Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии (младшая группа)

Иванова Анна Александровна

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка.

Таким образом, речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка и литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (дикция, темп, произнесение звуков и слов) и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности и связности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx32.62 КБ

Предварительный просмотр:

КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ?

«Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста».

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка.

Таким образом, речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка и литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (дикция, темп, произнесение звуков и слов) и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности и связности.

Так же большое значение для развития речи ребенка имеет жизненная обстановка, в которой он воспитывается, отношение окружающих взрослых, уход, воспитательные воздействия и собственная активность ребёнка в различных видах деятельности.

В первые три года жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности - в режимных моментах, в самостоятельной игре, в процессе непосредственно-образовательной деятельности.

Важное значение для своевременного развития речи имеет отношение взрослого к развитию ребенка. Внимательное, бережное и доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций ребенка. Без этого невозможно устанавливать тесный контакт с малышом и развивать его речь.

В младшем возрасте общение является основной формой воспитательного воздействия на детей. Общение – это взаимоотношение взрослого и ребёнка, которое включает обращение взрослого к ребёнку и ответную реакцию ребёнка взрослому.

Третий год жизни является главным периодом в развитии речи ребенка. Задачи развития разнообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками и расширять активный словарь.

Развитие речи происходит на специально организуемых мероприятиях в детском саду, в ходе которых развиваются действия с предметами, движения. А так же развитие должно происходить в повседневной жизни (режимных моментах, самостоятельной деятельности). В процессе наблюдения за живыми объектами необходимо знакомить детей с особенностями внешнего вида, с повадками, как и что они едят. После этого необходимо провести с ребенком беседу об услышанном (увиденном, наводящими вопросами активизируя коммуникативную функцию. В процессе наблюдений так же следует не только констатировать то, что происходит, но и развивать мыслительные способности детей: обучать сравнивать предметы и устанавливать между ними сходство и различия.

Общение ребенка со взрослыми и с другими детьми способствует тому, что он учится более сложным формам общения, не только просит или помогает, но и соотносит свои действия с действиями других. Необходимо внимательно следить за речью ребенка: слушать, как он говорит и повторять за ним все слова и фразы, ведь при повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае необходимости даём верные образцы для усвоения. Этот приём имеет важное значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм. Важными так же являются приёмы договаривания (потешки, стихотворения) и подсказывания нужного слова (ребёнок в ходе пересказа или чтения наизусть может испытывать затруднение в употребления какого-то слова, необходимо вовремя помочь ему).

Развивающие игры для детей трёх, четырёх лет, направленные на развитие правильной и грамотной речи у детей. Игры обогащают словарный запас ребёнка, активизируют его речь, формируют наглядно-образное и понятийное мышление.

Для развития речевой активности детей широко используются картинки с изображением предметов в действии, отдельно расположенных предметов, сюжетные картинки. Это повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать различные мыслительные операции и обобщать знания. В результате у ребёнка формируется умение не только повторять слова за взрослыми, но и самостоятельно высказывать свои суждения.


РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Существительные

«Что у вас?» (дидактическое упражнение)

Наглядный материал: картинки (на каждом столе одна картинка)

Ход игры. Воспитатель спрашивает: «Что у вас на картинке?». Дети отвечают

- У нас флажок

- У нас флажки.

- У нас дом.

- У нас дома.

«Один и много» (дидактическое упражнение)

Наглядный материал: картинки с изображением одного или нескольких предметов (на каждого ребёнка)

Ход игры. Воспитатель раздаёт картинки детям. Просит назвать предметы, изображённые на картинках. Дети отвечают:

- У меня окно.

- У меня окна.

Затем составляются пары картинок по принципу: один – много.

«Магазин» (дидактическое упражнение)

Цель: практическое усвоение множественного числа, составление предложений с союзом а.

Ход игры. На игровом поле расположены 3-4 куклы, 3-4 мишки и т.д. У воспитателя на столе те же игрушки в единственном числе. Дети берут со стола игрушки и по образцу воспитателя говорят:

- У меня мяч, а в магазине мячи и т.д.

«А что у вас?»

Наглядный материал: предметные картинки с изображением предметов во множественном числе (у каждого ребёнка). У воспитателя те же картинки, но с изображением предметов в единственном числе.

Ход игры. Воспитатель говорит: «У меня кукла. А у вас?» дети отвечают и т.д.

Существительные в винительном падеже

«Магазин» (дидактическое упражнение)

Наглядный материал: игрушки.

Ход игры. Воспитатель говорит детям, что он будет продавцом, а они – покупатели. Спрашивает поочерёдно: «Что ты купишь?». Дети отвечают: «Я куплю мяч», «Я куплю куклу»

«Закончи предложение» (дидактическое упражнение)

Наглядный материал: сюжетные картинки

Ход игры. Воспитатель начинает предложение, дети заканчивают его существительным в винительном падеже без предлога.

- Папа читает… (книгу).

- Коля ловит… (бабочку). 

«Кто кого обогнал?» (дидактическое упражнение)

Наглядный материал: магнитный театр (фигурки – девочка, мальчик, кошка, собака)

Ход игры. Фигурки на полотне расставлены парами. Их положение всё время меняется. Воспитатель спрашивает, кто кого обогнал. Дети отвечают:

- Петя обогнал Риту.

