Технология ТРИЗ познавательно – речевого развития дошкольников
статья по развитию речи

Полянских Вера Николаевна

Личный опыт работы с игровым пособием "Познавайкина полянка" по технологии ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon технология ТРИЗ 33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология ТРИЗ
познавательно – речевого развития дошкольников в контексте ФГОС ДО

Федеральным Государственным Образовательным стандартом Дошкольного Образования определены ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Согласно ФГОС ДО содержание основной образовательной программы дошкольного образования должно обеспечить формирование предпосылок учебной деятельности, включающих в себя любознательность, устойчивый познавательный интерес, высокий уровень воображения, наличие коммуникативных навыков и других качеств личности интегративного характера. Эти задачи не имеют решения без целостного восприятия мира ребёнком, без понимания им связей и взаимодействия окружающего мира.                                                                                        

ТРИЗ – одна из инновационных технологий, которая позволяет эффективно решать поставленные задачи, максимально используя ресурсы самого ребёнка.  

Большое количество информации современного мира заставляет нас искать творческий подход к решению проблем во всех сферах знаний. Готовя детей к жизни в будущем, мы должны научить их самостоятельно добывать нужные знания для своего использования здесь и сейчас. Около 60 лет назад в нашей стране возникла теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), автором которой является гениальный учёный Генрих Саулович Альтшуллер. Он доказал, что человеку можно познать и использовать методы и приёмы изобретательского творчества.

Под руководством Генриха Альтшуллера 30 лет назад появилось направление (ОТСМ) общая теория сильного мышления. Оно разрабатывалось Хоменко Николаем Николаевичем. Более 20 лет методы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ педагогики проверяется в образовательных учреждениях российских городов.

Последователями Технологии ТРИЗ стали многие учёные, педагоги, дошкольные работники. Я посетила курсы по технологии ТРИЗ, которые проводила  Сидорчук Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, специалист Международной ассоциации ТРИЗ.

Основная мысль технологии ТРИЗ – самостоятельное получение детьми знаний, с незначительной помощью взрослого. Ребёнок свободно выбирает объект исследования, открыто рассуждает о признаках этого объекта; трогает, нюхает, рассматривает, пробует на вкус, обсуждает свои открытия со сверстниками и взрослыми и получает ещё большее желание узнавать глубже, детальнее окружающий его мир. Результатом познания  станет не только  изучение признаков выбранного объекта, но и создание существенно нового объекта.

«Я познаю мир» - так называется методический комплекс по освоению детьми способов познания. Данные игровые пособия стали примером для моей будущей работы по технологии ТРИЗ. Цель: обеспечить ребёнка дошкольника моделями мыслительной деятельности для организации собственного познавательного процесса. Пособие включает 6 зон.

  • Зона анализаторов и эмоций – как правило это образ, у которого 5 органов чувств и сердце, которое воспринимает эмоции и настроение;
  • Зона признаков – у каждого объекта есть какие – либо качества. признаки (17 имён признаков);
  • Зона вопросов – объект со множеством объектов (7 схем разных типов вопросов), чтобы исследовать объект необходимо задавать ему вопросы;
  • Зона преобразователей – волшебников – объект изменяется во времени или под действием типовых приёмов фантазирования;
  • Зона причинно – следственных связей, дорожка, на которой двухсторонняя стрелка;
  • Зона алгоритмов мышления (более 20 схем)

Совместно с коллегой в своей группе мы создали такое тризовское игровое пособие, назвав его «Познавайкина полянка».

Как мы играем: каждый ребёнок с помощью бумажного кольца ищет объект. Затем мы знакомимся с именами признаков. Для этого нам необходимы помощники «умной головы». Все анализаторы содержит образ - герой советского мультфильма Большой Ух. Дети его полюбили, так как он любознательный, позитивный и неунывающий. Процесс познания органами чувств у человека сводится к выявлению признаков объекта. Имя признака (17 ромашек)- это обобщающее слово (значок). Взрослому важно понять, что развитие познавательных способностей и развитие активной речи должно идти от обобщающего слова к самостоятельному познанию многообразия значений этого имени признака. Познавательный процесс человека невозможен без способностей, которые позволяют устанавливать причинно – следственные связи при взаимодействии объектов.

Об интеллекте человека говорит богатая, образная речь. Умение задавать вопросы позволяет обогатить речь, формирует любознательность и учит детей  искать на них ответы. В этом нам помогает радуга вопросов. С каждым объектом происходят различные изменения. Проследить за ними, пофантазировать нам помогают волшебники – преобразователи (увеличение-уменьшение, оживление-окаменение, объединение- дробление, могувсё-могутолько, наоборот-время). В процессе познания волшебников необходимо искать объекты из окружающего мира и литературных произведений.

В заключении хочу сказать, что данная работа ведётся с апреля месяца 2017 года. Возраст детей 4-5, 5-6 лет. За сравнительно короткое время мы добились немалых результатов. Дети свободно  определяют объекты рукотворного и природного происхождения. Самостоятельно исследуют объекты окружающего мира по именам признаков, не зависимо от их набора. Находят причинно-следственные связи, с помощью взрослого. Любят фантазировать, используя волшебников – преобразователей и задавать интересные вопросы  героям литературных произведений.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по технологии ТРИЗ. Так как это не требует больших финансовых затрат и времени. Данное пособие можно использовать в любом режимном моменте и при осуществлении организованной  образовательной деятельности. Эта технология развивает фантазию, мышление, воображение, обогащает речь дошкольников, формирует у детей уверенность в своих силах. Кардинально меняет мировоззрение взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников

Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников...

Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника

Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...

Технология ТРИЗ в речевом развитии дошкольников

ТРИЗ - теория решения изобретательных задач помогает в развитии речи дошкольников. Вариантов использования ТРИЗ множество. В данной презентации небольшой "кусочек",как можно интересно,увлека...

Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников

В работе использованы элементы ТРИЗ по развитию речи у дошкольников и раскрыты дидактические принципы.Цель: ТРИЗ - научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов....

«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»

laquo;Применение методов ТРИЗв повседневной жизни детского сада.Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»...

«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»

laquo;Применение методов ТРИЗв повседневной жизни детского сада.Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»...