.Н. учитель -логопед МБДОУ «Детский сад № 221»

Слайд 2

ТРИЗ – Т еория Р ешения И зобретательных З адач . Основатель технологии Генрих Саулович Альтшуллер изобретатель, писатель - фантаст "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта" (Генрих Саулович Альтшуллер ).

Слайд 3

Основная задача ТРИЗ – технологии это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры.

Слайд 4

Дидактические принципы Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора . Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения. Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность. Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих . Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

Слайд 5

Методы технологии ТРИЗ обучение детей творческому рассказыванию по картине; работа с противоречием; обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок; обучение детей созданию образных характеристик объектов; обучение детей сочинительству и словотворчеству; обучение детей составлению текстов сказочного содержания.

Слайд 6

Создание текстов сказочного содержания Обучение составлению загадок Составление рифмованных текстов Развитие речи дошкольника методами ТРИЗ Обогащение словаря Обучение составлению сравнений Обучение творческому рассказыванию по картине Аналогия. Мозговой штурм

Слайд 7

Метод - аналогия Личностная аналогия ( эмпатия ) предлагает ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Например: «Ты – муха, которая залетела в дом. На столе стоит банка с вареньем тебе очень хочется варенья, но банка закрыта. Что ты сделаешь? Расскажи». «Я девочка, а ты мама птенца. Уговори меня, чтобы я не взяла в руки твоего птенца».

Слайд 8

Обучение детей творческому рассказыванию по картине При рассматривании картины используются следующие методические приемы: Игровая мотивация «Волшебная картина» Игра «Подзорная труба» Игра «Фотографирование» Игра «Вхождение в картину» Игра «Живые картинки» Игра «Превращение в объект на картине».

Слайд 9

«Сказка наизнанку» Игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Например: «Красная шапочка злая, а волк добрый», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди».

Слайд 10

«Коллаж из сказок» Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. "(Творческая совместная работа детей и воспитателя). «Знакомые герои в новых обстоятельствах» Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства.

Слайд 11

Жил-был кто (что?) Какой он был? ( подбор определений) Какие делал ДОБРЫЕ дела? У ….. было много друзей( кто? что?) И был у него враг. Кто это был? Он был какой? Как он мешал главному герою? Кто мог помочь главному герою и как? Чем закончилась история? ( помирить или развести, но не прогонять, убивать, ломать и т.д.) Выведение жизненного правила (нравственной позиции), которое вкладывается в уста положительного объекта. Придумывание названия сказки. Речевая активность самих детей Типовое фантазирование (алгоритм составления сказок)

Слайд 12

« Объяснялки »

Слайд 13

« Да–Нет » – Я загадала слово. – Это слово обозначает предмет? – Да. – Это растение? – Нет. – Это что-то неживое? – Нет. – Это животное? – Да. – Оно белого цвета? – Это несущественно.

Слайд 14

Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, "собака" — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п. Игры «Подбор прилагательных« или «Волшебный мешок»

Слайд 15

Какой? Что бывает таким же? цвет Но не Как форма Но не Как действие Но не Как «Составление загадок» Круглое, но не мяч, Красное, но не помидор, Ароматное, но не цветок, Гладкое, но не щека, Растёт на дереве, но не слива.

Слайд 16

Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует: активизации познавательной деятельности детей; созданию мотивационных установок на проявление творчества; созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);- повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников

Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников...

Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника

Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...

Технология ТРИЗ познавательно – речевого развития дошкольников

Личный опыт работы с игровым пособием "Познавайкина полянка" по технологии ТРИЗ...

Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников

В работе использованы элементы ТРИЗ по развитию речи у дошкольников и раскрыты дидактические принципы.Цель: ТРИЗ - научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов....

«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»

laquo;Применение методов ТРИЗв повседневной жизни детского сада.Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»...

«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»

laquo;Применение методов ТРИЗв повседневной жизни детского сада.Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»...