ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
консультация по логопедии (старшая группа)

Захаркина Марина Васильевна

Психомоторное развитие (с учетом общих закономерностей развития дошкольника) является базовым уровнем для психического развития ребенка. Это основа для формирования учебных навыков и полноценного обучения в школе. Многие современные дети и поступающие в первый класс, имея достаточный уровень знаний, стремление к обучению, становятся плохо успевающи­ми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihomotornoe_razvitie_starshih_doshkolnikov.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Психомоторное развитие старших дошкольников.

Психомоторное развитие (с учетом общих закономерностей развития дошкольника) является базовым уровнем для психического развития ребенка. Это основа для формирования учебных навыков и полноценного обучения в школе. Многие современные дети и поступающие в первый класс, имея достаточный уровень знаний, стремление к обучению, становятся плохо успевающими. Проблемы таких детей сводятся к 4 основным группам:

- дети не обладают развитой психомоторной координацией, поэтому у них нарушено двигательное подражание;

  • дети не могут совершать точные, четкие прицельные движения руками; дифференцировать движения правой и левой рукой;

-детям трудно выполнять движения по инструкции;

  • дети не умеют снимать психомышечное напряжение, что помогло бы им регулировать работоспособность, не замечают своего мышечного утомления.

В дошкольном детстве невозможно провести четкую границу между разными линиями развития ребенка. Двигательное развитие ребенка в последующем становится основой его познавательного, социального и эмоционального развития.

Психологи и педагоги (Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких) особо подчеркивают тот факт, что факторы риска в развитии моторных функций имеют подавляющее большинство детей 6-7 лет (около 90 %).

Работы А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Ф. Лесгафта свидетельствуют о необходимости своевременного психомоторного развития детей и о влиянии моторной «простроенно- сти» тела на уровень развития высших психических функций: речи, мышления, произвольности.

Организм ребенка представляет собой единое целое. Деятельность одних систем находится в непрерывной взаимосвязи с деятельностью других. Так, например, формирование свойств нервной системы - силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов (возбуждения и торможения) - оказывает положительное влияние на развитие двигательной сферы и, наоборот, развитие мышечной системы способствует совершенствованию нервной деятельности.

Такой вывод показывает, что развитие психомоторики позволяет скорректировать проблемы поведения дошкольников, которые связаны с неврологическими нарушениями.

В дошкольные годы наиболее быстро развивается способность совершать движения телом большой амплитуды (грубая моторика). Развитие же способности совершать точные движения малой амплитуды (тонкая, или мелкая, моторика) происходит медленнее, так как в центральной нервной системе ребенка еще продолжается процесс миелинизации. К тонкомоторным движениям можно отнести пользование вилкой и ложкой, нанизывание бусинок на нитку, ощипывание бумаги и пластилина и т. д.

Для ребенка одинаково нежелательным является как слишком раннее, так и слишком позднее психическое развитие. Нормальное психическое развитие ребенка должно пройти в определенном возрасте: «не раньше и не позже». Дело в том, что энергия мозга точно распределена для того или иного этапа онтогенеза, а для развития психических функций детей природой заложены определенные сроки, которые невозможно изменить волевым решением взрослого.

Двигательная активность у детей достигает пика в 2-3 года, постепенно снижаясь на протяжении оставшейся части дошкольного детства. Причем у девочек двигательная активность снижается быстрее, чем у мальчиков, поэтому 5-летний мальчик более подвижен, чем его 5-летняя сверстница.

Оказывается, чем подвижнее и координированнее ребенок, тем больше оснований говорить о его нормальном психическом развитии. В дошкольном детстве должен настораживать мало двигающийся ребенок. В то время как подвижный ребенок, неудобный и доставляющий много хлопот, более полноценно развивается, если его двигательная активность целенаправленна и осмысленна.

Мероприятия по психомоторному развитию дошкольника, основанные на двигательных методах, включают в себя: растяжки, дыхательные и глазодвигательные упражнения, упражнения для лицевой группы мышц, реципрокные (перекрестные) телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.

Давно известно, что развитие мелкой моторики связано с развитием тех отделов головного мозга, которые отвечают за работу памяти, внимания, мышления, речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевых проблем у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

И. М. Сеченов, известный физиолог, справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными и координированными, развитие речи и, следовательно, мышления будет затруднено. Профессор М. М. Кольцова путем экспериментов установила, что формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием импульсов от движений рук. Для развития взаимодействия правого и левого полушарий мозга используют перекрестные упражнения.

При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию связной речи, логики, произвольного внимания и памяти, активного воображения.

