Рекомендации учителя-логопеда родителям на период самоизоляции и каникул
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Егорова Надежда Михайловна

Дорогие родители, посвящая ежедневно небольшое количество времени выполнению с детьми разнообразных развивающих игр и упражнений, вы также получите необходимый для родителей будущих первоклассников опыт! 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации учителя-логопеда родителям на период самоизоляции и каникул

Уважаемые родители!

         Подходит к концу учебный год. К сожалению, происходит это не так, как нам бы хотелось - привычно и приятно. Но нелегкий для всех период обязательно закончится мы с Вами, и наши дети вернуться к размеренному ритму жизни: кого-то с радостью встретит детский сад, а для кого-то откроет свои приветливые двери школа!

         То, что мы оказались в режиме «самоизоляции», внесло свои коррективы в привычный нам распорядок обычных будней, в том числе привело нас к совершенно новой форме обучения и закрепления полученных ранее знаний и навыков.

Обычно я даю рекомендации на летний период в очном формате, но окружающая нас действительность и здесь предполагает изменения. В связи с незапланированными длительными «каникулами», начавшимися для большей части наших воспитанников значительно раньше обычного,  родителям детей, которые занимались с логопедом, и сейчас нельзя забывать о всестороннем формировании речи.

         В этом учебном году нами была проделана большая работа по преодолению нарушений речевого развития. Весь учебный год мы работали над исправлением звукопроизношения, обогащением словарного запаса, развитием связной речи, фонематического слуха, а также развивали память, мышление, внимание и мелкую моторику. Была проведена работа по дифференциации (различению) согласных, имеющих сходство в произношении с целью предотвращения дальнейших ошибок на письме, сформированы навыки фонематического анализа и синтеза, графомоторные навыки, начальные навыки чтения и письма.

Пожалуйста, не забывайте, что сформированное в течение учебного периода (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи и т.д.) за этот период может, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться. Потому очень важно использовать для закрепления пройденного материала любые возможности. Особенно это касается выпускников детского сада, наших будущих первоклассников!

             Я предлагаю взять на вооружение некоторые простые игры и упражнения, которые не требуют специальных материалов или особых родительских знаний. Безусловно, их проведение в домашних условиях пойдет на пользу и будущим школьникам и тем, кто помладше.

УДАЧИ и ЗДОРОВЬЯ

Игры для развития лексики и грамматики

1.   « Я знаю…»

Взрослый  говорит: «Я знаю пять названий  ….. (называется любая лексическая тема: домашние и дикие животные и птицы, их детеныши, игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, овощи, фрукты, ягоды, цветы, деревья, насекомые, транспорт, профессии и т.д.)», ребенок называет по-одному слову, взрослый считает. Затем игроки меняются местами.  

2.   «Большой – маленький»

Взрослый и ребенок по-очереди называют друг другу слова из любой лексической темы, при этом первый игрок предлагает название большого предмета, а второй игрок название маленького. ( напр., огурец – огурчик, сова – совушка, чашка – чашечка и т.д.)

3.   « Отгадай, что задумано»

Взрослый называет 2-3 признака задуманного предмета. А ребенок должен отгадать, о чем сказано. Затем игроки меняются местами.  (Напр., взрослый говорит: «Круглый, оранжевый, сочный», ребенок угадывает: «Апельсин» и др.).  Если названных признаков недостаточно для отгадывания, их количество можно увеличить.

4.   «Повара»

Взрослый предлагает: «Поиграем в поваров, будем варить супы. Я сварю суп только из моркови, суп получится – морковный, а ты свари только из капусты. Какой получится суп? (капустный)……» Можно варьировать задания, напр.:

- суп из двух овощей (напр., свекла и лук  - свекольно-луковый)

- компот из  фруктов (одного или двух)

- варенье из ягод (одного вида или нескольких)

5.    « Что бывает….?»

Можно использовать разные варианты:

- словарный запас:  «Что бывает красного цвета?» (деревянным, твердым, шершавыми др.), ребенок должен подобрать варианты ответа (напр., помидор, куртка, карандаш . т.д.)

- согласование сущ. и прил. в роде и числе:

«Про что я скажу – зеленая….» - «Трава, лягушка,…»

Хрустальная – ваза

разноцветные – карандаши

Если ребенок затрудняется, можно использовать опору на окружающие предметы: «Посмотри вокруг и догадайся, о каком предмете я скажу – пластмассовая…» - «Лейка»

6.     «Третий лишний»

Взрослый предлагает ребенку определить лишнее слово из названных и объяснить почему, например:  

- груша, яблоко, кабачок  (кабачок – это овощ)

- стол, диван, чашка (чашка – это не мебель, а посуда)

7.   «Детеныши»

Взрослый называет взрослое животное (домашнее, дикое, жарких стран, севера), ребенок – детеныша. Лучше называть по-очереди.

