Развитие связной речи дошкольников через наглядное моделирование
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Развитие "связной речи в дошкольном возрасте является
важным условием успешности обучения ребенка в школе. Наиболее приемлемой формой работы по преодолению нарушений связной речи у детей-логопатов - является использование метода наглядного моделирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи дошкольников через наглядное моделирование
Подготовила учитель-логопед IКК Ельчищева Любовь Николаевна, МКДОУ Нововоронежский детский сад № 4
Развитие "связной речи в дошкольном возрасте является
важным условием успешности обучения ребенка в школе. Наиболее приемлемой формой работы по преодолению нарушений связной речи у детей-логопатов - является использование метода наглядного моделирования.
Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Это опорные схемы,мнемотаблицы, пиктограммы, предметные картинки. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Метод наглядного моделирования способствует:
- усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями);
- передачи события при помощи заместителей;
- овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины;
- определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;
- формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;
- обучению составлять рассказы-описания по пейзажной картине.
Я начинала свою работу с активизации словаря детей словами-предметами, словами-действиями и словами-признаками с помощью наглядной основы - моделей-картинок, а затем моделей-знаков, обозначающих части речи.
Дошкольники учились обозначать каким-либо одним символом («заместителем») реальный образ (или несколько образов), отражая им общие признаки объекта. Затем дети объединяли модели-картинки по смыслу в словосочетания.
Также важным этапом была работа с использованием наглядного моделирования над родственными словами, так как она развивала у воспитанников языковое чутье, расширяла словарный запас, формировала навык словообразования.
Так я использую игру “Снежная куча”. Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.
- Есть слово ласковое, маленькое – снежок.
- Есть слово длинное – снегопад.
- Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).
- Есть слово - человек, сказочный персонаж – снегурочка.
- Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
- Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.
- Есть слово – цветок – подснежник.
- Есть слово - птица - снегирь.
Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Предлагаю вам, дети, собрать их (Дети называют слова и складывают снежинки в кучу).
В результате использования моделей-предлогов в упражнениях и заданиях, дети-логопаты научились пониманию смыслового значения наиболее распространённых предлогов русского языка и правильному употреблению в речи предложно-падежных конструкций.
Также я использую схемы для формирования грамматического строя речи через игры
Одним из любимых видов у детей является такое моделирование, как пиктограмма (символических изображений, заменяющих слова). Я использую их, в основном при работе со звуками.
При обучении детей составлению рассказов-описаний, я пользуюсь схемами Т.А.Ткаченко и сенсорно-графической схемой В.К.Воробьёвой, которые беру за основу, но изменяю и совершенствую их
При затруднении детей-логопатов в заучивании наизусть стихотворений, приходилось заменять символами почти каждое произносимое слово. Иногда символическая аналогия позволяли записать целое предложение на одной карточке. Но, если необходимо было обратить особое внимание детей на какие-то слова, то я их выносила на отдельную карточку. При заучивании наиболее сложного текста некоторые слова заменяла соответствующей буквой или оставляла крупно напечатанными на карточке. Очень длинные тексты дети пересказывали по схеме-плану. Учитывая возрастные особенности дошкольников, можно прийти к выводу, что использование символической аналогии при пересказе, заучивании наизусть облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.
Работа по развитию связной речи при помощи наглядного моделирования показала: введение моделей облегчает процесс овладения детьми содержанием, структурой описательных текстов, их связностью. В анализе рассказов наблюдается улучшение почти по всем показателям. Большинство детей к концу года обучения самостоятельно, без наводящих вопросов, .более подробно описывают различные предметы, явления природы, картины и т.п.
Использованная литература
- Абызова Т.А., «Формирование речевых умений связного устного высказывания у детей с ОНР через моделирование плана высказывания». Методические рекомендации.
- Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников», Москва, Просвещение, 1981
- Каширина И.И., Костылева Н.А. Играем, говорим, рисуем, учимся от 3 до 5 лет. Где, куда, откуда или, котенок Пух и его друзья, г. Воронеж: «Институт практической технологии», 1998
- Малетина Н., Пономарева Л., «Моделирование в описательной речи детей с ОНР». Журнал «Дошкольное воспитание», 2004 №6.
- Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
- Ткаченко Т.А., Ткаченко Д.Д., «Занимательные символы», Москва, Прометей, 2002
- Ткаченко Т.А., «Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет», Москва, ГНОМ и Д, 2001
- Ткаченко Т.А., «Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет», Москва, ГНОМ и Д, 2001
- Ушакова О.С. «Программа развития речи у детей дошкольного возраста в детском саду». Москва, СФЕРА, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/01/picture-5029-1349078954.jpg)
Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования
Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.По результатам диагностики уровня ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/07/picture-517708-1417940421.jpg)
Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования
Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.По результатам диагностики уровня сформи...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/27/picture-472910-1409111322.jpg)
Консультация Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования
Консультация Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/05/picture-515776-1415174040.jpg)
Проект «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»
Мы стремимся к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, её объём и характер становятся главным показателем успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, труд...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/03/picture-663203-1591190240.jpg)
Консультация для воспитателей « Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»
« Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/09/picture-1089-1515522595.jpg)
Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуетс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/30/picture-730725-1451455918.jpg)
Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования
Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания....