Картотека дидактических игр, способствующих фонематическому восприятию у детей с ОВЗ
картотека по логопедии

Автушенко Полина Андреевна

В данном документе собраны игры, способствующие развитию фонематического восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx42.51 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 27  «РОДНИЧОК»

633010 Россия, Новосибирская область, г. Бердск, ул. Ленина 33, а, тел. (341) 5- 25-56ИНН/КПП 5445116506/544501001

detsadrodnichok

Картотека дидактических игр, способствующих развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возрастас ОВЗ

Подготовила:

Учитель – логопед

 Автушенко Полина Андреевна

г. Бердск

Игра «Подскажи словечко»

Логопед. Лизи и Сэму очень понравилась наша русская зима и снег. Они научились произносить эти слова, но они не подозревают, как много новых слов можно образовать от слова снег. Поможем им?                                                      

Я буду читать стихи про снегопад, а вы добавлять подходящее слово (все слова образованы от слова снег).

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю... СНЕГ.

С неба все скользят пушинки —

Серебристые... СНЕЖИНКИ.

Кружатся над головою

Каруселью... СНЕГОВОЮ.

На поселки, на лужок

Сыплет беленький... СНЕЖОК.

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью... СНЕЖНОЙ.

Вот веселье для ребят

Все сильнее... СНЕГОПАД.

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть... в СНЕЖКИ.

Снежный ком на снежный ком

Все украшено... СНЕЖКОМ.

Словно в белый пуховик

Нарядился... СНЕГОВИК.

Рядом снежная фигурка

Эта девочка... СНЕГУРКА.

На снегу-то, посмотри,

С красной грудкой... СНЕГИРИ.

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил... СНЕГ.

У норы добычи ждет,

Притаившись, серый ... КОТ.

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от ... КОТА,

А теперь и за версту

Не приблизится к ... КОТУ.

Крыса старая — и та,

Видя грозного ... КОТА,

Удерет в нору под дом,

Чтоб не встретиться с ... КОТОМ,

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о ... КОТЕ.

Игра «Все расставим по местам»

Логопед. Послушайте перепутанную историю и попы таитесь рассказать ее правильно.

Вам сейчас задачу дам — все расставить по местам:

Воробей дремал в беседке,

Далматин сидел на ветке,

Старичок же в это время

Громко лаял у соседки.

Ой, запуталась опять, помогите разобрать:

Далматин дремал в беседке,

Старичок сидел на ветке,

Воробей же в это время

Громко лаял у соседки.

Все, запуталась опять.

Перепутала — хоть плачь.

Фразы исправляем, рассказик составляем (сопровождается движениями):

Воробей сидел ... НА ВЕТКЕ. Старичок дремал ... В БЕСЕДКЕ. Далматин же в это время Громко лаял у ... СОСЕДКИ.

Игра «Доскажи словечко»

1. Угадай, какое слово стоит в конце строки: мальчики или девочки, а может быть, мальчонки, девчонки!

Весной венки из одуванчиков

Плетут, конечно, только ...

Болты, шурупы, шестеренки

Найдешь в кармане у ...

Коньки на льду чертили стрелочки,

В хоккей с утра играли ...

Болтали час без передышки

В цветастых платьицах ...

При всех помериться силенкой,

Конечно, любят лишь ...

Боятся темноты трусишки —

Все, как один, они ...

Шелк, кружева и в кольцах пальчики —

Выходят на прогулку ...

2. Закончи предложения.

Я захотел устроить бал

И гостей к себе ...                                         \

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый ...

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости не ...

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек ...

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту ...

Когда же гости подошли,

То даже крошек не ...

Д. Хармс

Затеем-ка игру! — промолвил... (кенгуру).

Быстрей сходитесь в круг, — пробормотал... (индюк).

Нам вовсе не до игр! — за всех ответил... (тигр).

Да и какой в них толк, — добавил серый... (волк).

Скорее прочь уйду, — воскликнул попугайчик... (какаду).

А я уж поскакал, — протявкал трус... (шакал).

Жаль, поиграть нам не пришлось,

Вдруг промычал печально... (лось).

Ах! Ах! Оставим эту тему, —

Сказал капризно страус... (эму).

Сыграем в следующий раз, — всех успокоил... (дикобраз).

Нет, ты меня теперь не трожь!

Ведь я колюч, — профыркал... (ёж).

Игра «Слушай, запоминай, думай»

Задание. Вот пять рассказов. В каждом — только одна правильная фраза, остальные — путаница-перепутаница. Составь из пяти фраз правильный рассказ.

У реки стоит ДОМ. Около ДОМА растет СОЛНЦЕ. На СОЛНЦЕ сидит ПАРОХОД. По реке ПТИЦА плывет и гудит: «Плы-ву-у-у!» А на небе ДЕРЕВО сияет и всем улыбается.

У ДОМА стоит река. Около ДОМА растет ДЕРЕВО. На ДЕРЕВЕ сидит ПАРОХОД. По реке плывет СОЛНЦЕ и гудит: «Плы-ву-у-у-у!» А на небе сияет ПТИЦА и всем улыбается.

У реки стоит СОЛНЦЕ. Около СОЛНЦА растет ДОМ. По реке плывет ДЕРЕВО и гудит: «Плыву-у-у-у!» На ДЕРЕВЕ сидит ПТИЦА. А на небе ПАРОХОД сияет и всем улыбается.