8.   «Назови ласково»

Взрослый называет предмет, а ребенок называет его ласково. (напр., собака – собачка, чашка – чашечка, нос – носик и т.д.) Лучше называть по-очереди.

9.  Игра «Чей, чья, чье».

У льва…     морда –

            хвост –

            зубы –

           

У тигра …  уши –

            глаза –

            шерсть –

У слона…  ноги –

            хобот –

            глаза –

У зебры…  шкура –

            копыта –

            морда –

(например,  у волка – хвост волчий, пасть волчья, сердце – волчье, глаза волчьи)

10.  « Листочки»

Взрослый предлагает ребенку назвать, какой листочек теряет дерево осенью: «Осенью у каждого дерева опадают листья, у березы – березовые, а у липы – …, а у осины – …, а у клена – …, а у дуба – …, а у каштана – …, а у тополя – …, а у рябины – …, а у яблони – …, а у ивы – …, и др.»

11.   «Положи на место»

Взрослый предлагает ребенку назвать посуду, где лежит:

Масло –

Хлеб –

Соль –

Сахар –

Сухари –

Конфеты –

Салат –

Соус –

Селедка –

Фрукты –

Суп-

Мыло -

12.  «Назови наоборот»

Добрый – (злой)

Старый –

Черный –

Светлый –

Большой –

Длинный –

Высокий –

Широкий –

Толстый –

Острый –

Веселый –

Смелый –

Быстрый –

Чистый -

Гладкий -

Молодой –

13.  «Назови профессию»

Кто водит автобус?

Кто летает на самолете?

Кто летает на ракете?

Кто управляет кораблем?

Кто ездит на мотоцикле?

Кто водит трамвай?

Кто ездит на велосипеде?

Кто управляет поездом?

14.   «Игра «Бывает – не бывает»

Взрослый предлагает ребенку прослушать предложение и определить его правильность.

Например:

Девочка ловит бабочку.

Девочка поймана бабочкой.

Бабочка поймана бабочкой.

Бабочка ловит девочку.

Девочка поймала бабочку.

Бабочка поймала девочку.

Девочка отпущена бабочкой.

Бабочка отпущена девочкой.

Девочка отпустила бабочку.

15.   Взрослый предлагает ребенку прослушать предложение и исправить ошибку-повторение, например:

  1. В деревне жили старые старики.
    (В деревне жили старики. В деревне жили старые люди.)
  2. Ковер запылился пылью.
    (Ковер покрылся пылью. Ковер запылился.)
  3. Мама посолила суп солью.
  4. В саду гуляют маленькие малыши.
  5. К весне зелень зазеленела.
  6. У Юры жил молодой котенок.
  7. У меня есть деревянная деревяшка.

Задания для развития связной речи

1.  Составить предложение о фрукте, животном, растении (или любом другом предмете из любой лексической темы), используя заданное слово, например, растет, зреет, собирают, пастух, конюшня, шерсть, корни, лепесток….

2.  «Продолжи рассказ»

Например:

- «Девочка сняла шкурку с апельсина и увидела, как много в нем долек. Она спросила: «Апельсин, почему ты весь из долек?.......»

- «Однажды коза Сашка и козел Митька забрались в соседский огород. Вдруг……»

- «Волк охотился на зайца, но заяц оказался очень хитрым.Он…..»            

3.  Пересказать рассказ своими словами ( выбирается любой короткий текст)

Например:

ШАРИК

Была у Миши собака Шарик. Миша и Шарик дружили. Однажды Миша и Шарик пошли купаться. Миша подошел к воде, поскользнулся и упал в воду. Шарик бросился за Мишей. Верный друг спас Мишу.

ХИТРАЯ ЛИСА

Лиса была голодна. Она легла на снег и закрыла глаза. Налетели вороны и сели недалеко от лисы. Они хотели клевать лису, но боялись. Лиса лежит, как мертвая. Тогда вороны подлетели совсем близко. Одна ворона клюнула лису в хвост, другая хотела клюнуть в нос. Лиса схватила глупую ворону и убежала.

4.  Разучивание стихотворений с разной интонационной выразительностью, возможно дополнение разными заданиями.

Например:

ЛИСТОПАД

Опавшей листвы разговор еле слышен:

- Мы с клёнов...

- Мы с яблонь...

- Мы с вязов...

- Мы с вишен...

- С осинок...

- С черёмухи...

- С дуба...

- С берёзы...

