РЕКОМЕНДАЦИИ "Постановка звуков "Л" и "Р".
методическая разработка по логопедии

Тополевская Светлана Петровна

Данный материал является памяткой для логопеда по видам нарушений звукопроизношения звуков "Л" и "Р",  способам их коррекции. Для упрощения диагностирования недостатков произношения данных звуков и выбора наиболее оптимального способа их коррекции в данной таблице собран материал из разной методической литературы. При составлении рекомендаций была использована литература известных авторов первой отечественной методики логопедической работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по постановке звуков Л и Р.

Автор учитель-логопед: Тополевская Светлана Петровна.

Образовательное учреждение: муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 50 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей» г.Ачинска Красноярского края  

Ключевые слова: памятка, виды нарушений звукопроизношения, постановка.

Краткая аннотация: Данный материал является памяткой для логопеда по видам нарушений звукопроизношения звуков Л и Р и способам их коррекции. Способствует быстрому диагностированию и выбору оптимального способа коррекции.

Данный материал является памяткой для логопеда по видам нарушений звукопроизношения звуков Л и Р и способам их коррекции. Для  упрощения диагностирования недостатков произношения данных звуков и выбора наиболее оптимального способа их коррекции в данной таблице собран материал из разной методической литературы. При составлении Памятки была использована  литература известных  авторов первой отечественной методики логопедической работы.

Правильная артикуляция звука [л]

Губы — раскрыты, занимают нейтральное положение или же положение необходимое для произнесения следующего звука.

Зубы — расстояние между верхними и нижними резцами 2-4 мм .

Язык — кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов (но может занимать и более нижнее положение). Передняя и средняя части спинки языка опущены, корневая часть поднята по направлению к мягкому нёбу и оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность. Боковые края языка опущены, через них проходит слабая выдыхаемая струя воздуха.  Язык принимает форму седла.

Мягкое нёбо — поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Голосовые связки — напряжены, вибрируют.

Воздушная струя — при выдохе попадает в ротовую полость и выходит по бокам языка.

Таблица №1.

Ламбдацизм

Отсутствие [л] или призвук гласной

Носовое произношение

[нг]

Замена [л] на украинское [хг]

Двугубное или губно-зубное произношение [л]

Замена [л]

на [д] или [т]

Пример: аампа, стоо, упаа.

Дефект негрубый.

Исправляется легко на основе подражания (слухо-зрительного восприятия). Устранение:

Можно  использовать тактильно- вибрационный контроль: руку ребёнка логопед прислоняет к своей гортани и протяжно «гудит» [л] между гласными. Ребёнок повторяет звукосочетания, проверяя произнесение с помощью рук:

1)   ал_а           ал_у

      ал_о           ал_ы

2)  ал_, ол_, ул_, стул_

3) л_а, л_о, л_у,лампа

4) межзубная постановка     [л]

Пример: нгампа, монгоко, упанг (сильный гнусавый оттенок).

Дефект грубый.

Причина: опущенное мягкое нёбо (иногда широко раскрытый рот).

Устранение:

1) Обратить внимание на то, что воздух должен выходить через рот по бокам языка. Утрировать силу выдоха при показе.

 Крылья носа не должны вибрировать при [л], для этого палец приложить к носу для контроля.

2) Постановка в межзубном положении.

3) Лучше закрепляется произношение [л] в сочетаниях пла, пло, плу, фла, фло …(они препятствуют соскальзованию на гнусавый звук)

Пример: хгампа, мохгок.

Причина: кончик языка оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки поднимается и упирается в мягкое нёбо.

Устранение:

1) Ребёнка просят произносить «ла, ла, ла», а у ребёнка получается «га, га, га». Обращают внимание ребёнка на то, как далеко ушёл его язык и логопед демонстрирует правильное произношение (постановка по подражанию).

2) Возможна постановка и автоматизация как в первом случае.

Пример: похоже на [у], [ы] или  на [ув].

Причина: активное участие принимают губы, а не язык.

Устранение:

1) Необходимо затормозить движение губ вперёд, укрепив оскал губ.

 _____________________

Тренировать правильное положение губ в упражнениях «Трубочка», «Улыбочка» и в быстром переключении с одного движения на другое. Затем тренировать подъём языка за верхние зубы, крепко прижимая кончик, а затем опуская его, удерживая губы в улыбке. Отработать эти движения, следя за тем, чтобы ребёнок не загибал кончик языка внутрь.

Пример: дампа, мотоко.

Дефект грубый.

Причина: нарушение произношения по такому типу связано с нарушением способа артикуляции.

______________________

Язык закрывает выход изо рта, примыкает к верхним коренным  зубам. В результате вместо свободного выхода по бокам происходит взрыв язычно-зубной смычки.

Устранение:

1) По подражанию. Предложить высунуть язык жалом, оттянуть язык назад и поднять к верхним резцам,   сделать плавный выдох, удерживая язык в нужном положении, а затем подключить голос.

2) Механическая постановка с помощью зонда. В домашних условиях применяют тесёмочку, перекинув её поперёк языка, подальше от его кончика и слегка натянув её за концы вниз и назад для образования боковых щелей.

3) Постановка в  межзубном положении.

4) Дифференциация звуков л-д, л-т.

Замена [л] на [н]

Замена [л] на [л']

Замена [л] на [в]

Замена [л] на [j']

Причина:

1) неправильное положение мягкого нёба;

2) неправильное положение языка.