- Жучка обогнала Мурку.

Драматизация сказки «Человек и животные»

Цель: закрепить умение пользоваться простым распространённым предложением, правильно употреблять форму винительного падежа. Закрепить навык диалогической речи.

Наглядный материал: шапочки, изображающие головы лошади, коровы, овцы, собаки, курицы, петуха.

Ход игры. Животные и птицы пришли к человеку и сказали:

- Дай нам работу.

- А что вы умеете делать? – спросил человек.

Лошадь сказала:

- Я буду возить грузы.

Овца сказала:

- Я буду давать шерсть.

Собака сказала:

- Я буду охранять дом.

Курица сказала:

- Я буду нести яйца.

Петушок сказал:

- Я буду рано утром всех будить.

- Хорошо, я дам вам работу, - сказал человек.

На вопросы воспитателя дети должны отвечать предложением сказки с использованием существительных в винительном падеже:

- Я буду возить грузы. И т.д.

«Кто что делает» (дидактическое упражнение)

Наглядный материал: сюжетные картинки

Ход игры. Воспитатель по картинкам задаёт детям вопросы, требующие ответов с существительными в винительном падеже:

- Что делает повар?

- Повар варит суп. И т.д.

«Что вижу» (дидактическое упражнение)

Наглядный материал: картинки – одушевлённые и неодушевлённые предметы на разных планшетах.

Ход игры. Воспитатель спрашивает ребёнка «Что ты видишь на картинке?». Дети отвечают:

- Я вижу собаку (кошку, мальчика, юлу и т.д.)

«У зайки день рождения» (дидактическое упражнение)

Наглядный материал: картинки

Ход игры. Воспитатель говорит:

- У Зайки день рождения. Разные угощения приготовил зайка (показывает предметные картинки: орехи, рыбка, мёд). Угадайте, кому Зайка приготовил орехи?

Дети отвечают:

- Орехи – белке.

- Рыбку – лисе.

- Мёд – мишке.

Существительные единственного числа в родительном падеже

«Чего не стало?» (дидактическое упражнение)

Наглядный материал: набор игрушек

Ход игры. Воспитатель предлагает детям посмотреть 3-4 игрушки, запомнить их. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает 1-2 игрушки и спрашивает: «Чего не стало?». Дети отвечают: «Не стало мишки (куклы и т.д.)»

«Желание» (дидактическая игра)

Наглядный материал: по одному стакану чая, воды, молока, компота.

Ход игры. Воспитатель начинает фразу, а дети её заканчивают:

- Я выпью … (стакан молока)

- Я выпью … (стакан воды).

«Угадай дерево по листу» (дидактическое упражнение)

Наглядный материал: карточки с листьями знакомых деревьев

Ход игры. Воспитатель показывает карточки одну за другой и спрашивает, какому дереву этот лист принадлежит. Даёт образец ответа:

- Это лист берёзы.

- Это лист липы. И т.д.

«Кого кормит девочка?» (дидактическое упражнение)

Наглядный материал: магнитный театр (девочка с лукошком, куры, гуси, утки)

Ход игры. Воспитатель задаёт вопросы в соответствии с ситуацией:

- Кого кормит девочка?

- Девочка кормит кур.

«Теремок» (дидактическое упражнение)

Наглядный материал: теремок, игрушки – зверята: медвежата, мышата, лисята.

Ход игры. Воспитатель говорит:

- Кого хотите видеть?

- Я хочу видеть медвежат, лисят, мышат. И т.д. Если дети правильно назвали, то зверята выходят из теремка.

Работа над правильным употреблением существительных в косвенных падежах с предлогами

«Что ты любишь?» (дидактическое упражнение)

Цель: активизация в речи предлога с.

Ход игры. Воспитатель даёт образец фразы:

- Я люблю хлеб с вареньем, а вы?

- А я люблю хлеб с сыром (маслом, повидлом, чаем, колбасой, сахаром)

«Я начну, а ты закончи» (дидактическое упражнение)

Цель: активизация в речи предлога у.

Ход игры. Воспитатель начинает фразу:

- Красивое платье (у кого?) у Маши.

- Синий флажок (у кого?) у Коли. И т.д.

«На чём дети катаются?» (дидактическое упражнение)

Наглядный материал: сюжетные картинки (лыжи, санки, коньки, самокат, велосипед, машина)

Ход игры. Дети по картинкам составляют предложения с союзом «на».

- Мальчик катается на самокате.

- Вика едет на машине. И т.д.

«Где петрушка?» (дидактическое упражнение)

Наглядный материал: кукольная мебель, игрушечный петрушка.

Ход игры. Воспитатель передвигает Петрушку в кукольной комнате: сажает на стул, на диван, за стол, прячет за шкаф, за кровать.

Дети объясняют, где Петрушка:

- Петрушка сидит на стуле. И т.д.

Согласование имени существительного с прилагательными, числительными и местоимениями в роде, числе, падеже; с глаголами – в числе и роде

«Картинки» (дидактическое упражнение)

Цель: упражнять детей в родовой принадлежности существительных (какой, какая, какое?)

