Статья "Коррекция мелкой моторики"
статья по логопедии (старшая группа)

Статья раскрывает прямую зависимость уровня развития речи от развития мелкой моторики рук

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsiya_melkoy_motoriki_dlya_publikatsii.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

 КОРРЕКЦИЯ   МЕЛКОЙ   МОТОРИКИ

С.И.Шумакова

               Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в развитии речи.

                Самый благоприятный период для развития интеллектуальных способностей ребёнка – это возраст от трёх до девяти лет. Поэтому в этом возрасте необходимо активно развивать мелкую моторику, учить ребёнка выполнять точные движения пальцами, имитировать пальчиками различные движения животных (прыжки зайчика, подпрыгивания лисы, бег лошадки и т.д.). Полезны рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание. Малыши могут рисовать карандашами, мелками, красками, песком, семенами, зерном -  это очень помогает развитию графических навыков. Надо учить ребёнка складывать и разворачивать, перелистывать, скатывать, разрывать листы бумаги, заниматься с ребёнком оригами и квиллингом.

             У детей логопедических групп, как правило, наблюдается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы. Для коррекции тонких движений пальцев рук необходимо создать соответствующую предметно-развивающую среду. В свободном доступе должны находиться: застёжки, шнуровки, конструкторы, мозаика, мячи (каучуковые, колючие, рифлёные, плюшевые), шаблоны для обведения, раскрашивания, рисования; игрушки-копилки для попадания в прорезь различных геометрических фигур и предметов.

               В оснащении коррекционно-развивающего уголка в группе должны быть представлены:

1.Пробки от пластиковых бутылок - красные, зелёные, синие (для звукового разбора); парные (как «башмачки» для пальцев рук);

2.Верёвки капроновые плетёные для завязывания узлов и для перебирания уже завязанных узлов пальцами;

3.Кистевые эспандеры для развития мышечной силы кисти;

4.Прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук;

5.Ипликатор Кузнецова для самомассажа ладоней;

6.Кнопочный телефон для развития дифференцированных движений пальцев рук;

7.Кастаньеты  – для отстукивания ритма;

8. «Сухой бассейн», наполненный горохом для самомассажа кистей;

9. «Моталки» - верёвки с ручками на концах для выработки координации вращательных движений;

10. Грецкие орехи для самомассажа кистей, на координацию движений пальцев.

               Показателем сформированности графических навыков у ребёнка-дошкольника является умение проводить прямые, ломаные, изогнутые линии не выходя за контуры и не отрывая карандаша от бумаги. Раскрашивание картинок  также полезно для развития мелкой моторики руки, делать это надо аккуратно, не выходя за контуры рисунка.

                Штриховка – это упражнение, которое готовит ребёнка к овладению навыком письма. Ребёнок старшего дошкольного возраста должен уметь выполнять штриховку различными способами: в разных направлениях, прямыми, волнистыми, ломаными линиями.

                Копирование рисунков – это упражнение развивает не только мелкую моторику и координацию движений руки, но и зрительное восприятие, произвольное внимание ребёнка. Начинать копировать нужно с простых фигурок и рисунков, постепенно переходя к более сложным. Одно из полезных заданий – дорисовывание второй половины рисунка. Можно копировать фигурки по точкам. Ребёнок должен определить расположение линий в соответствии с точками и нарисовать рядом точно такие же.

                    Перед поступлением в школу ребёнок должен научиться уверенно ориентироваться на листе бумаги в клетку. Прописывание элементов и рисование узоров по клеточкам готовит ребёнка к овладению навыком письма. Срисовывание фигурок по клеточкам помогает развивать зрительное восприятие, произвольное внимание и пространственное мышление. Хорошо, если ребёнок без ошибок выполняет графический диктант – это говорит о высоком уровне развития не только слухового восприятия и произвольного внимания, но и мелкой моторики и координации движений руки ребёнка.

                   Следующим этапом развития мелкой моторики и координации движений руки является умение рисовать и писать на бумаге в линейку. Надо обращать внимание ребёнка на то, чтобы он не выходил за пределы строчек, старался писать красиво и аккуратно. На начальном этапе рисовать и писать надо в тетрадях в широкую линейку, затем в узкую.

               Игры и упражнения для коррекции мелкой моторики:

1.Игры с предметами – смешайте фасоль разного цвета (пуговицы разного размера и цвета) и предложите ребёнку разложить их по цвету и размеру;

Согните пополам лист бумаги и предложите ребёнку разорвать его по сгибу;

Предложите ребёнку вращать карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой;

Предложите ребёнку выложить рисунки из пуговиц;

Предложите ребёнку изобразить игру на разных музыкальных инструментах;

Предложите катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;

Вместе с ребёнком выкладывайте панно из зёрен растений.

2.Игры со шнурком – предложите ребёнку нанизывать на шнурок мелкие игрушки, картинки, прищепки разного цвета в определённой последовательности.

3.Игры с бумагой – можно делать объёмные фигурки из полосок цветной бумаги и бумажного круга: львёнка, утёнка, лисичку, Буратино и т.д.;

Предложите ребёнку сложить лист бумаги «гармошкой», затем изготовить птичку по шаблону.

4.Игры с пластилином – можно сглаживать и оттягивать раскатанный кусочек пластилина или глины, раскатывать на доске небольшой комочек по очереди пальцами правой и левой руки.

5.Аппликация – следует уделить особое внимание упражнениям с ножницами: резание бумаги по прямой линии, по волнистой, зигзагами, по спирали, по кругу, по овалу.

6. Квиллинг и оригами.

7. Упражнения с картонными геометрическими фигурками – они способствуют развитию мелкой моторики, запоминанию названий геометрических фигур, развитию речи и фантазии ребёнка.

8. Самомассаж – спрятать в  «сухом бассейне» какой-либо предмет и попросите ребёнка с закрытыми глазами найти его, ощупать и описать вслух.

9. Графические задания.

10. Театр теней. Сплетая пальцы, можно создать на экране разные фигурки животных и предметов. Можно разыграть с детьми разные сценки, например гусь гогочет, а собака на него лает; собака лает, а коза грозит её забодать и т.п.

11. Пальчиковые игры. Любое упражнение пальчиковой гимнастики сопровождается весёлым стихотворением или потешкой.

Подготовить руку к письму особенно важно для детей, которые скоро пойдут в школу, т.к. там им много придётся писать.

Эти занятия нужны и правшам, и левшам. А левшам - особенно.

В материале по развитию тонкой моторики можно и нужно использовать идеи, приёмы, упражнения из разных источников.

Литература:

  1. С.Шанина, А.Гаврилова. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребёнка. М., 2010.
  2. О.И.Крупенчук, Т.А. Воробьёва. Исправляем произношение. Санкт-Петербург, ИД «Литера», 2009.
  3. С.Е.Гаврина, Н.Л. Кутявина. Письмо. Проверяем готовность к школе. М., РОСМЭН, 2015.
  4. Т.Ю. Бардышева. Речевые и пальчиковые игры. М., РОСМЭН, 2014.
  5. С.Е.Гаврина, Н.Л. Кутявина и др. Занимательные прописи. Ярославль, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

консультация для родителей:"Что такое мелкая моторика. Игры и упражнения для развития мелкой моторики"

В статье рассказывается о мелкой моторики. Приведены примеры различных игр и упражнений на развиттие мелкой моторики....

Развиваем мелкую моторику и координацию движения рук Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук.

В данном материале родители могут найти много полезной информации по развитию мелкой моторики рук малышей, познакомиться с подборкой развивающих игр и упражнений для развития пальчиков....

Развиваем мелкую моторику. Зачем необходимо развивать мелкую моторику?

Аудитория: родители (законные представители) воспитанников, воспитанники, учитель-дефектолог, воспитатель.Цели:1.       Повысить педагогическую  грамотность родителе...

Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...

Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».

Стартовая диагностика. Методика  исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».  Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...