Устранение:

1) Язык высунуть жалом, поднять кончик к верхней губе и дуть (воздушная струя идёт по бокам). Затем язык в положении «жала» передвинуть к верхним зубам, подуть и подключить голос.

2) Межзубная артикуляция (с раздуванием щёк).

3) Механический способ постановки для образования боковых щелей с помощью зонда. Контроль: палец к носу.

Дифференциация л-н

Причина:поднимается не корневая часть языка,а передне-средняя часть его спинки;смыкается не только кончик языка с дёснами,но и значитеьная поверхность передней части спинки с альвеолами .

Устранение:

1) От звука [ы];

2) Предложить дать возможное напряжение в области плечевого пояса и шеи. Для этого нужно нагнуть голову вперёд и в этом положении тянуть [л] на низком тоне. В это время механическая помощь: двумя пальцами указательным и безымянным произвести лёгкий нажим снаружи на шее так, чтобы каждый палец приходился в точке у внутреннего края задней трети левой и правой ветвей нижней челюсти.

3) Межзубная артикуляция с раздуванием щёк.

Причина: язык не принимает участие, к верхним резцам двигается нижняя губа.

Устранение:

1) Необходимо затормозить движение нижней губы. Сначала научить опускать нижнюю губу, обнажая зубы и удерживать в таком положении под счёт от3 до 5, потом тренировать подъём кончика языка к верхним зубам. Повторять несколько раз.

2) Если не получается 1 способом, то прибегают к механической постановке: опускают и поднимают нижнюю губу указательным пальцем, поставленным под неё.

Причина: кончик языка остаётся внизу, а средняя часть спинки языка выгибается вверх.

Устранение:

Учить удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним резцам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю поднимать. Чтобы язык принял точное положение, просунуть кончик языка между передними зубами и протяжно произносить [ы]. Или при открытом рте положить на среднюю часть спинки языка поперёк круглую пластмассовую трубочку, а кончик языка поднимать за верхние резцы.

Правильная артикуляция звука [р]

Губы — положение губ зависит от смежных фонем.

Зубы — между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое расстояние.

Язык — принимает форму ложечки, боковые края прилегают к верхним коренным зубам, а кончик языка поднят к альвеолам, соприкасается

                  с ними и вибрирует под напором выдыхаемой струи.

Мягкое нёбо — поднято и закрывает проход в носовую полость.

Голосовые связки — сомкнуты и вибрируют.

Таблица № 2

Ротацизм

Горловое произношение

Боковое

Щёчное

Носовое

Одноударное

Замена [р] на [д], [л'],  [л], [г], [р'], [j']

В виде горлового дрожащего звука.

1 тип — велярное. При нём корневая часть языка, оттягиваясь назад всей своей массой сближается с нижним краем мягкого нёба и образует с ним щель. Проходя через щель, выдыхаемый воздух приводит в колебание не только язык, но и значительную часть края мягкого нёба (слышится храпящий звук).

2 тип — увулярное, при котором вибрирует только  язычок (слышится чёткий рокот).

Устранение:

Следует перевести ребёнка на длительные упражнения в речи проторного [р].

Отличие горлового от правильного: предложить ребёнку широко раскрыть рот и длительно произносить [р].Правильно сказать невозможно, а горловым свободно.

Вместо [р] слышится что-то вроде рль, дль, тль. Вместо вибрации переднего края языка взрывается смычка между его боковым краем и коренными зубами. Часто такой дефект может появиться, когда ребёнок приступает к выработке вибрации языка в тот момент, когда ещё не усвоил проторный звук и удерживает язык в виде жала.

Дефект грубый.

Звук [р] ставят от проторного.

Струя выдыхаемого воздуха проходит через щель, образовавшуюся между боковыми краями языка и верхними коренными зубами, приводя в колебание щёку или щёки.

По звучанию похоже на сочетание [нг]. воздушная струя проходит через нос, а не через рот. Кончик языка не участвует в артикуляции и оттянут в глубь рта.

Устранение:

Подготовительный этап начать с объяснения, что воздух нужно выдыхать через рот. Тренировать: вдох через нос — медленный выдох через рот. Сравнивать звуки, произносимые через рот [ф], [ш] и через нос [м], [н].

При наличии одноударного звука следует развивать вибрацию и одновременно вводить его в речь

1) Замена [р] на [р']

Спинка языка слишком поднята, а передний край вибрирует не у альвеол, а ближе к верхним резцам.

Дефект негрубый.

Устранение:

Предложить произносить [р] при несколько более широко раскрытом рте.

2) Замена [р] на [д], [л'], [л]

Место образования более или менее правильное. Следует укрепить кончик языка и вырабатывать вибрацию.

3) ) Замена [р] на [j']

Изменяется и место произношения (вместо передней части спинки языка поднимается средняя)  и способ (вместо дрожащего  щелевой)

Используемая и рекомендуемая  литература:

  1. Ляпидевский С.С. «Очерки по патологии речи и голоса». «Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР». Москва, 1960 г.
  2. Правдина О.В. «Логопедия». Издательство «Просвещение». Москва, 1969 г.
  3. Рау Ф.А., Рау Ф.Ф. «Методика обучения глухонемых произношению». «Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР». Москва, 1959 г.
  4. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Г.В. Чиркина. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Москва.  «Просвещение», 1989 г.
  5. Хватцев М.Е. «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста». «Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР». Москва, 1961 г.