Статья "Коррекция мелкой моторики"
статья по логопедии (старшая группа)
Статья раскрывает прямую зависимость уровня развития речи от развития мелкой моторики рук
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
С.И.Шумакова
Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в развитии речи.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных способностей ребёнка – это возраст от трёх до девяти лет. Поэтому в этом возрасте необходимо активно развивать мелкую моторику, учить ребёнка выполнять точные движения пальцами, имитировать пальчиками различные движения животных (прыжки зайчика, подпрыгивания лисы, бег лошадки и т.д.). Полезны рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание. Малыши могут рисовать карандашами, мелками, красками, песком, семенами, зерном - это очень помогает развитию графических навыков. Надо учить ребёнка складывать и разворачивать, перелистывать, скатывать, разрывать листы бумаги, заниматься с ребёнком оригами и квиллингом.
У детей логопедических групп, как правило, наблюдается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы. Для коррекции тонких движений пальцев рук необходимо создать соответствующую предметно-развивающую среду. В свободном доступе должны находиться: застёжки, шнуровки, конструкторы, мозаика, мячи (каучуковые, колючие, рифлёные, плюшевые), шаблоны для обведения, раскрашивания, рисования; игрушки-копилки для попадания в прорезь различных геометрических фигур и предметов.
В оснащении коррекционно-развивающего уголка в группе должны быть представлены:
1.Пробки от пластиковых бутылок - красные, зелёные, синие (для звукового разбора); парные (как «башмачки» для пальцев рук);
2.Верёвки капроновые плетёные для завязывания узлов и для перебирания уже завязанных узлов пальцами;
3.Кистевые эспандеры для развития мышечной силы кисти;
4.Прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук;
5.Ипликатор Кузнецова для самомассажа ладоней;
6.Кнопочный телефон для развития дифференцированных движений пальцев рук;
7.Кастаньеты – для отстукивания ритма;
8. «Сухой бассейн», наполненный горохом для самомассажа кистей;
9. «Моталки» - верёвки с ручками на концах для выработки координации вращательных движений;
10. Грецкие орехи для самомассажа кистей, на координацию движений пальцев.
Показателем сформированности графических навыков у ребёнка-дошкольника является умение проводить прямые, ломаные, изогнутые линии не выходя за контуры и не отрывая карандаша от бумаги. Раскрашивание картинок также полезно для развития мелкой моторики руки, делать это надо аккуратно, не выходя за контуры рисунка.
Штриховка – это упражнение, которое готовит ребёнка к овладению навыком письма. Ребёнок старшего дошкольного возраста должен уметь выполнять штриховку различными способами: в разных направлениях, прямыми, волнистыми, ломаными линиями.
Копирование рисунков – это упражнение развивает не только мелкую моторику и координацию движений руки, но и зрительное восприятие, произвольное внимание ребёнка. Начинать копировать нужно с простых фигурок и рисунков, постепенно переходя к более сложным. Одно из полезных заданий – дорисовывание второй половины рисунка. Можно копировать фигурки по точкам. Ребёнок должен определить расположение линий в соответствии с точками и нарисовать рядом точно такие же.
Перед поступлением в школу ребёнок должен научиться уверенно ориентироваться на листе бумаги в клетку. Прописывание элементов и рисование узоров по клеточкам готовит ребёнка к овладению навыком письма. Срисовывание фигурок по клеточкам помогает развивать зрительное восприятие, произвольное внимание и пространственное мышление. Хорошо, если ребёнок без ошибок выполняет графический диктант – это говорит о высоком уровне развития не только слухового восприятия и произвольного внимания, но и мелкой моторики и координации движений руки ребёнка.
Следующим этапом развития мелкой моторики и координации движений руки является умение рисовать и писать на бумаге в линейку. Надо обращать внимание ребёнка на то, чтобы он не выходил за пределы строчек, старался писать красиво и аккуратно. На начальном этапе рисовать и писать надо в тетрадях в широкую линейку, затем в узкую.