Наглядный материал: набор картинок

Стул

Карандаш

Апельсин

Лимон

Помидор

Котёнок

Цыплёнок

Шапочка

Кастрюля

Груша

Колесо

Ведро большое

Ведро маленькое

Дерево

Блюдце

Яблоко

Пальто

Ход игры. Воспитатель говорит:

- У вас в коробках картинки. Вы мне будете показывать картинку, а буду называть, что на ней нарисовано (большое яблоко, голубая шапочка, красный помидор). Теперь я буду показывать картинки, а вы называть их.

Названные картинки воспитатель откладывает на стол. Игра заканчивается, когда все картинки будут названы.

«Кто с кем» (дидактическое упражнение)

Наглядный материал: предметные картинки – взрослые животные и их детёныши.

Ход игры. По мере выставления картинок воспитатель предлагает детям ответить на вопрос: «Кто с кем вышел на полянку?» (лиса с лисёнком, зайчиха с зайчонком и т.д.)

«Где Мишка искал свой мяч» (дидактическая игра)

Цель: привлечь внимание детей к различным вариантам пространственных отношений между предметами, активизировать в их речи предлоги под, за, на, около, с. учить детей изменять падежные окончания существительных при употреблении различных предлогов (на стуле, под стулом, около стула).

Ход игры. Воспитатель спрашивает, дети отвечают:

- Что делает Мишка? (Мишка спит)

- Где спит Мишка? (На кровати)

- Что сейчас делает Мишка? (Встал)

- Он проснулся. А разве он уже встал с кровати? (Не встал, ещё сидит)

- Где он сидит? (На кровати)

Воспитатель говорит, что Мишка хочет поиграть в мяч, а мяч куда-то закатился. Начинаются поиски мяча. Мишка заглядывает под кровать, под стол, под шкаф, в шкаф, на шкаф и, наконец, находит мяч в корзине. По ходу игры задаются вопросы:

- Куда теперь пошёл Мишка?

- Что он делает?

- Почему он наклонился?

- Где он сейчас ищет мяч?

Глаголы

Употребление глаголов ложиться и съезжать в повелительном наклонении

«С Мишкой» (дидактическое упражнение)

Цель: учить детей использовать глагол лежать в повелительном наклонении.

Наглядный материал: медвежонок, кровать.

Ход игры. Воспитатель рассказывает:

- Этот мишка охотно ложится на бочок, спину, живот. Надо только попросить его об этом.

Дети просят мишку, употребляя глагол ляг. Усложняя задание, воспитатель создаёт новую игровую ситуацию с любой игрушкой: зайкой, Петрушкой.

«На горке» (дидактическая игра)

Цель: учить детей использовать в речи глагол съезжать в повелительном наклонении – съезжай.

Наглядный материал: игрушечная горка, медвежонок, кукла Катя.

Ход игры. Кукла Катя и мишка катаются с горки, а воспитатель сопровождает их действия словами:

- Скорей, Катенька, влезай на горку, а теперь съезжай!

Вслед за воспитателем эти слова повторяют дети.

«Кто как кричит» (дидактическое упражнение)

Цель: образование глаголов от звукоподражательных звуков (слов).

Наглядный материал: предметные картинки с изображением кошки, поросят, утят, лягушек, кур.

Ход игры. Воспитатель говорит с детьми:

- Вспомните, как подаёт голос поросёнок?

- Хрю-хрю.

- Что он делает?

- Хрюкает (поросята хрюкают)

- Как подаёт голос котёнок? (Мяу)

- Что он делает?

- Мяукает.

Можно использовать стихотворение К.И.Чуковского «Путаница»

Работа с предложением

«Кто у кого? (дидактическое упражнение)

Цель: практическое усвоение сложносочинённого предложения с противительным союзом а.

Наглядный материал: предметные картинки с животными и их детёнышами.

Ход игры. Сначала дети составляют простые предложения типа: «У коровы телёнок». Потом по образцу воспитателя составляют сложносочинённые предложения по двум парам картинок:

- У коровы телёнок, а у козы козлёнок.

Словообразование

«Ласковые имена» (дидактическое упражнение)

Цель: практическое усвоение словообразования при помощи суффиксов уменьшительно – ласкательного значения.

Ход игры. Дети водят хоровод, поют:

Хоровод водили, ласковыми были,

В кружок вызывали, имя называли,

Выйди, Леночка, в кружок,

Возьми, Леночка, флажок.

Потом поочерёдно передают флажок друг другу, называя каждого ласковыми именами.

«Ласковые имена» (дидактическое упражнение)

Цель: дать ласковые имена и названия (словообразование с помощью суффиксов) – Аня – Анечка, Соня – Сонечка и т.д.

Мама – мамочка, папа – папочка (дочь, сестра, брат, сын).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста"

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют ре...

Консультация для родителей «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста».В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи вз...

Консультация для родителей (младшая группа) «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста».

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют ре...

Консультация для родителей (младшая группа) «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей (младшая группа)«Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста».В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и восп...

Консультация для родителей (младшая группа) «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста».

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель саду. в детском...