У реки стоит ПТИЦА. Около ПТИЦЫ растет СОЛНЦЕ. На СОЛНЦЕ сидит ДЕРЕВО. По реке ПАРОХОД плывет и гудит: «Плыву-у-у-у!» А на небе ДОМ сияет и всем улыбается.

У реки стоит ПАРОХОД. Около ПАРОХОДА растет ПТИЦА. На ПТИЦЕ сидит ДЕРЕВО. По реке плывет ДОМ и гудит: «Плыву-у-у-у!» А на небе СОЛНЦЕ сияет и всем улыбается.

Игра «Коллекция забавных ошибок»

Задание: внимательно послушать стихотворения В. Викторова и найти «виноватые» звуки, которые меняют их смысл.

Возле дома у дорожки

Воробьи клевали Брошки.

Час клевали, два клевали,

Но насытятся едва ли.

В слове звук замени

И насытятся они.

У вратаря большой «улов»:

В его воротах — пять Волов.

Когда бы он проворней был,

Ни одного б не пропустил.

Обжора, встав едва с кровати,

Уже мечтает о Халате.

Лежит лентяй на раскладушке,

Грызет, похрустывая, Пушки.

Был доктор на движенья скуп,

Схватил щипцы и вырвал Дуб.

А я сидел разинув рот,

И в страхе думал: «Вдруг не тот!»

В гости спешил человек налегке.

Связку бараноВ

Держал он в руке.

Пугал крестьян окрестных сёл

Паривший в воздухе оСёл.

Поэт придумал строчку,

В конце поставил Бочку.

Игра «Найди ошибку»

Лук — на кочке.

Мох — на грядке.

Грузди — в строчке.

Буквы — в кадке.

Сук — в бутыли,

Сок — на ветке,

Птицы — в мыле.

Лошадь — в клетке.

Игра «Испорченная книга»

Как-то раз изгрызла мышка

По краям большую книжку,

Половины букв не стало —

Вышла чепуха:

Было слово МУХА

Сделалось — УХА.

Из веселой СКРИПКИ

Вышел только СКРИП...

На рыбалку плыли

Пять усатых РЫБ...

Вместо злого ВОЛКА

Выл из чащи ВОЛ...

Плотник делал ПОЛКУ,

Получился ПОЛ…

Вместо праздничной ХЛОПУШКИ

 ...ПУШКИ начали стрелять,

А потом остались... УШКИ —

Только чьи? — нельзя понять.

У МАШИНЫ по пути

Откусили... ШИНЫ.

Не на шутку стал расти

Аппетит мышиный.

Съела ОСЬМИНОГА

С головы до... НОГ,

Но отгрызла букву О мышка у ОКОШКА,

И мгновенно из него появилась... КОШКА!

Мышка начала дрожать,  

Мышка бросилась бежать.

Кошка хитро щурит глазки —

Сторожит конец у сказки.

Игра «Учимся слушать звуки в словах»

Данные упражнения можно использовать, как организационный момент и как отдельное упражнение на формирование фонематического слуха.

Задания:

1)  прослушать текст;

2)  сколько слов с заданным звуком в нем прозвучало?

3)  назвать эти слова.

Звуки [т], [т']

Тетя-тыква

Так толста,

Высится горою.

Тетю-тыкву

Неспроста

Тащат сразу Трое.

Звук [у]

Утром рано Ульяна

Уйдет в огород.

Утром рано Ульяна

Укропу нарвет.

У хозяйки укроп

На приправу идет.

Игра «Что в кармане»

—  Папа! – сказал Петя. – Отгадай, что у меня в кармане на звук [в]?

—  Винтик?

—  Нет.

—  Веревочка?

—  Нет.

—  Ватрушка?

—  Нет.

—  Вафли?

—  Нет.

—  Вишня?

—  Нет.

—  Водопроводный кран?

—  Нет.

—  Воробей?

—  Нет.

— Ну тогда я сдаюсь, — сказал папа. — Говори, что у тебя в кармане.

—  Ничего!

—  Как ничего?! Ведь ты же сказал — предмет на звук [в].

—  На звук [в] — это воздух. Карман пустой. Понятно?

—  Понятно, — сказал папа. — И очень хорошо, что пустой. Нечего набивать карманы всякими предметами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, способствующие развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

В данном материале представлены этапы работы по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. А также предложены игры для каждого из данных этапов работы....

Обзор игр, способствующих развитию фонематического восприятия у детей с ФФНР

Картотека игр для каждого этапа по формированию фонематического восприятия у детей с ФФНР....

КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подборка игр для развития фонематического восприятия поэтапно:1 этап: узнавание неречевых звуков.2 этап: различение высоты, силы и тембра голоса.3 этап: различение слов близких по звуковому составу4 э...

Картотека дидактических игр, способствующие развитию активного словаря детей младшего дошкольного возраста.

ull;Картотека дидактических игр, способствующие развитию  активного  словаря  детей младшего дошкольного возраста....

Картотека игр на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

1 этап. Узнавание неречевых звуков.Игра «Угадай, что лежит в сундучке?»Цель: развивать навыки слухового восприятия неречевых звуков.Ход игры: педагог предлагает послушать, определить по зв...

КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подборка игр для развития фонематического восприятия поэтапно:1 этап: узнавание неречевых звуков.2 этап: различение высоты, силы и тембра голоса.3 этап: различение слов близких по звуковому составу4 э...