Методическая разработка по формированию фонематических функций у дошкольников с ТНР.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Виноградова Татьяна Сергеевна

Основными задачами логопедической работы по формированию фонематических функций для детей -логопатов в детском саду являются:

  1. формирование звукопроизношения;
  2. развитие фонематического восприятия;
  3. развитие фонематического анализа и синтеза;
  4. формирование фонематических представлений.

В основе курса коррекционно-логопедической работы лежит развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Первоначально, с помощью специальных приемов логопед исправляет произношение звуков и уточняет их артикуляцию. Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходят в одно и то же время с развитием анализа и синтеза звукового состава речи.  Упражнения же в звуковом анализе и синтезе способствуют осознанному овладению произношением звуков речи. То есть, упражнения, направленные на анализ и синтез звукового состава речи помогают решить две задачи – нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по формированию фонематических функций у дошкольников с ТНР.

Основными задачами логопедической работы по формированию фонематических функций для детей -логопатов в детском саду являются:

  1. формирование звукопроизношения;
  2. развитие фонематического восприятия;
  3. развитие фонематического анализа и синтеза;
  4. формирование фонематических представлений.

В основе курса коррекционно-логопедической работы лежит развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Первоначально, с помощью специальных приемов логопед исправляет произношение звуков и уточняет их артикуляцию. Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходят в одно и то же время с развитием анализа и синтеза звукового состава речи.  Упражнения же в звуковом анализе и синтезе способствуют осознанному овладению произношением звуков речи. То есть, упражнения, направленные на анализ и синтез звукового состава речи помогают решить две задачи – нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты.

В целях подготовки дошкольников к обучению грамоте проводятся так же следующие упражнения: различение между собой любых звуков речи, и гласных и согласных; выделение любых звуков из состава слова; разделение слов на слоги, а слоги на звуки; объединение звуков в слоги, а слоги в слова; определение последовательности звуков в слове.

Учитывая перечисленные выше задачи, для занятий подбирается речевой материал.

Необходимо учить различать фонемы родного языка, связывая это с развитием тонкой (мелкой) моторики рук.

Например:

[З] – так поет комар. Детки ставят локти на стол и кистями рук «отгоняют» комара.

[Ж] – песенка жука, дети имитируют пальцами движения лапок жука.

[Ц] – цапля, дети «ловят» лягушек, разложенных логопедом на столе, поставив локти, и наклоняя к лягушкам кисть.

Развитие слухового контроля ведется параллельно с формированием правильного артикуляционного уклада звука, с использованием зрительной опоры, тактильных и кинестетических ощущений.

1. Формирование восприятия устной речи на фонетическом уровне. Методика, разработанная Л.В. Лопатиной и Н.В. Серебряковой [2001].

Упражнения по формированию восприятия устной речи на фонетическом уровне.

  1. Формирование восприятия устной речи в процессе имитации слогов

- в работе с таблицами, включающими слоги типа согласный-гласный:

бо

са

мю

ре

цэ

фо

дя

на

хе

ню

ша

гэ

зю

ту

ди

да

лю

ку

ки

пя

вы

фу

жо

цы

зе

бя

те

ха

- в работе с таблицами, включающими слоги типа гласный-согласный:

ин

ис

ум

ыл

юс

ол

ам

ан

уч

ош

уп

ыр

ац

оф

ык

иш

ом

ор

ут

ик

ун

эк

ац

ин

ум

ат

юш

ыл

-в работе с таблицами, включающими слоги типа согласный-гласный-согласный, согласный-согласный-гласный и согласный-гласный-согласный-согласный:

рек

ниц

зном

рыс

гек

тапь

вуф

треп

меф

пась

страр

бань

вюр

нах

бем

сах

десь

жус

ной

лорь

фок

щусь

мул

штай

изм

цват

трюль

нуц

рель

ший

зырь

чтуй

быс

тет

скес

мофь

дям

гоф

сях

рац

дам

пюм

кац

бек

чинь

щурь

луф

фиш

сузнь

прень

Работа со слоговыми таблицами включается в структуру логопедических занятий и проводится в игровой форме.

  1. Формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искаженно произнесенного звука:

- распознавание дефектного произношения в чужой речи (взрослого), отличающегося от собственного.

Логопед читает небольшой рассказ (например, «Букваренок» Г. Юдина), затем задает вопрос: «какой звук вы чаще всего слышали? Послушайте внимательно, как он звучит» (логопед длительно и четко произносит, сравнивая его с каким-либо неречевым звучанием, например, «З-З-З» - поет комар). Затем, экранируя лицо и чередуя правильное и дефектное произношение, логопед произносит слоги различной структуры, с различными гласными; слова, с которых нужный звук встречается в разнотрудных условиях. Ребенок, услышав дефектное произношение звука, сигнализирует об этом (хлопает в ладоши).

- распознавание дефектного произношения, аналогичного собственному в чужой речи (логопед имитирует произношение, аналогичное дефектному произношению ребенка).

2.  формирование восприятия устной речи на фонологическом уровне (по Р.И. Лалаевой ).

Логопедическая работа по формированию слуховой дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа: первый – предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков, второй – этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

Предлагаются следующие упражнения по формировании. Восприятия устной речи на фонологическом уровне.

2.1. уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.

При уточнении правильной артикуляции звука (например, звука [С]) обращается внимание на работу артикуляционных органов при его произнесении: губы растянуты в улыбке, кончик языка располагается за нижними резцами. Для закрепления зрительного образа звука детям предлагаются изображения-символы. Формирование умения кинестетически ощущать положение кончика языка (приподнять или опущен) осуществляется в процессе сравнения звука [с] со звуком [т]. С помощью тактильного  ощущения уточняется, что при произнесении этого звука образуется центральная узкая и холодная воздушная струя. Голосовые складки не вибрируют. Слуховой образ звука [с] сравнивается с неречевым звучанием, например, с выпускаемым из шарика воздухом. Положение языка при этом подкрепляется определенным положением кисти руки.

2.2. выделение звука на фоне слога.

Детей необходимо научить выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него.

Логопед называет слоги, включающие звук, например, [Ч] и не имеющие его: ПА, ЧА, ЛО, ЧУ, СЯ, НУ, ЧО, ЧЕ. Дети должны поднять флажок или букву, если в слоге слышится звук [ч].

После формирования правильного произношения этого звука, проводится его выделение из слога в произношении.

2.3. формирование умения определять наличие звука в слове.

Формирование умения основывается на материале слов, имеющих и не имеющих данный звук. В упражнения не включаются слова со сходными акустически и смешиваемыми в произношении звуками. Изучаемый звук связывается с соответствующей буквой. Впервые буква вводится только после узнавания звука в различных звуковых окружениях.

На данном этапе предлагаются следующие упражнения:

- подать сигнал при узнавании заданного звука;

-выбрать (а позднее и назвать) картинки, в названии которых присутствует изучаемый звук (картинки со смешиваемыми звуками исключаются);

- подобрать к заданной букве картинки, в названии которых присутствует заданные звук (картинки называть не надо). Картинки, в названии которых присутствуют сходные фонетически и смешиваемые ребенком звуки исключаются.

2.4. выделение слова с изучаемым звуком из предложения.

По данному выше плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.

2.5. Дифференциация звуков (например [c] и [ш]):

а) дифференциация изолированных звуков. Проводится с опорой на зрительное восприятие артикуляции, на кинестетические ощущения. Оба звука произносятся без участия голоса. Слуховой образ сравнивается с неречевым звучанием.

Для закрепления предлагаются следующие упражнения:

- определение звуков по беззвучной артикуляции;

- определение артикуляции произнесенного логопедом звука (для исключения опоры на зрительное восприятие, логопед закрывает нижнюю часть лица);

б) дифференциация звуков в слогах.

Проводится в ходе произносительного и слухового сопоставления:

-повторение слогов с закрепляемой парой звуков (например, [ц] и [ч])

 В прямых слогах, сначала с одинаковой гласной, затем с разными гласными, в закрытых слогах;

-слуховая дифференциация. Ребенок поднимает соответствующую картинку после произнесения логопедом слогов с закрепляемыми звуками (лошадь (цокает копытами) или паровоз): ЧА, ЦУ, ЧО, ЦО, ЦЫ, ЧУ.

-придумать слова с заданными звуками;

в) дифференциация звуков в словах.

