консультация для педагогов
консультация по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНО БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №41»
ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОВЗ»
Автор-составитель:
учитель-логопед
Е.Ю. Малыгина
февраль 2020г.
Методические подходы к работе с детьми с ОВЗ
Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого – педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.
Сопровождение дошкольника с ОВЗ не может быть ограничено рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечение успешной социализации, сохранение здоровья, коррекцию нарушений. Каждый ребѐнок имеет право быть готовым к школе на своѐм уровне, соответственно своим личностным особенностям.
Основополагающими задачами сопровождения детей с ограниченными возможностями являются:
1. Создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в общество.
2. Обеспечение успешности детей с особыми образовательными потребностями наряду с детьми, не имеющими проблем со здоровьем.
3. Укрепление здоровья и предупреждение появления вторичных нарушений физического и психического развития;
4. Создание толерантной среды и воспитательно - образовательного пространства через сопереживание, сочувствие и сотрудничество со стороны окружающих.
При организации взаимодействия с детьми с ОВЗ обязательно решается триединая задача: образовательная, воспитательная и коррекционная, что является фактором успешности обучения и социализации таких детей.
Взаимодействие с детьми с ОВЗ должно носить системный и конструктивный характер.
Задачи коррекционно-педагогического процесса развития таких детей реализуются благодаря использованию соответствующих образовательных технологий, в свою очередь педагогические технологии можно рассматривать как проектирование образовательного процесса при помощи специальных методов и приемов обучения и воспитания.
1. Наглядные методы
К наглядным методам относятся
наблюдение – это целенаправленное восприятие объекта или явления, оно специально планируется педагогом. Может быть кратковременное или длительное, постоянное или эпизодическое.
демонстрация – это предъявление, показ предмета, явления или действия.
Существуют наглядные средства для демонстрации:
– средства предметной наглядности (реальные предметы или их копии);
– средства образной наглядности (иллюстрации, слайды, фильмы);
– условно-символические средства (формулы, символы, схемы).
В работе с проблемными детьми наглядные методы наиболее доступны и важны, особенно на начальных этапах работы. При их применении следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия, нарушение точности восприятия. Это обусловливает специфику в реализации наглядных методов обучения.
Наглядный материал должен быть крупным, доступным, в реалистическом стиле. Педагог не только демонстрирует объект, о котором идет речь, но и должен организовать детальное его изучение, научить детей способам и приемам его обследования. Чрезвычайно важно обеспечить повторяемость таких наблюдений и, следовательно, достаточную практику для накопления сенсомоторного опыта, закрепления способов и приемов изучения объектов, а также для усвоения используемых при этом словесных средств.
К Словесным методам относятся:
рассказ – это монолог педагога, содержащий учебную информацию;
беседа – это диалог педагога и ребѐнка;
объяснение – это комментарий, в котором раскрываются скрытые от непосредственного восприятия существенные признаки, связи, отношения.
Рассказ должен быть лаконичным, четким, изложение материала требует эмоциональности и выразительности.
В беседе важно четко формулировать вопросы, они должны быть понятны ребенку.
Дети с ОВЗ испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических. Ввиду трудностей в восприятии и переработке вербальной информации метод беседы малопродуктивен в плане приобретения новых знаний. Тем не менее, он может быть полезен для закрепления этих знаний, слов и оборотов речи, а при ознакомлении с незнакомым материалом на начальном этапе — для выяснения того, что дети знают, а на завершающем — для проверки усвоения услышанного (воспринятого).
Эффективность коррекционно-педагогической работы значительно повышается, если наглядные методы сочетаются с практическими.
Практические методы:
упражнения;
продуктивная деятельность;
опытно-экспериментальная деятельность;
элементы программированного обучения.
В группе, которую посещают дети с ОВЗ, для развития сенсомоторного и социального опыта, языка и речи в ее коммуникативной функции, для формирования навыков учебно-познавательной деятельности создается специально организованная дидактическая среда, мотивирующая познавательный интерес и естественную потребность в речевом общении в процессе совместной деятельности, столь привлекательной для любого ребенка.
Разновидностью практического метода обучения является использование дидактических игр и занимательных упражнений. Они же выступают как составляющие элементы метода стимулирования учения.
В учебно-познавательном процессе могут использоваться как общепедагогические приемы и методы, так и специфические для каждой категории нарушений. Выбор и сочетаемость этих методов определяются с учетом особых образовательных потребностей учащихся, методы взаимодополняемы и подкрепляют друг друга.
Отбор методов для коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, определяется рядом факторов. Выбранные приѐмы и методы подошедшие в работе и имеющие положительный результат с одним ребѐнком, совершенно не подойдут к другому, и тогда нужно менять комбинацию приѐмов и методов или искать новые.
Для коррекционного воздействия на эмоциональную, познавательную сферу детей с ОВЗ используем следующие приѐмы:
Устойчивые, научно обоснованные, высокоэффективные, отличающиеся своеобразием сочетания методов обучения, воспитания, диагностики и коррекции, органически включенные в процесс развития ребенка, могут быть определены как специальные образовательные технологии.
Данные технологии представляют собой системный способ создания и реализации процесса специального образования или отдельных его компонентов с учетом необходимых материально-технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, а также особых образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся, направленных на оптимизацию форм обучения.
Условно специальные образовательные технологии можно разделить на коррекционно-развивающие и коррекционно-образовательные, хотя и в тех и в других присутствуют обучающая и развивающая направленности.
Коррекционно-развивающие технологии предусматривают содействие развитию сенсорной и моторной сфер, психических процессов, общему развитию личности и оздоровлению ребенка.
К числу коррекционно-развивающих технологий можно отнести:
- использование сенсорной комнаты;
- песочную терапию;
- технологии раннего вмешательства;
- некоторые технологии формирования пространственной ориентировки у разных категорий детей с ограниченными возможностями;
- технологии арттерапии, сказкотеропия.
Эти технологии дают возможность найти решение психологически, поведенческих проблем. Способствуют развитию произвольности, внимания, наглядно – образного мышления, становлению личности ребѐнка. Творчество, работа с различными материалами и сюжетами даѐт возможность развиваться не только мелкой моторике и точности движений, но и планированию действий, воображению, творческому мышлению, самостоятельности.
Коррекционно-образовательные — приоритетно ориентированы на формирование познавательной активности и деятельности ребенка с ограниченными возможностями, на его обучение и воспитание.
К коррекционно-образовательным относятся: технологии уроков предметнопрактической деятельности; технологии развития речевых и мыслительных процессов у разных категорий детей с ограниченными возможностями; технологии совместно-разделенной деятельности применительно к детям с тяжелыми и множественными нарушениями, информационные технологии.
Существуют комбинированные специальные образовательные технологии, сочетающих в себе развивающий и обучающий потенциал (в качестве примера можно привести технологию обучения и учения в педагогической системе М. Монтессори).
Включѐнность в среду здоровых сверстников воспитанников с ОВЗ расширяет круг их общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности детей. Поиск наиболее правильных путей, средств, методов для успешного интеграции такого ребѐнка в обществе – задача каждого педагога. Ведь наполнить чѐрно – белый мир маленького человека яркими, светлыми тонами можно только совместными усилиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-479305-1410861853.jpg)
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/05/picture-1069567-1541444258.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/26/picture-1252308-1590483946.jpg)
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/09/picture-1246594-1607509250.jpg)
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/31/picture-154334-1469968670.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."
Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000858-1516782882.jpg)
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/07/picture-1036397-1525690409.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....