Игры и упражнения для коррекции мелкой моторики:
1.Игры с предметами – смешайте фасоль разного цвета (пуговицы разного размера и цвета) и предложите ребёнку разложить их по цвету и размеру;
Согните пополам лист бумаги и предложите ребёнку разорвать его по сгибу;
Предложите ребёнку вращать карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой;
Предложите ребёнку выложить рисунки из пуговиц;
Предложите ребёнку изобразить игру на разных музыкальных инструментах;
Предложите катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;
Вместе с ребёнком выкладывайте панно из зёрен растений.
2.Игры со шнурком – предложите ребёнку нанизывать на шнурок мелкие игрушки, картинки, прищепки разного цвета в определённой последовательности.
3.Игры с бумагой – можно делать объёмные фигурки из полосок цветной бумаги и бумажного круга: львёнка, утёнка, лисичку, Буратино и т.д.;
Предложите ребёнку сложить лист бумаги «гармошкой», затем изготовить птичку по шаблону.
4.Игры с пластилином – можно сглаживать и оттягивать раскатанный кусочек пластилина или глины, раскатывать на доске небольшой комочек по очереди пальцами правой и левой руки.
5.Аппликация – следует уделить особое внимание упражнениям с ножницами: резание бумаги по прямой линии, по волнистой, зигзагами, по спирали, по кругу, по овалу.
6. Квиллинг и оригами.
7. Упражнения с картонными геометрическими фигурками – они способствуют развитию мелкой моторики, запоминанию названий геометрических фигур, развитию речи и фантазии ребёнка.
8. Самомассаж – спрятать в «сухом бассейне» какой-либо предмет и попросите ребёнка с закрытыми глазами найти его, ощупать и описать вслух.
9. Графические задания.
10. Театр теней. Сплетая пальцы, можно создать на экране разные фигурки животных и предметов. Можно разыграть с детьми разные сценки, например гусь гогочет, а собака на него лает; собака лает, а коза грозит её забодать и т.п.
11. Пальчиковые игры. Любое упражнение пальчиковой гимнастики сопровождается весёлым стихотворением или потешкой.
Подготовить руку к письму особенно важно для детей, которые скоро пойдут в школу, т.к. там им много придётся писать.
Эти занятия нужны и правшам, и левшам. А левшам - особенно.
В материале по развитию тонкой моторики можно и нужно использовать идеи, приёмы, упражнения из разных источников.
Литература:
- С.Шанина, А.Гаврилова. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребёнка. М., 2010.
- О.И.Крупенчук, Т.А. Воробьёва. Исправляем произношение. Санкт-Петербург, ИД «Литера», 2009.
- С.Е.Гаврина, Н.Л. Кутявина. Письмо. Проверяем готовность к школе. М., РОСМЭН, 2015.
- Т.Ю. Бардышева. Речевые и пальчиковые игры. М., РОСМЭН, 2014.
- С.Е.Гаврина, Н.Л. Кутявина и др. Занимательные прописи. Ярославль, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка
Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/06/picture-132350-1352213863.jpg)
консультация для родителей:"Что такое мелкая моторика. Игры и упражнения для развития мелкой моторики"
В статье рассказывается о мелкой моторики. Приведены примеры различных игр и упражнений на развиттие мелкой моторики....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/21/picture-55728-1453366437.jpg)
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/01/picture-374966-1388591855.jpg)
Развиваем мелкую моторику и координацию движения рук Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук.
В данном материале родители могут найти много полезной информации по развитию мелкой моторики рук малышей, познакомиться с подборкой развивающих игр и упражнений для развития пальчиков....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/02/picture-276042-1375462271.jpg)
Развиваем мелкую моторику. Зачем необходимо развивать мелкую моторику?
Аудитория: родители (законные представители) воспитанников, воспитанники, учитель-дефектолог, воспитатель.Цели:1. Повысить педагогическую грамотность родителе...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/30/picture-1052779-1543571805.jpg)
Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/17/picture-1251056-1634464748.jpg)
Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».
Стартовая диагностика. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев». Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...