Проводится на фоне уточнения звуковой структуры слова. Используются различные задания по формированию фонематического анализа: установление наличия или отсутствия звука в слове, выделение первого и последнего звука, определение последовательности, количества и места звука в слове.

г) дифференциация звуков в предложениях.

-придумать предложение, в котором есть слова с закрепляемыми звуками, опираясь на сюжетную картинку;

- придумать предложения по предметным картинкам на слова с закрепляемой парой звуков. Определить какой из двух звуков присутствует в названии картинок.

-дополнить предложения словами-квазиомонимами. Определить какой звук в слове. (крыша-крыса, мишка-миска, дар-пар, почка-бочка, чайка-майка и т.д.);

д) дифференциация пары звуков в связной речи.

-составляется рассказ по серии сюжетных картинок с использованием слов, включающих один из закрепляемых звуков;

По такой же схеме проводится работа по дифференциации твердых и мягких, глухих и звонких согласных, а также аффрикат и звуков, входящих в их состав.

3.  Формирование фонематического анализа (по Л.В. Лопатиной и Н.В. Серебряковой).

3.1. выделение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука:

- назвать в слове первый и последний звук;

- определить местоположение заданного звука в слове;

- разложить картинки с заданным звуком в три ряда: первый ряд – картинки, со звуком в начале слова, второй – в конце, третий – в середине;

- выбрать из предложенных картинок те, в названии которых заданный звук располагается в начале/середине/конце слова;

- подобрать слова, в которых заданный звук находится в начале/середине/конце слова;

3.2. определение последовательности и количества звуков в слове.

Работа направлена на развитие более сложных форм фонематического анализа и способствует совершенствованию слухопроизносительных дифференцировок. Определение последовательности (порядковый анализ) и количества звуков в слове (количественный анализ).

-определение последовательности звуков в слове: дом, кот, стол, машина, полка;

- посмотреть на предложенную картинку, проанализировать ее слово-название и составить его графическую схему;

-подобрать картинки (слова) на предложенную графическую схему;

-придумать слово с заданным количеством звуков, составить схему предложенных слов;

-выбрать картинки из ряда, с заданным количеством звуков;

3.3. определение места звука в слове по отношению к другим звукам: игра «Найди соседей».

На первых этапах работы ребенку предлагаются слова без редуцированных звуков. Логопед анализирует предложенные слова вместе с ребенком, помогает ему выяснить, какой звук стоит перед/после заданного звука.

4.  Формирование фонематического синтеза (по Ковшикову В.А.).

составление слов из заданной последовательности звуков: логопед называет по отдельности звуки слова и просит его назвать слово. (К,О,Т; Д,Ы,М; Р,О,Т; С,У,М,К,А; Д,Е,Р,Е,В,О  и т.д.)

5.  формирование фонематических представлений.

- подобрать слова определенной тематики на заданный звук (например, транспорт, начинающийся на звук [Т] – трамвай, троллейбус).

- подобрать слово на заданный звук. Логопед  просит ребенка назвать любое слово, которое начинается на заданный звук.

-подобрать слово, в котором заданный звук имеет определенное место в слове (начало/середина/конец);

- подобрать слово, которое начинается на тот же звук, что и слово, произнесенное логопедом (например, логопед говорит «палка», ребенок должен подобрать слово, которое начинается на звук [п]).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА (авторская) «ФОРМИРОВАНИЕ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Система работы по формированию фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и с детьми раннего возраста....

Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста....

"Приключения Звуковичков".Методическая разработка по формированию фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи предназначена для учителей-логопедов и воспитателей групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Данный материал призван помочь преодолению у детей с ТНР трудностей формирования фонематических функций в ходе игровой деятельности как основной и ведущей в дошкольном детстве....

Методическая разработка по формированию фонематических процессов «ВЕСЕЛЫЕ ПАРОВОЗИКИ»

Методическая разработка по формированию фонематических процессов «ВЕСЕЛЫЕ ПАРОВОЗИКИ»...

Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических функций у дошкольников со стёртой дизартрией

Метадические рекомендации, необходимые в процессе коррекционно-логопедической работы для формирования фонематических функций....

Методическая разработка по формированию фонематического анализа "Разгадай-ка!"

Методическая разработка по формированию фонематического анализа "Разгадай-ка"...