Следовательно, уровень развития детей-дошкольников находится в прямой зависимости от степени развития «тонких» движений пальцев рук.

Еще одна из важнейших задач психомоторного развития ребенка - это оптимизация мышечного тонуса. Любое отклонение от оптимального тонуса показывает, что:

  • замедляется темп развития в психической и двигательной активности ребенка,
  • проявляется эмоциональное неблагополучие,
  • снижается работоспособность.

Одним из средств нормализации гипертонуса и гипотонуса мышц являются растяжки. Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности, а гипертонус - с повышенной возбудимостью, что, как правило, проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной неустойчивости, нарушении сна. Это придает психомоторному развитию своеобразную неравномерность и может спровоцировать возникновение синдрома дефицита внимания и гиперактивность.

Еще одно средство психомоторного развития - это дыхательные упражнения. Они повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, позволяют преодолеть многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стрессы и т. д.

Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Сознательный контроль дыхания (регуляция дыхательных движений) позволяет снять эмоциональное напряжение, уменьшает чувство тревоги, помогает общей релаксации. На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных, но регулярные тренировки делают глубокое и медленное дыхание естественным, регулируемым на бессознательном уровне, что со временем приводит к увеличению объема легких, улучшению кровообращения, общему оздоровлению и улучшению самочувствия, психическому развитию.

Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.

Дыхательные упражнения можно сочетать с разнообразными вариантами упражнений для глаз и языка. Они развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга.

Важным моментом психомоторного развития является формирование моторики глаз. Она является неотъемлемым компонентом всех видов познавательной деятельности, и, прежде всего, учебной. Для полноценного психического развития детей требуется пространственно-поисковая активность органов зрения. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия, обеспечивают полноценный зрительный анализ и синтез. Упражнения в виде разнообразных движений глаз тренируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снимают умственное утомление, способствуют улучшению координации движений глаз и головы.

Упражнения для лицевой группы мышц (артикуляционная гимнастика) также способствуют психомоторному развитию ребенка.

Большая часть двигательной (моторной) зоны коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти, которые формируют речь. В процессе упражнений у ребенка вырабатывается четкая координация движений артикуляционного аппарата.

ЛИТЕРАТУРА

  • Афонькина, Ю. А. Технологии деятельности учителя-логопеда на логопункте ДОУ / Ю. А. Афонькина, Н. А. Кочугова. - М. : Аркти, 2012.
  • Борисова, Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками : метод, пособие / Е. А. Борисова. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
  • Боровцова, Л. А. Документация учителя-логопеда : метод, пособие / Л. А. Боровцова. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
  • Домашний логопед (полный справочник). - М. : Эксмо, 2007.
  • Дошкольная логопедическая служба : метод, пособие. Кн. 1,2/ под ред. О. А. Степановой. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
  • Журавель, Н. И. Планирование занятий в логопедической группе ДОУ / Н. И. Журавель. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
  • Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
  • Нищева, Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Н. В. Нищева. - СПб. : Детство-Пресс, 2015.
  • Полякова, М. А. Самоучитель по логопедии : универ. рук. / М. А. Полякова. - М. : Айрис- Пресс, 2009.
  • Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М. : Айрис-Пресс, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе по теме: "Речевое развитие старших дошкольников"

Конспектродительского собрания в старшей группена тему:(слайд1) «Развитие речи старших дошкольников»Дата проведения: 10.03.2016г.Время проведения: 17.30Форма проведения: Игра-путешествие....

Консультация "Психомоторное развитие старших дошкольников"

Информация для родителей и педагогов о психомоторном развитии дошкольников, как основе для полноценного обучения в школе и формированию учебных навыков....

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова «Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников»

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова  «Готовимся к школе: 60 занятий п...

Способы коррекции психомоторного развития старших дошкольников на музыкально-ритмических занятиях

Музыкальная игра, построенная на основе музыкально-ритмических движений, является превосходным средством как развития музыкально-ритмических способностей детей, так и развития психомоторных качеств....

Реализация плана по самообразованию по теме «Психомоторное развитие старшего дошкольника средствами игр и упражнений».

Реализация плана по самообразованию по теме«Психомоторное развитие старшего дошкольникасредствами игр и упражнений»....

Рекомендации родителям. Игры и упражнения для психомоторного развития старших дошкольников

Для полноценного развития ребенку  важно постоянное активное общение с родителями и остальными членами семьи. Вы можете включить в свое общение игры и  игровые упражнения, в которых решаются...

ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Консультация для воспитателей...