- Везде листопад: На пороге морозы.

1.  Как называются листья клёна, берёзы, яблони, дуба, вишни, осины?

2.  Подбери нужное слово: краснеют, желтеют, опадают... (что?-листья)

3.  Какое слово лишнее и почему: дуб - рябина -осень - осина (осень, потому что остальные слова - названия деревьев).

4.  Чего в лесу больше-деревьев или листьев?

5.  Скажи по звукам слово ЛИСТ (ль, и, с, т) – выполняется, если доступно ребенку.

5.  Рассказывание о проведенном дне (каком-то происшествии, поездке куда-то, или др.)

6.  Составление описательных загадок

Например:  

- « Это домашнее животное. Оно может жить в будке, а может прямо в квартире…..»

- « На этом предмете мебели можно сидеть, но у него нет спинки.»

Задания для развития фонетического восприятия, фонематического анализа и синтеза

1.  Игра «Повторюшки»

Взрослый предлагает ребенку повторить последовательность слогов разной конфигурации (от простого к сложному). Например:

ба – па

га – ка

да – та

ва – ка

на – ня

са – ша – са

ба – па – ба

та – да – та

ка – га – ка

та – тя – та

за – са – за

жа – за – жа

ца – са – ца

ла – ля – ла

ча – тя – ча

Взрослый и ребенок могут по-очереди называть слоги друг другу.

2.   Игра «Повторюшки» (вариант сложнее)

Взрослый предлагает ребенку повторить слова с разной звуко-слоговой структурой. Например: фантик, ступенька, скворец, фотограф, микстура, парашютист, погремушка, экскаватор, регулировщик, виолончелист и др. (от простого к сложному)

3.  «Цепочки»(«Словесное домино - звуки»)

Взрослый и ребенок последовательно называют слова на последний звук предыдущего слова. Например: стол – лодка – аист – торт – трон – нос – сок – кот - ….

4.   «Цепочки»(«Словесное домино - слоги»)

Взрослый и ребенок последовательно называют слова на последний слог предыдущего слова. Например: кошка – каша – штора – радуга – газета-

Эта игра доступна детям старшего возраста.

5.   «Посмотри вокруг и назови»

Взрослый предлагает ребенку посмотреть вокруг и назвать предмет, название которого начинается на заданный звук.

6.   « Угадай, что задумано»

Взрослый, предлагая ребенку картинки (или можно воспользоваться предметами окружения) говорит: «Я задумал слово, которое начинается на звук С. Угадай, что я задумал». Затем игроки меняются местами.

7.  «Услышишь – хлопни»

Взрослый предлагает ребенку: «Я буду называть тебе разные слова, когда ты услышишь звук Ш (шуршание листьев) - хлопай в ладоши. Слушай внимательно». Звуки можно предлагать разные, можно предлагать два звука (топни – хлопни).

8.  Взрослый предлагает ребенку услышать и назвать общий звук в паре слов. Например:

вишня – груша

лук – чеснок

крыжовник – баклажан

заяц – огурец

рыба – мороженое

9.   «Рифмы»

Взрослый предлагает ребенку придумать рифму (похожее по звучанию слово) к названному слову. Например: сок – носок, кочка – почка, бочка – дочка, мошка – кошка, книжка – шишка, пышка – мышка, редиска – сосиска,….

       Дорогие родители, посвящая ежедневно небольшое количество времени выполнению с детьми разнообразных развивающих игр и упражнений, вы также получите необходимый для родителей будущих первоклассников опыт! Ведь начальная школа – это этап, когда юным  ученикам очень важна помощь родителей при обучении правописанию и чтению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей: Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.

Данные рекомендации для родителей помогут будущим первоклассникам в успешном овладении основами русского языка....

Рекомендации учителя - логопеда для родителей на летний период

Рекомендации родителям для занятий с детьми на летний период...

Консультация для родителей. Тема: «Рекомендации учителя- логопеда для родителей»

Консультация для родителей. Тема: « Рекомендации учителя- логопеда для родителей»...

Рекомендации учителя-логопеда для родителей на осенний период

Вот и наступила осень! А что же ребенок знает о ней?! Основная задача  педагогов и родителей, научить детей распознавать какое сейчас время года, какие признаки присуще именно этой поре.Выясните,...

Рекомендации учителя-логопеда для родителей на зимний период

Данные рекомендации  для родителей на зимний период. Здесь предложен материал   необходимый для освоения детьми  зимних примет, рассказы о зимних месяцах....

Рекомендации учителя-логопеда для родителей на летний период

Рекомендации учителя-логопеда для родителей на летний период...

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

РЕКОМЕНДАЦИИ  УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД...